Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Анализ ситуации

Готова ли ваша школа
к профильному обучению?

Переход к профильному обучению (ПО) на старшей ступени общеобразовательной школы – одно из главных нововведений, предусмотренных в рамках модернизации российской системы общего образования и активно внедряемых в школьную практику. Мы решили в первой статье специального выпуска познакомить вас с понятиями, которыми изобилуют документы и специализированные книги о ПО. Далее в материале рассматривается сущность и особенности введения ПО на школьном уровне. И, что особенно важно, представлены индикаторы, характеризующие готовность образовательного учреждения к введению профильного обучения.

Словарь ПО

Профильное обучение – особый способ организации обучения в системе общего образования (в современной России профильное обучение начинается на завершающей стадии основного общего образования – предпрофильная подготовка – и осуществляется на старшей ступени общего образования). Он направлен на индивидуализацию обучения, развитие продуктивной мотивации учения, расширение возможностей выбора обучающимися образовательных траекторий и маршрутов на основе индивидуальных склонностей и предпочтений, предполагает реализацию существенных изменений по сравнению с традиционно сложившимися образовательными моделями в области:

  • целей общего образования;

  • государственных образовательных стандартов и базисных учебных планов (с введением базового и профильного уровней, возможностей выбора индивидуального учебного плана и т.п.);

  • содержания образования (формирование программ профильного и базового уровней, широкое распространение элективных курсов);

  • системы оценки и аттестации обучающихся (портфолио и др.) и т.д.

Профильное обучение – пример комплексного и достаточно радикального образовательного новшества, требующего для его эффективного внедрения совместных и согласованных усилий субъектов образования на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Введение профильного обучения – постепенный плановый переход системы общего образования от традиционной модели обучения на старшей ступени к различным моделям профильного1; нововведение (инновация), делающее профильное обучение неотъемлемой составной частью образовательной практики.

Введение профильного обучения может быть рассмотрено в различных взаимодополняющих аспектах:

  • целевой – анализ целей и задач перехода на профильное обучение;

  • содержательный – анализ характера и содержания конкретных действий и изменений, требуемых концепцией профильного обучения;

  • процессуальный – анализ введения профильного обучения как процесса, имеющего свои этапы и стадии;

  • результативный – анализ реально полученных продуктов, эффектов, результатов процесса введения профильного обучения, их соотнесения с поставленными целями и ожидаемыми продуктами, эффектами, результатами.

Успешность введения профильного обучения также может и должна рассматриваться в процессуальном и результативном аспектах.

В процессуальном аспекте для оценки введения профильного обучения как успешного достаточно иметь сведения, подтверждающие факт осуществления всех необходимых для данного нововведения действий (изменений) в запланированном количестве образовательных учреждений территории.

В результативном аспекте для оценки введения профильного обучения необходимо знать о соответствии его реальных результатов поставленным целям.

В широком смысле процесс введения ПО включает в себя различные составляющие:

1) в содержательном плане:

а) собственно введение профильного обучения как осуществление определенных изменений в реальной практике образования, в образовательном процессе в конкретных образовательных учреждениях;
б) ресурсное обеспечение введения профильного обучения;
в) управленческое сопровождениие введения профильного обучения;

2) в динамическом плане:

а) создание условий и ресурсов, обеспечивающих готовность или стадию готовности к введению профильного обучения;
б) собственно введение профильного обучения.

Введение профильного обучения может быть выборочным и массовым. О массовом введении профильного обучения можно говорить, когда не менее 70 % образовательных учреждений территории перешли к нему.

Ресурсное обеспечение введения профильного обучения – деятельность субъектов образовательных систем и их социальных партнеров по созданию, распространению, поставке, использованию всех видов ресурсов, необходимых для успешного и полноценного введения профильного обучения.

Управленческое сопровождение введения профильного обучения – деятельность субъектов управления образовательными учреждениями и более широкими системами, направленная на постановку и достижение целей данного процесса с помощью анализа, планирования, организации, руководства и контроля. В качестве объектов сопровождения выступают все обозначенные выше его составляющие.

Инвариантные задачи введения профильного обучения – общие, не зависящие от особенностей регионов, муниципалитетов и школ, задачи и направления деятельности, реализация которых обеспечивает этот переход.

