Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Самоопределение

Просто «Узнай себя!»

Для решения задач воспитания подростков в условиях предпрофильного обучения необходима современная программа воспитания, которая может быть использована в различных образовательных учреждениях. Сотрудники лаборатории воспитания и дополнительного образования кафедры педагогики* РГПУ им. А.И.Герцена разработали экспериментальную программу для школьников 8–9-х классов – «Узнай себя!».

В реализации этой опытно-экспериментальной программы принимали участие педагоги вместе с классными сообществами школ Санкт-Петербурга.

Замысел программы «Узнай себя!» состоит в педагогически целесообразной организации деятельности школьных сообществ 8–9-х классов по разработке и реализации проектов, направленных на решение значимых для подростков личных и общественных проблем. Работая над проектом, учащиеся выполняют обязанности в соответствии с одной из пяти ролей по классификации профессий Е.А. Климова.

А теперь о том, как развертывалась опытно-экспериментальная работа. На начальном этапе программы «Узнай себя!» в школы был выслан ознакомительный буклет, в котором предлагалось заполнить заявку на участие. В случае положительного решения классным сообществам предлагалось выполнить несколько заданий: определить ценности своего сообщества и сформулировать законы его жизни, выбрать связного, который будет осуществлять связь со Службой «СИ» – службой содействия инициативам. Именно эта служба, созданная на базе Герценовского педагогического отряда, осуществляет педагогическое сопровождение экспериментальных программ воспитания школьников. В состав службы входят студенты различных факультетов РГПУ им. А.И.Герцена и сотрудники научно-практического центра развития воспитательной деятельности университета (см. Пример информационного буклета).

На втором этапе программы ребята выбирают актуальную проблему, значимую для их сообщества, которую они будут решать. Для ее решения сообщество разрабатывает и реализует проект. При реализации проекта подростки распределяются на группы (в соответствии с предлагаемыми ролями). У каждой группы и у каждого ее участника будут свои обязанности.

Школьникам предлагаются следующие группы: менеджеров, референтов, творцов, экологов, техников (в соответствии с классификацией профессий по Е.А.Климову). Выбор группы происходит по желанию школьника и может меняться при реализации другого проекта. Таким образом, у каждого участника программы появляется возможность проявить себя, проверить свои склонности в одной из профессиональных сфер, тем самым осуществив профессиональную пробу.

Сообщение Службы «СИ»–1

Уважаемые ребята! Служба «СИ» поздравляет вас с включением в программу «Узнай себя!». Вы уже сделали первый шаг на пути к познанию себя – определили ценности и законы вашего сообщества. Мы предлагаем вам сделать следующий шаг.

Второй шаг состоит из двух действий:

  • определите значимую для вашего сообщества проблему;

  • разделитесь на группы по ролям: менеджеры, референты, экологи, техники, творцы.

Как это сделать, вы сможете прочитать в подсказке к сообщению Службы «СИ»–1.

После выполнения этих действий отправьте результаты в Службу «СИ».

Подсказка к сообщению Службы «СИ»–1

Действие 1. Выбор проблемы.

Чтобы выбрать значимую для вашего сообщества проблему, вам необходимо:

1. Собраться вместе. Для этого:

  • выберите место встречи;

  • определите время встречи;

  • договоритесь с педагогом о встрече;

  • выберите 2–3 ребят, которые будут вести встречу. Ведущим необходимо более подробно ознакомиться с подсказкой и подготовить к встрече листы бумаги, карандаши или ручки.

2. Выберите актуальную для вашего сообщества проблему, которую вы будете решать, разрабатывая и реализуя проект.

Выбрать проблему можно несколькими способами:

а) анкетированием (каждому участнику сообщества предлагается выбрать из предложенных в «Поле проблем» актуальную для него или предложить свою, записать ее на листе бумаги и отдать ведущим, которые подсчитают количество голосов за ту или иную проблему);

б) устным голосованием:

– написать на доске предложенные проблемы, оставив место для других проблем, которые могут быть предложены ребятами;

– предложить всем ребятам сообщества проголосовать;

– подсчитать количество голосов за каждую проблему;

– записать выбранную проблему.

