Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

EDUCATION

Частные школы

Свобода из кошелька

Статья опубликована при поддержке компании FASTIMPORT LIMITED, оказывающей логистические и посреднические услуги в сфере поиска бизнес-партнеров и налаживания надежных и выгодных деловых связей между предпринимателями из России и Китая.Очень часто из-за невозможности проведения платежа на счет получателя в Китае приходится отказываться от выгодных предложений, срываются сделки, разрушаются с трудом налаженные деловые связи. По этой же причине приходится отказываться от покупки товаров на китайских интернет-площадках. Теперь у Вас есть Fastimport, предлагающий воспользоваться проверенной временем системой денежных переводов. Услуга предоставляется и юридическим, и физическим лицам, с которыми заключается официальный договор. Средства, даже самая крупная сумма, поскольку в Fastimport, нет ограничений по переводам, будут зачислены на счет получателя в течение шести часов. Денежные переводы в Китай с FASTIMPORT LIMITED - быстро, удобно безопасно. Все подробности можно узнать на сайте fastimport.ru.

Она заразительно смеялась над всеми заданными ей вопросами, в которых другой директор даже при наличии фантастического чувства юмора не увидел бы и тени смешного. Для директора американской частной школы Роксаны ЗАЗЗАРО будничные проблемы ее российских коллег или давно пройдены, или неизвестны в принципе. Правда, после общения в Санкт-Петербурге с директорами негосударственных учебных заведений она недолго оставалась в неведении и в глубине души наверняка мечтала поскорей вернуться в Нью-Йорк, чтобы убедиться, как ей все-таки повезло…

– Г-жа Заззаро, какие главные различия в работе вы видите у директоров государственных и частных школ Нью-Йорка?

– Работа отличается весьма существенно. Начать хотя бы с того, что среднестатистическая государственная школа в Нью-Йорке – это 5–6 тысяч учащихся.

– ?!

– Минимум – 3 тысячи. Школа – огромное здание, в котором невозможно не потеряться, когда приходишь туда впервые. Такое количество учеников приводит к довольно безличной ситуации: учителя, работающие одновременно с 200–300 учениками, толком не знают ни их имен, ни тем более того, кто из детей что собой представляет.

Я не хочу сгущать краски, но, откровенно говоря, высока напряженность с криминогенной обстановкой. Во многих государственных школах города на входе стоят металлодетекторы, чтобы в карманах ученики не проносили оружие.

Директор Роксана Заззаро

– Наверное, как и в России, каждая частная школа Америки имеет свое лицо. А что их объединяет?

– В Соединенных Штатах существует в общей сложности несколько сотен тысяч частных школ. Появились они в XIX веке.

Большинство таких образовательных учреждений ограничивает прием учеников. Одна из основных причин количественного лимита – получить возможность работать с детьми индивидуально. Это невероятно привлекает родителей. Кроме того, в частных школах наблюдается симбиоз прогрессивного и академического образования.

– Чем вы берете в конкурентной борьбе среди негосударственных школ?

– Я возглавляю старшую школу в частном учебном заведении «Bruklin friend school», расположенную в Нью-Йорке. Это квакерская школа, то есть основные идеи здесь – равенство, простота и мирное разрешение конфликтных ситуаций. Наша школа появилась в 1867 году, после гражданской войны в Соединенных Штатах. Основной ее миссией было образование в большинстве своем мальчиков в равных условиях и на равных правах: в те времена в образовании чернокожих и белых детей процветала сегрегация и школа хотела объединить их.

Наша школа работает с детьми от дошкольного возраста и до 12-го класса. Цель всех отделений – воспитание цельной личности: нам важны все аспекты ребенка – и академические, и творческие, и духовные. Кстати, небольшая наполняемость классов дает возможность найти в каждом ребенке сильные стороны и помочь ему стать успешным в выбранной области.

