Частные школы
Свобода из кошелька
Статья опубликована при поддержке компании FASTIMPORT LIMITED, оказывающей логистические и посреднические услуги в сфере поиска бизнес-партнеров и налаживания надежных и выгодных деловых связей между предпринимателями из России и Китая.Очень часто из-за невозможности проведения платежа на счет получателя в Китае приходится отказываться от выгодных предложений, срываются сделки, разрушаются с трудом налаженные деловые связи. По этой же причине приходится отказываться от покупки товаров на китайских интернет-площадках. Теперь у Вас есть Fastimport, предлагающий воспользоваться проверенной временем системой денежных переводов. Услуга предоставляется и юридическим, и физическим лицам, с которыми заключается официальный договор. Средства, даже самая крупная сумма, поскольку в Fastimport, нет ограничений по переводам, будут зачислены на счет получателя в течение шести часов. Денежные переводы в Китай с FASTIMPORT LIMITED - быстро, удобно безопасно. Все подробности можно узнать на сайте fastimport.ru.
Она заразительно смеялась над всеми заданными
ей вопросами, в которых другой директор даже при
наличии фантастического чувства юмора не увидел
бы и тени смешного. Для директора американской
частной школы Роксаны ЗАЗЗАРО будничные
проблемы ее российских коллег или давно
пройдены, или неизвестны в принципе. Правда,
после общения в Санкт-Петербурге с директорами
негосударственных учебных заведений она недолго
оставалась в неведении и в глубине души
наверняка мечтала поскорей вернуться в Нью-Йорк,
чтобы убедиться, как ей все-таки повезло…
– Г-жа Заззаро, какие главные
различия в работе вы видите у директоров
государственных и частных школ Нью-Йорка?
– Работа отличается весьма
существенно. Начать хотя бы с того, что
среднестатистическая государственная школа в
Нью-Йорке – это 5–6 тысяч учащихся.
– ?!
– Минимум – 3 тысячи. Школа – огромное
здание, в котором невозможно не потеряться, когда
приходишь туда впервые. Такое количество
учеников приводит к довольно безличной ситуации:
учителя, работающие одновременно с 200–300
учениками, толком не знают ни их имен, ни тем
более того, кто из детей что собой представляет.
Я не хочу сгущать краски, но,
откровенно говоря, высока напряженность с
криминогенной обстановкой. Во многих
государственных школах города на входе стоят
металлодетекторы, чтобы в карманах ученики не
проносили оружие.
Директор Роксана Заззаро
– Наверное, как и в России, каждая
частная школа Америки имеет свое лицо. А что их
объединяет?
– В Соединенных Штатах существует в
общей сложности несколько сотен тысяч частных
школ. Появились они в XIX веке.
Большинство таких образовательных
учреждений ограничивает прием учеников. Одна из
основных причин количественного лимита –
получить возможность работать с детьми
индивидуально. Это невероятно привлекает
родителей. Кроме того, в частных школах
наблюдается симбиоз прогрессивного и
академического образования.
– Чем вы берете в конкурентной
борьбе среди негосударственных школ?
– Я возглавляю старшую школу в частном
учебном заведении «Bruklin friend school», расположенную в
Нью-Йорке. Это квакерская школа, то есть основные
идеи здесь – равенство, простота и мирное
разрешение конфликтных ситуаций. Наша школа
появилась в 1867 году, после гражданской войны в
Соединенных Штатах. Основной ее миссией было
образование в большинстве своем мальчиков в
равных условиях и на равных правах: в те времена в
образовании чернокожих и белых детей процветала
сегрегация и школа хотела объединить их.
Наша школа работает с детьми от
дошкольного возраста и до 12-го класса. Цель всех
отделений – воспитание цельной личности: нам
важны все аспекты ребенка – и академические, и
творческие, и духовные. Кстати, небольшая
наполняемость классов дает возможность найти в
каждом ребенке сильные стороны и помочь ему
стать успешным в выбранной области.
Словарь
|
КВАКЕРЫ (от
англ. quakers, буквально - трясущиеся; первоначально
употреблялось в ироническом смысле;
самоназвание Society of Friends – общество друзей) –
члены религиозной христианской общины,
основанной в середине XVII в. в Англии
ремесленником Дж. Фоксом. К. отвергают институт
священников и церковные таинства (человек,
согласно учению К., может вступать в
непосредственный союз с богом), проповедуют
пацифизм, занимаются благотворительностью.