Введение профильного обучения в любых регионах России предполагает решение следующих групп взаимосвязанных задач:

1. Образовательные задачи – осуществление изменений в образовательной системе, школах, включая изменения2:

  • в целях и задачах образования на старшей ступени;

  • в направленности, принципах обучения, требованиях к учителю и обучающимся;

  • в структуре и содержании образования (введение нового БУПа; разработка и реализация программ, учебников и учебных материалов профильного и базового уровней, основных курсов и курсов по выбору – элективных курсов);

  • в методах, средствах, технологиях обучения (а также диагностики учащихся, комплектования учебных потоков и классов, оценки достижений);

  • в формах организации обучения;

  • в методах и формах контроля, оценки, аттестации обучающихся;

  • в процессах обучения, во взаимодействии в системах «учитель–учащиеся», «учащийся–учащийся» и т.п.;

  • в образовательной среде, укладе жизни, организационной культуре школы;

  • во внеурочной работе в связи с введением профильного обучения.

2. Задачи создания условий и ресурсного обеспечения перехода на профильное обучение:

  • разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов (нормативно-правовое обеспечение);

  • использование имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда, с помощью которых можно организовать профильное обучение и создание новых образовательных сетей для такой организации (инфраструктурное обеспечение);

  • использование имеющихся и создание новых структурно-институциональных ресурсов, образовательных, сервисных и управленческих структур для работы по профильному обучению (организационно-институциональное обеспечение);

  • создание, использование и трансляция концептуальных ресурсов – идей и опыта организации профильного обучения (научно-концептуальное и консультативное обеспечение);

  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное развитие кадров, призванных организовывать, осуществлять, обеспечивать, сопровождать переход на профильное обучение; расстановка кадров и использование их потенциала в процессе этого перехода (кадровое обеспечение);

  • разработка и использование учебных планов, программ, учебников, дидактических материалов, методических пособий базового и профильного уровней, в том числе – по элективным курсам (программно-методическое обеспечение);

  • информационное обеспечение, рекламно-пропагандистское и PR-сопровождение перехода на профильное обучение;

  • материально-техническое обеспечение, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д. для перехода на профильное обучение;

  • расширение и использование полезных связей и контактов внутри системы образования и за ее пределами (коммуникативное обеспечение);

  • финансовое обеспечение (последнее приведено в конце списка не в силу малой важности, а потому, что все (или почти все) прочие ресурсы приходится в конечном счете оценивать в стоимостном выражении).

3. Задачи управления реализацией Программы и переходом на профильное обучение:

  • создание, оформление, обеспечение новых организационных структур для обеспечения перехода на профильное обучение;

  • создание и использование новых механизмов взаимодействия, стимулирования и поддержки участников перехода на профильное обучение, механизмов ресурсного (в том числе – финансового) обеспечения его реализации;

  • контроль, мониторинг и оценка хода и результатов реализации Программы и процесса перехода на профильное обучение.

Готовность к введению профильного обучения – состояние образовательной системы, характеризуемое наличием в ней необходимых и достаточных условий (ресурсов, возможностей) внутреннего и внешнего характера, позволяющих в разумные сроки обеспечить на достойном качественном уровне и при рациональном расходовании ресурсов, времени и усилий участников образовательного процесса успешное и массовое введение профильного обучения в общеобразовательных школах.

Готовность образовательной системы (школы) к введению профильного обучения является сложным, объективно-субъективным состоянием, в котором можно вычленить:

1. Готовность субъектов преобразований на всех уровнях к решению задач введения профильного обучения, которая в свою очередь включает ценностную готовность (субъект разделяет и принимает ценности и цели работы), мотивационную готовность (субъект стремится к достижению поставленных целей и задач) и исполнительскую готовность (субъект обладает требуемой компетентностью – знаниями, умениями, навыками, качествами, необходимыми для решения задач).

2. Готовность ресурсов и условий, используемых субъектами (основные группы таких ресурсов и условий рассмотрены выше).

Готовность образовательной системы (школы) к введению профильного обучения имеет смысл рассматривать на различных качественных уровнях в строгой привязке к конкретному времени.

Предлагается выделить три таких качественных уровня:

1. Полная готовность, когда имеются все необходимые и достаточные условия и речь идет только о времени, которое требуется для массового перехода на профильное обучение.

