Рецензии
Е.В. Советова. Педсовет: практическое
руководство для директора школы. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006
|
«Умело поставленный вопрос – верное
средство управления дискуссией. Это дает
возможность переключиться с одной темы на
другую, направить обсуждение на еще не
рассмотренные аспекты…»
|
Казалось бы, учить директора школы
проведению педсовета – все равно что наставлять
шеф-повара в кулинарном искусстве. Опытный
руководитель, как правило, бывает настолько
искушен в своем деле, что вряд ли нуждается в
чьих-то наставлениях. Если вы действительно так
считаете… вам особенно необходимо прочесть эту
книгу, поскольку вы, возможно, сами не отдаете
себе отчета, насколько рутинным и
малоэффективным рискует стать это мероприятие
при таком к нему отношении. Ведь что греха таить
– педсовет порой воспринимается многими
педагогами как ритуальная «говорильня», хуже
того – действительно ею является, мало
способствуя объединению педагогического
коллектива перед лицом насущных задач.
Е.В. Советова на основе собственного
многолетнего опыта предлагает новые формы
организации педагогических советов,
возвращающие этому мероприятию его исконный
смысл, то есть побуждающие педагогический
коллектив действительно советоваться, а не
просто заседать.
Практическая направленность книги определяет
ее структуру. Первые три главы, посвященные
формальным вопросам организации педсовета,
включены в книгу словно по необходимости – не
сказать о ритуальной стороне дела нельзя, хотя и
вряд ли стоит слишком распространяться.
Соответственно невелик и объем этих глав – всего
20 страниц. Четвертая глава должна привлечь
больше внимания. В ней автор предприняла
оригинальную попытку приложить идеи немецкого
психолога, специалиста по менеджменту
М. Биркенбиля, к педагогической практике.
Знакомство с этой главой лишний раз убеждает,
сколь полезно руководителю образовательного
учреждения знание психологии управления: приемы,
доказавшие свою эффективность в бизнесе и на
производстве, с не меньшей пользой могут быть
применены и в школе.
Пятая глава составляет, наверное, самую ценную
часть книги. Это методические разработки
педагогических советов. На примере двенадцати
конкретных тем (каждой теме посвящен
соответствующий фрагмент главы) автор наглядно
демонстрирует, какими средствами могут быть
наиболее эффективно достигнуты стоящие перед
педагогическим коллективом цели. Приемы часто
предлагаются новаторские, интерактивные,
требующие деятельного включения всех участников
в обсуждение каждой темы.
Более подробному раскрытию каждой темы
способствуют соответствующие ей материалы,
опубликованные в приложениях. Вообще приложения
(которых двадцать одно) составляют не менее
значительную часть книги – и по объему, и по
содержанию. Приложения очень разнообразны –
от стандартного «Положения о педагогических
советах» до стихотворных сценариев (их
поэтическая ценность спорна, но содержание,
безусловно, заслуживает внимания).
Вне сомнения, книга написана яркой творческой
личностью, сумевшей своим талантом и энтузиазмом
превратить рутинное мероприятие в настоящее
событие школьной жизни. Как часто бывает в
подобных случаях, буквально последовать этому
замечательному опыту вряд ли кому-то удастся. Но
свою задачу автор, очевидно, видела вовсе не в
этом. Ее задача – не заменить устаревшие шаблоны
новыми, а предложить пути поиска нешаблонных
решений. И если таким образом и воспринимать
приводимые рекомендации и примеры, польза от них
несомненна.
Марина и Сергей СТЕПАНОВЫ
|