Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тактика

Как перевести образование в активную форму?

О некоторых принципах построения модели профильной школы

Одним из направлений стратегии модернизации системы образования является профилизация старшей школы. Подчеркнем, что профильное обучение в современной трактовке принципиально отличается от традиционной профильности в советской и российской школе последних десятилетий. И это главное, что нужно осознать, проектируя модель предпрофильного и профильного образования в конкретном образовательном учреждении.

Можно выделить следующие существенные особенности новой системы профильного образования:

  • Профилизация становится гораздо более вариативной и мобильной, чем прежде (сочетание предпрофильной и собственно профильной подготовки, гибкая система элективных курсов, возможность создания межшкольной профильной сети, дистанционного образования и т.д.).

  • Профильное образование тесно связывается с профориентацией и тенденциями развития рынка труда, приобретает практикоориентированный характер.

  • Предполагается психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, более высокая степень индивидуализации процесса обучения в сочетании с повышением ответственности учащихся за результаты обучения в старшей школе.

  • Формируются новые подходы к оценке достижений учащихся.

Профильное образование в школе – не профессиональное образование: школа не может выпускать готовых специалистов, но тем не менее мы должны четко представлять себе диапазон профессий, которые в будущем могут выбрать выпускники каждого профиля. Наша задача – создание практикоориентированной системы предпрофильного и профильного обучения, позволяющей выпускнику уверенно действовать в условиях быстро меняющегося мира, обладая достаточным уровнем компетентности.

МОУ гимназия № 210 «Корифей» еще в 2004 г. активно включилась в эксперимент по внедрению системы профильного обучения. В 2005 г. гимназия стала городской экспериментальной площадкой по теме «Ресурсный центр профильного образования». Мы предлагаем новую модель профильной школы.

Самый важный, но и самый сложный момент в системе школьного профильного образования – его индивидуализация. Безусловно, возможность выбора предметов и уровня их изучения (базового или профильного) необходима для целесообразного распределения учебного времени и сил ученика в старших классах, а также для эффективной подготовки к переходу в систему высшего образования. Однако вариативность учебного плана позволяет решать важнейшие социальные задачи – старшеклассники учатся делать жизненный выбор вообще, определяют сферу своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, индивидуализация образования в старшей школе способствует ответственному, серьезному отношению к учебе, является мощным мотивационным фактором.

Рассмотрим технологию организации выбора профиля, сложившуюся в гимназии «Корифей». В 8-м классе учащиеся знакомятся с возможностями получения профильного образования в гимназии, и в конце учебного года проводится предварительное анкетирование учащихся с целью определения их образовательных интересов и потребностей. А в начале учебного года в 9-м классе – согласованный с родителями и педагогами выбор направления предпрофильной подготовки. Посещая предпрофильные занятия, участвуя в проектной и научно-исследовательской работе, девятиклассники понимают, насколько верно они выбрали направление своей будущей профилизации. Поэтому, поступая в 10-й класс гимназии, они осознанно выбирают профиль обучения в соответствии со сферой будущей профессиональной деятельности. Выбор оформляется подачей заявления учащегося на имя директора гимназии.

В 10–11-х классах каждый ученик выбирает «профиль-пакет», в который входят базовые и профильные учебные курсы. Формируется он на основании изучения образовательного запроса учащихся и родителей с учетом возможностей гимназии. В настоящее время десятиклассники гимназии «Корифей» обучаются в двух профильных классах – социально-гуманитарном и социально-экономическом. Это несколько ограничивает свободу индивидуального выбора, но вместе с тем позволяет получить системное профильное образование. Гимназия традиционно ориентируется на формирование коммуникативной и социальной компетентности своих выпускников, и потому организация двух названных профилей – естественное продолжение приоритетного направления деятельности школы.

В социально-экономических классах на профильном уровне изучаются экономика, математика, история, обществознание, иностранные языки. В социально-гуманитарных – литература, русский язык, история, обществознание, иностранные языки. Также учащиеся профильной школы могут дополнительно заниматься в небольших смешанных группах историей искусств, деловым английским, физикой и информатикой, прикладной психологией.

Таким образом, на стадии выбора профиля мы проводим следующие мероприятия:

– Презентация профильной старшей школы для учащихся 8-го класса – в начале учебного года.

– Анкетирование учащихся и родителей 8-го класса для выявления их образовательного запроса – в конце учебного года.

– Формирование учебного плана с учетом выявленного образовательного запроса.

– Подача заявлений на предпрофильную подготовку от учащихся 9-го класса и образование новых классных коллективов – в первые дни учебного года.

– Профориентационное тестирование учащихся 9-го класса и индивидуальные консультации с психологом – во втором полугодии.

– Подача заявлений в профильные 10-е классы – после прохождения итоговой аттестации.

Но корректировка учебных планов и переформирование классов – это лишь формальные действия, которые не будут иметь успеха и останутся лишь организационными мероприятиями, если не появится концепция профиля, объединяющая идея, понятная и гимназистам, и родителям, и учителям. Очевидно, что основная причина, побуждающая учащихся и родителей выбирать тот или иной профиль, – подготовка к будущей профессиональной деятельности. Однако профильные классы создаются не только и не столько ради поступления в вуз. Гораздо важнее оказывается формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая впоследствии и позволит им стать успешными профессионалами и найти свое место в жизни.

Итак, в «Корифее» начали формироваться новые – профильные – сообщества учащихся с 9-го по 11-й класс, объединенные серьезными образовательными задачами. Прежде всего каждый учащийся под руководством педагога-наставника выбирает и разрабатывает научную тему или готовит исследовательский проект (причем поощряются различные формы сотрудничества: например, совместная работа учеников разного возраста, где старшие становятся наставниками и «коллегами» более юных). Появляется возможность сотрудничества и у педагогов: проекты детей часто предполагают рассмотрение проблемы с разных сторон, с привлечением знаний из разных учебных областей. Кроме того, углубленные программы позволяют учителям разрабатывать новые формы обучения интегративного характера, корректировать программы и методики в соответствии с общими учебными целями. Например, историки и литераторы получили возможность строить уроки, подбирая учебный материал в едином историко-культурном контексте. Плодотворным оказалось сотрудничество преподавателей иностранных языков и русской словесности. Единые требования к формату устных и письменных высказываний, совместная работа над «сквозными» текстами (иностранный оригинал и русский перевод) оттачивает языковое мастерство учащихся и самих педагогов.

Отдельно нужно сказать о таком объединяющем факторе, как внеурочная жизнь факультета. Посещение соответствующих отделений вузов и общение со студентами и преподавателями высшей школы в рамках профориентационных программ; посещение спектаклей и выставок с последующими обсуждениями и написанием рецензий; издание собственных альманахов и т.п. – все это делает жизнь новоиспеченных факультетов насыщенной и содержательной.

Факультеты возглавляются кураторами – обычно это заведующие кафедрами филологии и обществознания. В обязанности кураторов входит определение содержания и форм профильного образования, организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, различного уровня олимпиад и конкурсов, культурной жизни факультета, тьюторского сопровождения одаренных детей.

Каждый факультет создает свой герб и гимн, участвует в межфакультетском соревновании, в различных мероприятиях («Посвящение в однокашники», КВН и т.д.) – традиции только начали складываться. Собственная атрибутика (герб, флаг, слоган, гимн, альманах, факультетские цвета, элементы формы), исследовательские проекты, учебные показатели – все это способствует сплочению разновозрастного коллектива учащихся.

Профильное образование – не новое явление для российской школы. Однако существуют разные подходы к пониманию его сущности и задач. В традиционной знаниевой парадигме профилизация понимается как углубленное изучение каких-либо предметов – нередко в ущерб остальным, как целенаправленная подготовка к поступлению в заранее выбранный вуз. При этом основной упор делается на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причем чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Таким образом, школа рассматривается только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков затем утрачивается за невостребованностью.

В компетентностной парадигме профильное образование ставит своей целью помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Научить учиться и мыслить, осознанно делать выбор и затем неуклонно двигаться в выбранном направлении – вот задача новой школы, в том числе профильной. При этом получение знаний перестает быть «процессом ради процесса», а превращается в средство достижения поставленной цели. Настоящая жизнь не начинается после школы, она уже идет – здесь и сейчас, так что образование выходит за рамки школярства в сферу социальной практики (в самом широком смысле слова). Так возникает тенденция к стиранию граней между уроками и внеурочной деятельностью, между собственно учебным и каникулярным временем.

До сегодняшнего дня в большинстве школ, практикующих профильное образование, все-таки сохраняется господство традиционной академической модели, но постепенно она сдает позиции. Именно поэтому возникла необходимость создания системы профильного образования на основе компетентностного подхода, что невозможно без всеобщего внедрения активных форм образования в повседневную школьную жизнь.

Прежде всего мы взялись за организацию массовой учебно-исследовательской деятельности учащихся 8–11-х классов, то есть за разработку и внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам, принципам проектной деятельности. Так, например, на уроках истории все ученики 5–7-х классов учатся писать мини-сочинения, позволяющие живо представить, как жили, что чувствовали люди прошлых эпох. В 8–11-х классах те же гимназисты овладевают приемами написания эссе, выполняют мини-исследования по важным историческим проблемам, выступают на классных конференциях, участвуют в семинарах и деловых играх («Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», «Отмена крепостного права», «Смутное время в лицах» и т.д.).

На уроках математики в профильных классах сложилась эффективная система взаимозачетов, когда учащиеся старших классов периодически проверяют у младших ребят усвоение нового материала и, уча других, учатся сами. На уроках философии систематически проводятся дебаты по важнейшим мировоззренческим проблемам. Преподавание обществознания построено на практических занятиях: работа с документами и материалами СМИ, элементы тренингов, деловые игры.

Семинары, конференции, индивидуальные и командные практикумы, дискуссии и дебаты, взаимозачеты, мини-исследования, создание и защита учебных проектов должны стать повседневной учебной практикой, а не приятной неожиданностью на фоне классно-урочной рутины. Важно, чтобы активные формы образования постепенно, но неуклонно вытесняли традиционные, не превращаясь в дополнительную нагрузку или просто развлечение. Немаловажная задача активных форм образования – формирование у школьников навыков самоорганизации и рефлексии.

Социальные и научно-исследовательские проекты, как воздух необходимые в профильной школе, призваны научить старшеклассников основам инновационного менеджмента и подлинно научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника проекта – стать первой ступенькой в профессиональной карьере. Естественно, реализация таких проектов требует серии обучающих семинаров, тренингов с привлечением специалистов из сферы науки, бизнеса, журналистики, управления и т.д. Профильное образование, таким образом, выходит за рамки школьного урока и становится неотъемлемой частью жизни старшеклассника.

Так, на базе гимназии «Корифей» действует Городской молодежный пресс-центр, издается газета «ЗавтраКо», в каникулы для старшеклассников проводятся программы «Медиа-школа», «Школа самоуправления». Влиятельной силой в гимназии является Совет гимназистов, который организует школьное самоуправление и реализует социальные проекты.

Внедрение предлагаемой модели профильной школы невозможно без активного, заинтересованного обсуждения сложившейся ситуации и перспектив ее развития педагогами, учащимися, родителями, потенциальными партнерами школы из сфер бизнеса, науки, высшей школы, общественных и культурных организаций.

Нетрудно понять, что педагогические кадры часто оказываются объективно неготовыми к принятию новых принципов, методик и стилей преподавания. Они традиционно ориентируются на предметное содержание и экстенсивное накопление знаний, на «старую добрую» подготовку в вуз.

Практико-ориентированные формы образования предполагают принципиально иные критерии для оценки эффективности учительского труда. На основе анализа складывающихся стандартов качества, индикаторов успешности учителя, процедур мониторинга, аттестационных требований впоследствии должны быть разработаны новый профессиональный стандарт педагогической деятельности и соответствующие процедуры аттестации кадров.

В гимназии «Корифей» ведется системная работа по выработке нового профессионального стандарта для педагогов, работающих в рамках профильного образования. Все школьное сообщество участвует в этом процессе: родители, учителя, учащиеся, администрация выдвигают свои представления о миссии современного учителя, его ключевых целях и задачах – по отношению к ученикам, своей школе и самому себе; кроме того, каждый формулирует собственные ожидания, предъявляет «образ желаемого результата». Затем, в итоге коллективного анализа, складывается целостная операциональная модель. Разумеется, сегодня она далека от совершенства, но может быть предложена в качестве рабочей версии.

