Финансы
Нормативу – научную основу!
Эксперты вычисляют, что может понадобиться
вузам
В учебно-методическом центре «Голицыно» под
Москвой руководители ведущих российских вузов
обсудили важнейшую составляющую нацпроекта
«Образование» – переход к нормативному
финансированию. Научно-практическая конференция
«Методическое и правовое обеспечение
нормативного финансирования высшего
профессионального образования», организованная
ГУ-ВШЭ при участии Рособразования, собрала свыше
60 представителей из 26 ведущих вузов страны.
Президент подписал Закон «Об
автономных учреждениях», и сегодня очень важно,
чтобы была сохранена прозрачность
финансирования АУ, – сказал на открытии
конференции проректор ВШЭ Борис Рудник. – АУ
будут получать деньги не по смете, а в виде
субсидий и субвенций, на основании норматива.
Поэтому теперь важно не только перейти на новую
систему оплаты труда в школах, не только ввести
нормативное финансирование в школах, вузах, ПТУ и
техникумах. Важно правильно рассчитать
нормативы. Нам нужен нормальный норматив». За
рубежом действуют более четырех тысяч моделей
нормативного финансирования. Какую из них
выбрать?
…Кому дать?
Исторически в Законе РФ «Об
образовании» говорилось, что финансирование
образовательного учреждения может
осуществляться на основе норматива. Однако эта
статья закона, вызывавшая множество споров, так и
не заработала: каждый в России по-своему понимал,
что такое норматив.
В мировой практике финансирование на
нормативной основе может исходить из двух
моделей. Можно финансировать либо потребителя,
либо производителя образовательных услуг. В ходе
эксперимента по ГИФО финансировался
потребитель. Каждый ученик, сдавший ЕГЭ, мог
отнести сертификат ГИФО в любой вуз. Однако вузы
сами определяли стоимость обучения и были не
прочь ее завысить. Начался перерасход бюджетного
финансирования. Поэтому от модели ГИФО решили
отказаться.
Вернемся ли мы когда-нибудь к ГИФО?
Борис Рудник считает, что нет. По его мнению,
эксперимент по ГИФО все-таки был полезен: он
заставил всерьез задуматься о содержании
норматива на финансирование высшего
образования.
… Сколько дать?
«Норматив – это минимум
обеспеченности мирового уровня. Он должен
показывать, сколько средств государство обязано
вложить для оптимальной подготовки учащегося, –
высказала свое мнение президент Финансовой
академии при Правительстве РФ Алла Грязнова. –
Без научно рассчитанного норматива мы не можем
разговаривать ни с Минфином, ни со страной.
Минфину покажется, что мы просим много… Но у нас
должны быть научные обоснования норматива.
Экономисты сумеют их оценить. Сегодня денег не
дадут? Дадут завтра!»
Однако большинство вузов в субъектах
РФ не могут ждать до завтра.
Мировая практика еще в 2001
году исходила из того, что на обучение одного
студента должно приходиться по 10 тысяч долларов
в год.
|
В 2003 году на каждого студента
технического вуза приходилось по 3,5 тысячи
рублей в год, гуманитарного – 2–2,5 тысячи. По
подсчетам некоторых экономистов, для выхода на
мировой уровень в высшем образовании необходимо
затрачивать хотя бы 4 тысячи долларов в год на
одного российского студента.
«Ключевой задачей для нас должно стать
содержание норматива», – заявила на конференции
директор Центра прикладных экономических
исследований и разработок Института развития
образования ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина. – Надо в
первую очередь определить реальную потребность
образовательного учреждения в бюджетных
средствах, а не перераспределять их».
В рамках проекта Рособразования
эксперты Института развития образования ГУ-ВШЭ
впервые подсчитали параметры бюджетного
финансирования для обучения студентов по разным
специальностям в разных российских вузах.
«Это очень важная работа, и мы будем
делать ее вместе», – подтвердил в своем
выступлении на конференции начальник отдела
экономики образования Департамента
государственной политики Минобрнауки Геннадий
Мартынюк.
Эксперты считают, что нормативное
финансирование должно покрывать текущие
расходы, предусматривать затраты на развитие
вуза и исходить из параметров задания, которое
учредители – органы управления образованием –
ставят перед образовательным учреждением.
Предполагается, что задание учредителя для вузов
должно рассчитываться на 3 года (на этот срок
определяется стратегия
социально-экономического развития России).
Кто выиграет от введения нормативного
финансирования в высшем профессиональном
образовании?
«Ряд вузов (например, Томский
госуниверситет) сегодня финансируется даже выше
норматива, – заметила Татьяна Абанкина. – Для
технических вузов переход к нормативному
финансированию означает улучшение ситуации. А
вот выиграют от перехода к нормативному
финансированию, несомненно, педагогические вузы
– у них сразу увеличится бюджетное
финансирование».
