Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рецензии

Личностное портфолио старшеклассника

Учебно-методическое пособие / З.М.Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В.Черникова
М.: Глобус, 2006

«Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно стать не таким, как все. У человека всегда есть выбор: борьба или бездействие, стремление вперед или смирение с обыденностью. Что выберешь ты?»

Активное обсуждение проблемы перехода к профильному обучению сопровождается введением в психолого-педагогический лексикон таких терминов, как профильная школа (профильные классы), предпрофильная подготовка, за которыми скрывается понятное подавляющему большинству педагогов содержание, чего нельзя сказать про словосочетание портфолио ученика. Пособие издано с целью восполнить этот пробел.

Следует отдать должное авторам – по уровню методической разработанности издание может служить образцом подобной литературы для педагогов. Достаточно сказать, что некоторые страницы рекомендуется использовать как наглядный раздаточный материал.

Авторы рассматривают разные точки зрения на значение термина портфолио и останавливаются на следующем: «Это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств» (с.3). Чрезмерная абстракция определения компенсируется дальнейшим подробным разъяснением назначения портфолио, которое как в период предпрофильной подготовки, так и в системе профильного обучения становится способом накопления свидетельств успехов ученика. На основании собранных данных выступает общая картина учебной состоятельности подростка по выбранному профилю.

По мнению авторов пособия, можно выделить портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития. Если составление портфолио внешних достижений – собрание документов, творческих работ, а рейтинговое портфолио представляет собой достаточно разработанную в методическом отношении область, то содержание портфолио личностного развития требует изучения с последующими выводами практического характера. Данное пособие – первая попытка познакомить педагогов с назначением и содержанием личностного портфолио, под которым авторы понимают описание ряда индивидуальных особенностей старшеклассников (чувства и эмоции, лидерские качества, умение планировать свою деятельность, самостоятельность, отношения с одноклассниками и др.).

Под обложкой данного издания собраны три разработки личностного портфолио: успешной личности, лидера детских и молодежных групп, развития. Это – обобщение опыта работы педагогов Волгограда, что значительно повышает доверие ко всем предлагаемым рекомендациям, которые носят не умозрительный, а подтвержденный реальной школьной практикой характер. При этом совсем не обязательно рассматривать все авторские пожелания как руководство к действию. Скорее наоборот: авторы предложили некую модель работы, которую можно рассматривать как отправную точку, ориентир при создании личностного портфолио учеников своей школы.

Как следует из аннотации, издание рассчитано на классных руководителей, организаторов воспитательной работы в школе и психологов. Хотелось бы специально подчеркнуть, что разработка личностного портфолио обязательно предполагает участие школьных психологов, может быть, даже и их главную роль, а идеальным видится вариант совместной психолого-педагогической деятельности по его созданию.

Е.В.Воронина Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение

М.: «5 за знания», 2006

«Система образования не готова к единовременному нормативному введению профильного обучения во всех школах. Это возможно лишь в отдельно взятой школе, обладающей соответствующим потенциалом».

Введение профильного обучения, пока, правда, только в качестве эксперимента, вызывает неоднозначное отношение: от безоговорочного принятия до резкой критики. Причем сторонники противоположных точек зрения нередко апеллируют не к обоснованным доводам в пользу защищаемой позиции, а к здравому смыслу. В результате руководители образовательных учреждений затрудняются принять верное решение без достаточных на то оснований.

В этой ситуации особенно остро ощущается потребность в методических пособиях, в которых анализируются содержательные аспекты профильного обучения: его назначение, основные формы, оснащенность учебниками, нормативная база и др.

Издание принадлежит к разряду пособий, обобщающих опыт работы школ, которые реализуют концепцию профильного обучения. Автор Е.В.Воронина – координатор городской (московской) экспериментальной площадки «Модель непрерывного профильного образования». Таким образом, у читателя появляется возможность получить недостающую информацию, что называется, из первых рук.

Условно книга может быть разделена на три части.

В первой речь идет об организации экспериментальной деятельности по введению профильного обучения. Описание опыта экспериментальной работы составляет содержание второй части книги. Наконец, третья часть – самая основательная, если судить по объему, – включает существующие к настоящему времени нормативные документы по экспериментальному введению профильного обучения. Хотелось бы обратить внимание школьной администрации именно на этот раздел, так как знание нормативной базы составляет необходимое условие введения профильных классов в образовательном учреждении. В противном случае не исключены ошибки, о которых не принято говорить открыто со страниц педагогической прессы.

Не все аспекты профильного обучения проанализированы с одинаковой тщательностью или хотя бы нашли отражение в издании. Одним из вопросов принципиального характера является вопрос о последствиях профилизации школы. Естественно предположить, что все нововведения нацелены на улучшение существующего положения дел, в частности активно обсуждается вопрос о повышении качества образования.

По мнению автора, профильное обучение в старшей школе создает возможности обеспечения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. В то же время сегодня дискутируется вопрос о возможной оборотной стороне профилизации школы, о том, не станет ли она препятствием в получении всеми детьми универсального образования. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильное обучение «способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся» (с. 159).

Способствует ли? Или, наоборот, ограничивает, сужает перспективы последующего профессионального выбора?

Автору видится однозначный ответ на этот вопрос, тогда как на самом деле он весьма спорный. Назрела потребность обсуждения в том числе и этих проблем на страницах методических изданий. Все-таки не стоит забывать, что объектом взрослого экспериментирования являются дети.

Рецензии подготовила
Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru