Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Позиция

«Педагоги, к сожалению, трудно идут на новшества»

И ученик, и его наставник-учитель однажды встают перед фактом существования проектной и исследовательской практики –  по слухам, невероятно интересной и дарящей массу перспектив.
Как помочь педагогу переступить барьер и взяться за новое дело? Причем так, чтобы искренне заинтересовался и он сам, и дети?
О своем опыте такой «воодушевляющей» работы рассказывает технический директор Регионального центра Федерации Интернет Образования, сотрудник ИПКиППРО Кабардино-Балкарского госуниверситета Александр РОГОЛЕВ.

Различные виды человеческой деятельности предполагают два важных аспекта – технологический и ценностный.

Ценностный аспект в обучение, в приобретение новых знаний можно в максимальной степени внести только в том случае, если дети будут стремиться к знаниям самостоятельно. Но в классно-урочной системе, когда идет процесс трансляции знаний и ученики лишь повторяют то, что сказал учитель, трудно объяснить детям, для чего они изучают многие темы школьного курса.

Фото А.Степанова

Поэтому мы стараемся подвигнуть учителей к тому, чтобы они использовали метод проектов и исследовательскую деятельность не только после уроков, но и в учебном процессе – при изучении определенных тем курса и по большинству предметов. Причем эта работа должна содержать практически все этапы, которые свойственны научному исследованию. Важно также не перейти грань и помнить, что все-таки исследование проводится не научное, а учебное. Его основной результат – не какая-то новая истина в плане науки, а новое знание, пусть оно когда-то и было приобретено другими людьми, но учеником получено самостоятельно и за счет этого очень ценно…

В проектах участвуют дети разных возрастов. Учителя отмечают у учеников разное видение одной темы. И самое главное – дети, добыв самостоятельно знание, отстаивают собственную позицию (правда, взрослые стараются сделать так, чтобы она не доминировала над всеми остальными). То есть идет всестороннее развитие личности – здесь и ценность знаний, и умение отстоять позицию и воспринять слова другого…

Почему еще важно исследовательскую деятельность распространять за пределы системы дополнительного образования и внедрять ее в учебный процесс? Дети видят, насколько тесно соприкасаются школьные предметы; понимают, как можно самореализоваться, изучая тот или иной предмет; не говоря уже о том, что применять на практике полученные знания им придется всю жизнь.

Мнение

Мария АХМЕТОВА, профессор кафедры педагогики Забайкальского ГПУ им. Н. Г. Чернышевского:

– Проектная культура учителя – составная часть его профессионально-педагогической культуры, совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений учителя сегодня определяет его профессионализм.

Любовь ШКАРИНА, учитель географии Карсунского сельского лицея-интерната, п. Карсун Ульяновской области:

– Для включения в самостоятельное исследование учеников учителю необходимо самому владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, получения оригинальных карт, схем, графиков, расчета показателей и индексов.

Наталья ЗАИГРАЕВА, педагог-психолог, преподаватель биологии школы N№ 1, г. Мурманск:

– Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

В работе с учителями оказалось, что самое сложное – научить их четко ставить такие вопросы, которые привлекали бы детей к исследовательской деятельности, вызывали непреложный интерес к изучаемой теме, заставляли искать что-то новое и увлекательное для себя. Если вопрос поставлен неинтересно и ребенку не до конца понятен, то такие проектные работы быстро заканчиваются.

К сожалению, педагоги трудно идут на новшества. Когда они сталкиваются с чем-то новым, приходя к нам на курсы, первая реакция – отторжение. Но поварившись в этом соку, они понимают: это действительно им надо. Потом уже пишут длинные благодарности за то, что их обучили, однако такой перелом наступает где-то во второй половине наших курсов. Несмотря на это, вернувшись в школу, многие просто-напросто теряются и боятся – вдруг не получится...

С ними нужно вести себя как с детьми. Знания, полученные насильно, ребенок заучит, ответит и забудет через неделю. Знания же, приобретенные с хорошей мотивацией, запомнятся на долгие годы. Если администрация школ будет заставлять учителей проводить уроки по новой методике, поверьте, ничего хорошего не выйдет. Ищите учителей-сподвижников: они начнут и поведут за собой остальных.

В прошлом году мы провели эксперимент: взяли 60 учителей одной школы и обучили их проектному методу, а силами Федерации Интернет Образования помогли им настроить компьютерную сеть и выход в Интернет, чтобы все могли иметь беспрепятственный доступ к информации. Так вот, в этой школе в первый же год порядка 15 учителей из 60 начали внедрять изученный метод на уроках математики, литературы и информатики, стали проводить комбинированные уроки. 15 человек – это 25 процентов, а ведь как раз после 25-процентного рубежа в нашем деле наступает системный эффект…

Методические рекомендации для педагогов

Учусь исследовать вместе со школьниками

1. Предложите школьникам простые вопросы по выбранной теме, на которые вы в состоянии без подготовки ответить самостоятельно.

2. Постепенно перейдите к более сложным.

3. Опирайтесь на простые, легко повторяемые эксперименты.

4. Вначале попробуйте просто накапливать результаты опытов или наблюдений.

5. В какой-то момент вам будет явно не хватать знаний. Честно признайтесь в этом ребятам и засядьте за книги.

6. Один из важнейших элементов творческого подхода – постановка вопросов. Добейтесь, чтобы ребята не стеснялись спрашивать. Покажите, что всякий вопрос интересен.

7. Предложите учащимся изложить полученные результаты исследования на бумаге. Это систематизирует их и ваше представление и выявит «белые» места в исследовании.

8. Обязательно просматривайте и прослушивайте тексты докладов или публикаций, готовьте учащихся к внятному изложению их мыслей в устной или письменной форме. Учите школьников дискуссии!

 

Рейтинг@Mail.ru