2. Неполная готовность, когда есть лишь некоторые из этих условий и создание недостающих условий требует дополнительного времени и усилий.

3. Нулевая готовность, при которой необходимые условия практически не созданы.

Эти три уровня можно распространить и на оценку готовности отдельных групп условий введения профильного обучения. Тогда может оказаться, что при общей неполной готовности имеется, например, полная мотивационная готовность людей в школах при неполной готовности программно-методических и финансовых ресурсов, недостаточной компетентности кадров и нулевой готовности в сфере информационного и пропагандистского сопровождения.

Экспертно можно предположить, что на сегодняшний день в большинстве регионов сложилась ситуация неполной готовности к массовому введению профильного обучения и имеется необходимость ее осмысления и интенсификации усилий по созданию комплекса недостающих условий.

Индикативное планирование введения профильного обучения – тип, способ планирования, противопоставляемый обычно жесткому директивному типу планирования и предполагающий, в частности, выделение главных оцениваемых параметров и индикаторов, описывающих желаемое состояние объекта (предмета) планирования, а также последующие отслеживание и оценку его реального состояния в соотнесении с желаемым (целевым). В данном случае параметры и индикаторы могут относиться как к оценке собственно введения профильного обучения, так и к оценке готовности системы (школы) к такому введению.

Предмет планирования (мониторинга, оценки) – система, явление, процесс, по отношению к функционированию, стабилизации и развитию которого осуществляются действия планирования (мониторинга, оценки). В данном случае таким предметом является введение профильного обучения (переход на профильное обучение) в системе общего образования, а в более широком понимании – обозначенное масштабное нововведение и его социальное окружение, контекст, в котором оно осуществляется.

Оцениваемые параметры – отдельные значимые стороны, компоненты, аспекты, характеристики, переменные предмета планирования (мониторинга, оценки), специально выделяемые и отражаемые в индикативном плане и являющиеся основой для установления характерных индикаторов. Оцениваемые параметры обычно выявляются путем системного анализа предмета планирования, проясняющего его ключевые компоненты, аспекты, важнейшие характеристики без потери целостности объекта.

Данные – информационное сырье, первичная основа для получения значимой информации о предмете планирования и окружающей его среде, преобразуемой в требуемые (нормативные, плановые) характеристики этого предмета или служащие основой для выводов о его состоянии в соотнесении с поставленными целями.

Релевантные данные – данные, относящиеся к делу, пригодные для получения качественных выводов, в отличие от избыточных, ненужных, не соответствующих решаемой задаче данных.

Индикатор – количественный или качественный показатель, характеризующий состояние и (или) динамику изменений оцениваемых параметров.

Система индикаторов – взаимосвязанная совокупность индикаторов, позволяющая получать необходимую и достаточную информацию о состоянии оцениваемых параметров и предмета планирования (мониторинга, оценки) в целом.

Значения индикаторов – количественные величины или качественные характеристики, описывающие конкретное состояние индикатора.

Единица измерения – количественное или качественное выражение оцениваемых параметров и индикаторов, соответствующее их специфическому характеру и позволяющее выявить, измерить и оценить его состояние.

Целевые значения индикаторов – значения индикаторов, соответствующие поставленным целям и свидетельствующие об их достижении. Достижение целевых значений индикаторов по существу является признаком, на основании которого осуществляется оценка ситуации или, другими словами, – критерием оценки.

Источники получения данных – любые информационные источники, позволяющие получить достоверные и полные данные о состоянии предмета планирования и его оцениваемых параметров.

Способы получения данных – любые методы и средства, с помощью которых из разных источников могут быть получены релевантные данные для выявления и оценки ситуации в предмете планирования и оценки.

Допущения и риски – количественно или качественно выраженные предположения субъектов планирования о внутренних и внешних факторах, способных с некоторой вероятностью оказать позитивное или негативное влияние на достижение поставленных целей (как общих, так и по целевым значениям отдельных индикаторов).

Сущность и особенности введения профильного обучения на школьном уровне

1. Собственно введение профильного обучения в точном смысле слов осуществляется исключительно на этом уровне, так как именно в 9–11-х классах осуществляются сначала предпрофильная подготовка, а затем и само профильное обучение, в то время как более высокие уровни образования призваны создавать для этого необходимые ресурсы и обеспечивать соответствующее управленческое сопровождение. Пока в школах не происходят требуемые изменения, говорить о переходе на профильное обучение преждевременно и неправомерно.

