Анализ ситуации
Готова ли ваша школа
к профильному обучению?
Переход к профильному обучению (ПО) на
старшей ступени общеобразовательной школы –
одно из главных нововведений, предусмотренных в
рамках модернизации российской системы общего
образования и активно внедряемых в школьную
практику. Мы решили в первой статье специального
выпуска познакомить вас с понятиями, которыми
изобилуют документы и специализированные книги
о ПО. Далее в материале рассматривается сущность
и особенности введения ПО на школьном уровне.
И, что особенно важно, представлены индикаторы,
характеризующие готовность образовательного
учреждения к введению профильного обучения.
Словарь ПО
Профильное обучение – особый способ
организации обучения в системе общего
образования (в современной России профильное
обучение начинается на завершающей стадии
основного общего образования – предпрофильная
подготовка – и осуществляется на старшей
ступени общего образования). Он направлен на
индивидуализацию обучения, развитие
продуктивной мотивации учения, расширение
возможностей выбора обучающимися
образовательных траекторий и маршрутов на
основе индивидуальных склонностей и
предпочтений, предполагает реализацию
существенных изменений по сравнению с
традиционно сложившимися образовательными
моделями в области:
целей общего образования;
государственных образовательных
стандартов и базисных учебных планов (с
введением базового и профильного уровней,
возможностей выбора индивидуального учебного
плана и т.п.);
содержания образования (формирование
программ профильного и базового уровней, широкое
распространение элективных курсов);
системы оценки и аттестации
обучающихся (портфолио и др.) и т.д.
Профильное обучение – пример
комплексного и достаточно радикального
образовательного новшества, требующего для его
эффективного внедрения совместных и
согласованных усилий субъектов образования на
федеральном, региональном, муниципальном и
школьном уровнях.
Введение профильного обучения –
постепенный плановый переход системы общего
образования от традиционной модели обучения на
старшей ступени к различным моделям профильного1; нововведение (инновация),
делающее профильное обучение неотъемлемой
составной частью образовательной практики.
Введение профильного обучения может
быть рассмотрено в различных взаимодополняющих
аспектах:
целевой – анализ целей и задач
перехода на профильное обучение;
содержательный – анализ характера и
содержания конкретных действий и изменений,
требуемых концепцией профильного обучения;
процессуальный – анализ введения
профильного обучения как процесса, имеющего свои
этапы и стадии;
результативный – анализ реально
полученных продуктов, эффектов, результатов
процесса введения профильного обучения, их
соотнесения с поставленными целями и ожидаемыми
продуктами, эффектами, результатами.
Успешность введения профильного
обучения также может и должна рассматриваться в
процессуальном и результативном аспектах.
В процессуальном аспекте для оценки
введения профильного обучения как успешного
достаточно иметь сведения, подтверждающие факт
осуществления всех необходимых для данного
нововведения действий (изменений) в
запланированном количестве образовательных
учреждений территории.
В результативном аспекте для оценки
введения профильного обучения необходимо знать
о соответствии его реальных результатов
поставленным целям.
В широком смысле процесс введения ПО
включает в себя различные составляющие:
1) в содержательном плане:
а) собственно введение профильного
обучения как осуществление определенных
изменений в реальной практике образования, в
образовательном процессе в конкретных
образовательных учреждениях;
б) ресурсное обеспечение введения профильного
обучения;
в) управленческое сопровождениие введения
профильного обучения;
2) в динамическом плане:
а) создание условий и ресурсов,
обеспечивающих готовность или стадию готовности
к введению профильного обучения;
б) собственно введение профильного обучения.
Введение профильного обучения может
быть выборочным и массовым. О массовом
введении профильного обучения можно говорить,
когда не менее 70 % образовательных учреждений
территории перешли к нему.
Ресурсное обеспечение введения
профильного обучения – деятельность
субъектов образовательных систем и их
социальных партнеров по созданию,
распространению, поставке, использованию всех
видов ресурсов, необходимых для успешного и
полноценного введения профильного обучения.
