Кадры
Учитель как вечный студент
Педагог профильной школы должен быть готов к
проектированию и реализации профильных, смежных
с профильными, базовых, углубленных, элективных
курсов по своему предмету. РГПУ им. А.И. Герцена
приступил к разработке программ подготовки
учителей для профильной школы.
Модели подготовки специалистов для
профильной школы строятся с учетом уже освоенных
моделей многоуровневого образования:
Таким образом, подготовка педагогов
для старшей профильной школы осуществляется в
магистратуре. Отличие магистратуры с 1 годом и 2
годами обучения заключается в том, что студент,
обучающийся по 2-летней программе, получит
подготовку по организации исследовательской
деятельности старшеклассников и по
управленческой деятельности. Магистр,
завершивший обучение по годичной программе,
готов к преподаванию учебного предмета на
базовом и профильном уровнях, а также к
разработке соответствующих элективных курсов.
Каждая модель предполагает
специальную подготовку по педагогическим,
предметным и методическим дисциплинам,
обеспечивающую готовность студентов решать
указанные выше группы задач.
Логика освоения учебного плана
строится следующим образом: в педагогике
изучается образовательный модуль по проблемам
организации и реализации профильного обучения.
Это может быть – в зависимости от
образовательных потребностей студентов – один
или несколько курсов примерной тематики: «Выбор
в зарубежной школе»; «Информационная работа в
профильном обучении»; «Педагогическая
диагностика в профильном обучении» и т.п.
Во всех методиках при изучении общих
вопросов усиливается педагогический аспект,
особый акцент делается на построении
возрастосообразного образовательного процесса.
При изучении специальных вопросов методики
обучения добавляются новые модули, связанные с
обеспечением гибкой системы профильного
обучения в старшей школе. В частности,
рассматриваются особенности изучения предмета в
профильной школе на базовом, углубленном,
профильном уровнях. Рассматриваются изменения в
структуре, содержании и организации
образовательного процесса профильной школы,
позволяющие создать условия для обучения
старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями.
Образовательная программа
магистратуры реализуется в режиме сопровождения
самостоятельной работы будущего учителя.
Студентам читаются интенсивные учебные модули
(продолжительностью от 15 до 30 аудиторных часов) с
использованием таких методик, как традиционные
лекции и семинары, а также мастерские (workshops) и
мастер-классы, дискуссии, case-studies и т.д. По каждому
модулю готовится учебно-методический комплект
как в бумажном, так и электронном виде, что
позволяет активно использовать дистанционный
режим взаимодействия с преподавателями
(представлять письменные работы, дискутировать и
получать консультации по электронной почте). В
организации работы мастерских (workshops),
мастер-классов, дискуссий, case-studies участвуют
преподаватели разных кафедр: методики обучения,
педагогики, профильного предмета. Преподаватели
кафедры информационных технологий осуществляют
помощь в разработке учебно-методического
комплекта.
Такая структура освоения магистерской
образовательной программы сопровождается
организацией специальной образовательной среды.
Образовательная среда обеспечивает доступ
студентов к работе с компьютером во внеучебное
время; создаются возможности для периодического
(по мере необходимости) проведения учебных
занятий с использованием информационных
технологий; создается пространство для
коммуникаций студентов и преподавателей;
используется гибкое расписание посредством
учета модульности содержания образования;
аудитории оборудуются легко передвигаемой
мебелью.
Реализация такой целостной программы
подготовки магистров по всем учебным предметам
профильной школы в университете пока только
начинается. И описанная в данной статье
целостная модель подготовки учителей для
профильной школы на практике может быть
полностью реализована до 2010 года. В настоящее
время такие программы магистерской подготовки
учителей для профильной школы осуществляются на
ряде факультетов – физики и географии,
филологическом и индустриально-педагогическом.
Уже есть программа подготовки учителей для
профильной школы в магистратуре на факультете
математики.
Кроме этого, преподавателями кафедры
педагогики и методических кафедр:
разрабатываются программы
учебных дисциплин и курсов по выбору для
студентов, готовящихся стать учителями
профильной школы, и школьников, осваивающих
образовательные программы профилей, а также
соответствующее им учебно-методическое
обеспечение;
проводятся разнообразные
семинары по проблемам профильного обучения в
рамках договора между РГПУ им. А.И. Герцена,
Издательским домом «Просвещение» и Торговым
домом «Просвещение – Северо-Запад»;
предлагается студентам
широкий перечень курсов по выбору, освещающих
важнейшие вопросы профильного обучения и
предпрофильной подготовки, оснащенные
соответствующими методическими пособиями;
организуется совместная
деятельность с образовательными учреждениями
в рамках ассоциации «Университетский
образовательный округ Санкт-Петербурга и
Ленинградской области» по вопросам построения
профильной школы.
В режиме повышения квалификации может
быть осуществлена подготовка учителя только по
какому-либо курсу (или образовательному модулю)
профильной школы. Например, подготовка учителя к
разработке и преподаванию элективных курсов по
своему предмету. Или подготовка учителя для
преподавания смежного с профильным предмета в
классах определенного профиля. Такая форма
является низкоэффективной, так как требует
значительных затрат времени и усилий как со
стороны учителя, так и со стороны организаций,
осуществляющих повышение квалификации.
Целесообразнее организовать
переподготовку учителей по скорректированной
2-годичной программе подготовки магистра в
течение 1 года с учетом имеющегося у педагога
практического опыта работы со
старшеклассниками. Особенностью реализации
такой образовательной программы станет опора на
многосторонний профессиональный опыт, наличие
теоретических знаний и практических умений
учителя. Учителя в процессе переподготовки
выступают как равноправные партнеры, задача
преподавателей в том, чтобы сопровождать и
«подталкивать» учебный процесс (см. табл.).
Таблица
Проект программы переподготовки
педагогических кадров для профильной школы
Педагогика: образовательный
модуль по проблемам организации и реализации
профильного обучения |
Подготовка по профильному
предмету |
Особенности методики
обучения старшеклассников в профильной школе |
Организация
исследовательской деятельности старшеклассника |
Защита выпускной
квалификационной работы |
Логика реализации данной
программы сопоставима с логикой подготовки
магистрантов для профильной школы. Различие
заключается в выборе курсов образовательного
модуля. Работающим учителям могут быть
предложены названные выше курсы для
магистрантов, но могут быть разработаны и
специальные курсы, удовлетворяющие
образовательные потребности работающих
педагогов и учитывающие их педагогический опыт.
Например, такие: «Государственно-общественный
характер управления образованием в современном
обществе»; «Инновационные технологии
профильного обучения»; «Оценка качества
образовательного процесса и образовательных
результатов на старшей ступени образования» и
т.п.
Переподготовка осуществляется в
разных формах: очной, очно-заочной и с помощью
технологий дистанционного обучения. А также
индивидуально или школьными командами,
позволяющими объединить усилия педагогов школы
в решении сложных практических проблем.
Светлана ПИСАРЕВА,
д. п. н., профессор кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
|