Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Коллектив

Управленческие шаги
по информатизации процесса обучения в школе

В предыдущих публикациях (см. №№ 21, 23/2006) мы изложили, казалось бы, традиционные действия администрации и учителей школы при информатизации, но под новым углом зрения. В начинающемся году мы продолжаем разговор на эту тему и теперь обратим внимание на выявление типичных затруднений в овладении способами информатизации и оказание помощи в преодолении этих затруднений.

Самые значительные затруднения учителя испытывают тогда, когда они начинают изучение методики информатизации, не повторив азов педагогики и методики, без знания которых просто не из чего выбирать оптимальный вариант и не понятны рекомендации компьютера. С этим связано еще и то, что многие учителя считают информатизацию скорее техническим процессом, чем педагогическим. В этом случае рекомендации компьютера вызывают недоумение, а недостаток общепедагогической и методической подготовки не дает возможности применять их на практике. Обучение здесь остается ограниченным узким кругом умений учителя, не поднявшегося до сегодняшнего уровня разнообразия, например, методов обучения. Отсюда возникает неправильное понимание основных причин временной перегрузки на первом этапе овладения методикой информатизации. Учителя видят эти причины в самой процедуре информатизации, а не в пробелах своей теоретической и методической подготовленности.

Вывод: проводить информатизацию процесса обучения возможно лишь на базе овладения основными педагогическими и методическими знаниями и умениями.

В практике работы учителей обнаруживается также недостаточное уяснение того, что суть информатизации состоит не в применении компьютера в той или иной новой ситуации, а в умении найти ему оптимальное место в процессе обучения. Некоторые учителя говорят: «Я стал часто использовать компьютерное тестирование. Это же информатизация?», «Я регулярно при объяснении нового материала демонстрирую виртуальные миры. Это же информатизация?» Действительно, эти новые формы использования компьютера могут способствовать информатизации процесса обучения. Но если отсутствует осознанный, научно обоснованный выбор оптимального для имеющихся условий варианта обучения, то говорить об информатизации пока преждевременно. При таком подходе учитель осуществляет лишь предпосылки к информатизации, но не достигает главного – поиска, выбора и принятия оптимального методического решения с помощью компьютера.

Вывод: поиск, сравнение возможностей разных вариантов, принятие оптимального методического решения с помощью компьютера – вот основа информатизации процесса обучения, которой надо хорошо овладеть каждому учителю.

Следующий существенный недостаток в освоении информатизации состоит в том, что учителя пытаются овладеть лишь некоторыми приемами, а не системой способов в целом и разочаровываются, впадают в панику, когда не получают обещанных результатов. Например, многие школы с большим интересом берутся за проведение психологического мониторинга. Но заканчивается эта работа ознакомлением учителей с его результатами. Это, безусловно, расширяет, конкретизирует представление учителей об учениках, заставляет учитывать его в текущих делах. Но ведь один психологический мониторинг не является информатизацией процесса обучения. За ним должна последовать конкретизация задач урока с учетом особенностей класса, дифференциация и индивидуализация обучения и т.д. Если же усилия по информатизации обрываются на психологическом мониторинге, то оптимального эффекта ожидать нечего. Поэтому только целостный комплекс способов обеспечивает информатизацию процесса обучения.

Вывод: фрагментарное применение отдельных способов информатизации не может дать желаемого результата.

Серьезным недостатком практической работы по информатизации является неумение учителей и руководителей школ проводить ее сразу по двум критериям – результативность и затраты времени. Стремясь лучше решать необходимые задачи, учителя разнообразят различные формы работы с помощью компьютера, повышают требования к отчетности «перед компьютером», и в результате ученики оказываются перегруженными. Точно так же сами учителя затрачивают излишне много времени на выбор оптимального варианта, не используя при этом советы компьютера, и в результате тоже оказываются перегруженными.

