Сообщество
Лига образования: от лирики – к делу!
С истинно петербургскими изяществом и
сдержанностью в Северной столице состоялось
мероприятие, посвященное возрождению в России
Лиги образования. Сдержанность подчеркивалась
отсутствием особой шумихи и довольно узким
кругом приглашенных. Изящество обеспечил
Юсуповский дворец, где проходила часть
торжества...
Бесспорно, это символично – возродить
организацию в тот момент, когда ей исполняется 100
лет. Да-да, именно век назад в тогдашней (еще
царской) России «Биржевые ведомости» писали:
«Задачи Лиги обширны: она охватывает все виды
образования, все классы населения, не знает «ни
эллина, ни иудея». Задачи Лиги сегодняшней, если
говорить коротко, сосредоточены, по сути, в трех
словах, ставших ее девизом: «объединять,
исследовать, вдохновлять». О том, что стоит за
ними, и обсуждалось на торжестве.
Инициаторами этой встречи, а также
реанимации давно забытой организации как
неполитического некоммерческого партнерства
стали, помимо Профсоюза работников народного
образования и науки, Гуманитарный издательский
центр «Владос», МГПУ, Ассоциация лучших школ и
другие.
Юсуповский дворец встретил участников
мероприятия сияющими мраморными лестницами,
сверкающими люстрами, зеркальным паркетом и
фортепьянной музыкой. Так что с точки зрения
100-летнего юбилея виновницы торжества – Лиги
образования – все выглядело более чем
торжественно и празднично. Генеральный директор
воссозданной Лиги Сергей Сафронов зачитал
обращение министра образования и науки
А.Фурсенко, в котором, в частности, говорилось:
«Лига образования, продолжателями идей и дел
которой вы стремитесь стать, уделяла большое
внимание развитию педагогической науки,
поддержке непрерывного образования педагогов,
выступала с законодательными инициативами.
Сегодня учительство может стать той силой,
которая способна объединить и сфокусировать
образовательные интересы всех российских
граждан».
Юсуповский дворец с его мраморными
колоннами
и роскошными залами гостеприимно принимал
участников возрожденной Лиги образования
А председатель Профсоюза работников
народного образования и науки Галина Меркулова
(теперь она по совместительству еще и
председатель правления Лиги) подчеркнула, что
сейчас в обществе есть осознание необходимости
формирования гражданских институтов. «Мы
понимаем, что школа должна меняться. Весь вопрос
в том – как, – отметила Галина Ивановна. – Нам
важно слышать друг друга, понимать друг друга и
вместе нарабатывать подходы к реформированию
образования». Она также сказала, что, возрождая
Лигу, «мы встаем на непростой путь развития
диалога между школой, обществом и государством, и
одна из первых наших задач – помочь формированию
и развитию общественных институтов, объединить
их усилия, чтобы оказывать влияние на
образовательную политику. Консолидации сил
образовательного сообщества недостаточно, нужно
включить в этот процесс и другие силы, искренне
заинтересованные в развитии образования».
На этом официальная часть была
закончена. Все, что происходило дальше, свелось,
по сути, к дискуссии о проблемах и бедах
российской школы и учительства. Хотя
организаторы и дали этой дискуссии вполне модное
сегодня название – дебаты. И даже снабдили всех
присутствующих в зале пультами для оперативного
голосования (это стало возможным благодаря
технической поддержке компании POLYMEDIA).
Цель дебатов – выбор приоритетного
направления работы Лиги образования на 2007 год.
Для того чтобы дебаты не превратились в
беспорядочный базар, когда говорят сразу все и
каждый о своем, организаторы заранее подготовили
слайды, которые проецировались на большой экран
и на которых рядом с вопросами давалось
несколько вариантов ответов. В какой-то степени
слайды, конечно, помогли. Но «базар» все равно
происходил. Причем провоцировал его именно текст
слайдов. Ну как, скажите, можно ставить вопрос о
том, что важнее сегодня для российского
образования – традиции, инновации или умелое
сочетание того и другого? Или, скажем, такой
вопрос: удовлетворены ли вы качеством
сегодняшнего образования?
Подобная постановка проблем вызывала
недоумение, а необходимость выбирать ответы из
предложенных усиливала желание высказаться.
Особо жаркая схватка разгорелась вокруг
проблемы подготовки педагогических кадров.
Аудитория разделилась надвое: одни усиленно
критиковали работу педагогических вузов, другие
– столь же активно защищали. Однако, к сожалению,
никакой практической пользы это противостояние
не принесло, поскольку ни выводов, ни конкретных
предложений о том, чем бы могла помочь
возрожденная Лига в деле совершенствования
подготовки учителей в вузах, не прозвучало.
Завершились дебаты выбором темы 2007
года, которая станет определяющей в работе Лиги.
Темы предлагались разные, звучали как буднично
(«Система поддержки российского учителя», «Какой
учитель нужен сегодняшней школе»), так и пафосно
(«Мы должны школе», «От авантюризма реформ – к
продуманной программе развития образования»). В
результате тема «Учитель» набрала наибольшее
количество голосов и была объявлена основной в
деятельности Лиги образования 2007 года. Как это
отразится на учителе, правда, пока неясно.
Известно лишь, что теме года будут посвящены
мероприятия Лиги, например научно-практические
конференции.
Вторая половина дня прошла в режиме
рабочих групп «Исследование», «Вдохновение»,
«Объединение». Участники равномерно
распределились для работы по этим секциям, после
чего озвучили наработанные идеи перед
руководителями Лиги.