«Поле проблем»

Действие 2. Как разделиться на группы.

Чтобы решить выбранную вами проблему, надо разделиться на группы. У каждой группы и у каждого участника этой группы будут свои обязанности. Это группы менеджеров, референтов, творцов, экологов, техников. Выбор группы зависит только от желания каждого участника. При решении проблемы в группе и выполнении в ней определенной роли, у каждого участника программы появляется реальная возможность узнать себя в одной из профессиональных сфер.

Для того чтобы вам было легче разделиться на группы, мы рассказываем, что входит в обязанности каждой из них.

Менеджер – занимается организацией взаимодействия между группами, ребятами в школе, педагогами, родителями, студентами РГПУ. Группа менеджеров – это группа организаторов.

Референт – занимается подбором литературы по выбранной проблеме, сбором информации по этапам работы над проектом. Обрабатывает эту информацию. Выделяет главное, интересное, полезное для решения проблемы и т.д. и в обработанном виде передает эту информацию тому, кому она предназначается. Группа референтов занимается информационным обеспечением деятельности сообщества в программе.

Техник – отвечает за всю техническую сторону осуществления проекта: подбор аппаратуры, обеспечение оформления, подготовку помещений и т.д. А также осуществляет связь с лабораторией воспитания и дополнительного образования, отправляет материалы, переданные ему референтом. Группа техников – это группа технической поддержки любых дел в сообществе.

Творец – придумывает, предлагает замысел проекта (итоговое дело) по решению выбранной проблемы, на основе информации, полученной от референта и подобранной самостоятельно. Придумывает, как проект будет осуществляться, и разрабатывает примерный план его реализации и итогового дела. Группа творцов обеспечивает разработку замысла проектов и дел в сообществе.

Эколог – создает доброжелательную, рабочую атмосферу между группами и внутри каждой группы в процессе разработки и воплощения проекта в жизнь. Обеспечивает процесс разработки и реализации проекта добрыми шутками, интересными играми, ласковыми словами, миротворческой музыкой и т.д. Группа экологов – группа психологической поддержки в сообществе.

Ребята, внимательно прочитайте содержание деятельности каждой роли, подумайте и решите для себя, в какой из данных областей, на ваш взгляд, вы будете наиболее полезны.

На третьем шаге реализации программы школьники разрабатывают и осуществляют задуманный проект. Для этого в сообщении № 2 им рекомендуется определить замысел проекта, его название, цель и задачи, разработать план действий по реализации проекта, продумать способы оценки результативности своей деятельности.

Сообщение Службы «СИ»–2

Уважаемые ребята!

Вы выбрали проблему, и для того чтобы успешно ее решить, Служба «СИ» предлагает вам разработать и реализовать проект. Для этого вам необходимо:

  • определить название проекта;

  • определить замысел проекта;

  • определить цель и задачи проекта;

  • разработать план действий по реализации проекта.

Как это сделать, вы сможете прочитать в подсказке к сообщению Службы «СИ»–2.

После выполнения этих действий представьте результаты в Службу «СИ».

Подсказка к сообщению Службы «СИ»–2

Действие 1. Разделитесь на группы.

1. Соберитесь вместе. Для этого:

  • выберите место встречи;

  • определите время встречи;

  • договоритесь с педагогом о встрече;

  • выберите 2–3 ребят, которые будут вести встречу. Ведущим необходимо более подробно ознакомиться с подсказкой и подготовить к встрече листы бумаги, карандаши или ручки.

Ведущим до начала встречи необходимо:

  • расставить столы, на которых будут лежать листы бумаги разных цветов (не более 5 цветов). Это рабочие места групп – в соответствии с ролями участников программы;

  • нарезать одинаковое количество кружков или квадратов из цветной бумаги пяти цветов по количеству участников встречи.

2. Для обсуждения общего замысла проекта вам необходимо разделиться на группы независимо от той роли, которую вы выбрали. Для деления на группы можно воспользоваться, в частности, таким способом: нарежьте цветные бумажки, перемешайте их (цветов должно быть столько, сколько групп вы хотите сделать, – не более пяти), закройте глаза и вытащите бумажку, сядьте за тот стол, на котором лежит лист бумаги соответствующего цвета.