Управленческое сопровождение
введения профильного обучения – деятельность
субъектов управления образовательными
учреждениями и более широкими системами,
направленная на постановку и достижение целей
данного процесса с помощью анализа,
планирования, организации, руководства и
контроля. В качестве объектов сопровождения
выступают все обозначенные выше его
составляющие.
Инвариантные задачи введения
профильного обучения – общие, не зависящие от
особенностей регионов, муниципалитетов и школ,
задачи и направления деятельности, реализация
которых обеспечивает этот переход.
Введение профильного обучения в любых
регионах России предполагает решение следующих
групп взаимосвязанных задач:
1. Образовательные задачи –
осуществление изменений в образовательной
системе, школах, включая изменения2:
в целях и задачах образования на
старшей ступени;
в направленности, принципах обучения,
требованиях к учителю и обучающимся;
в структуре и содержании образования
(введение нового БУПа; разработка и реализация
программ, учебников и учебных материалов
профильного и базового уровней, основных курсов
и курсов по выбору – элективных курсов);
в методах, средствах, технологиях
обучения (а также диагностики учащихся,
комплектования учебных потоков и классов, оценки
достижений);
в формах организации обучения;
в методах и формах контроля, оценки,
аттестации обучающихся;
в процессах обучения, во
взаимодействии в системах «учитель–учащиеся»,
«учащийся–учащийся» и т.п.;
в образовательной среде, укладе
жизни, организационной культуре школы;
во внеурочной работе в связи с
введением профильного обучения.
2. Задачи создания условий и
ресурсного обеспечения перехода на профильное
обучение:
разработка и освоение
нормативно-правовых и иных документов (нормативно-правовое
обеспечение);
использование имеющейся
образовательной сети и инфраструктуры,
аудиторного фонда, с помощью которых можно
организовать профильное обучение и создание
новых образовательных сетей для такой
организации (инфраструктурное обеспечение);
использование имеющихся и создание
новых структурно-институциональных ресурсов,
образовательных, сервисных и управленческих
структур для работы по профильному обучению (организационно-институциональное
обеспечение);
создание, использование и трансляция
концептуальных ресурсов – идей и опыта
организации профильного обучения (научно-концептуальное
и консультативное обеспечение);
подготовка, переподготовка,
повышение квалификации, профессиональное
развитие кадров, призванных организовывать,
осуществлять, обеспечивать, сопровождать
переход на профильное обучение; расстановка
кадров и использование их потенциала в процессе
этого перехода (кадровое обеспечение);
разработка и использование учебных
планов, программ, учебников, дидактических
материалов, методических пособий базового и
профильного уровней, в том числе – по элективным
курсам (программно-методическое обеспечение);
информационное обеспечение, рекламно-пропагандистское
и PR-сопровождение перехода на профильное
обучение;
материально-техническое
обеспечение, привлечение и использование
оборудования, средств обучения, транспортных
средств и т.д. для перехода на профильное
обучение;
расширение и использование полезных
связей и контактов внутри системы образования и
за ее пределами (коммуникативное обеспечение);
финансовое обеспечение
(последнее приведено в конце списка не в силу
малой важности, а потому, что все (или почти все)
прочие ресурсы приходится в конечном счете
оценивать в стоимостном выражении).
3. Задачи управления реализацией
Программы и переходом на профильное обучение:
создание, оформление, обеспечение
новых организационных структур для обеспечения
перехода на профильное обучение;
создание и использование новых
механизмов взаимодействия, стимулирования и
поддержки участников перехода на профильное
обучение, механизмов ресурсного (в том числе –
финансового) обеспечения его реализации;
контроль, мониторинг и оценка хода и
результатов реализации Программы и процесса
перехода на профильное обучение.
Готовность к введению профильного
обучения – состояние образовательной системы,
характеризуемое наличием в ней необходимых и
достаточных условий (ресурсов, возможностей)
внутреннего и внешнего характера, позволяющих в
разумные сроки обеспечить на достойном
качественном уровне и при рациональном
расходовании ресурсов, времени и усилий
участников образовательного процесса успешное и
массовое введение профильного обучения в
общеобразовательных школах.