По мнению Игоря Рожкова, директора
Центра правовых исследований и разработок
ГУ-ВШЭ, модель нормативно-подушевого
финансирования для вузов реально будет готова к
введению с 2009/2010 учебного года.
«Пока мы рассчитываем на поэтапное
введение норматива. Лишь в некоторых вузах будет
введен нормативный подход. Например, на первом
этапе будут взяты только вузы МЭРТа или Минфина,
– заявил Борис Рудник. – Мы понимаем, что нельзя
сделать единый норматив для всех вузов страны.
Ведь вузы все – разные».
От первого
лица
|
На наши вопросы
отвечает Татьяна АБАНКИНА, директор Центра
прикладных экономических исследований и
разработок Института развития образования
ГУ-ВШЭ.
– Сейчас экономисты в разных
регионах пытаются вычислить величину норматива
подушевого финансирования для школ. Помогут ли в
этом методики ГУ-ВШЭ?
– В наши дни уже нельзя говорить о
единых методиках вычисления норматива. У каждого
уровня образования – школы, начального, среднего
и высшего профессионального образования – свои
содержательные цели. С ними должны быть связаны
используемые финансовые инструменты. Сегодня
принципиальное отличие общего и высшего
профессионального образования в том, что вузы –
за редким исключением – финансируются из одного
источника: федерального бюджета. А
финансирование школ идет из двух уровней
бюджета. Оплата труда, начисления на оплату труда
и учебные расходы поступают в школы из
регионального бюджета. Расходы на содержание
зданий и развитие материально-технической базы
идут с муниципального уровня. Поэтому расчеты
нормативного финансирования для школ выглядят
иначе, чем для вузов.
– Нельзя ли перенаправить средства
национальных проектов на повышение оплаты труда
учителей в регионах?
– К сожалению, нет. Политическая
направленность в общем образовании ориентирует
нас на возможности прежде всего региональные.
Трудовым кодексом ограничены возможности
федерального бюджета регламентировать расходы
других уровней бюджета. Конкретные рекомендации
Рособразования и Минобрнауки очень ограничены
по отношению к оплате труда учителей. Федерация
может только рекомендовать. Если мы говорим об
оплате труда, то сегодня речь идет о региональных
системах оплаты труда. Каждый регион увязывает
систему оплаты труда с теми задачами, которые сам
перед собой ставит. Сегодня многие регионы
разработали свои – и очень разные – системы. Это
и Тюмень, и Астрахань, и Санкт-Петербург, и
Ярославская область.
– Некоторые школы создают или
планируют создать образовательный комплекс
вместе с ПТУ и техникумами. Как будет строиться
методика расчета норматива в начальном и среднем
профтехобразовании?
– Начальное и среднее
профтехобразование привязано к потребностям
региональных рынков труда. Поэтому вслед за
инвестиционными проектами в разных регионах
обязательно должны быть программы,
обеспечивающие подготовку специалистов
среднего звена. Сегодня в регионах активно
развивается и поддерживается
частно-государственное партнерство: бюджет и
работодатели объединяются, чтобы обеспечить
софинансирование в подготовке специалистов
среднего профтехобразования, востребованных на
местном рынке труда. Методика подсчетов
норматива финансирования в начальном и среднем
профтехобразовании и будет исходить из задач
обеспечения квалифицированными кадрами
развивающиеся отрасли экономики. |
«Мы вернули вузам и школам
возможности, предусмотренные ранним Законом «Об
образовании»
В рамках научно-практической
конференции состоялся «круглый стол»,
посвященный новому Закону «Об автономных
учреждениях». Один из вопросов, который волнует
региональных руководителей образования, – когда
будут готовы нормативно-правовые акты,
позволяющие перейти в режим АУ.
О проделанной и предстоящей работе над
нормативными документами рассказывают
создатели закона.
Борис РУДНИК, проректор Высшей школы
экономики:
– Что такое автономное учреждение?
Прежде всего, это – не новая
организационно-правовая форма. Это – тип
учреждения. Уже внесена соответствующая
поправка в Гражданский кодекс РФ. Теперь у нас в
стране три типа учреждений, из них два типа
государственных и муниципальных – автономные и
бюджетные. Оба являются государственными. Мы
обеспечили автономным образовательным
учреждениям основы хозяйствования, которые были
предусмотрены ранней редакцией закона об
образовании, и сделали так, чтобы это не
противоречило Бюджетному кодексу.
К числу преимуществ АУ перед бюджетным
учреждением относится право распоряжаться
заработанными средствами и приобретенным за их
счет имуществом, право пользоваться кредитами,
открывать счета в коммерческих банках,
распоряжаться имуществом, которым обеспечил АУ
учредитель. АУ не вправе распоряжаться только
так называемым особо ценным движимым имуществом
и недвижимым, которое за ним закрепил учредитель.
АУ не может быть признан банкротом – об этом
внесена поправка в Гражданский кодекс РФ.