Действие 2. Обсудите общий замысел, цель и задачи проекта.

Каждая вновь созданная группа:

  • составляет свой общий замысел проекта,

  • формулирует цель проекта,

  • формулирует задачи проекта, которые записывает на листах цветной бумаги и потом представляет всему сообществу.

Общий замысел проекта – это его сущность, основная идея. В формулировке общего замысла представляется новизна пути разрешения проблемы. Выполнение общего замысла позволяет решить проблему. Формулировка общего замысла должна быть лаконичной и четкой и отражать ведущую идею, на которую опираются разработчики проекта.

Цель проекта – это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и – по возможности – решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Цель должна быть достижима в рамках этого проекта.

Цель должна предусматривать итоговый результат проекта.

Задачи проекта – это шаги, приближающие нас к достижению цели. Это конкретизация общей цели, шаги на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», «вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий», наконец «успех, счастье, удача».

Действие 3. Спланируйте свою деятельность.

Спланировать свою деятельность по реализации проекта можно разными способами. Мы предлагаем вам один из них.

1. Возьмите лист бумаги формата А3. Разверните его горизонтально, разделите на 4 колонки и напишите названия колонок (см. рис. 1):

  • что надо сделать,

  • когда (сроки),

  • какая из групп (менеджер, референт, творец, техник, эколог) будет ответственной за этот пункт,

  • кто из ребят этой группы будет ответственным.

2. Сложите этот лист по линиям колонок по стрелкам (см. рис. 1).

3. Спланируйте свои действия, отгибая край листа обратно (см. рис. 2).

4. Отгибайте край листа только тогда, когда полностью заполните колонку.

Когда вы полностью развернете лист, у вас должна быть заполнена вся таблица – это и будет ваш план действий.

После реализации проекта сообщество направляет отчет сотрудникам лаборатории. В ответ ребята получают очередное сообщение, которое посвящено подведению итогов по разработке и реализации проекта.

Сообщение Службы «СИ»–3

Уважаемые ребята!

Вы разработали и реализовали проект. Теперь необходимо подвести итоги своей деятельности. Для этого нужно:

  • оценить свои действия и действия своих товарищей в процессе разработки и реализации проекта;

  • оценить вклад каждого участника в разработку и реализацию проекта;

  • выявить положительное и отрицательное в процессе совместной деятельности.

Как это сделать, вы сможете прочитать в подсказке к сообщению Службы «СИ»–3.

После выполнения этих действий отправьте результаты в Службу «СИ».

Подсказка к сообщению Службы «СИ»–3

Действие 1. Определение формы подведения итогов.

Чтобы выбрать форму подведения итогов, вам необходимо:

1. Собраться вместе. Для этого:

  • определите место встречи;

  • определите время встречи;

  • договоритесь с педагогом о встрече.

2. Выберите форму подведения итогов в вашем сообществе.

Это могут быть:

  • «Разговор при свечах»,

  • «Круглый стол»,

  • _______________________(свой вариант).

Действие 2. Подготовьте выбранную форму подведения итогов.

Для подготовки и проведения выбранной формы вам необходимо:

1. Каждому из участников сообщества ответить для себя на следующие вопросы:

  • Что мне необходимо было сделать в ходе разработки и реализации проекта, выполняя выбранную роль?

  • Что у меня получилось? Благодаря чему?

  • Что у меня не получилось? Почему?

  • Доволен ли я выполненной работой?

  • Подошла ли мне выбранная мной роль? Что именно в этой роли мне понравилось делать?

  • Комфортно ли я чувствовал себя в этой роли?

(Оцени по предложенной шкале от 0 до 10.)

  • Что нового я открыл в себе, выполняя выбранную роль?

  • Чему я научился в ходе разработки и реализации проекта?

2. Собраться группой (менеджеры, референты, творцы, экологи, техники) и обсудить вклад каждого участника группы в процесс разработки и реализации проекта.