2. Только на школьном уровне в единстве осуществляются составляющие собственно введения профильного обучения (как изменения в содержании образования и образовательном процессе конкретного учреждения), ресурсного обеспечения перехода на профильное обучение (в части, подвластной субъектам школьного уровня, входящей в их компетенцию) и управленческого сопровождения этого перехода (в данном случае – в рамках деятельности субъектов внутришкольного управления и привлекаемых ими партнеров).

3. От органов управления, методических служб и других субъектов системы образования школа вправе ожидать своевременной и адекватной ресурсной и управленческой поддержки в части, выходящей за рамки возможностей отдельно взятого учреждения. Школьный уровень объективно является поэтому своеобразным заказчиком на услуги вышестоящих уровней системы, и именно от его нужд и потребностей должны отстраиваться проекты и программы введения профильного обучения на вышестоящих уровнях. Оценка усилий уровней системы образования, находящихся вне школы, должна, по нашему мнению, находиться в прямой зависимости от их вклада в создание условий введения профильного обучения в школах подведомственных территорий.

4. В объективной оценке введения профильного обучения, а до этого – готовности к такому введению, заинтересованы субъекты различных уровней образования, но прежде всего в ней нуждаются субъекты самой школы и стоящие ближе всех к ним субъекты муниципальных образовательных систем, которым, следовательно, важно адресовать соответствующие рекомендации.

Таблица

Индикаторы, характеризующие готовность к введению ПО на уровне школы

Индикаторы готовности

1. Готовность нормативной базы

1

Наличие легитимно принятых и утвержденных нормативных актов школьного уровня, регламентирующих:

– общие вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

– содержание, технологии и методическую поддержку введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

– вопросы организации текущей и итоговой аттестации учащихся;

– вхождение школы в межшкольную локальную сеть для совместной территориально распределенной организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

– вопросы транспортировки, обеспечения питания, безопасности и охраны здоровья учащихся при сетевой межшкольной модели профильного обучения;

– вопросы кадрового обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

– финансово-экономические вопросы, вопросы оплаты труда педагогов, занятых в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

– вопросы управленческого сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

2

Полнота номенклатуры нормативных актов (рекомендуемая номенклатура отработана в ходе эксперимента по введению профильного обучения)

3

Наличие/отсутствие и количество важных вопросов, не урегулированных созданной нормативной базой

4

Количество и процент от потребности нормативных актов

5

Действенность нормативных актов

2. Готовность к использованию имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда к созданию новых локальных образовательных сетей

6

Наличие в школе достаточной инфраструктуры и аудиторного фонда для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в соответствии с избранными в регионе, муниципалитете и школе моделями его организации

7

Наличие регламентов сетевого взаимодействия в рамках межшкольной сети профильного обучения

8

Количество и процент обучающихся, которым предоставлена транспортная доступность для получения услуг профильного обучения в школе

3. Готовность структурно-институциональных ресурсов

9

Наличие школьной команды введения профильного обучения, распределения обязанностей между участниками образовательного процесса в области введения профильного обучения

4. Готовность концептуальных, научно-методических ресурсов

10

Наличие школьной рабочей концепции и программы перехода на профильное обучение, связанных с программой развития школы

5. Готовность программно-методических ресурсов

11

Наличие школьного учебного плана, отражающего соответствующий БУП и включающего организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения

12

Наличие образовательной программы школы, описывающей основные параметры введения предпрофильной подготовки и профильного обучения

13

Количество и процент от потребности учебных программ профильного уровня для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения (в целом и по отдельным профилям)

14

То же для базового уровня

15

Количество и процент от потребности учебных программ элективных курсов (в целом и по отдельным профилям)

16

Количество и процент от потребности учебников и учебных пособий для профильного обучения (в целом и по отдельным профилям)

17

То же по пособиям для самостоятельной работы учащихся

18

То же по методическим пособиям и рекомендациям для учителей

19

То же по методикам диагностики обученности учащихся в системе профильного обучения