Готовность образовательной системы
(школы) к введению профильного обучения является
сложным, объективно-субъективным состоянием, в
котором можно вычленить:
1. Готовность субъектов
преобразований на всех уровнях к решению
задач введения профильного обучения, которая в
свою очередь включает ценностную готовность
(субъект разделяет и принимает ценности и цели
работы), мотивационную готовность (субъект
стремится к достижению поставленных целей и
задач) и исполнительскую готовность (субъект
обладает требуемой компетентностью – знаниями,
умениями, навыками, качествами, необходимыми для
решения задач).
2. Готовность ресурсов и условий,
используемых субъектами (основные группы таких
ресурсов и условий рассмотрены выше).
Готовность образовательной системы
(школы) к введению профильного обучения имеет
смысл рассматривать на различных качественных
уровнях в строгой привязке к конкретному
времени.
Предлагается выделить три таких
качественных уровня:
1. Полная готовность, когда имеются
все необходимые и достаточные условия и речь
идет только о времени, которое требуется для
массового перехода на профильное обучение.
2. Неполная готовность, когда есть
лишь некоторые из этих условий и создание
недостающих условий требует дополнительного
времени и усилий.
3. Нулевая готовность, при которой
необходимые условия практически не созданы.
Эти три уровня можно распространить и
на оценку готовности отдельных групп условий
введения профильного обучения. Тогда может
оказаться, что при общей неполной готовности
имеется, например, полная мотивационная
готовность людей в школах при неполной
готовности программно-методических и финансовых
ресурсов, недостаточной компетентности кадров и
нулевой готовности в сфере информационного и
пропагандистского сопровождения.
Экспертно можно предположить, что на
сегодняшний день в большинстве регионов
сложилась ситуация неполной готовности к
массовому введению профильного обучения и имеется
необходимость ее осмысления и интенсификации
усилий по созданию комплекса недостающих
условий.
Индикативное планирование введения
профильного обучения – тип, способ
планирования, противопоставляемый обычно
жесткому директивному типу планирования и
предполагающий, в частности, выделение главных
оцениваемых параметров и индикаторов,
описывающих желаемое состояние объекта
(предмета) планирования, а также последующие
отслеживание и оценку его реального состояния в
соотнесении с желаемым (целевым). В данном случае
параметры и индикаторы могут относиться как к
оценке собственно введения профильного
обучения, так и к оценке готовности системы
(школы) к такому введению.
Предмет планирования (мониторинга,
оценки) – система, явление, процесс, по
отношению к функционированию, стабилизации и
развитию которого осуществляются действия
планирования (мониторинга, оценки). В данном
случае таким предметом является введение
профильного обучения (переход на профильное
обучение) в системе общего образования, а в более
широком понимании – обозначенное масштабное
нововведение и его социальное окружение,
контекст, в котором оно осуществляется.
Оцениваемые параметры – отдельные
значимые стороны, компоненты, аспекты,
характеристики, переменные предмета
планирования (мониторинга, оценки), специально
выделяемые и отражаемые в индикативном плане и
являющиеся основой для установления характерных
индикаторов. Оцениваемые параметры обычно
выявляются путем системного анализа предмета
планирования, проясняющего его ключевые
компоненты, аспекты, важнейшие характеристики
без потери целостности объекта.
Данные – информационное сырье, первичная
основа для получения значимой информации о
предмете планирования и окружающей его среде,
преобразуемой в требуемые (нормативные,
плановые) характеристики этого предмета или
служащие основой для выводов о его состоянии в
соотнесении с поставленными целями.
Релевантные данные – данные,
относящиеся к делу, пригодные для получения
качественных выводов, в отличие от избыточных,
ненужных, не соответствующих решаемой задаче
данных.
Индикатор – количественный или
качественный показатель, характеризующий
состояние и (или) динамику изменений оцениваемых
параметров.