Так, группа «Исследование» предложила
Лиге образования организовать исследование
моделей подготовки учителей в мире, изучить
модели существования сельских школ в разных
странах, попробовать исследовать личность
такого учителя, который успешно обучает детей, и
понять причины этой успешности. По мнению
директоров школ, вошедших в эту группу, подобные
исследования помогут скорректировать
направление изменений в российском образовании
и выработать принципы, идущие в ногу с мировыми
тенденциями. Хотя, по словам директора
Анастасиевской школы Ростовской области Виктора
Гретченко, «до тех пор пока не будет решена
проблема статуса учителя, любое исследование
останется просто ненужной бумагой».
Другой острый вопрос озвучил директор
московского Центра образования № 686
«Класс-Центр» Сергей Казарновский,
представлявший результаты наработок группы
«Вдохновение»: «Из массовой школы ушло все, что
связано с искусством, развитием эмоциональной
стороны жизни ребенка, – констатировал он. – И,
может быть, вернуть это в школу и есть задача Лиги
образования?.. Нам нужно научиться решать свои
проблемы, и я надеюсь, что Лига сможет стать как
раз той организацией, которая будет напоминать
людям о том, что школа – это живые учителя, живые
дети и живые родители, и потому все решения
относительно школы должны быть сто раз взвешены
и продуманы».
Основная же мысль группы
«Объединение» прозвучала из уст вице-президента
Лиги образования, директора гуманитарного
издательского центра «Владос» Ольги Бородиной.
Она говорила, что, создавая Лигу образования, ее
учредители исходят из общественной
необходимости появления переговорной площадки
для всех, кто проектирует образование,
партнерства общества и государства в деле
модернизации отрасли. «Это означает, что
учредители объединились ради позитивных
изменений в образовании, направленных на успех и
благополучие детей, – отметила она. – Мы открыты
к диалогу со всеми, кто заинтересован в поддержке
образования».
…Итак, возрождение Лиги состоялось.
Петербург с его спокойствием и строгой красотой
наложил на Лигу отпечаток торжественности и
лиричности. И может быть, как раз из-за этого на
мероприятии и чувствовалось больше лирики, чем
конкретики.
Получится ли у Лиги выполнить
задуманное? Стать действительно консолидирующей
силой в образовании, привлечь не просто
меценатов, но людей, неравнодушных к школе?
Получить поддержку имен, которые могли бы стать в
один ряд с Римским-Корсаковым и Кустодиевым?..
Говорят, что для человека в принципе
нет ничего невозможного. Хотелось бы, чтобы эта
мысль оказалась верной и для Лиги образования.
Яна САРТАН,
Москва – Санкт-Петербург – Москва
Из истории Лиги образования
|
Одной
из ключевых посылок основания Лиги образования
стало просвещение вне политики. За
организационную, идеологическую и
методологическую основу была взята Лига
образования Франции, созданная в 1866 году*.
В марте 1906 года организационный
комитет Лиги, в состав которого входили
В.Абрамов, Н.Бекетов, И.Бодуэн де Куртенэ,
С.Венгеров, Г.Фальборк, В.Чарнолуский и другие,
провел в Петербурге учредительное собрание. На
собрании был принят проект устава Лиги, который
утвердили в 1907 году. Целью Лиги были объявлены
объединение и координация деятельности
педагогических и просветительских обществ
России. Ее главными задачами стали теоретическая
и практическая разработка вопросов образования,
открытие научных и просветительских учреждений.
К марту 1907 года под эгидой Лиги было
объединено 12 тысяч человек. Она замышлялась как
централизованное общество с местными отделами и
со своей платформой по теоретическим и
практическим вопросам. Примечательно, что взносы
для членов Лиги неоднократно дифференцировались
и понижались – по мере увеличения количества ее
членов и размеров меценатской помощи.
В 1907–1908 годах при Лиге были образованы
5 всероссийских обществ. Общество школьного
просвещения ставило задачу выработки новых
идеалов школьного образования и нового типа
единой школы. Общество содействия внешкольному
просвещению было основано для объединения сил
общественности в деле организации библиотек,
музеев, вечерних курсов. Из него выделилось
Общество изящных искусств, которое занималось
организацией художественных выставок, малых
галерей, народных театров и так далее. В числе его
членов были Б.Кустодиев, Е.Лансере, С.Маковский,
Н.Рерих.
Всероссийское общество образования и
воспитания ненормальных детей было предтечей
нынешних объединений дефектологов и психологов.
С момента создания Лига чрезвычайно
педантичн о относилась к устройству
финансовых дел – аккуратному ведению учета и
формированию отчетности. Поскольку поступления
в казну Лиги были неравномерными, применялся
принцип, схожий с проектным финансированием:
определялся необходимый минимум постоянных
расходов, а под крупные проекты велись отдельные
изыскания.
Часть средств Лиги размещалась под
процент в банках , в случае надобности Лига
обращалась за кредитом к организациям и частным
лицам.
Для увеличения финансовой
устойчивости при Правлении Лиги был создан
Финансовый совет – прообраз благотворительного
фонда, в который привлекались меценаты и другие
лица, жертвовавшие на образование определенные
суммы. Членство в совете давало благотворителям
не только повышение репутации в образовательных
кругах, но и привилегии участия в мероприятиях
Лиги.
__________________
*Сегодня деятельность Лиги во Франции охватывает
около 5 млн. человек: 3 млн. детей и 2 млн. взрослых.
В Лигу там входят более 30 000 местных
ассоциаций. |
|