Преследуемые английским правительством и
англиканской церковью, многие общины К. начиная с
60-х гг. XVII в. эмигрировали в Северную Америку. В 1689
положение английской и американской общины К.
было легализовано «Актом о терпимости». Вначале
движение К. было чисто мелкобуржуазное по
социальному составу участников; позже среди К.
появились крупные капиталистические элементы. К
началу 70-х гг. XX в. общины К. насчитывали около 200
тыс. членов (главным образом в США,
Великобритании, странах Восточной Африки).
Большая советская энциклопедия |
– Исключает ли такой подход,
когда все дети видят успехи друг друга,
соперничество между учениками?
– К сожалению, независимо от того, в
какой школе учатся юные американцы, они должны
сдавать общенациональный экзамен. Но мы пытаемся
сгладить эту соревновательность: например, если
школьник получает высокую оценку, мы учим его не
хвалиться ею, а помочь тому, кто не заслужил ее, в
следующий раз показать более высокий результат.
Соревновательность могла бы
возникнуть при зачислении в спортивные команды
(во многих школах Соединенных Штатов отбор идет
очень жестко – проходят отборочные туры и многих
детей не берут, если они недостаточно способны).
Однако в нашей школе в команду принимают всех,
кто хочет участвовать в спортивных
соревнованиях. Дети, естественно, любят
побеждать, и все-таки главная их задача –
работать в команде, научиться быть спортивным.
– Чтобы мы могли сравнить российские
школьные будни с вашими, опишите, пожалуйста,
традиционный день квакерской школы…
– Учеба начинается в 8 утра и
заканчивается в 15.15. Далее, до пяти-шести часов
вечера, происходят спортивные, театральные и
другие дополнительные мероприятия.
По мнению русских учителей, которые
есть у нас в штате, расписание занятий в «Bruklin friend
school» крайне сложное, запутанное. Уроки по
основным предметам – скажем, математике и
английскому языку – идут ежедневно и длятся 50
минут, предметы художественного цикла –
рисование, театральное искусство и так далее –
два-три раза в неделю по 75 минут.
В старшей школе учится всего 150
человек, и мы можем позволить себе предлагать им
составление индивидуальных образовательных
маршрутов. Любой ученик, заинтересованный в
изучении области знаний, которая не включена в
наши основные курсы, может написать личное
предложение и обратиться с ним к учителю. И если
учитель с учеником достигают согласия,
предложение передается школьной администрации и
та составляет индивидуальное расписание:
сколько раз в неделю будут проходить занятия и
как часто ученик должен представлять
наработанный материал. В частности, в этом году
подобные образовательные программы есть по
психологии, литературе, в том числе по русской
литературе, математике и некоторым другим
дисциплинам.
Кроме того, специальное время в
расписании отводится общешкольным встречам для
объявления различной информации, встреч с
интересными людьми.
А раз в неделю происходят классные
часы квакерского собрания. Квакеров в школе не
много, но поскольку школа называется квакерской,
собрания проводятся как дань религиозной
традиции. Вся школа собирается в специальном
помещении, где по периметру расставлены
скамейки, рассаживается и сидит в тишине. Любой
имеет право нарушить ее – встать и сказать
абсолютно все, что он хочет: поделиться своим
мнением, рассказать о прочитанном или увиденном,
пооткровенничать о бедах, произошедших с ним или
его близкими. Подчеркну: квакерское собрание –
это не обсуждение.
– Складывается впечатление, что ваши
ученики в стенах школы ощущают себя свободными.
Обладают ли этой привилегией их педагоги?
– Многие учителя стремятся работать в
частных школах, позволяющих им быть более
творческими, раскрывать шире свой потенциал,
тогда как в государственных учебных заведениях
различные законы ограничивают свободу, заметно
связывают творческую свободу.
Самостоятельное составление
программы – непременное условие работы педагога
в «Bruklin friend school». Она, конечно, зависит от того,
какие дети в классе, что они смогут осилить…
Главное, подготовить их к экзамену в конце
обучения.
Как пример я приведу уроки истории.
Единственный курс, который является
обязательным для всех учеников, касается истории
Соединенных Штатов Америки. В остальном занятия
каждого конкретного учителя будут отличаться.
Они могут преподавать любые созданные ими курсы.
Скажем, на сегодняшний день изучается история
Европы и Китая. И часто содержание курса меняется
в зависимости от политической, исторической и
экономической ситуации, сложившейся на данный
момент.
– Такая профессиональная гибкость,
видимо, невозможна без серьезного образования
самого учителя?