Вывод: только одновременное повышение результативности и обоснованного расходования времени учащихся и учителей ведет к информатизации процесса обучения.

Следующим недостатком практики информатизации является ожидание немедленного высокого эффекта. Если же возникают затруднения и задержки, то в некоторых школах снижают активность в работе по информатизации. При этом необходимо помнить, что при благоприятных «стартовых» условиях эффект приходит быстрее, при недостаточно благоприятных исходных позициях он придет, естественно, позже. Поэтому надо не снижать, а настойчиво продолжать и усиливать работу по внедрению информатизации процесса обучения несмотря на затруднения, и она неизбежно, закономерно приведет к повышению эффективности обучения, его качества, к экономии времени и усилий учеников и учителей.

Вывод: темпы нарастания эффективности обучения зависят от предшествующего опыта, от стиля деятельности учителей и учеников.

Затрудняет некоторых учителей необходимость перестройки стереотипа мышления. На смену обычному выполнению однозначных указаний – внедряйте ТСО, внедряйте проблемность и т.п. – приходит ситуация, когда учителю надо проявлять собственную инициативу, творчество, «советоваться с компьютером», уметь обосновать свой выбор, хорошо представлять себе особенности класса и содержания учебника. Действительно, такой подход активизирует деятельность учителя, делает ее нестандартной, менее спокойной. Но это чисто внешнее затруднение. Главное состоит в том, что информатизация толкает учителя на творческий поиск, освобождает его от рутинной работы, приносит глубокое внутреннее удовлетворение.

Вывод: на смену формально-логическому мышлению приходит творческое мышление учителей.

Зная описанные выше недостатки и затруднения, опытные руководители школ могут учесть их при осуществлении системы мер, направленных на внедрение информатизации процесса обучения.

Руководить внедрением проекта «Информатизация процесса обучения» должен директор (требование – первый руководитель!) и его заместители по информатизации и научной работе. Вот почему сами руководители школы путем участия в соответствующих семинарах, самообразования, изучения литературы, материалов, которые необходимо внедрить, обязаны освоить сущность проекта. Только при таком условии они будут не формально, а осознанно и по существу руководить данным процессом.

Все мероприятия по внедрению проекта необходимо включить в качестве органической составной части в план работы школы и всех подразделений, которые могут в этом принять участие. Попытка внедрять проект сверх основного плана работы или по какому-нибудь особому плану обычно обречена на неудачу: проект информатизации должен органически вписываться в общий поток деятельности школьного коллектива. Необходимо также наметить конкретные этапы этого процесса (они будут рассмотрены подробнее в дальнейшем), имея в виду реальные возможности школы.

При отсутствии должного опыта внедрения науки в практику можно в течение первого полугодия сконцентрировать внимание лишь на общем ознакомлении с литературой об информатизации процесса обучения, включив это в планы самообразования учителей и организовав выставку книг и статей, вывесив библиографические списки и пр. А уже в следующем полугодии можно начать внедрение проекта, взяв за основу предлагаемый примерный план.

Повышение квалификации учителей по вопросам информатизации процесса обучения должно организовываться не по стандартной программе, а с учетом особенностей конкретного педагогического коллектива и отдельных учителей. В связи с этим можно рекомендовать директорам и завучам школ проанализировать степень подготовленности учителей к осуществлению информатизации процесса обучения, изучить запросы самих учителей, провести с ними собеседование. Одновременно выясняются некоторые наиболее распространенные недостатки и затруднения в их работе. Для этого полезно один-два раза за год провести опрос учителей по следующей программе (см. табл.).

Предложенный подход ценен в том отношении, что он ориентирует методическую работу на устранение самых слабых звеньев в работе, стимулирует внутреннюю активность самих учителей по овладению всей системой способов информатизации, а не отдельными из них.

2101.gif (88773 bytes)

Дмитрий МАТРОС,
декан факультета информатики Челябинского государственного педагогического университета

Рейтинг@Mail.ru