  • Справились ли вы с поставленными перед вашей группой задачами?

  • Что удалось выполнить? Благодаря чему или кому?

  • Что не удалось выполнить? Почему?

  • Все ли участники вашей группы справились со своими задачами? Благодаря чему или кому?

3. Подготовить выступление перед сообществом (от своей группы), в котором будут отражены:

  • Задачи вашей группы и их выполнение.

  • Кто лучше всех справился с задачами выбранной роли?

  • Что нового вы узнали о сфере человеческой деятельности, действуя в выбранной вами роли?

· Что нового вы узнали о себе и участниках вашей группы в процессе разработки и реализации проекта (умеете ли вы работать в «команде», слушать и слышать другого, умеете ли вы договариваться друг с другом, какие качества личности каждый из вас проявлял наиболее ярко, умеете ли вы ответственно подходить к поручениям, смогли ли вы проявить инициативу и творчество и т.д.)?

Все сообщества, принимавшие участие в опытно-экспериментальной программе, получили приглашение на общественно-профессиональную экспертизу проектов в Герценовский университет.

Сообщение Службы «СИ»–4

Уважаемые ребята!

Вы разработали и реализовали задуманный вами проект. Подвели итоги. Теперь необходимо подготовить представление своего проекта. Для этого нужно:

  • оформить на бумаге содержание проекта;

  • определить форму представления проекта и участников;

  • детально разработать представление проекта.

Как это сделать, вы сможете прочитать в подсказке к сообщению Службы «СИ»–4.

После выполнения этих действий отправьте результаты в Службу «СИ».

В очередной методической подсказке школьникам и педагогам даются рекомендации по представлению проекта, подготовке его презентации на общественно-профессиональной защите.

Подсказка к сообщению Службы «СИ»–4

Действие 1. Оформление на бумаге проекта.

Чтобы грамотного оформить проект как печатный документ, используйте предлагаемые рекомендации.

1. Для набора текста примените тестовый процессор MS-Word.

2. Параметры страницы необходимо соблюдать следующие: верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2 см, левое поле – 3,5 см, правое поле – 1,5 см.

3. Размер шрифта – 14 пт.

4. Отступ первой строки – 1,25 см.

Межстрочный интервал – полуторный.

5. Заголовки выделяйте полужирным шрифтом.

6. Напечатайте данные по проекту по следующей структуре: название проекта; необходимость проекта (актуальность); проблема; цель проекта; задачи проекта; общий замысел проекта; план реализации проекта (заполненная таблица – см. сообщение Службы «СИ»–2); необходимые ресурсы; ожидаемые результаты; полученные результаты; общие выводы (по результатам подведения итогов (см. сообщение Службы «СИ»–3)).

Действие 2. Выберите форму представления проекта и разработайте содержание представления.

1. Для публичного представления проекта и результатов его реализации целесообразнее всего использовать такую форму, как ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Презентация может быть представлена в двух вариантах:

  • электронный,

  • бумажный.

Для представления презентации в электронном виде необходимо использовать презентационную среду Power Point.

Для представления презентации на бумаге используйте ватман формата А3 или А2.

2. Разработка содержания презентации.

При разработке содержательного наполнения презентации необходимо помнить следующее:

  • в презентации ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо отразить: название проекта, проблему, цель, краткое содержание деятельности, полученные результаты, выводы (для формулировки выводов ориентируйтесь на вопросы Сообщения Службы «СИ»–3);

  • название проекта должно быть напечатано (или написано) на отдельном слайде (ватмане), который будет представлен первым;

  • представленный текст на слайдах (или на ватманах) должен быть хорошо виден зрителям и напечатан (или написан) понятным шрифтом и хорошо видимым цветом;

  • фон слайдов (или ватманов) не должен быть очень ярким; количество слайдов (ватманов) не должно превышать 7–8 штук.

3. Составьте текст выступления. Выступление не должно превышать 5–7 минут (4 минуты – выступление и 3 минуты – ответы на вопросы).

4. Для представления проекта необходимо подобрать участников (2–3 человека) и распределить между ними текст выступления.