20

То же по рекомендациям по контролю и оценке достижений учащихся в системе профильного обучения

6. Готовность кадровых, человеческих ресурсов

21

Количество и удельный вес педагогических работников, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе профильного обучения (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

22

То же по методическим кадрам (завучи, организаторы методической работы в школе, руководители методических подразделений)

23

То же по управленческим кадрам

24

Количество и удельный вес кадров с высокой ценностной готовностью к введению профильного обучения

25

Количество и удельный вес кадров с высокой мотивационной готовностью к введению профильного обучения

26

Количество и удельный вес кадров с высокой исполнительской готовностью к введению профильного обучения

27

Количество и удельный вес кадров, имеющих опыт работы в системе профильного обучения (в том числе опыт разработки авторских программ основных и элективных курсов)

28

Количество и процент от потребности специалистов, призванных осуществлять сопровождение введения профильного обучения

7. Готовность кадровой инфраструктуры, системы работы с кадрами

29

Наличие системы методической работы с кадрами по сопровождению введения профильного обучения (программы, формы и методы организации обучения, учебные материалы)

30

Мощность школьной инфраструктуры работы с кадрами

31

Наличие планов направления кадров на повышение квалификации, профессиональную переподготовку в области профильного обучения за пределы школы

32

Действенность работы с кадрами

8. Готовность материально-технических ресурсов

33

Количество и процент от потребности учебных курсов и учебных кабинетов, оснащенных оборудованием и средствами обучения, необходимыми для введения ПО

34

Количество и процент от потребности транспортных средств, используемых для подвоза учащихся

35

То же по водителям соответствующей квалификации и лимитам на ГСМ

9. Готовность информационного, рекламного и PR-сопровождения

36

Количество и процент от потребности участников образовательного процесса, достаточно информированных о цели, задачах, преимуществах профильного обучения, лучших практиках (передовом опыте)

37

Наличие у школы информационных ресурсов и каналов, систематически занимающихся информационным, рекламным и PR-сопровождением введения профильного обучения

38

Действенность информационного, рекламного и PR-сопровождения, наличие общественной поддержки введения профильного обучения в школе

10. Готовность финансовых ресурсов

39

Наличие расчета потребностей в финансовых ресурсах на введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, учитывающего все основные статьи расходов

40

Наличие утвержденной схемы финансирования основных расходов по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом возможностей бюджета и внебюджетных средств

41

Включенность вопросов финансирования введения профильного обучения в программу развития школы

42

Объемы и процент от потребности финансовых ресурсов, необходимых для введения профильного обучения (в целом и по главным статьям расходов)

11. Коммуникационная готовность

43

Наличие связей с федеральными, региональными и муниципальными структурами и конкретными специалистами, обеспечивающими ресурсное и управленческое сопровождение введения предпрофильной подготовки и профильного обучения

12.Управленческая готовность

44

Наличие документированной модели управления введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, содержащей распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления и встроенной в программу введения ПО

45

Наличие школьной системы мотивации, стимулирования и поддержки кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения

46

Владение системой индикаторов оценки готовности к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения и использование этой системы

47

Наличие системы мониторинга и оценки готовности к введению профильного обучения

 

Замеры готовности школы к введению профильного обучения рекомендуется проводить постоянно, не реже одного раза в полгода.

По итогам анализа и оценки готовности школы к введению профильного обучения должны вноситься коррективы в план (программу) введения профильного обучения, а также формулироваться запросы на необходимые ресурсы в адрес вышестоящих структур.

Александр МОИСЕЕВ,
Сергей КРАВЦОВ,
авторы монографии «Определение готовности
к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа». – М.: Готика, 2005

_________________

1 В настоящее время выделяют несколько таких вариативных моделей: 1) однопрофильная школа; 2) многопрофильная школа; 3) обучение на основе индивидуальных учебных планов и т.п.

2 Предполагается осмысленный и спланированный характер этих изменений, в частности, соответствие их обоснованно выбранной конкретной модели организации профильного обучения (в настоящее время в экспериментальной практике выделены 4 такие модели). Некоторые из этих моделей предполагают создание местных сетей, объединяющих ресурсы и возможности ряда образовательных учреждений для оказания услуг профильного обучения (сетевая модель).

Рейтинг@Mail.ru