Система индикаторов –
взаимосвязанная совокупность индикаторов,
позволяющая получать необходимую и достаточную
информацию о состоянии оцениваемых параметров и
предмета планирования (мониторинга, оценки) в
целом.
Значения индикаторов –
количественные величины или качественные
характеристики, описывающие конкретное
состояние индикатора.
Единица измерения –
количественное или качественное выражение
оцениваемых параметров и индикаторов,
соответствующее их специфическому характеру и
позволяющее выявить, измерить и оценить его
состояние.
Целевые значения индикаторов –
значения индикаторов, соответствующие
поставленным целям и свидетельствующие об их
достижении. Достижение целевых значений
индикаторов по существу является признаком, на
основании которого осуществляется оценка
ситуации или, другими словами, – критерием
оценки.
Источники получения данных –
любые информационные источники, позволяющие
получить достоверные и полные данные о состоянии
предмета планирования и его оцениваемых
параметров.
Способы получения данных – любые
методы и средства, с помощью которых из разных
источников могут быть получены релевантные
данные для выявления и оценки ситуации в
предмете планирования и оценки.
Допущения и риски – количественно
или качественно выраженные предположения
субъектов планирования о внутренних и внешних
факторах, способных с некоторой вероятностью
оказать позитивное или негативное влияние на
достижение поставленных целей (как общих, так и
по целевым значениям отдельных индикаторов).
Сущность и особенности введения
профильного обучения на школьном уровне
1. Собственно введение профильного
обучения в точном смысле слов осуществляется исключительно
на этом уровне, так как именно в 9–11-х классах
осуществляются сначала предпрофильная
подготовка, а затем и само профильное обучение, в
то время как более высокие уровни образования
призваны создавать для этого необходимые
ресурсы и обеспечивать соответствующее
управленческое сопровождение. Пока в школах не
происходят требуемые изменения, говорить о
переходе на профильное обучение преждевременно
и неправомерно.
2. Только на школьном уровне в единстве
осуществляются составляющие собственно
введения профильного обучения (как изменения в
содержании образования и образовательном
процессе конкретного учреждения), ресурсного
обеспечения перехода на профильное обучение (в
части, подвластной субъектам школьного уровня,
входящей в их компетенцию) и управленческого
сопровождения этого перехода (в данном случае –
в рамках деятельности субъектов внутришкольного
управления и привлекаемых ими партнеров).
3. От органов управления, методических
служб и других субъектов системы образования
школа вправе ожидать своевременной и адекватной
ресурсной и управленческой поддержки в части,
выходящей за рамки возможностей отдельно
взятого учреждения. Школьный уровень объективно
является поэтому своеобразным заказчиком на
услуги вышестоящих уровней системы, и именно от
его нужд и потребностей должны отстраиваться
проекты и программы введения профильного
обучения на вышестоящих уровнях. Оценка усилий
уровней системы образования, находящихся вне
школы, должна, по нашему мнению, находиться в
прямой зависимости от их вклада в создание
условий введения профильного обучения в школах
подведомственных территорий.
4. В объективной оценке введения профильного
обучения, а до этого – готовности к такому
введению, заинтересованы субъекты различных
уровней образования, но прежде всего в ней
нуждаются субъекты самой школы и стоящие ближе
всех к ним субъекты муниципальных
образовательных систем, которым, следовательно,
важно адресовать соответствующие рекомендации.
Таблица
Индикаторы, характеризующие
готовность к введению ПО на уровне школы
№ |
Индикаторы
готовности |
1.
