Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Кадры

Учимся учить

Проблемные курсы готовят педагогов к руководству исследованиями

У наших коллег из Республики Беларусь на государственном уровне предпринимаются существенные шаги по внедрению исследовательской деятельности в процесс обучения школьников. Однако проблема выявления и развития юных исследователей в Беларуси еще далека до полного разрешения. Это обусловлено целым рядом причин. Одно из объяснений низкого уровня организации исследовательской деятельности школьников – недостаточная готовность педагогов к руководству этими занятиями.

Опрос 125 учителей Минской области показал, что 45 процентов из них говорят о собственной неготовности. Среди причин сложившегося положения учителя называют слабую ориентацию педагогических вузов на подготовку будущих учителей к организации ученических исследований.

Проведенный нами анализ учебных программ и пособий, используемых для подготовки студентов педагогических вузов, позволил сделать несколько выводов.

Подготовка будущих педагогов к организации исследовательской деятельности школьников определяется учебными программами по специальности, учебными пособиями по методике преподаваемых предметов. Изучение курсов «Педагогика», «Общая психология», «Возрастная психология и гигиена», а также спецкурсов «Учебный эксперимент», «Внеурочные формы работы учащихся» и ряда других создает у студентов определенную теоретическую базу для усвоения знаний по методике планирования и проведения практических занятий со школьниками в учебных лабораториях и на учебно-опытном участке, по руководству разнообразными видами учебно-исследовательской деятельности детей. В них также уделяется внимание вопросам методологии науки, методам математического и компьютерного моделирования исследуемых процессов, формированию экспериментальных умений студентов.

Авторы пособий в основном сосредотачивают внимание на раскрытии содержания лишь экспериментальной части исследования. Описываются его виды, значение, методические требования к выполнению эксперимента, математические методы обработки измерений.

Недостаточное внимание уделяется интерпретации полученных результатов, их теоретическому объяснению. Пособия в большей степени рассчитаны на учителей, уже накопивших опыт практической работы.

Материал, имеющий отношение к организации исследовательской деятельности школьников, рассматривается на различных курсах. Студенты изучают некоторые предметы в течение первого семестра, то есть задолго до их применения на практике.

В программах не учитываются хронологические межпредметные связи, не предусмотрена реализация каких-либо специальных задач для организации исследовательской деятельности во время педагогической практики.

Все это свидетельствует о том, что вузовская подготовка педагогов к организации исследовательской деятельности школьников не является достаточной. Поэтому, на наш взгляд, решение данной проблемы является особенно актуальным в последипломный период образования педагогов.

Для определения способов повышения уровня готовности педагогов к руководству исследовательской деятельностью сотрудниками Минского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки кадров было проведено анкетирование 197 педагогов, имеющих позитивный опыт организации исследовательской деятельности школьников. Анализ показал, что для успешного решения данной проблемы педагогу необходимы следующие знания и умения: глубокое знание преподаваемого предмета (91%), владение компьютером (78%) и методологией научного исследования (77%); знание возрастных особенностей школьников, склонных к исследовательской деятельности (67%); умение организовать учебно-воспитательный процесс с использованием исследований, проводимых самими учащимися (63%). Особо педагоги отмечали необходимость своевременных консультаций с учеными по теме исследования (97%).

С 1999 года для педагогов Минской области стали систематически проводиться проблемные курсы с целью формирования у них готовности организовывать и направлять ученические исследования в школе. Программа проблемных курсов повышения квалификации педагогов представлена в табл.

По окончании проблемных курсов педагоги предоставляли либо творческую работу по различным аспектам означенной проблемы (педагогическим, методическим, организационным), либо видеоматериалы о ходе и результатах ученического исследования, руководителем которого были они сами.

Результатом работы по формированию готовности педагогов стала организация научных обществ учащихся, проблемных лабораторий, региональных научно-практических конференций школьников. В 2000 году лишь в двух из 28 районов Минской области были организованы научно-практические конференции школьников. Общее количество их участников составило около тридцати человек. Столь низкий показатель мы связываем с тем, что большинство педагогов области были не готовы к управлению этой деятельностью.

Два года целенаправленной и систематической работы дали свои результаты. Так, в 2002 году общее количество участников районных конференций школьников Минской области составило 105 человек. К 2005 году – 339 человек.

Сравнительный анализ состава руководителей исследовательских работ школьников указывает на то, что в своем большинстве это слушатели курсов.

Ученые ведущих вузов Беларуси отмечают ежегодное повышение уровня подготовки команды Минской области на республиканских научно-практических конференциях школьников, что проявляется в отсутствии работ реферативного плана, более глубоком понимании учащимися сущности выполненных ими исследований, использовании современных информационных технологий при подготовке работ. Чрезвычайно важно, что эти показатели возросли также и за счет сельских школьников.

Сегодня можно говорить о том, что предложенное нами содержание повышения квалификации педагогов оказывает положительное влияние на развитие познавательного интереса и исследовательских умений школьников. Безусловно, работа в данном направлении будет продолжена.

Таблица

1

Научно-теоретическая подготовка

Особенности научного и учебного познания

2

Роль и место исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе

3

Исследовательские модели обучения школьников

 

1

Психолого-педагогическая подготовка

Особенности организации исследовательской деятельности школьников в различные возрастные периоды

2

Основные типы и функции исследовательских заданий

3

Сущность эвристик и их систематика

4

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)

5

Педагогическая оценка исследовательских умений школьников

 

1

Методическая подготовка

Планирование учебного процесса с целью формирования исследовательских умений школьников

2

Особенности составления и использования эвристических предписаний по формированию исследовательских умений школьников

3

Задачный подход как способ формирования исследовательских умений школьников

 

Специальная подготовка

Компьютер как средство формирования исследовательских умений школьников

Светлана СИТНИКОВА,  ректор,
Людмила ОСИПЕНКО,  ст. преподаватель
Минского государственного областного ИПКиПК

Рейтинг@Mail.ru