Услуги
«Мы не знаем слова “нет”»
Год назад родилась Идея. Юридическое
оформление она получила в мае прошлого года. А в
сентябре стала работать. На сегодняшний день
автономная некоммерческая организация «Скорая
педагогическая помощь» вот уже полгода живет,
творит, развивается…
Есть такие школы, коллективам которых
скучно и тесно жить в раз и навсегда созданном
пространстве. И они придумывают нечто,
позволяющее расширить существующие рамки.
Проект «Скорая педагогическая помощь» (СПП) –
пример, который прекрасно иллюстрирует этот
тезис. Придумал его директор челябинского
лицея № 31 Александр Попов (фрагменты его
«Дневника директора школы» мы начали
публиковать в № 1/2007).
Ирина Кунаккильдина
Для кого и для чего нужен этот
проект? В отличие от репетиторского центра,
которых сейчас множество в любом мало-мальски
крупном городе, СПП готова помочь в решении любой
образовательной проблемы. Начиная с проведения
экспертизы уровня обученности ребенка или
подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и вплоть до
проведения мастер-классов для коллег из разных
школ и помощи родителям в подборе школы для их
ребенка. Заявка, согласитесь, весьма смелая.
Поэтому, как всякий грамотный руководитель,
Александр Евгеньевич стал искать
единомышленников. И нашел. В своем
педагогическом коллективе.
Идеей директора загорелась учитель
истории и обществознания Ирина Кунаккильдина,
которая теперь и является директором СПП. Кроме
нее в постоянном штате «помощи» есть бухгалтер,
диспетчер-менеджер (который ведет всю
документацию и принимает информацию по
телефону), водитель и человек, занимающийся
сайтом проекта. Все остальные сотрудники СПП –
учителя, психологи, методисты, которые и
оказывают консультационные и прочие услуги, –
работают по договору. Таких договоров заключено
уже около 70. Как говорят в СПП, в проекте
задействована едва ли не вся прогрессивная
педагогическая общественность города.
Некоторые подробности о том, зачем
нужна такая служба, какие цели перед собой ставит
и о чем мечтает, мы попытались выяснить у ее
директора – Ирины Николаевны.
– В чем ноу-хау «Скорой
педагогической помощи»?
– В нашем названии есть слово
«скорая», и потому «конек» нашей службы в том, что
мы стараемся помочь всем обратившимся к нам
быстро и эффективно. С самого начала было решено,
что у нас будет автомобиль и мы сможем оперативно
реагировать. Скажем, у нас просит помощи
родитель, чей ребенок серьезно конфликтует с
учителем. После заключения соответствующего
договора на обслуживание мы можем быстро
привезти специалиста домой к родителям либо
взять ребенка и отвезти его к психологу. Или
устроить встречу родителя, учителя, ребенка и
психолога в нашем офисе.
Так же оперативно мы обещаем быструю и
качественную подготовку к ЕГЭ. Как бы
фантастически это ни звучало. Вообще наша
главная задача – не говорить клиентам слово
«нет». Даже если на первый взгляд задача кажется
невыполнимой. Мы – скорая помощь, поэтому должны
помочь человеку в любом случае. И если нам
позвонят в апреле и попросят подготовить ребенка
к ЕГЭ, мы не откажем.
Пригласим родителей, объясним им, что
подготовиться к ЕГЭ за два месяца невозможно,
поскольку это систематическая работа, которой
надо заниматься как минимум два-три года, чтобы
сдать экзамен выше чем на 80 баллов. И обещать
подготовить ребенка на 80 баллов по ЕГЭ мы не
будем. Мы скажем лишь, что можем пообщаться с
ребенком, выяснить уровень его знаний и сказать,
что за два оставшихся месяца преподаватели
смогут его подготовить к сдаче ЕГЭ на столько-то
баллов. Если родителей устроит такой расклад –
мы начнем работать.
Но тут надо заметить: строчку о
подготовке к ЕГЭ мы прописали потому, что у лицея
богатый опыт по этой части. Четыре года назад наш
директор Александр Евгеньевич обратился ко мне с
просьбой выступить организатором курсов
подготовки к ЕГЭ для городских детей. На эти
курсы дети начинают записываться уже весной. Мы
укомплектовываем группы и со 2 октября начинаем
работать. Причем некоторые группы готовятся по
шестимесячному курсу, другие – по
четырехмесячному или трехмесячному. У нас
отработан этот механизм, и тех преподавателей,
которые трудятся на курсах, мы приглашаем и в
«Скорую педагогическую помощь». Ведь для
преподавателя это дополнительный источник
заработной платы
И, безусловно, нашей оперативной
реакции помогает довольно обширный, созданный
нами банк данных специалистов. Когда человек
набирает номер нашего телефона, диспетчер
внимательно слушает клиента, и они вместе
формулируют проблему. Только после этого
диспетчер открывает банк данных и находит
специалиста, который может помочь в неотложной
ситуации. Иногда мы можем помочь сразу по
телефону – что-то подсказать, посоветовать.
– По какому принципу вы отбирали
специалистов для включения их в банк данных?
– Так как мы находимся в самом начале
пути и пока только создаем себе имя, нам надо не
просто быстро выполнять заказ, но выполнять его
качественно. Поэтому мы начали с учителей нашего
лицея. Ведь помимо того, что наши дети выигрывают
физико-математические олимпиады, мы занимаем
первое место в области по уровню русского и
английского языков, обществознания. В общем,
преподаватели нашего лицея – самое настоящее
богатство.