I. Определение миссии.

Миссия педагога в профильной школе включает несколько компонентов, без которых его деятельность лишается потенциала развития:

  • формирование культуры выбора;

  • создание ситуаций ответственного выбора;

  • позитивное стимулирование, поддержка инициатив;

  • обучение различным способам деятельности;

  • обучение жизненному проектированию;

  • организация учебного сотрудничества;

  • формирование потребности в рефлексии и самооценке1.

II. Критерии измерения.

Требования к результату (сформированности ключевых профильных компетенций учащихся).

Сюда входят:

  • специальные и профессиональные компетентности;

  • адаптивность;

  • способность к ответственному выбору (в том числе образовательных программ, способов представления учебных достижений, построение индивидуальных образовательных маршрутов и др.).

Адекватность средств:

  • в содержании (разработка и внедрение УМК нового поколения, индивидуальных КИМов, использование ученических образовательных продуктов и т.п.);

  • в способах деятельности (вариативность в типологии занятий, формах и приемах работы, использование принципов дифференциации, психолого-педагогическое сопровождение и др.);

  • создание и продвижение творческих продуктов (наличие методических разработок и публикаций, привлечение инвестиций (гранты, конкурсы), распространение инноваций, сертификация авторских разработок и др.).

В качестве отдельного индикатора может учитываться степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг, в том числе:

  • качеством преподавания,

  • степенью практической применимости содержания и способов обучения;

  • объективностью оценивания достижений;

  • эффективностью мотивации;

  • психологической комфортностью,

  • безопасностью и т.д.

III. Принцип продуктности.

В основу представления о результате профильного образования положен принцип продуктности: любая образовательная деятельность должна воплощаться в конкретном продукте. Это могут быть (в зависимости от содержания, методов, этапа работы):

  • портфолио;

  • презентации, творческие отчеты;

  • текущий мониторинг;

  • программно-методические разработки;

  • результаты проектно-исследовательской, творческой деятельности детей;

  • организация образовательных событий и др.

Конечно, данная модель еще нуждается в доработке, пока она не охватывает все разнообразие содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности учителя профильной школы. Но, тем не менее, уже сейчас можно утверждать, что именно путь разработки новых стандартов качества профильного образования и квалификационных требований к педагогам является наиболее действенным при решении кадровых вопросов и переходе к новым системам оплаты труда.

В связи с этим особенно важным становится систематическое повышение квалификации педагогов, и прежде всего – в сфере их личностных возможностей, творческих ресурсов и механизмов мотивации. С этой целью в нашей гимназии работает научно-методический совет, проводятся регулярные педсоветы и заседания кафедр, посвященные проблемам профилизации и новым педагогическим технологиям. Психологическая служба гимназии организует тренинги личностного роста и занятия, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности учителей и сотрудников. Общешкольные педсоветы проходят в форме мобилизующих деловых игр, в ходе которых совместно вырабатываются и принимаются новые ценности и приоритеты, задаются ориентиры, ставятся стратегические и тактические задачи.

Учителя «Корифея» регулярно посещают различные курсы и семинары как в Екатеринбурге, так и за его пределами. Также и гимназия организует семинары и курсы повышения квалификации для педагогов города и области.

Новая модель профильной школы требует и новых подходов к оцениванию достижений учащихся. Существующая в гимназии «Корифей» с 2004 г. рейтинговая система позволяет оценивать не только учебные успехи, но и весь спектр достижений каждого гимназиста 8–11-х классов, а также видеть происходящие изменения и реагировать на них.

Предлагаемая модель профильной школы основана на нескольких важных принципах: мобильность и учет общественного запроса к системе образования, индивидуальный подход и признание равнозначности различных образовательных траекторий, практикоориентированность и систематическое использование активных форм образования, открытость и готовность к социальному партнерству.

Ольга Уколова, зам. директора по УВР,
Мария Калужская, зам. директора по НМР
МОУ гимназия № 210 «Корифей», г. Екатеринбург

__________________

1 Следует отметить, что каждый из этих пунктов может быть развернут на самого учителя и его коллег-партнеров: создание ситуаций саморазвития и взаиморазвития, поддержка педагогических инициатив, проектирование собственной жизни, саморефлексия, и т.п.

Рейтинг@Mail.ru