Готовность нормативной базы |
1 |
Наличие
легитимно принятых и утвержденных нормативных
актов школьного уровня, регламентирующих:
– общие вопросы организации
предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
– содержание, технологии и
методическую поддержку введения предпрофильной
подготовки и профильного обучения;
– вопросы организации текущей и
итоговой аттестации учащихся;
– вхождение школы в межшкольную
локальную сеть для совместной территориально
распределенной организации предпрофильной
подготовки и профильного обучения;
– вопросы транспортировки,
обеспечения питания, безопасности и охраны
здоровья учащихся при сетевой межшкольной
модели профильного обучения;
– вопросы кадрового обеспечения
предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
– финансово-экономические вопросы,
вопросы оплаты труда педагогов, занятых в
системе предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
– вопросы управленческого
сопровождения предпрофильной подготовки и
профильного обучения в школе |
2 |
Полнота
номенклатуры нормативных актов (рекомендуемая
номенклатура отработана в ходе эксперимента по
введению профильного обучения) |
3 |
Наличие/отсутствие
и количество важных вопросов, не урегулированных
созданной нормативной базой |
4 |
Количество и
процент от потребности нормативных актов |
5 |
Действенность
нормативных актов |
2.
Готовность к использованию имеющейся
образовательной сети и инфраструктуры,
аудиторного фонда к созданию новых локальных
образовательных сетей |
6 |
Наличие в школе
достаточной инфраструктуры и аудиторного фонда
для организации предпрофильной подготовки и
профильного обучения в соответствии с
избранными в регионе, муниципалитете и школе
моделями его организации |
7 |
Наличие
регламентов сетевого взаимодействия в рамках
межшкольной сети профильного обучения |
8 |
Количество и
процент обучающихся, которым предоставлена
транспортная доступность для получения услуг
профильного обучения в школе |
3.
Готовность структурно-институциональных
ресурсов |
9 |
Наличие
школьной команды введения профильного обучения,
распределения обязанностей между участниками
образовательного процесса в области введения
профильного обучения |
4.
Готовность концептуальных, научно-методических
ресурсов |
10 |
Наличие
школьной рабочей концепции и программы перехода
на профильное обучение, связанных с программой
развития школы |
5.
Готовность программно-методических ресурсов |
11 |
Наличие
школьного учебного плана, отражающего
соответствующий БУП и включающего организацию
предпрофильной подготовки и профильного
обучения |
12 |
Наличие
образовательной программы школы, описывающей
основные параметры введения предпрофильной
подготовки и профильного обучения |
13 |
Количество и
процент от потребности учебных программ
профильного уровня для организации
предпрофильной подготовки и профильного
обучения (в целом и по отдельным профилям) |
14 |
То же для
базового уровня |
15 |
Количество и
процент от потребности учебных программ
элективных курсов (в целом и по отдельным
профилям) |
16 |
Количество и
процент от потребности учебников и учебных
пособий для профильного обучения (в целом и по
отдельным профилям) |
17 |
То же по
пособиям для самостоятельной работы учащихся |
18 |
То же по
методическим пособиям и рекомендациям для
учителей |
19 |
То же по
методикам диагностики обученности учащихся в
системе профильного обучения |
20 |
То же по
рекомендациям по контролю и оценке достижений
учащихся в системе профильного обучения |
6.
Готовность кадровых, человеческих ресурсов |
21 |
Количество и
удельный вес педагогических работников,
прошедших подготовку, профессиональную
переподготовку или повышение квалификации для
работы в системе профильного обучения (в целом и
отдельно по разным группам образовательных
программ) |
22 |
То же по
методическим кадрам (завучи, организаторы
методической работы в школе, руководители
методических подразделений) |
23 |
То же по
управленческим кадрам |
24 |
Количество и
удельный вес кадров с высокой ценностной
готовностью к введению профильного обучения |
25 |
Количество и
удельный вес кадров с высокой мотивационной
готовностью к введению профильного обучения |
26 |
Количество и
удельный вес кадров с высокой исполнительской
готовностью к введению профильного обучения |
27 |
Количество и
удельный вес кадров, имеющих опыт работы в
системе профильного обучения (в том числе опыт
разработки авторских программ основных и
элективных курсов) |
28 |
Количество и
процент от потребности специалистов, призванных
осуществлять сопровождение введения
профильного обучения |
7.
