Семья и школа
Школьный «Наполеон»
Объединяющая роль информационных
технологий
О проекте «Школа Синергия», запущенном год
назад в Южном учебном округе столицы, мы
рассказывали в №№ 20, 22/2006, каждый раз
рассматривая разные его стороны. Сегодня же речь
пойдет о трех главных составляющих проекта –
школе, семье и информационных технологиях. И,
поскольку о проекте говорит сам его автор, то все
представленные шаги, несмотря на их кажущуюся
сложность и нереальность, уже пройдены. Поэтому
– в сторону сомнения!
Дорогу осилит идущий!
В последнее время на телевидении
популярны кулинарные передачи, в которых
зрителям в деталях рассказывают о приготовлении
того или иного блюда. Но как бы скрупулезно мы ни
записывали рецепт, каждый из нас впоследствии
вносит в него свою изюминку. Предлагаю поступить
аналогично. Я расскажу о каждом из главных
ингредиентов школьного «Наполеона». И если вам
понравится наш рецепт, то вы, безусловно, сможете
добавить к нему «приправы» сообразно своим
возможностям.
В предыдущей статье (№ 22/2006) мы
говорили о бюджете проекта, и надеюсь, что вы
получили общее представление о содержании нашей
деятельности. Ведь главная наша цель – показать
два варианта реализации проекта:
– все сделать самостоятельно, следуя
«рецепту»;
– присоединиться к нашему «застолью».
Но в любом случае надо понимать, какие
последовательные шаги придется выполнять.
Итак, у проекта три главные
составляющие: школа, семья, информационные
технологии.
Начнем со школы.
1. Роль школы в реализации проекта
Не буду говорить о мотивации всей
управленческой команды и педагогического
коллектива: без этого ничто невозможно. Но, для
того чтобы выбрать путь (самостоятельно или с
нами), важно, у кого именно появился мотив. Поясню.
Если проект заинтересовал управленца (как
минимум директора школы), то он начнет
просчитывать ВСЕ составляющие, и это может
испугать. Но! Мотив может возникнуть просто у
конкретного завуча или учителя начальной школы
– тогда милости просим к нашему столу.
В любом случае ключевым звеном проекта
является класс как составляющая любой школы.
Вертикаль власти есть везде. Значит, учитель
может действовать только в рамках своей
компетенции. Будем считать, что директор школы и
учитель конкретного класса приняли совместное
управленческое решение о вступлении в проект.
Рассмотрим вариант участия вместе с нами, он,
кстати, может быть промежуточным, стартовым.
Для начала необходимо оборудовать
рабочее место учителя. В нашем проекте это
персональный компьютер, который имеет выход в
Интернет. Стоимость компьютера в конфигурации,
которая удовлетворяет задачам проекта,
колеблется от 12 до 15 тысяч рублей. Разница в три
тысячи – стоимость более дорогого монитора. Это
должен быть обычный офисный компьютер, без
серьезных мультимедийных возможностей.
Подключение к сети Интернет требует
помощи специалистов. Может быть, этот проект
сделает первый шаг к созданию локальной
вычислительной сети в школе. Не буду подробно
описывать техническую сторону вопроса: без
специалиста это не решить, а специалист и сам все
знает. Но от двух моментов хочу предостеречь. Не
стоит налаживать связь через телефонный модем. В
этом случае учитель будет тратить в три раза
больше времени на работу с сайтом. Не надо думать,
что на одном компьютере комфортно смогут
работать два-три учителя. Это – миф. Компьютер
должен быть персональным. (Мы имеем опыт работы
учителей на домашних компьютерах, но это скорее
исключение, а не правило.)
Второй шаг – обучение учителя. Если мы
имеем дело с педагогом, у которого нет навыков
пользователя персонального компьютера, то
первоначальный курс обучения – 50 часов. Затем, в
процессе работы, мы постоянно расширяем
полученные навыки.
Программа обучения включает следующие
темы:
Общие сведения о компьютере
Операционная система
Файловая система
Текстовый редактор
Антивирусные программы
Работа в сети Интернет
Работа с электронной почтой
Некоторые специальные темы для
работы с конкретным сайтом.
Хочу сразу сказать, что спустя год,
когда учитель все это преодолел, у него
появляется мотив самостоятельно повышать знания
в области информационных технологий. И его
«хочу» способно творить чудеса. Наши учителя
стали самостоятельно отыскивать в Интернете
интересующую их профессионально информацию;
готовить с помощью компьютера раздаточный
материал к урокам; при наличии в школе
мультимедийного проектора стали делать
презентации. Оказалось, что проект затрагивает
много смежных вопросов профессиональной
деятельности учителя и школы в целом.
Что же дальше? Нельзя начинать работу с
родителями, если что-то не готово к первому
разговору. Опять напрашивается сравнение с
застольем. Хозяйка не имеет права стоять у плиты,
когда гости собрались за столом.
Учитель должен до первой встречи с
родителями заполнить свою часть сайта:
Рассказ о педагогах, которые учат
класс
Вопросы, которые будут обсуждаться на
следующем родительском собрании
Расписание уроков
Объявления о предстоящих классных
делах
Требования к учебному процессу
Рекомендации по выполнению домашних
заданий на этой неделе
Начать заполнять электронный журнал.
Только после этого можно решаться на
разговор с родителями. Могу поделиться нашим
опытом первого общения с мамами, папами,
бабушками и дедушками. Надо сказать, что бабушки
и дедушки – это 25 процентов наших партнеров со
стороны семьи, и к ним подход особый.
После нашего призыва к участию в
проекте взрослые ВСЕГДА высказывали три мнения:
1. Компьютер – портит зрение и душу
ребенка. И если нельзя без него вообще, то
необходимо максимально уменьшить сферу его
использования. Это говорили, как правило,
бабушки.
2. Вторая реплика часто звучит примерно
так: «Еще одна нагрузка на бедную Ольгу
Васильевну». Понятно, что это говорит
подобострастная мама, которая еще не разобралась
в сути предложения.
3. Подводит черту под этими
выступлениями кто-то из мужской половины – папа
или дедушка: «Если школа все это сможет, то мы,
конечно, будем участвовать».
Разумеется, я излагаю все схематично,
но по сути именно так. О чем это говорит? Далеко не
все родители готовы сразу броситься, как в омут с
головой, в наш проект. Но проходит немного
времени, и обе стороны, участвующие в нем,
становятся едины в стремлении более эффективно
обучать и воспитывать ребенка.
Бабушке надо объяснить, что на первых
порах за компьютером будет не ребенок, а мама
или… сама бабушка. Мама должна понять, что
инициатива исходит от самой учительницы, а
значит, не является вредоносной…
На заключительном этапе потребуется
объяснить и помочь всем желающим подключить
домашние компьютеры к сети Интернет. Научить
бабушек и мам элементарным навыкам пользователя
ПК. Объяснить, как открыть свой электронный
почтовый ящик.
В следующей публикации я расскажу о
содержании рубрик сайта, которые еженедельно
заполняет учитель и которые ведут специалисты
проекта.
2. Роль семьи в реализации проекта
Важно с самого начала объяснить
взрослым членам семьи, что они не только
потребители информации, которую создает для них
школа, но и активные участники проекта.
Подчеркну, что за прошедший год четверть семей,
которые не имели дома компьютера до вступления
класса в проект, приобрели компьютеры и
подключились к Интернету.
На сайте действуют два форума: общий –
для всех участников и форум конкретного класса –
только для своих.
Первое, с чем мы столкнулись, начиная
диалог с родителями: они не умеют корректно,
конструктивно излагать свою позицию. Иными
словами, у целого поколения не сложилась
культура письменной речи. Мы стали работать над
решением этой проблемы. Психолог опубликовал
статью «Деловое письмо». Родителям предоставили
возможность обращаться к учителю, используя
электронную почту. Из повседневной практики ушли
записки учителю, которые передавал ребенок,
порой имея возможность читать взрослую
переписку.
Еще одна важная вещь для родителей в
проекте: всем без исключения интересно, с кем
учится и дружит их ребенок. Поэтому на сайте
класса есть рубрика «Наш класс». Каждый родитель
имеет возможность поместить фотографии и
рассказ о своем ребенке. В течение года эта
информация пополняется, получается семейный
дневник. Дети и родители становятся ближе друг
другу. Такая информация служит для многих
примером семейной педагогики. Родители читают
это вместе с детьми, обращая внимание
собственного ребенка на успехи одноклассников.
В одной из школ папы в конце года
собрали все рассказы о детях, записали их на диск
и вручили каждому ученику. Родилась идея делать
так каждый год. И это прекрасно!
Еще за год мы научили родителей
участвовать в проектах вместе с детьми. Темы
проектов объявляем на сайте. В прошлом учебном
году для первоклассников был объявлен проект
«Азбука животных». Позволю себе привести
высказывание из Книги отзывов мамы Дины Доценко
– ученицы 1 класса школы №653.
«Здравствуйте! Спасибо за проект.
Идея просто замечательная. Получается
познавательная Азбука. Сколько интересной
информации! Все такие Молодцы!
Наша дочь учится в 1 классе, и для нас
это первый совместный проект, причем семейный.
Когда мы искали материал для написания нашего
проекта «Верблюд», было приятно смотреть на
ребенка, который с таким энтузиазмом прочитывает
небольшие рассказы об этом животном! Не знаю, как
другие дети относятся к чтению, но мы без особого
рвения читаем материал по программе, а здесь
ребенок просто увлекся чтением.
А какой был восторг, когда она
увидела наш проект в Интернете! Пожалуйста,
прочтите наш проект «Верблюд». Не судите строго.
Желаю удачи!»
К этому тексту мне нечего добавить.
К роли семьи мы вернемся, когда будем
говорить о работе с мультимедийными программами
на домашнем компьютере и о детском портале на
сайте, который откроем к концу этого учебного
года.
3. Роль информационных технологий
Мы уже сказали о рабочем месте учителя,
который участвует в проекте, о создании
локальной вычислительной сети в школе для
обеспечения выхода в Интернет. Аналогичное
рабочее место создается и дома у родителей
ученика.
Серьезный аспект – антивирусные
программы и работа почтового сервера. В первый
год мы уделяли большое внимание распространению
антивирусных программ, разъясняли, почему это
необходимо.
А с почтовым сервером мы ошиблись.
Изначально воспользовались услугами провайдера
и открыли на своем доменном имени почтовый
сервер, но качество работы никого не устроило. В
этом году отказались от собственного почтового
сервера и каждый участник проекта открывает свой
почтовый ящик на любом сервере.
Я умышленно не касаюсь самого сложного
вопроса – создания собственно сайта проекта.
Одной школе этого не сделать. Но если какой-либо
регион решит попробовать запустить у себя такой
проект, мы готовы предоставить любую необходимую
информацию по структуре базы данных и об иных
технических деталях.
В последующих статьях я подробно
расскажу о содержании рубрик сайта «Школа
Синергия».
Для всех, кто хочет принять участие в
обсуждении нашего проекта, электронный адрес: sinergi-info@rambler.ru.
Наталия ОВЧИННИКОВА, руководитель
проекта «Школа Синергия», Южный учебный округ, г.
Москва
|