Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

С.М. Курганский. Путешествие на планету знаний. Организация досуговой деятельности младших школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 1–4 классы. М.: «5 за знания», 2006

«Путешествие на планету знаний» – это воспитывающая игра, которая носит обучающий и развивающий характер»

В поисках новых технологий обучения и воспитания, отвечающих требованиям современной жизни, педагоги порой готовы отказаться от такого традиционного вида детской деятельности, как игра. Это приводит к тому, что взрослые побуждают ребенка начиная с дошкольного возраста к продуктивной деятельности – рисованию, лепке, конструированию и т.п., а ценность игры при этом ставится под сомнение. На опасность такой позиции психологи обращали внимание давно, однако ни педагоги, ни родители не утруждают себя размышлениями о последствиях несерьезного отношения к детской игре. В связи с этим выход книги, посвященной игровым формам приобретения знаний, позволяет если и не восстановить статус игры как вида развития, то хотя бы затормозить процесс ее активного исключения из детской жизни.

Польза от такой книги двоякая – и для детей, и для взрослых. С одной стороны, детям частично «возвращается детство» – ведь речь идет о младших школьниках, а игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, однако как игра с правилами она сохраняет свое значение и позже. С другой – взрослые, в данном случае педагоги, организуют игровые занятия, оказывающие влияние на психическое развитие детей.

Игра «Путешествие на планету знаний» рассчитана на младших школьников и призвана подготовить их к обучению в средней школе. Автор подчеркивает, что ее цель – не простая передача знаний и умений, а развитие различных способностей ребенка. Хотя игра предназначена для детей 7–11 лет, добровольными помощниками могут быть ученики средней и даже старшей школы. Подобное объединение школы вокруг общих мероприятий способствует не только познавательному развитию детей и формированию у них полезных навыков общения, но и – что важно для школьной администрации – помогает определиться с целями образовательного учреждения и способами их достижения.

Итак, предполагается довольно широкий круг читателей книги: она представляет интерес для педагогов, работающих и в начальном, и в среднем звене школы; ее материалы адресованы руководителям учебных учреждений, педагогам, а также психологам. Описанные школьные праздники помогут в работе заместителям директора по воспитательной работе. Но, конечно, для пользы дела было бы хорошо, если в их организации и проведении участвовали и школьные психологи. Тогда та же игра-путешествие, наряду с развивающей, приобретет и коррекционную функцию. Работающие с младшими подростками психологи часто обращают внимание на их личностную и познавательную незрелость. Предлагаемые в книге мероприятия обеспечивают коррекцию интеллектуальных и эмоционально-личностных нарушений.

Методическое пособие носит выраженный практико-ориентированный характер. Условно оно может быть разделено на две части: в первой речь идет о содержании программы «Путешествие на планету знаний» и методике ее реализации, вторая часть – описание праздников и классных часов, которые проводились в одной из российских школ. Совсем необязательно точно следовать предложенному автором сценарию, но попытка разнообразить внеурочные мероприятия за счет включения в них игровых занятий, хочется надеяться, не только вызовет у ребят положительный отклик, но и поможет их успешному вхождению во взрослую жизнь.

Марина и Сергей СТЕПАНОВЫ

Рейтинг@Mail.ru