Готовность кадровой инфраструктуры, системы
работы с кадрами |
29 |
Наличие системы
методической работы с кадрами по сопровождению
введения профильного обучения (программы, формы
и методы организации обучения, учебные
материалы) |
30 |
Мощность
школьной инфраструктуры работы с кадрами |
31 |
Наличие планов
направления кадров на повышение квалификации,
профессиональную переподготовку в области
профильного обучения за пределы школы |
32 |
Действенность
работы с кадрами |
8.
Готовность материально-технических ресурсов |
33 |
Количество и
процент от потребности учебных курсов и учебных
кабинетов, оснащенных оборудованием и
средствами обучения, необходимыми для введения
ПО |
34 |
Количество и
процент от потребности транспортных средств,
используемых для подвоза учащихся |
35 |
То же по
водителям соответствующей квалификации и
лимитам на ГСМ |
9.
Готовность информационного, рекламного и
PR-сопровождения |
36 |
Количество и
процент от потребности участников
образовательного процесса, достаточно
информированных о цели, задачах, преимуществах
профильного обучения, лучших практиках
(передовом опыте) |
37 |
Наличие у школы
информационных ресурсов и каналов,
систематически занимающихся информационным,
рекламным и PR-сопровождением введения
профильного обучения |
38 |
Действенность
информационного, рекламного и PR-сопровождения,
наличие общественной поддержки введения
профильного обучения в школе |
10.
Готовность финансовых ресурсов |
39 |
Наличие расчета
потребностей в финансовых ресурсах на введение
предпрофильной подготовки и профильного
обучения, учитывающего все основные статьи
расходов |
40 |
Наличие
утвержденной схемы финансирования основных
расходов по введению предпрофильной подготовки
и профильного обучения с учетом возможностей
бюджета и внебюджетных средств |
41 |
Включенность
вопросов финансирования введения профильного
обучения в программу развития школы |
42 |
Объемы и процент
от потребности финансовых ресурсов, необходимых
для введения профильного обучения (в целом и по
главным статьям расходов) |
11.
Коммуникационная готовность |
43 |
Наличие связей с
федеральными, региональными и муниципальными
структурами и конкретными специалистами,
обеспечивающими ресурсное и управленческое
сопровождение введения предпрофильной
подготовки и профильного обучения |
12.Управленческая
готовность |
44 |
Наличие
документированной модели управления введением
предпрофильной подготовки и профильного
обучения, содержащей распределение целей,
функций управления, описание организационной
структуры, регламентов и механизмов управления и
встроенной в программу введения ПО |
45 |
Наличие
школьной системы мотивации, стимулирования и
поддержки кадров к введению предпрофильной
подготовки и профильного обучения |
46 |
Владение
системой индикаторов оценки готовности к
введению предпрофильной подготовки и
профильного обучения и использование этой
системы |
47 |
Наличие системы
мониторинга и оценки готовности к введению
профильного обучения |
Замеры готовности школы к введению
профильного обучения рекомендуется проводить
постоянно, не реже одного раза в полгода.
По итогам анализа и оценки готовности
школы к введению профильного обучения должны
вноситься коррективы в план (программу) введения
профильного обучения, а также формулироваться
запросы на необходимые ресурсы в адрес
вышестоящих структур.
Александр МОИСЕЕВ,
Сергей КРАВЦОВ,
авторы монографии «Определение готовности
к введению профильного обучения: регион,
муниципалитет, школа». – М.: Готика, 2005
_________________
1 В настоящее
время выделяют несколько таких вариативных
моделей: 1) однопрофильная школа; 2)
многопрофильная школа; 3) обучение на основе
индивидуальных учебных планов и т.п.
2 Предполагается
осмысленный и спланированный характер этих
изменений, в частности, соответствие их
обоснованно выбранной конкретной модели
организации профильного обучения (в настоящее
время в экспериментальной практике выделены 4
такие модели). Некоторые из этих моделей
предполагают создание местных сетей,
объединяющих ресурсы и возможности ряда
образовательных учреждений для оказания услуг
профильного обучения (сетевая модель). |