– Учителя, которые работают в нашей
школе, по своему первому образованию –
специалисты в той области, которую они преподают.
К примеру, мое базовое образование – английский
язык, а второе непосредственно связано с
преподавательской деятельностью. Педагоги,
преподающие изобразительные виды искусства, –
как правило, практикующие художники. У них есть
студии – место основной работы, откуда они в
свободное время приходят к нам заниматься с
детьми.
– Насколько вы допускаете в жизнь
школы родителей? Свободный ученик, свободный
учитель… Семьи не высказывают тревоги, что учеба
может быть пущена на самотек?
– Один знаменитый профессор
психологии из Гарвардского университета недавно
написал книгу о работе с родителями в частных
школах Америки, предварительно проведя
исследование в них. Его выводы таковы: 95
процентов родителей полностью доверяют школе в
части образования детей. Но 5 процентов – для
директоров настоящее бедствие! Они чересчур
активны в выражении недовольства тем, как школа
занимается с их детьми, как преподаются
различные предметы. В основном это так
называемые «элитные родители», которые считают
себя вправе поправлять школу.
– У нас на это говорят: кто платит –
тот и заказывает музыку… А деньги родителей –
ваш единственный источник дохода?
– Частные школы имеют разные
финансовые структуры. Как правило, около 50
процентов бюджета – плата родителей за школу, и
еще половина – это средства, которые поступают
от различного рода инвесторов: среди них по
большей части выпускники, их родители и
представители бизнеса.
А бюджет «Bruklin friend school» составляют
оплата образовательных услуг, добровольные
вложения от состоятельных семей и тех
выпускников, которые, став успешными, не забывают
нас. Кроме того, мы регулярно пишем заявки на
гранты. Вот на днях получили 50 тысяч долларов для
модернизации школьного театра – грант
предоставлен на условии, что мы дополним эти
деньги такой же суммой.
– Имеет ли шанс родитель со средним
достатком дать ребенку образование в частной
школе Америки?
– Мы предоставляем стипендии тем
ученикам, чьи родители не могут полностью
оплачивать обучение в школе. Тринадцать
процентов всего бюджета школы идет на поддержку
учеников из малоимущих семей.
– Как бы вы охарактеризовали
отношения между частной школой и государством:
они мирно сосуществуют или государство держит
вас под неусыпным контролем и не дает забыть о
себе?
– В Соединенных Штатах государство
имеет мало влияния на частные школы и
практически не контролирует их. Точнее, все
зависит от штата. Например, по закону, принятому в
штате Нью-Йорк, единственная точка
соприкосновения нашей школы с государством –
это получение от него средств на приобретение
для детей учебников и проездных билетов.
Как видите, никакого влияния на
составление программ, учебных планов и
расписаний. В каждой школе существует совет
попечителей, который отвечает за финансовую
сторону ее деятельности, а все, что связано с
академической стороной и программами, – дело
директора и учителей.
…У входа в нью-йоркскую гавань
высится главная достопримечательность Америки.
В стране, символ которой – Статуя Свободы, а День
свободы – национальный праздник, частные школы
являют собой отражение сути всего государства –
здесь тоже царствует свобода. И даже хочется
закрыть глаза на то, что возможна она только за
деньги. Просто тут так принято. Ведь еще
Маяковский увидел США такими: «Бог – доллар,
доллар – отец, доллар – дух святой…»
Кстати
|
Искренне не
понимая, как можно учиться в столь расслабленном
состоянии, учитель из России основательно взялся
за учеников в «Brooklyn friend school». У русского учителя
не забалуешь! И вскоре петербуржец, выпускник
педагогического института Сергей Михельсон,
волею судьбы оказавшийся учителем математики в
Америке, отобрал работу у окрестных репетиторов:
«Подход к программе, которую, как
выяснилось, педагог составляет сам по своему
предмету, у меня оказался более жесткий, чем у
школы. В ином случае это позволяет процветать
просто невероятному объему репетиторства,
подготовительных курсов. Есть действительно
качественные и нужные занятия за стенами школы,
но очень многое существует только потому, что
школа иногда не может правильно выполнить свои
функции. Репетиторы и курсы просто дублируют
школу, а вовсе не делают что-то лучше, чем она».
Сергей поделился с «Управлением
школой» еще одним наблюдением: «Успехи в учебе
зависят от того, как себя ставят родители.
Короткий пример.
