Теория
Интеллект будущего
Исследовательскую работу учащихся не введешь
неожиданным приказом по школе: без основательной
подготовки начинание не пойдет дальше разовых
разрозненных мероприятий, ложно именуемых
исследованием. Для того чтобы ребенок сделал
первый шаг в науку, учителю предстоит исшагать
вдоль и поперек книги и Интернет, сделать выводы,
увидеть смысл предстоящих исследований по
своему предмету и правильно организовать их в
рамках урока и элективного курса.
Как считают ученые, управлять
исследованием – это управлять творчеством в
условиях неопределенности. Отрадно, что ситуация
неопределенности больше не наблюдается с
педагогической литературой, которую до
недавнего времени безуспешно искали учителя.
Наконец-то появляются в большом количестве
методические разработки, дидактические
материалы и учебные пособия об
исследовательской работе с детьми разных
возрастов.
Также разрабатываются и внедряются
специальные учебные дисциплины в педагогических
вузах. Публикуются новые монографии по
психологии исследовательского поведения,
психологическим основам обучения, развитию
научной деятельности учащихся. Все чаще проходят
защиты кандидатских и докторских диссертаций.
Растет количество детских конференций
в регионах, повышается их уровень. Знаковым
событием стало создание Общероссийской детской
общественной организации «Малая академия наук
“Интеллект будущего”», цель которой –
интеллектуальное развитие детей и молодежи.
У взрослых – свои организации и
мероприятия. Так, через полтора года после первой
конференции в Москве прошла Вторая
общероссийская научно-практическая конференция
с международным участием «Исследовательская
деятельность учащихся в современном
образовательном пространстве». Задумывая ее,
организаторы*, в частности,
надеялись, что участники сформируют эффективные
теоретические подходы и образовательные
практики.
К примеру, саратовский лицей № 37,
опытом которого делился директор Николай
Кузькин, для себя определил наиболее
эффективные формы организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Это выполнение выпускных работ по профилю
обучения, научно-практические конференции,
практикумы и специализированные практики.
В лицее учебно-исследовательскую
работу называют совместной деятельностью
учащегося и педагога по выявлению сущности
изучаемых явлений и процессов, по открытию,
фиксации, систематизации субъективно и
объективно новых знаний, поиску закономерностей,
описанию, объяснению, проектированию».
По мнению Николая Петровича и коллег,
учебно-исследовательская деятельность должна способствовать
выработке следующих знаний и умений:
самостоятельно объяснять и
доказывать новые факты, явления, закономерности;
классифицировать, сравнивать,
анализировать и обобщать ранее изученные
явления, закономерности;
находить несколько вариантов
решения, выбирать и обосновывать наиболее
рациональный;
проводить эксперименты, выдвигать и
обосновывать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные
связи и отношения;
рассматривать одни и те же факты,
явления, закономерности под новым углом зрения;
применять научные методы
исследования (теоретического анализа и синтеза,
экспериментального, математического
моделирования и т.д.);
рецензировать и оценивать
собственную работу исследовательского
характера, а также работы товарищей.
Кроме того, лицей предложил участникам
воспользоваться в дальнейшей работе списком,
составленным из управленческой информации
инновационного содержания, дающей представление
о целенаправленности деятельности
педагогического и ученического коллективов и
оптимальности управления:
информация о развитии у учащихся
общеучебных умений и навыков;
информация о личностном росте
учащихся (включая развитие ключевых
компетенций);
информация о профессиональном росте
педагогов (изменение уровня методического
мастерства учителей);
информация о связях уровней
методического мастерства педагогов со степенью
обученности учащихся и развитием у них
общеучебных умений и навыков, творческого
потенциала и т.д.;
информация об отношениях учителей к
изменению ключевых установок в образовательном
процессе;
информация о мнениях социальных
заказчиков об уровне и качестве
образовательного процесса в учреждении.
Цитаты
|
Исследовательская
деятельность учащихся различными авторами
рассматривается неоднозначно и трактуется как:
«возможный путь вхождения в
пространство культуры» (А.С. Обухов),
«свойство человеческой природы» (М.Г.
Сергеева),
«фактор формирования научного
мышления» (А.В. Леонтович),
«способ освоения действительности»
(П.Г. Щедровицкий),
«условие учебной активности
учащихся» (И.Ф. Харламов),
«способ реализации потребности в
познании» (В.А. Энгельгард),
«форма построения межличностного
взаимодействия исследователя и научного
руководителя, в ходе которого происходит
трансляция культурных ценностей научного
сообщества» (Н.Г. Алексеев, П.Г. Щедровицкий),
«образовательная технология»
(А.В.Леонтович).
|
Неизменный интерес участников
конференции вызывали все выступления,
касавшиеся непосредственно технологий
учительской работы. Наиболее наглядно их
представила старший преподаватель
Белгородского государственного университета
Галина Макотрова, рассказав о технологии
формирования учебно-исследовательской культуры
(УИК) школьников в условиях учебного
процесса.
– выделение учебных проблем из
содержания учебного предмета;
– построение причинно-следственной
системы из учебных проблем;
– разбиение учебной темы на блоки
уроков по стержневым исследовательским
проблемам;
– составление тематического
планирования уроков.
– выделение минимума знаний, умений и
навыков;
– определение типа уроков в блоке;
– составление системы
исследовательских задач по решению проблемы;
– классификация задач и их
распределение по типу уроков;
– выбор форм и методов ведения уроков;
– проектирование педагогической
помощи в решении исследовательских задач исходя
из возможных затруднений;
– обеспечение диагностики
сформированности УИК учащихся.
– установка на восприятие содержания
учебного материала с учетом мотивационной и
интеллектуальной готовности учащихся к его
изучению;
– оказание педагогической помощи
учащимся в планировании исследования;
– предложение системы
дифференцированной помощи учащимся в ходе
исследовательской деятельности;
– обучение методам научного познания
и технологиям исследования;
– помощь учащимся в выработке
критериев оценки результатов исследования.
– анализ результатов
исследовательской деятельности учащихся на
уроке и в блоке уроков по исследовательской
задаче, проблеме;
– планирование корректировки
педагогических действий;
– постановка новых задач по
формированию УИК учащихся.
– организация систематической работы
школьников с различными научно-популярными
журналами, книгами и в сети Интернет на уроке, на
занятии лектория;
– формулирование исследовательских
проблем и задач;
– выбор темы исследования на уроке, на
занятии лектория;
– выбор формы организации
исследований (индивидуальная, групповая,
коллективная) и места проведения исследования
(дома, на уроке, в условиях кабинета школы, в
условиях лаборатории вуза и др.);
– определение задач и методики работы;
– составление графиков проведения
консультаций и эксперимента;
– реализация теоретической
(экспериментальной) части исследования;
– обобщение результатов;
– методическая помощь в оформлении
работы;
– составление рецензии и
авторецензии;
– определение оппонентов;
– подготовка докладов;
– организация защиты результатов
исследования на научно-практической конференции
и возможная публикация;
– определение перспективных
исследований.
Примерная тематика исследований
учащихся профильных классов по химии:
«Использование водорослей для
получения бумаги»,
«Мед как индикатор загрязнений»,
«Поглощение ионов тяжелых металлов
кукурузой».
Требования к тематике
исследовательских работ:
– учет познавательных интересов
школьников,
– актуальность исследования,
– возможность использования
нетрадиционного подхода к решению
исследовательских задач,
– практическое значение результатов
исследования.
…Конференция не обошлась без
полемики и множества вопросов. Но все педагоги и
ученые единодушно подписались бы под
высказыванием С.И. Гессена: «Школа есть
хранительница научного предания, и учитель –
живой носитель его».
Инна АЛЕЙНИКОВА
Интернет-ресурсы
|
www.researcher.ru – портал
развития исследовательской деятельности
учащихся
www.vernadsky.info –
сайт Конкурса юношеских исследовательских работ
им. В.И. Вернадского
www.irsh.redu.ru –
сайт журнала «Исследовательская работа
школьников»
www.news.redu.ru –
рассылка новостей в рамках проекта «Развитие
исследовательской деятельности учащихся в
России»
www.issl.redu.ru –
сайт Общероссийской научно-практической
конференции с международным участием
«Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве»
www.future.redu.ru –
сайт Фестиваля наук и искусств «Творческий
потенциал России»
www.redu.ru – сайт
Центра развития исследовательской деятельности
учащихся |
_______________________
* Российское
психологическое общество, Федерация психологов
образования России, МПГУ, Департамент
образования г. Москвы, МГППУ, Институт
инновационных стратегий развития общего
образования, «Общественная Малая академия наук
“Интеллект будущего”», лицей № 1553 «Лицей на
Донской» г. Москвы и др. |