Кадры
Учимся учить
Проблемные курсы готовят
педагогов к руководству исследованиями
У наших коллег из Республики Беларусь на
государственном уровне предпринимаются
существенные шаги по внедрению
исследовательской деятельности в процесс
обучения школьников. Однако проблема выявления и
развития юных исследователей в Беларуси еще
далека до полного разрешения. Это обусловлено
целым рядом причин. Одно из объяснений низкого
уровня организации исследовательской
деятельности школьников – недостаточная
готовность педагогов к руководству этими
занятиями.
Опрос 125 учителей Минской области
показал, что 45 процентов из них говорят о
собственной неготовности. Среди причин
сложившегося положения учителя называют слабую
ориентацию педагогических вузов на подготовку
будущих учителей к организации ученических
исследований.
Проведенный нами анализ учебных
программ и пособий, используемых для подготовки
студентов педагогических вузов, позволил
сделать несколько выводов.
Подготовка будущих педагогов к
организации исследовательской деятельности
школьников определяется учебными программами по
специальности, учебными пособиями по методике
преподаваемых предметов. Изучение курсов
«Педагогика», «Общая психология», «Возрастная
психология и гигиена», а также спецкурсов
«Учебный эксперимент», «Внеурочные формы работы
учащихся» и ряда других создает у студентов
определенную теоретическую базу для усвоения
знаний по методике планирования и проведения
практических занятий со школьниками в учебных
лабораториях и на учебно-опытном участке, по
руководству разнообразными видами
учебно-исследовательской деятельности детей. В
них также уделяется внимание вопросам
методологии науки, методам математического и
компьютерного моделирования исследуемых
процессов, формированию экспериментальных
умений студентов.
Авторы пособий в основном
сосредотачивают внимание на раскрытии
содержания лишь экспериментальной части
исследования. Описываются его виды, значение,
методические требования к выполнению
эксперимента, математические методы обработки
измерений.
Недостаточное внимание уделяется
интерпретации полученных результатов, их
теоретическому объяснению. Пособия в большей
степени рассчитаны на учителей, уже накопивших
опыт практической работы.
Материал, имеющий отношение к
организации исследовательской деятельности
школьников, рассматривается на различных курсах.
Студенты изучают некоторые предметы в течение
первого семестра, то есть задолго до их
применения на практике.
В программах не учитываются
хронологические межпредметные связи, не
предусмотрена реализация каких-либо специальных
задач для организации исследовательской
деятельности во время педагогической практики.
Все это свидетельствует о том, что
вузовская подготовка педагогов к организации
исследовательской деятельности школьников не
является достаточной. Поэтому, на наш взгляд,
решение данной проблемы является особенно
актуальным в последипломный период образования
педагогов.
Для определения способов повышения
уровня готовности педагогов к руководству
исследовательской деятельностью сотрудниками
Минского государственного областного института
повышения квалификации и переподготовки кадров
было проведено анкетирование 197 педагогов,
имеющих позитивный опыт организации
исследовательской деятельности школьников.
Анализ показал, что для успешного решения данной
проблемы педагогу необходимы следующие знания и
умения: глубокое знание преподаваемого предмета
(91%), владение компьютером (78%) и методологией
научного исследования (77%); знание возрастных
особенностей школьников, склонных к
исследовательской деятельности (67%); умение
организовать учебно-воспитательный процесс с
использованием исследований, проводимых самими
учащимися (63%). Особо педагоги отмечали
необходимость своевременных консультаций с
учеными по теме исследования (97%).
С 1999 года для педагогов Минской
области стали систематически проводиться
проблемные курсы с целью формирования у них
готовности организовывать и направлять
ученические исследования в школе. Программа
проблемных курсов повышения квалификации
педагогов представлена в табл.
По окончании проблемных курсов
педагоги предоставляли либо творческую работу
по различным аспектам означенной проблемы
(педагогическим, методическим, организационным),
либо видеоматериалы о ходе и результатах
ученического исследования, руководителем
которого были они сами.
Результатом работы по формированию
готовности педагогов стала организация научных
обществ учащихся, проблемных лабораторий,
региональных научно-практических конференций
школьников. В 2000 году лишь в двух из 28 районов
Минской области были организованы
научно-практические конференции школьников.
Общее количество их участников составило около
тридцати человек. Столь низкий показатель мы
связываем с тем, что большинство педагогов
области были не готовы к управлению этой
деятельностью.
Два года целенаправленной и
систематической работы дали свои результаты.
Так, в 2002 году общее количество участников
районных конференций школьников Минской области
составило 105 человек. К 2005 году – 339 человек.
Сравнительный анализ состава
руководителей исследовательских работ
школьников указывает на то, что в своем
большинстве это слушатели курсов.
Ученые ведущих вузов Беларуси
отмечают ежегодное повышение уровня подготовки
команды Минской области на республиканских
научно-практических конференциях школьников,
что проявляется в отсутствии работ
реферативного плана, более глубоком понимании
учащимися сущности выполненных ими
исследований, использовании современных
информационных технологий при подготовке работ.
Чрезвычайно важно, что эти показатели возросли
также и за счет сельских школьников.
Сегодня можно говорить о том, что
предложенное нами содержание повышения
квалификации педагогов оказывает положительное
влияние на развитие познавательного интереса и
исследовательских умений школьников.
Безусловно, работа в данном направлении будет
продолжена.
Таблица
1 |
Научно-теоретическая
подготовка
Особенности научного и учебного
познания |
2 |
Роль и место
исследовательской деятельности школьников в
учебно-воспитательном процессе |
3 |
Исследовательские
модели обучения школьников |
1 |
Психолого-педагогическая
подготовка
Особенности организации
исследовательской деятельности школьников в
различные возрастные периоды |
2 |
Основные типы и
функции исследовательских заданий |
3 |
Сущность эвристик
и их систематика |
4 |
Основные
положения теории поэтапного формирования
умственных действий (П.Я. Гальперин) |
5 |
Педагогическая
оценка исследовательских умений школьников |
1 |
Методическая
подготовка
Планирование учебного процесса с целью
формирования исследовательских умений
школьников |
2 |
Особенности
составления и использования эвристических
предписаний по формированию исследовательских
умений школьников |
3 |
Задачный подход
как способ формирования исследовательских
умений школьников |
|
Специальная
подготовка
Компьютер как средство формирования
исследовательских умений школьников |
Светлана СИТНИКОВА, ректор,
Людмила ОСИПЕНКО, ст. преподаватель
Минского государственного областного ИПКиПК
|