Два ученика… Оба интересные личности,
но слишком агрессивные, несдержанные в своих
поступках, работать с ними нелегко. Родители
одного считают, что во всем прав ребенок и не
права школа. За четыре года ситуация не
выровнялась: ребенок постоянно в проблемах, у
школы с ним конфликты – и результата, в общем,
никакого.
Второй ребенок с теми же проблемами. Мама
приходит на родительское собрание с фразой,
которую я буду помнить до конца своей жизни: «Я не
хочу спрашивать у вас, что происходит с моим
ребенком. Я хочу спросить, что происходит с вами
после работы с ним?» Два года общения с этим
мальчиком, и мы прощаемся лучшими друзьями,
ребенок поступает в колледж и становится
совершенно другим человеком. Здесь комментарии,
что называется, излишни». |
Ученики из
«черного ящика»
Частные школы России социолог Зоя
Соловьева называет «черным ящиком»: частному
лицу аналитической информации о них не найти.
Что-то подскажут родительские сайты, что-то –
немногочисленные сайты самих школ. Плюс
сложившиеся в народе стереотипы, предубеждения,
мнения…
– Аккумулировать информацию о
существующих частных школах задача сложная,
потому что многие из них сами в этом не
заинтересованы. Когда задумали исследование,
столкнулись с таким препятствием и через
знакомых стали выходить на людей, как-либо
связанных с частными школами: брали интервью у
родителей, директоров, завучей и учителей,
представителей комитета по образованию,
экспертов в области педагогики, анализировали
сайты. И вот какая картина у нас получилась.
Разумеется, частные школы можно
классифицировать по разным признакам. Мы
предложили простую классификацию на основании
трех типов школ.
Первый – «элитные школы». Их цель
– удачная карьера, ценности на пути достижений.
Обычно программы отличаются повышенной
сложностью, углубленным изучением отдельных
предметов по сравнению с государственными
учебными заведениями. Эти школы позиционируют
себя как школы для будущей элиты общества – они
выращивают будущих лидеров, которые займут
высокие должности в разных сферах деятельности.
Следующая разновидность – «школы
комфорта». Здесь отталкиваются не от каких-то
нормативов, а идут от возможностей ученика
(именно от возможностей, а не от потребностей).
Можно сказать, такое индивидуально
ориентированное образование. Его задача –
создание благоприятных, комфортных условий для
детей. Достигается это через малый размер школы и
создание каких-то «нетравмирующих» условий
обучения.
И, наконец, – «авторские школы»,
которые изначально были созданы по методике
одного автора, объединившего вокруг себя
единомышленников. Частично «авторские школы»
обладают характеристиками «школ комфорта» – они
ориентированы в первую очередь на личностное
развитие, развитие внутренней свободы, раскрытие
индивидуального потенциала. Задача забить
программу до упора, чтобы дети находились в школе
с 8 утра и до 12 ночи, не стоит.
Кто работает в частных школах нашей
страны?
Мы отметили, что директора
предпочитают учителей, никогда не преподававших
в государственных школах, чтобы молодой учитель,
который приходит сюда, получал опыт сразу в этой
обстановке.
Кто учится у них?
Есть разные дети. Часть детей
переходит из специальных государственных школ:
там они подходили к концу года с «тройками»,
родители понимали, что хотят обеспечить детям
хорошее образование и, не находя школу
желательного уровня, останавливали выбор на
частном образовательном учреждении.
Впоследствии из частной школы выходит успешный
выпускник.
Другая категория учеников – дети
повышенной активности. В условиях массовой школы
учитель не может уделять необходимое внимание
каждому ученику, и обделенный вниманием ребенок
фактически становится изгоем, на него
навешивается ярлык неуспевающего, что впрямую
отражается на успеваемости. Нередко родители
видят выход в том, чтобы перевести ребенка в
частную школу.
А в одноклассники к их детям попадают
сверстники, чьи родители не находят времени
заниматься ребенком. Взрослые просто передают
своего ребенка частной школе, которая пестует
его круглые сутки. Например, одна из родительниц,
успешная в профессиональной деятельности,
описывала мне, как в государственной школе ее все
время спрашивали: «Ну почему у вашего ребенка
одни «двойки»?» А она отвечала: «Не знаю, я
совершенно несостоятельна в этой сфере и не могу
заставить сына заниматься и, более того, не хочу
этого». Спустя время внимательное отношение
учителей к заброшенному в семье ученику дало
плоды – он начал учиться гораздо лучше. |
Инна АЛЕЙНИКОВА
|