Ситуации
Учиться «по случаю»
То, что происходит в школе, не поддается
никаким законам – каждый день может принести
неожиданные сюрпризы. Скажем, тот, кого считали
супер-талантливым, внезапно превращается в
хулигана. А девочка, которую всегда волновала
только ее внешность, в один прекрасный день
становится лучшей ученицей. Случаи,
неподвластные науке, не поддаются
систематизации, их нельзя классифицировать.
Так что же, о них стоит забыть как о радостных или
досадных исключениях из общих правил? Или,
напротив, именно на них и нужно обращать
пристальное внимание?
Выход из тупика
С такими вопросами сталкивается не
только педагогика, но и ряд других гуманитарных
наук. Например, юриспруденция. В духе тенденций
века разума во многих странах мира был создан
кодекс (уголовный и гражданский), которому все
должны были подчиняться, который стал мерилом
(единым, всеобщим) для всех судебных инстанций.
Появилось так называемое «civil-law» –
«гражданское», или «кодифицированное» (в русском
переводе часто его называют именно так – от
слова «кодекс»), право.
Предусмотреть и описать все возможные
жизненные ситуации в виде набора определенных
правил оказалось чересчур сложно. Кроме того, при
кодифицированном праве слишком велика
вариативность судебных решений: за одни и те же
нарушения часто выносятся разные приговоры в
зависимости от множества нюансов, в числе
которых отношения судей к подсудимому или
обвиняемому.
Возможно, именно поэтому во многих
(кстати, наиболее развитых) странах мира сегодня
действует «case-law» – «прецедентное право». То есть
описание конкретных судебных решений, которые
могут быть использованы в дальнейшем при
вынесении очередного приговора за то или иное
деяние. Так правовая система защищает себя от
вольных толкований общего права: если один судья
в стране оправдал, например, автодорожное
преступление, совершенное водителем в пьяном
виде, то все адвокаты этой страны после его
решения (прецедента) могут требовать оправдания
своим подзащитным в аналогичных случаях (на
основе прецедента, который был создан). И
получается, что каждое судебное решение
становится частью общей правовой системы.
Поэтому в этих странах судьи, прежде
чем вынести приговор, вынуждены
руководствоваться не личным отношением, а
ответственностью перед всеми будущими
пострадавшими и подсудимыми (кстати, никто не
гарантирует, что в подобную ситуацию никогда не
попадет сам судья или кто-то из его близких).
Прецедентная педагогика
Не менее важны прецеденты и в
педагогике. Вспомните: самые знаменитые
педагогические книги написаны совсем не в стиле
научных трактатов (с целями исследования,
задачами, этапами и анализом результатов). Руссо,
Толстой, Макаренко, Корчак писали о собственном
педагогическом опыте, задавали вопросы самим
себе, размышляли над тем, что происходит. Книги, о
которых идет речь, не научные. Скорее их можно
отнести к художественной литературе. Читая их, мы
сравниваем свой опыт с тем, который описан,
думаем, как бы мы поступили в тех или иных случаях
и какое решение стало бы для нас неприемлемым.
Дело в том, что прецедентная
педагогика существовала всегда, только не совсем
легально. Подавляющее большинство учителей с
удовольствием расскажут о том, что происходило с
ними и их детьми. Вот только осмысление
случившегося, к сожалению, чаще всего происходит
вне стен школы, на бытовом уровне.
Конечно, не каждый учитель может стать
писателем, чтобы проанализировать те или иные
ситуации, с которыми ему приходилось
сталкиваться в тот или иной момент жизни в школе.
Но видеть своих учеников, замечать не только
поверхностные реакции (получил «двойку»,
подложил кнопку учителю на стул, сбежал с урока и
т.д.), а весь комплекс предшествующих этому
событий, должен уметь каждый педагог. Так же как и
выбирать модель своего поведения учителю будет
легче, основываясь не только на собственном
опыте, но и опираясь на опыт тех коллег, с чьими
педагогическими ситуациями он познакомился.
Педсовет о том, что произошло...
В любой школе, в любом классе всегда
кто-то нарушает дисциплину, у кого-то возникают
проблемы с учебой, одноклассниками, педагогами.
И, конечно, самые сложные, громкие, выбивающиеся
из общего ряда случаи становятся темами для
педагогических советов, на которых и разбираются
эти самые прецеденты (события) школьной жизни.
Однако разговор о них может
происходить по разным сценариям. Скажем, можно
искать виноватых и предлагать различные формы их
наказания. А можно анализировать ситуацию в
целом, пытаясь понять внутренние причины,
которые привели к возникшему конфликту, и искать
новые варианты действий педагога в подобных
обстоятельствах. Такое обсуждение станет
серьезной поддержкой для всех учителей в их
дальнейшей работе, предложит варианты поведения,
которое поможет в сходных ситуациях.
Возьмем самый обычный случай: в
классном журнале ученику Н.П. поставили
несколько «пятерок». Учитель, заметив это,
отругал класс и рядом с «пятерками» поставил
«двойки», чтобы «не повадно было»...
Этот случай может стать хорошим
поводом для разговора и об этом ученике, и о
классе в целом, и о педагогике. Вот только
небольшой перечень вопросов для обсуждения:
Без понимания этого учитель может
наказать невиновного, ведь никому не известно,
сам он себе поставил «пятерки» или так ему кто-то
«навредил».
Успешные дети часто сильно переживают
внезапный неуспех.
Что изменилось в последнее время в
жизни этого ребенка? Может быть, он таким образом
обращается к взрослым за помощью?
Каковы последствия реакции учителя?
Что еще можно было сделать в такой
ситуации?
Спокойный, вдумчивый разговор об
ученике будет полезен всему педагогическому
коллективу. Ведь каждый автоматически
задумается одновременно и о других детях со
схожими проблемами. Поэтому при обсуждении
каждого поставленного вопроса стоит обращать
педагогов к их опыту.
Обсуждение какого-либо прецедента
(который на первый взгляд кажется самым
банальным) будет гораздо полезнее чтения не
педсовете статьи о детской психологии или о
необходимости индивидуального подхода к каждому
ребенку.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Словарь
|
Прецедентная
педагогика – от лат. «предыдущий» (т.е. случай,
имевший когда-то место и послуживший примером
для последующей деятельности).
Педагогика вся построена на
прецедентах. Но школьные и учебные нормы
классно-урочной системы и установленные
администрацией правила в большой мере
определяют не только форму, но и содержание
учебного процесса, косвенно ограничивая
прецедентное развитие естественной педагогики у
каждого учителя и ученика. Этот аспект личного
менталитета бывает по-настоящему творческим
лишь в случае его особого развития на базе личного
опыта прецедентов. С тем же довольно низким
удельным весом прецедентных аспектов анализа
учебного процесса в класс-школе связаны и многие
другие «вечные» проблемы массового образования.
В частности, что в школьном деле давно не удается
наладить «передачу передового опыта».
М. БАЛАБАН,
«Новые ценности образования», 2005 г.
|
|