Высказываются опасения, что АУ лишится
льгот, связанных с понятием «образовательное
учреждение». Мы провели анализ всех
нормативно-правовых и законодательных актов. 99,5%
из них имеют дело с понятием «учреждение», а АУ
таковым является. 99,5% всех льгот, преимуществ и
привилегий, предусмотренных для
образовательного учреждения, сегодня
распространяются и на АУ. Одновременно с
принятием закона об АУ были внесены необходимые
поправки в налоговое законодательство. В том
числе и в статью 251: налоговые льготы
распространяются и на те ассигнования, которые
выделяются АУ в виде субвенций и субсидий для
выполнения государственного задания.
Тамара ЕРШОВА, зам. начальника отдела
реструктуризации сектора социальных услуг
Департамента стратегии социально-экономических
реформ Минэкономразвития России:
– Существует план мероприятий,
обеспечивающих реализацию Федерального закона
«Об автономных учреждениях». В рамках этого
плана сегодня разрабатываются
нормативно-правовые акты. Это постановления
Правительства РФ:
«О порядке рассмотрения предложений
о создании федеральных автономных учреждений,
создаваемых путем изменения типа существующих
государственных учреждений»;
«Об утверждении формы предложения о
создании автономного учреждения путем изменения
типа существующего государственного или
муниципального учреждения»;
«О порядке определения видов особо
ценного движимого имущества автономных
учреждений»;
«О перечне федеральных
государственных учреждений, тип которых не
подлежит изменению»;
«Об условиях и порядке формирования
задания учредителя автономному учреждению,
созданному на базе имущества, находящегося в
федеральной собственности, и порядке
финансового обеспечения выполнения задания
автономным учреждением»;
«Об утверждении порядка опубликования
отчетов о деятельности автономного учреждения и
об использовании закрепленного за ним
имущества»;
«О порядке осуществления функций и
полномочий учредителя автономного учреждения
федеральным органом исполнительной власти в
отношении автономного учреждения, созданного на
базе имущества, находящегося в федеральной
собственности»;
Статистика
|
Норматив на одного
студента программы бакалавриата (четыре года) и
специалитета (пять лет) в России в 2004 году
составлял: 28 тысяч рублей, в 2005 году –31,360, в 2006
году – 36,064 рубля. Норматив магистратуры в 2004
году: 84 тысячи рублей в год, в 2005 году – 94,080, в 2006
году – 108,192 рубля на одного человека. Вводятся
коэффициенты дифференциации в зависимости от
специальности (направления) обучения. |
«О порядке создания федерального
бюджетного учреждения по решению учредителя
автономного учреждения, созданного на базе
имущества, находящегося в федеральной
собственности».
Уже разработаны и направлены на
согласование в заинтересованные министерства
два проекта постановления Правительства РФ: «Об
утверждении формы предложения о создании
автономного учреждения путем изменения типа
существующего государственного или
муниципального учреждения», «О порядке
определения видов особо ценного движимого
имущества автономных учреждений». Их
планируется внести в Правительство РФ в феврале
2007 года.
Финансирование АУ со стороны
учредителя будет включать: финансовое
обеспечение поставленного учредителем задания,
расходы на содержание недвижимого и особо
ценного движимого имущества, расходы на уплату
налогов, а также финансовое обеспечение программ
развития АУ (при условии утверждения данных
программ). После выполнения обязательного
задания учредителя АУ имеет право оказывать
услуги на возмездной основе на договорном
принципе в пределах видов деятельности, которые
исчерпывающим образом должны быть прописаны в
Уставе автономного учреждения.
При сдаче в аренду недвижимого и особо
ценного движимого имущества с согласия
собственника финансовое обеспечение этого
имущества не осуществляется.
Я полагаю, что Закон «Об автономных
учреждениях» будет обеспечен всеми
нормативно-правовыми документами и начнет
нормально функционировать в течение 2007/2008 года.
Сегодня все зависит от того, как быстро будут
разработаны и приняты нормативно-правовые акты.
Предполагается, что среди учреждений
образования в новый режим могут перейти в первую
очередь вузы. Не думаю, что в 2007 году среди них
будут школы, – в России, на мой взгляд, пока не
много школ, которые могли бы стать АУ.
Материалы подготовила Светлана
КИРИЛЛОВА
Статистика
|
Около 60% российских
студентов уже обучаются за плату. Заработанные
таким образом средства вуз может вкладывать в
обучение бюджетных студентов. Больше всего
платных студентов в ведущих вузах. В РГГУ
студентов-бюджетников осталось только 11%, в МЭСИ
– 5%. Меньше всего доля платного обучения в вузах,
которые занимают последние (230–234 места) в
рейтинге Минобрнауки.
Абсолютный рекорд поставил Ульяновский
государственный педагогический институт, где
сегодня нет ни одного платного студента. |
|