Позиция
«Педагоги, к сожалению, трудно идут на
новшества»
И ученик, и его наставник-учитель однажды
встают перед фактом существования проектной и
исследовательской практики – по слухам,
невероятно интересной и дарящей массу
перспектив.
Как помочь педагогу переступить барьер и взяться
за новое дело? Причем так, чтобы искренне
заинтересовался и он сам, и дети?
О своем опыте такой «воодушевляющей» работы
рассказывает технический директор
Регионального центра Федерации Интернет
Образования, сотрудник ИПКиППРО
Кабардино-Балкарского госуниверситета
Александр РОГОЛЕВ.
Различные виды человеческой
деятельности предполагают два важных аспекта –
технологический и ценностный.
Ценностный аспект в обучение, в
приобретение новых знаний можно в максимальной
степени внести только в том случае, если дети
будут стремиться к знаниям самостоятельно. Но в
классно-урочной системе, когда идет процесс
трансляции знаний и ученики лишь повторяют то,
что сказал учитель, трудно объяснить детям, для
чего они изучают многие темы школьного курса.
Фото А.Степанова
Поэтому мы стараемся подвигнуть
учителей к тому, чтобы они использовали метод
проектов и исследовательскую деятельность не
только после уроков, но и в учебном процессе –
при изучении определенных тем курса и по
большинству предметов. Причем эта работа должна
содержать практически все этапы, которые
свойственны научному исследованию. Важно также
не перейти грань и помнить, что все-таки
исследование проводится не научное, а учебное.
Его основной результат – не какая-то новая
истина в плане науки, а новое знание, пусть оно
когда-то и было приобретено другими людьми, но
учеником получено самостоятельно и за счет этого
очень ценно…
В проектах участвуют дети разных
возрастов. Учителя отмечают у учеников разное
видение одной темы. И самое главное – дети, добыв
самостоятельно знание, отстаивают собственную
позицию (правда, взрослые стараются сделать так,
чтобы она не доминировала над всеми остальными).
То есть идет всестороннее развитие личности –
здесь и ценность знаний, и умение отстоять
позицию и воспринять слова другого…
Почему еще важно исследовательскую
деятельность распространять за пределы системы
дополнительного образования и внедрять ее в
учебный процесс? Дети видят, насколько тесно
соприкасаются школьные предметы; понимают, как
можно самореализоваться, изучая тот или иной
предмет; не говоря уже о том, что применять на
практике полученные знания им придется всю
жизнь.
Мнение
|
Мария АХМЕТОВА,
профессор кафедры педагогики Забайкальского ГПУ
им. Н. Г. Чернышевского:
– Проектная культура учителя –
составная часть его
профессионально-педагогической культуры,
совокупность «проектных» способов
инновационного преобразования педагогической
действительности на основе прогнозирования,
планирования, конструирования
и моделирования
образовательно-воспитательных явлений,
процессов и систем. Проектно-деятельностный
уровень умений учителя сегодня определяет его
профессионализм.
Любовь ШКАРИНА, учитель географии
Карсунского сельского лицея-интерната, п. Карсун
Ульяновской области:
– Для включения в самостоятельное
исследование учеников учителю необходимо самому
владеть современными методами сбора первичных
данных, их обработки, получения оригинальных
карт, схем, графиков, расчета показателей
и индексов.
Наталья ЗАИГРАЕВА, педагог-психолог,
преподаватель биологии школы N№ 1, г.
Мурманск:
– Сказать, что учитель окончательно
достиг своей цели, можно лишь тогда, когда
учащийся сам понимает значимость
исследовательской деятельности, сам стремится
к ней. |
В работе с учителями оказалось, что
самое сложное – научить их четко ставить такие
вопросы, которые привлекали бы детей к
исследовательской деятельности, вызывали
непреложный интерес к изучаемой теме, заставляли
искать что-то новое и увлекательное для себя.
Если вопрос поставлен неинтересно и ребенку не
до конца понятен, то такие проектные работы
быстро заканчиваются.
К сожалению, педагоги трудно идут на
новшества. Когда они сталкиваются с чем-то новым,
приходя к нам на курсы, первая реакция –
отторжение. Но поварившись в этом соку, они
понимают: это действительно им надо. Потом уже
пишут длинные благодарности за то, что их
обучили, однако такой перелом наступает где-то во
второй половине наших курсов. Несмотря на это,
вернувшись в школу, многие просто-напросто
теряются и боятся – вдруг не получится...
С ними нужно вести себя как с детьми.
Знания, полученные насильно, ребенок заучит,
ответит и забудет через неделю. Знания же,
приобретенные с хорошей мотивацией, запомнятся
на долгие годы. Если администрация школ будет
заставлять учителей проводить уроки по новой
методике, поверьте, ничего хорошего не выйдет.
Ищите учителей-сподвижников: они начнут и
поведут за собой остальных.
В прошлом году мы провели эксперимент: взяли 60
учителей одной школы и обучили их проектному
методу, а силами Федерации Интернет Образования
помогли им настроить компьютерную сеть и выход в
Интернет, чтобы все могли иметь
беспрепятственный доступ к информации. Так вот, в
этой школе в первый же год порядка 15 учителей из 60
начали внедрять изученный метод на уроках
математики, литературы и информатики, стали
проводить комбинированные уроки. 15 человек – это
25 процентов, а ведь как раз после 25-процентного
рубежа в нашем деле наступает системный эффект…
Методические
рекомендации для педагогов
|
Учусь
исследовать вместе со школьниками
1. Предложите школьникам простые
вопросы по выбранной теме, на которые вы в
состоянии без подготовки ответить
самостоятельно.
2. Постепенно перейдите к более
сложным.
3. Опирайтесь на простые, легко
повторяемые эксперименты.
4. Вначале попробуйте просто
накапливать результаты опытов или наблюдений.
5. В какой-то момент вам будет явно не
хватать знаний. Честно признайтесь в этом
ребятам и засядьте за книги.
6. Один из важнейших элементов
творческого подхода – постановка вопросов.
Добейтесь, чтобы ребята не стеснялись
спрашивать. Покажите, что всякий вопрос
интересен.
7. Предложите учащимся изложить
полученные результаты исследования на бумаге.
Это систематизирует их и ваше представление и
выявит «белые» места в исследовании.
8. Обязательно просматривайте и
прослушивайте тексты докладов или публикаций,
готовьте учащихся к внятному изложению их мыслей
в устной или письменной форме. Учите школьников
дискуссии! |
|