Рецензии
С.М. Курганский. Путешествие на планету
знаний. Организация досуговой деятельности
младших школьников: основные аспекты, сценарии
мероприятий. 1–4 классы. М.: «5 за знания», 2006
|
«Путешествие на планету знаний» –
это воспитывающая игра, которая носит обучающий
и развивающий характер»
|
В поисках новых технологий обучения и
воспитания, отвечающих требованиям современной
жизни, педагоги порой готовы отказаться от
такого традиционного вида детской деятельности,
как игра. Это приводит к тому, что взрослые
побуждают ребенка начиная с дошкольного
возраста к продуктивной деятельности –
рисованию, лепке, конструированию и т.п., а
ценность игры при этом ставится под сомнение. На
опасность такой позиции психологи обращали
внимание давно, однако ни педагоги, ни родители
не утруждают себя размышлениями о последствиях
несерьезного отношения к детской игре. В связи с
этим выход книги, посвященной игровым формам
приобретения знаний, позволяет если и не
восстановить статус игры как вида развития, то
хотя бы затормозить процесс ее активного
исключения из детской жизни.
Польза от такой книги двоякая – и для детей, и
для взрослых. С одной стороны, детям частично
«возвращается детство» – ведь речь идет о
младших школьниках, а игра – ведущая
деятельность в дошкольном возрасте, однако как
игра с правилами она сохраняет свое значение и
позже. С другой – взрослые, в данном случае
педагоги, организуют игровые занятия,
оказывающие влияние на психическое развитие
детей.
Игра «Путешествие на планету знаний»
рассчитана на младших школьников и призвана
подготовить их к обучению в средней школе. Автор
подчеркивает, что ее цель – не простая передача
знаний и умений, а развитие различных
способностей ребенка. Хотя игра предназначена
для детей 7–11 лет, добровольными помощниками
могут быть ученики средней и даже старшей школы.
Подобное объединение школы вокруг общих
мероприятий способствует не только
познавательному развитию детей и формированию у
них полезных навыков общения, но и – что важно
для школьной администрации – помогает
определиться с целями образовательного
учреждения и способами их достижения.
Итак, предполагается довольно широкий круг
читателей книги: она представляет интерес для
педагогов, работающих и в начальном, и в среднем
звене школы; ее материалы адресованы
руководителям учебных учреждений, педагогам, а
также психологам. Описанные школьные праздники
помогут в работе заместителям директора по
воспитательной работе. Но, конечно, для пользы
дела было бы хорошо, если в их организации и
проведении участвовали и школьные психологи.
Тогда та же игра-путешествие, наряду с
развивающей, приобретет и коррекционную функцию.
Работающие с младшими подростками психологи
часто обращают внимание на их личностную и
познавательную незрелость. Предлагаемые в книге
мероприятия обеспечивают коррекцию
интеллектуальных и эмоционально-личностных
нарушений.
Методическое пособие носит выраженный
практико-ориентированный характер. Условно оно
может быть разделено на две части: в первой речь
идет о содержании программы «Путешествие на
планету знаний» и методике ее реализации, вторая
часть – описание праздников и классных часов,
которые проводились в одной из российских школ.
Совсем необязательно точно следовать
предложенному автором сценарию, но попытка
разнообразить внеурочные мероприятия за счет
включения в них игровых занятий, хочется
надеяться, не только вызовет у ребят
положительный отклик, но и поможет их успешному
вхождению во взрослую жизнь.
Марина и Сергей СТЕПАНОВЫ
|