Словарь

КВАКЕРЫ (от англ. quakers, буквально - трясущиеся; первоначально употреблялось в ироническом смысле; самоназвание Society of Friends – общество друзей) – члены религиозной христианской общины, основанной в середине XVII в. в Англии ремесленником Дж. Фоксом. К. отвергают институт священников и церковные таинства (человек, согласно учению К., может вступать в непосредственный союз с богом), проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью. Преследуемые английским правительством и англиканской церковью, многие общины К. начиная с 60-х гг. XVII в. эмигрировали в Северную Америку. В 1689 положение английской и американской общины К. было легализовано «Актом о терпимости». Вначале движение К. было чисто мелкобуржуазное по социальному составу участников; позже среди К. появились крупные капиталистические элементы. К началу 70-х гг. XX в. общины К. насчитывали около 200 тыс. членов (главным образом в США, Великобритании, странах Восточной Африки).

Большая советская энциклопедия

– Исключает ли такой подход, когда все дети видят успехи друг друга, соперничество между учениками?

– К сожалению, независимо от того, в какой школе учатся юные американцы, они должны сдавать общенациональный экзамен. Но мы пытаемся сгладить эту соревновательность: например, если школьник получает высокую оценку, мы учим его не хвалиться ею, а помочь тому, кто не заслужил ее, в следующий раз показать более высокий результат.

Соревновательность могла бы возникнуть при зачислении в спортивные команды (во многих школах Соединенных Штатов отбор идет очень жестко – проходят отборочные туры и многих детей не берут, если они недостаточно способны). Однако в нашей школе в команду принимают всех, кто хочет участвовать в спортивных соревнованиях. Дети, естественно, любят побеждать, и все-таки главная их задача – работать в команде, научиться быть спортивным.

– Чтобы мы могли сравнить российские школьные будни с вашими, опишите, пожалуйста, традиционный день квакерской школы…

– Учеба начинается в 8 утра и заканчивается в 15.15. Далее, до пяти-шести часов вечера, происходят спортивные, театральные и другие дополнительные мероприятия.

По мнению русских учителей, которые есть у нас в штате, расписание занятий в «Bruklin friend school» крайне сложное, запутанное. Уроки по основным предметам – скажем, математике и английскому языку – идут ежедневно и длятся 50 минут, предметы художественного цикла – рисование, театральное искусство и так далее – два-три раза в неделю по 75 минут.

В старшей школе учится всего 150 человек, и мы можем позволить себе предлагать им составление индивидуальных образовательных маршрутов. Любой ученик, заинтересованный в изучении области знаний, которая не включена в наши основные курсы, может написать личное предложение и обратиться с ним к учителю. И если учитель с учеником достигают согласия, предложение передается школьной администрации и та составляет индивидуальное расписание: сколько раз в неделю будут проходить занятия и как часто ученик должен представлять наработанный материал. В частности, в этом году подобные образовательные программы есть по психологии, литературе, в том числе по русской литературе, математике и некоторым другим дисциплинам.

Кроме того, специальное время в расписании отводится общешкольным встречам для объявления различной информации, встреч с интересными людьми.

А раз в неделю происходят классные часы квакерского собрания. Квакеров в школе не много, но поскольку школа называется квакерской, собрания проводятся как дань религиозной традиции. Вся школа собирается в специальном помещении, где по периметру расставлены скамейки, рассаживается и сидит в тишине. Любой имеет право нарушить ее – встать и сказать абсолютно все, что он хочет: поделиться своим мнением, рассказать о прочитанном или увиденном, пооткровенничать о бедах, произошедших с ним или его близкими. Подчеркну: квакерское собрание – это не обсуждение.

– Складывается впечатление, что ваши ученики в стенах школы ощущают себя свободными. Обладают ли этой привилегией их педагоги?

– Многие учителя стремятся работать в частных школах, позволяющих им быть более творческими, раскрывать шире свой потенциал, тогда как в государственных учебных заведениях различные законы ограничивают свободу, заметно связывают творческую свободу.

Самостоятельное составление программы – непременное условие работы педагога в «Bruklin friend school». Она, конечно, зависит от того, какие дети в классе, что они смогут осилить… Главное, подготовить их к экзамену в конце обучения.

Как пример я приведу уроки истории. Единственный курс, который является обязательным для всех учеников, касается истории Соединенных Штатов Америки. В остальном занятия каждого конкретного учителя будут отличаться. Они могут преподавать любые созданные ими курсы. Скажем, на сегодняшний день изучается история Европы и Китая. И часто содержание курса меняется в зависимости от политической, исторической и экономической ситуации, сложившейся на данный момент.