Но, конечно же, мы приглашали к
сотрудничеству и учителей из других школ города,
и специалистов из психологических центров. И
если хороших учителей-предметников мы находили
довольно быстро, то найти толкового психолога
оказалось сложно, так же как и дефектолога, и
логопеда. Но мы продолжаем поиски специалистов и
не ограничиваемся тем банком данных, который уже
сформирован.
– Ирина Николаевна, расскажите,
пожалуйста, о первых заказах или просьбах, с
которыми обращались в СПП.
– Мы проводили экспертизу уровня
знаний ученицы 10-го класса одной из челябинских
школ. Этот заказ выполняли четыре педагога
нашего лицея. Отец девушки обратился к нам в июне
прошлого года, когда только узнал о нас. У них в
семье решался вопрос о том, стоит переводить дочь
в московскую гимназию или оставить учиться в
Челябинске. Семье казалось, что знания девочки не
соответствуют тем оценкам, которые она получает
в своей школе, и потому попросили провести
независимую, непредвзятую экспертизу по четырем
предметам – физике, математике, русскому и
английскому.
Надо сказать, что наша экспертиза
уровня знаний этой девочки не совсем совпала с
оценками в ее школе. По двум предметам оценки
были близки, по двум другим – нет. То есть
оказалось, что она знала предмет все-таки чуть
слабее, нежели думали папа и мама. Для родителей
это стало неожиданностью, но они были рады
независимым результатам.
Был и второй подобный заказ, только он
уже касался ребенка 4,5 лет. Родители хотели
узнать уровень его развития с точки зрения
психолого-педагогической экспертизы. Здесь тоже
работали четыре человека – представители
психологического центра. И так как центр –
лицензированное учреждение, то они провели эту
экспертизу на своих бланках.
Ну а крылья мы, конечно, расправили,
когда в Челябинске проходил финал конкурса
«Учитель года-2006». В рамках конкурса состоялась
презентация нашей службы. И уже на следующий
конкурсный день у нас раздался звонок. Звонила
учительница из Кирова, просила найти иллюстрацию
Сергея Герасимова «Катерина» к пьесе
Островского «Гроза». Ни в одной библиотеке ее не
оказалось. Выручил читальный зал Челябинского
госпедуниверситета. Когда мы на машине СПП
подъехали к лицею № 11, где проходил конкурс,
учительница, заказавшая иллюстрацию к своему
открытому уроку, всплеснула руками: «Ну надо же, а
я и не особо верила, что поможете!» Стоило другим
учителям-конкурсантам об этом узнать – просьбы
посыпались со всех сторон.
Познакомился с нашей службой в ходе
конкурса и министр образования. Услышав о наших
планах помощи сельским школам, обещал поддержать
нас. Что, безусловно, приятно.
– Самый главный вопрос: на какие
средства существует СПП?
– О, это непростая тема. Во-первых, мы,
конечно, рассчитываем на прибыль от оказания
услуг населению. Чем больше людей о нас узнает,
тем больше будет заказов – и соответственно
прибыли. Во-вторых, на помощь добрых людей. Один
такой человек уже нашелся. Это гендиректор
частной строительной фирмы Дмитрий Мандрыгин.
Услышав о нас, он предоставил нам бесплатный
удобный офис, расположенный недалеко от лицея.
В-третьих, некоторые меценаты просто переводят
деньги на наш счет.
Я никогда не занималась бизнесом, и,
возможно, у меня нет еще той деловой хватки,
которая нужна в подобных ситуациях. Но служба
развивается, и думаю, мы справимся со всеми
трудностями.
– Вы смотрите в будущее с
оптимизмом…
– А также с надеждой и мечтами.
– Не поделитесь, какими именно?
– Мечтаем о помощи сельским школам. И
здесь мы рассчитываем на поддержку глав сельских
администраций. Мы хотели бы привезти коллегам в
село методическую литературу, методистов с
разработанными различными программами,
тематическими планами. Хотели бы дать
преподавателям мастер-классы и провести
открытые уроки для детей. У нас замечательные,
талантливые учителя, и они готовы поделиться с
коллегами опытом и советами. Это стало бы
огромной пользой для сельской школы! И если у нас
будут деньги, организовать подобную акцию – не
проблема.
С осуществлением другой моей мечты –
сложнее. Представьте себе: в школе идет проверка,
приезжает серьезная комиссия, проверяют
документы, программы и т.д. Проверили, составили
список недоработок и недостатков и – исчезли. В
чем смысл такой проверки? Вот если бы на
следующий день в эту школу приехала «Скорая
педагогическая помощь» с теми специалистами,
которые помогли бы эти недостатки устранить,
объяснить, что и как надо подправить, – было бы
замечательно. Думаю, что от такой помощи
директора школ не отказались бы.
Ну а еще моя мечта – найти
единомышленников в других городах и странах. Я
узнала о том, что в Швеции есть какая-то
государственная программа, которая
консультирует учителей, помогает им искать
выходы из различных ситуаций в школе, то есть
оказывает психологическую, методическую
поддержку. Может быть, удастся связаться с этой
организацией по Интернету, поделиться своим
опытом, узнать, с какими проблемами сталкиваются
они и как их решают.
Беседовала Яна САРТАН
Москва–Челябинск–Москва
|