5. Отрепетируйте выступление.

В течение года при выполнении основных условий организации деятельности школьных сообществ по реализации программы, очевидно, можно реализовать 3–4 проекта (по одному в течение четверти).

За период экспериментальной работы в 2005/2006 учебном году в силу ряда причин школьным сообществам удалось разработать и реализовать по одному проекту (мы начали работу со школами в ноябре 2005 года и закончили в апреле 2006). На итоговом празднике, который состоялся в РГПУ им. А.И. Герцена, от каждого школьного сообщества выступили по пять представителей (в соответствии с количеством ролей). Ребята подготовили презентацию своих проектов, в которой была представлена проблема, решаемая сообществом, ход ее решения и основные результаты.

Таким образом, организация деятельности в экспериментальной программе воспитания «Узнай себя!» создает условия для профессиональной и профильной ориентации подростков 8–9-х классов. Это в первую очередь проектная деятельность, позволяющая школьникам освоить технологию решения значимых для них личных и общественных проблем, осуществить профессиональную пробу в разных сферах профессиональной деятельности.

Елена ГЛУБОКОВА,
доцент кафедры педагогики,
Наталья СМИРНОВА,
ассистент кафедры педагогики,
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

______________________

* Лаборатория воспитания и дополнительного образования кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена под руководством профессора, доктора пед. наук Р.У. Богдановой с 2002 года занимается поиском содержания современных программ воспитания школьников, научно-методического сопровождения экспериментальной воспитательной работы в образовательных учреждениях системы непрерывного образования. Работа лаборатории ведется совместно с научно-практическим центром развития воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена. Более подробная информация на сайте http://vido.herzen.spb.ru и по тел. (812) 571-90-92.

Пример информационного буклета

Программа «Узнай себя!»

Всем, кто хочет узнать себя!

Совсем скоро тебе предстоит сделать выбор пути к будущей профессии. Перед тобой пять дорог – пять сфер профессиональной деятельности. Правильно выбрать СВОЮ дорогу можно только узнав себя.

Что значит узнать себя? Узнать себя – значит узнать, на что ты способен как Человек, которому предстоит работать в одной из профессиональных сфер. В программе «Узнай себя!» эти сферы представлены ролями: менеджер, референт, творец, эколог, техник.

В ходе программы тебе предстоит попробовать узнать себя: в познании окружающего мира и себя; в деле; в общении с другими людьми; в совершенствовании себя.

Как можно узнать себя? Это можно сделать:

  • ориентируясь на выбранную вместе с ребятами сообщества ценность;

  • выполняя принятые правила (законы) взаимодействия в сообществе;

  • активно действуя в одной из ролей (менеджер, референт, творец, эколог, техник);

  • постоянно ведя деловой блокнот участника программы «Узнай себя!» и блокноты-путеводители.

Проекты будут направлены на решение значимых для вас проблем. Проблемы и способы их решения вы будете определять сами.

Кто будет оценивать твой успех в выбранной тобой роли?

Прежде всего ты САМ и ребята твоего сообщества.

После завершения каждого проекта вы оцениваете его общий успех и вклад в это каждого участника. Все результаты вносите в блокнот.

Служба «СИ» только подтверждает вашу оценку.

Для этого вам необходимо подготовить отрывное резюме, подготовить и представить презентацию о процессе и результатах реализации проектов, о том, что вы открыли в себе и что узнали о себе.

Если вы решили включиться в программу – заполните заявку на участие в ней и отправьте ее в Службу «СИ».

Заявка на участие в программе «Узнай себя!»

ОУ N№ __________________________________________

Сообщество ____________________________________

Ф.И. связного __________________________________

Контактный телефон: ____________________________

e-mail: _________________________________________

Наша общая ценность: ___________________________

________________________________________________

Правила (законы), по которым мы взаимодействуем в сообществе: ______________________________________

________________________________________________

Наши координаты

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И. Герцена, корп. 2, каб. 13. Научно-практический центр развития воспитательной деятельности. Тел.: (812) 571-90-92, e-mail: uznai_sebya@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru