Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Теория

Интеллект будущего

Исследовательскую работу учащихся не введешь неожиданным приказом по школе: без основательной подготовки начинание не пойдет дальше разовых разрозненных мероприятий, ложно именуемых исследованием. Для того чтобы ребенок сделал первый шаг в науку, учителю предстоит исшагать вдоль и поперек книги и Интернет, сделать выводы, увидеть смысл предстоящих исследований по своему предмету и правильно организовать их в рамках урока и элективного курса.

Как считают ученые, управлять исследованием – это управлять творчеством в условиях неопределенности. Отрадно, что ситуация неопределенности больше не наблюдается с педагогической литературой, которую до недавнего времени безуспешно искали учителя. Наконец-то появляются в большом количестве методические разработки, дидактические материалы и учебные пособия об исследовательской работе с детьми разных возрастов.

Также разрабатываются и внедряются специальные учебные дисциплины в педагогических вузах. Публикуются новые монографии по психологии исследовательского поведения, психологическим основам обучения, развитию научной деятельности учащихся. Все чаще проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Растет количество детских конференций в регионах, повышается их уровень. Знаковым событием стало создание Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук “Интеллект будущего”», цель которой – интеллектуальное развитие детей и молодежи.

У взрослых – свои организации и мероприятия. Так, через полтора года после первой конференции в Москве прошла Вторая общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Задумывая ее, организаторы*, в частности, надеялись, что участники сформируют эффективные теоретические подходы и образовательные практики.

К примеру, саратовский лицей № 37, опытом которого делился директор Николай Кузькин, для себя определил наиболее эффективные формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Это выполнение выпускных работ по профилю обучения, научно-практические конференции, практикумы и специализированные практики.

В лицее учебно-исследовательскую работу называют совместной деятельностью учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию».

По мнению Николая Петровича и коллег, учебно-исследовательская деятельность должна способствовать выработке следующих знаний и умений:

  • самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности;

  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

  • находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

  • проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

  • рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

  • применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, математического моделирования и т.д.);

  • рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

Кроме того, лицей предложил участникам воспользоваться в дальнейшей работе списком, составленным из управленческой информации инновационного содержания, дающей представление о целенаправленности деятельности педагогического и ученического коллективов и оптимальности управления:

  • информация о развитии у учащихся общеучебных умений и навыков;

  • информация о личностном росте учащихся (включая развитие ключевых компетенций);

  • информация о профессиональном росте педагогов (изменение уровня методического мастерства учителей);

  • информация о связях уровней методического мастерства педагогов со степенью обученности учащихся и развитием у них общеучебных умений и навыков, творческого потенциала и т.д.;

  • информация об отношениях учителей к изменению ключевых установок в образовательном процессе;

  • информация о мнениях социальных заказчиков об уровне и качестве образовательного процесса в учреждении.

Цитаты

Исследовательская деятельность учащихся различными авторами рассматривается неоднозначно и трактуется как:

  • «возможный путь вхождения в пространство культуры» (А.С. Обухов),

  • «свойство человеческой природы» (М.Г. Сергеева),

  • «фактор формирования научного мышления» (А.В. Леонтович),

  • «способ освоения действительности» (П.Г. Щедровицкий),

  • «условие учебной активности учащихся» (И.Ф. Харламов),

  • «способ реализации потребности в познании» (В.А. Энгельгард),

  • «форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества» (Н.Г. Алексеев, П.Г. Щедровицкий),

  • «образовательная технология» (А.В.Леонтович).

Неизменный интерес участников конференции вызывали все выступления, касавшиеся непосредственно технологий учительской работы. Наиболее наглядно их представила старший преподаватель Белгородского государственного университета Галина Макотрова, рассказав о технологии формирования учебно-исследовательской культуры (УИК) школьников в условиях учебного процесса.

  • Дидактико-методическое обеспечение процесса формирования учебно-исследовательской культуры школьников:

– выделение учебных проблем из содержания учебного предмета;

– построение причинно-следственной системы из учебных проблем;

– разбиение учебной темы на блоки уроков по стержневым исследовательским проблемам;

– составление тематического планирования уроков.

  • Подготовка к блоку уроков по исследовательской проблеме:

– выделение минимума знаний, умений и навыков;

– определение типа уроков в блоке;

– составление системы исследовательских задач по решению проблемы;

– классификация задач и их распределение по типу уроков;

– выбор форм и методов ведения уроков;

– проектирование педагогической помощи в решении исследовательских задач исходя из возможных затруднений;

– обеспечение диагностики сформированности УИК учащихся.

  • Организация системы решения исследовательских задач на уроке:

– установка на восприятие содержания учебного материала с учетом мотивационной и интеллектуальной готовности учащихся к его изучению;

– оказание педагогической помощи учащимся в планировании исследования;

– предложение системы дифференцированной помощи учащимся в ходе исследовательской деятельности;

– обучение методам научного познания и технологиям исследования;

– помощь учащимся в выработке критериев оценки результатов исследования.

  • Анализ блока уроков по исследовательской проблеме и постановка новых задач:

– анализ результатов исследовательской деятельности учащихся на уроке и в блоке уроков по исследовательской задаче, проблеме;

– планирование корректировки педагогических действий;

– постановка новых задач по формированию УИК учащихся.

  • Технология работы учителя по формированию УИК школьника в условиях ученического научного общества:

– организация систематической работы школьников с различными научно-популярными журналами, книгами и в сети Интернет на уроке, на занятии лектория;

– формулирование исследовательских проблем и задач;

– выбор темы исследования на уроке, на занятии лектория;

– выбор формы организации исследований (индивидуальная, групповая, коллективная) и места проведения исследования (дома, на уроке, в условиях кабинета школы, в условиях лаборатории вуза и др.);

– определение задач и методики работы;

– составление графиков проведения консультаций и эксперимента;

– реализация теоретической (экспериментальной) части исследования;

– обобщение результатов;

– методическая помощь в оформлении работы;

– составление рецензии и авторецензии;

– определение оппонентов;

– подготовка докладов;

– организация защиты результатов исследования на научно-практической конференции и возможная публикация;

– определение перспективных исследований.

Примерная тематика исследований учащихся профильных классов по химии:

  • «Использование водорослей для получения бумаги»,

  • «Мед как индикатор загрязнений»,

  • «Поглощение ионов тяжелых металлов кукурузой».

Требования к тематике исследовательских работ:

– учет познавательных интересов школьников,

– актуальность исследования,

– возможность использования нетрадиционного подхода к решению исследовательских задач,

– практическое значение результатов исследования.

…Конференция не обошлась без полемики и множества вопросов. Но все педагоги и ученые единодушно подписались бы под высказыванием С.И. Гессена: «Школа есть хранительница научного предания, и учитель – живой носитель его».

Инна АЛЕЙНИКОВА

Интернет-ресурсы

www.researcher.ru – портал развития исследовательской деятельности учащихся

www.vernadsky.info – сайт Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

www.irsh.redu.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьников»

www.news.redu.ru – рассылка новостей в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»

www.issl.redu.ru – сайт Общероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Исследовательская  деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

www.future.redu.ru – сайт Фестиваля наук и искусств «Творческий потенциал России»

www.redu.ru – сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся

_______________________

* Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России, МПГУ, Департамент образования г. Москвы, МГППУ, Институт инновационных стратегий развития общего образования, «Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”», лицей № 1553 «Лицей на Донской» г. Москвы и др.

Рейтинг@Mail.ru