– Такая профессиональная гибкость, видимо, невозможна без серьезного образования самого учителя?

– Учителя, которые работают в нашей школе, по своему первому образованию – специалисты в той области, которую они преподают. К примеру, мое базовое образование – английский язык, а второе непосредственно связано с преподавательской деятельностью. Педагоги, преподающие изобразительные виды искусства, – как правило, практикующие художники. У них есть студии – место основной работы, откуда они в свободное время приходят к нам заниматься с детьми.

– Насколько вы допускаете в жизнь школы родителей? Свободный ученик, свободный учитель… Семьи не высказывают тревоги, что учеба может быть пущена на самотек?

– Один знаменитый профессор психологии из Гарвардского университета недавно написал книгу о работе с родителями в частных школах Америки, предварительно проведя исследование в них. Его выводы таковы: 95 процентов родителей полностью доверяют школе в части образования детей. Но 5 процентов – для директоров настоящее бедствие! Они чересчур активны в выражении недовольства тем, как школа занимается с их детьми, как преподаются различные предметы. В основном это так называемые «элитные родители», которые считают себя вправе поправлять школу.

– У нас на это говорят: кто платит – тот и заказывает музыку… А деньги родителей – ваш единственный источник дохода?

– Частные школы имеют разные финансовые структуры. Как правило, около 50 процентов бюджета – плата родителей за школу, и еще половина – это средства, которые поступают от различного рода инвесторов: среди них по большей части выпускники, их родители и представители бизнеса.

А бюджет «Bruklin friend school» составляют оплата образовательных услуг, добровольные вложения от состоятельных семей и тех выпускников, которые, став успешными, не забывают нас. Кроме того, мы регулярно пишем заявки на гранты. Вот на днях получили 50 тысяч долларов для модернизации школьного театра – грант предоставлен на условии, что мы дополним эти деньги такой же суммой.

– Имеет ли шанс родитель со средним достатком дать ребенку образование в частной школе Америки?

– Мы предоставляем стипендии тем ученикам, чьи родители не могут полностью оплачивать обучение в школе. Тринадцать процентов всего бюджета школы идет на поддержку учеников из малоимущих семей.

– Как бы вы охарактеризовали отношения между частной школой и государством: они мирно сосуществуют или государство держит вас под неусыпным контролем и не дает забыть о себе?

– В Соединенных Штатах государство имеет мало влияния на частные школы и практически не контролирует их. Точнее, все зависит от штата. Например, по закону, принятому в штате Нью-Йорк, единственная точка соприкосновения нашей школы с государством – это получение от него средств на приобретение для детей учебников и проездных билетов.

Как видите, никакого влияния на составление программ, учебных планов и расписаний. В каждой школе существует совет попечителей, который отвечает за финансовую сторону ее деятельности, а все, что связано с академической стороной и программами, – дело директора и учителей.

…У входа в нью-йоркскую гавань высится главная достопримечательность Америки. В стране, символ которой – Статуя Свободы, а День свободы – национальный праздник, частные школы являют собой отражение сути всего государства – здесь тоже царствует свобода. И даже хочется закрыть глаза на то, что возможна она только за деньги. Просто тут так принято. Ведь еще Маяковский увидел США такими: «Бог – доллар, доллар – отец, доллар – дух святой…»

Кстати

Искренне не понимая, как можно учиться в столь расслабленном состоянии, учитель из России основательно взялся за учеников в «Brooklyn friend school». У русского учителя не забалуешь! И вскоре петербуржец, выпускник педагогического института Сергей Михельсон, волею судьбы оказавшийся учителем математики в Америке, отобрал работу у окрестных репетиторов:

«Подход к программе, которую, как выяснилось, педагог составляет сам по своему предмету, у меня оказался более жесткий, чем у школы. В ином случае это позволяет процветать просто невероятному объему репетиторства, подготовительных курсов. Есть действительно качественные и нужные занятия за стенами школы, но очень многое существует только потому, что школа иногда не может правильно выполнить свои функции. Репетиторы и курсы просто дублируют школу, а вовсе не делают что-то лучше, чем она».

Сергей поделился с «Управлением школой» еще одним наблюдением: «Успехи в учебе зависят от того, как себя ставят родители. Короткий пример.

Два ученика… Оба интересные личности, но слишком агрессивные, несдержанные в своих поступках, работать с ними нелегко. Родители одного считают, что во всем прав ребенок и не права школа. За четыре года ситуация не выровнялась: ребенок постоянно в проблемах, у школы с ним конфликты – и результата, в общем, никакого.

Второй ребенок с теми же проблемами. Мама приходит на родительское собрание с фразой, которую я буду помнить до конца своей жизни: «Я не хочу спрашивать у вас, что происходит с моим ребенком. Я хочу спросить, что происходит с вами после работы с ним?» Два года общения с этим мальчиком, и мы прощаемся лучшими друзьями, ребенок поступает в колледж и становится совершенно другим человеком. Здесь комментарии, что называется, излишни».

 

Ученики из «черного ящика»

Частные школы России социолог Зоя Соловьева называет «черным ящиком»: частному лицу аналитической информации о них не найти. Что-то подскажут родительские сайты, что-то – немногочисленные сайты самих школ. Плюс сложившиеся в народе стереотипы, предубеждения, мнения…

– Аккумулировать информацию о существующих частных школах задача сложная, потому что многие из них сами в этом не заинтересованы. Когда задумали исследование, столкнулись с таким препятствием и через знакомых стали выходить на людей, как-либо связанных с частными школами: брали интервью у родителей, директоров, завучей и учителей, представителей комитета по образованию, экспертов в области педагогики, анализировали сайты. И вот какая картина у нас получилась.

Разумеется, частные школы можно классифицировать по разным признакам. Мы предложили простую классификацию на основании трех типов школ.

Первый – «элитные школы». Их цель – удачная карьера, ценности на пути достижений. Обычно программы отличаются повышенной сложностью, углубленным изучением отдельных предметов по сравнению с государственными учебными заведениями. Эти школы позиционируют себя как школы для будущей элиты общества – они выращивают будущих лидеров, которые займут высокие должности в разных сферах деятельности.

Следующая разновидность – «школы комфорта». Здесь отталкиваются не от каких-то нормативов, а идут от возможностей ученика (именно от возможностей, а не от потребностей). Можно сказать, такое индивидуально ориентированное образование. Его задача – создание благоприятных, комфортных условий для детей. Достигается это через малый размер школы и создание каких-то «нетравмирующих» условий обучения.

И, наконец, – «авторские школы», которые изначально были созданы по методике одного автора, объединившего вокруг себя единомышленников. Частично «авторские школы» обладают характеристиками «школ комфорта» – они ориентированы в первую очередь на личностное развитие, развитие внутренней свободы, раскрытие индивидуального потенциала. Задача забить программу до упора, чтобы дети находились в школе с 8 утра и до 12 ночи, не стоит.

Кто работает в частных школах нашей страны?

Мы отметили, что директора предпочитают учителей, никогда не преподававших в государственных школах, чтобы молодой учитель, который приходит сюда, получал опыт сразу в этой обстановке.

Кто учится у них?

Есть разные дети. Часть детей переходит из специальных государственных школ: там они подходили к концу года с «тройками», родители понимали, что хотят обеспечить детям хорошее образование и, не находя школу желательного уровня, останавливали выбор на частном образовательном учреждении. Впоследствии из частной школы выходит успешный выпускник.

Другая категория учеников – дети повышенной активности. В условиях массовой школы учитель не может уделять необходимое внимание каждому ученику, и обделенный вниманием ребенок фактически становится изгоем, на него навешивается ярлык неуспевающего, что впрямую отражается на успеваемости. Нередко родители видят выход в том, чтобы перевести ребенка в частную школу.

А в одноклассники к их детям попадают сверстники, чьи родители не находят времени заниматься ребенком. Взрослые просто передают своего ребенка частной школе, которая пестует его круглые сутки. Например, одна из родительниц, успешная в профессиональной деятельности, описывала мне, как в государственной школе ее все время спрашивали: «Ну почему у вашего ребенка одни «двойки»?» А она отвечала: «Не знаю, я совершенно несостоятельна в этой сфере и не могу заставить сына заниматься и, более того, не хочу этого». Спустя время внимательное отношение учителей к заброшенному в семье ученику дало плоды – он начал учиться гораздо лучше.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru