Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

СОБЫТИЯ

Сельская школа

Карельские кружева

В Карелии считают, что школьная сеть должна быть похожа на кружево. Все школы сплетаются между собой, образуя маленькие узелки и большие узлы. Узелки называются магнитными, а узлы – центральными школами.

В Петрозаводске при участии Министерства образования Республики Карелия и ГУ-ВШЭ прошел республиканский семинар «Развитие сети сельских образовательных учреждений: результаты, проблемы и перспективы». Эксперты готовились обсуждать направляемый в правительство проект республиканского Положения о «магнитных» и центральных школах. Однако трагедия в Кондопоге внесла коррективы в программу.

Средняя общеобразовательная школа Карелии насчитывает 269 учащихся, сельская – 99.
63% школ Карелии – сельские. В них обучаются 23,2 процента школьников.

«Сейчас в Карелии трудное время, – признала, открывая семинар, бывший министр образования Карелии, ныне первый вице-спикер карельского парламента Галина Разбивная. – Растерянность, воцарившаяся после событий в Кондопоге, выливается в образование. В этой ситуации мы еще раз осознали, что школа – хранительница и центр села. Она издавна была открыта в сельский социум и всегда многое на себя брала».

С 2002 года Республика Карелия активно включилась в программу реструктуризации сельских школ. Первый в России сельский социокультурный комплекс Коткозеро был создан в 1992 году именно в Карелии. А в 2006 году эксперты насчитали в республике около 40 моделей сельских школ.

«Когда-то нам пришлось судиться, чтобы доказать, что мы работаем в социально-культурном комплексе, а не в школе, – с грустью заметил директор Образовательного центра в Коткозере Алексей Андрейко. – Мы испытали огромное давление карельского министерства образования. Мы настолько далеко ушли вперед, создавая в 90-е годы модели будущего, что жизнь нас прижала. Прижимает и теперь. Когда все в республике говорят о школе–социокультурном центре, мы вынуждены разрабатывать статус центра образования. Будем надеяться, что он хорошо впишется в сельскую действительность».

За 5 лет в Республике Карелия недосчитались 8 тысяч сельских учащихся. Закрылись 36 школ. С карт сельских районов исчезают начальные и даже основные школы. На грани закрытия школа-филиал в поселке Крошнозеро Пряжинского района.

«Сегодня у нас 14 учащихся, – рассказала директор этой школы Ирина Богданова, проработавшая в Крошнозерской школе 23 года. – Осенью в средней школе было всего четыре человека: двое в пятом, двое в седьмом. Уроки у двух классов проходят одновременно. Мы пытались понять – как организовать такое преподавание. Педагогическая теория ничего об этом не говорит…»

Нормативное финансирование обусловлено территориально-географическими различиями между районами. В 2005/2006 уч. г. оно составило на одного ученика:
30,7 тыс. руб. в Пряжинском р-не,
28,1 тыс. руб. в Прионежском р-не,
18,8 тыс. руб. в Кондопожском р-не,
13,8 тыс. руб. в Петрозаводске.

«Мы столкнулись с очень важной для Карелии проблемой, – заметил Олег Степанов, директор центральной школы Пряжинского района. – Педагогический университет и педколледж, присутствующие на семинаре, уже делают попытки организовать обучение будущих учителей так, чтобы те были готовы реализовать в классе одновременно две программы. Для сельского учителя это – реальность».

На одного карельского учителя сельской школы сегодня приходится 10 учеников. В России – 12, в Европе – 15–17. А в Петрозаводске – 26!

«Дело не только в демографическом спаде. Родители не доверяют сельскому образованию. Поэтому сельские школы будут терять учащихся – причем самых успешных!» – заявили на семинаре руководители карельского образования. По их данным, 700 сельских детей сегодня учатся в школах Петрозаводска. Некоторые старшеклассники живут в семьях городских родственников, другие дети приезжают в Петрозаводск на занятия.

«Старшеклассники из нашей школы постоянно ездят в город – на подготовительные платные курсы в университет», – подтвердил директор школы № 2 поселка Мелиоративный Прионежского района Виктор Носевич.

Подготовка в Петрозаводский университет с октября по май обойдется родителям школьников в 4500 рублей (без затрат на дорогу).

Сельский учитель тоже проводит значительную часть своего времени в автобусах и попутках. Из-за хронической недогруженности учителя берут часы в школах разных поселков.

«У нас в школе 40 учителей, 30 из них работают по совместительству, – рассказал Виктор Носевич. – Молодые учителя приезжают сюда на уроки из Петрозаводска».

«Наши учителя уже начинают работать вне поселка, – заметила Ирина Богданова. – Учитель карельского языка работает два дня здесь, два дня в школе поселка Пряжа. Приходится ездить, и это тяжело. Но иначе невозможно».

Словарь

В республиканской программе реструктуризации сельских школ под «магнитной» школой понимается центральная школа округа со структурными подразделениями в близлежащих районах.

Центральной называется школа муниципального округа, являющаяся ресурсным образовательным центром для магнитных школ. Центральная школа входит в вертикаль «колледж–вуз» и готовит старшеклассников к вступительным экзаменам.

В школах Карелии применяют методику расчета транспортной доступности, разработанную Институтом развития образования Высшей школы экономики. С ее помощью можно определить, в каких случаях детей необходимо подвозить в школу и сколько транспорта для этого понадобится. К учителям эти расчеты, конечно же, не относятся.

«Для учителя поиск работы – это уже естественный процесс, – убеждена руководитель отдела образования администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен. – Школы района начинают обмениваться учителями».

Впрочем, представители министерства образования Карелии заверили, что в планах министерства – переход на дистанционное обучение. «Образовательный портал при Петрозаводском государственном университете начинает транслировать программы общего образования, – заявили на семинаре. – Разрабатывается проект открытых профильных классов, которые будут заниматься не в одном здании, а… в сети Интернет».

Сегодня в республике нет ни одной школы (или филиала) без компьютерных классов.

Сельские школы укомплектованы новейшей цифровой техникой, учебниками, музыкальной аппаратурой. Они смогли себе это позволить, когда стали финансироваться на счет субвенции. А хватает ли средств субвенции карельским школам?

«Средств не хватает, – говорит Виктор Носевич. – Когда в поселке ни у кого нет денег, а у школы субвенция, все стремятся из нее что-то позаимствовать. Недавно я получил предписание – раз в месяц обязательно морить в школе тараканов и крыс. «Зачем, если их нет?» – «А у вас субвенция», – отвечают мне».

«Если бы директор мог полностью распоряжаться субвенцией, мы выживали бы припеваючи, – уверена Татьяна Сеппянен. – Но существует множество ограничений, на что нельзя потратить эти деньги, и предубеждения чиновников. Недавно, например, мне пришлось даже объяснять им, что такое цифровой образовательный ресурс. Они были уверены, что все записанное на дисках – это для развлечения, а не для учебы».

«Субвенции хватает на все – даже на развитие, – убежден Олег Степанов. – Теперь мы превратились из просителя, который везде ходит с протянутой рукой, в партнера, который может оказывать зачастую гораздо больше услуг, чем кто бы то ни было».

«Нельзя уважать директора, который делает все по указке, не корректируя программу для нужд своей школы», – сказала на семинаре Галина Разбивная.

Действительно, за последние годы в жизни самых отдаленных сельских школ Карелии изменилось многое. Одни взяли на себя роль информационных центров службы занятости, другие консультируют по пенсионным реформам. Здесь принимают население врачи из райцентров, устраиваются музыкальные вечера для всех возрастов, создаются виртуальные музеи (как в Крошнозере) и сайты поселков (как в Мелиоративном).

Недавно школу в Пряже попросили разместить в Интернете объявление, что ребенку с энцефалитом требуется лечение. За месяц родителям прислали со всех концов страны 10 тысяч долларов…

Светлана КИРИЛЛОВА

Горячая тема

Как известно, в наступившем году финансовая поддержка обещана регионам, где будет разработан комплексный проект развития региональной системы образования. Cоставит она около 300 млн. рублей в первый год, 150 млн. во второй год, 75 млн. в третий. В общей сложности регион может получить около 500 млн. рублей. Планируется, что за три года таких регионов будет всего 40 из 89 субъектов Федерации. Есть о чем задуматься местным властям.

Что же станет основанием для определения регионов-лидеров? Обратимся к понятию институционализация, или институциональные изменения в образовании. К ним относятся, во-первых, расширение общественного участия в управлении образованием, во-вторых, изменение схемы финансирования образовательных учреждений – переход на новую оплату труда и нормативное подушевое финансирование, в-третьих, разработка критериев оценки качества образования.

Что конкретно стоит за этим? Это и стало предметом обсуждения на семинаре Института проблем образовательной политики «Эврика», прошедшем в Омске. Инициатором его проведения выступила региональная власть и лично губернатор области Л.К. Полежаев.

В ходе семинара проявились три позиции: активная – надо делать, чтобы не остаться в аутсайдерах; осмотрительная (осторожная) – нововведения поддерживаем, но внедрять в практику не торопимся; выжидательная – посмотрим, что из всего этого получится.

Самой острой стала полемика о переходе на новую систему оплаты труда и нормативное подушевое финансирование. Здесь главным был вопрос: что такое норматив, как он будет рассчитываться? Мнения разделились. Финансисты определяли норматив как минимум, за основу которого берутся фактические расходы предыдущего финансового года. Управленцы настаивали на его определении по потребностям ОУ.

Обсуждая вопрос качества образования, представители педагогической общественности Омска заметили, что оценка качества образования – система, включающая в себя не только набор критериев (индикаторов), но и мониторинг наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза образовательных результатов, управление качеством образования. Данная система имеет сложную общую структуру, объекты анализа и оценки качества. И только взаимодействие науки и практики может привести к появлению адекватных систем оценки качества образования на уровне школы, региона, страны.

Также на семинаре шла речь о создании сети школ-победительниц ПНПО в качестве ресурса для развития региональной системы образования. Обсуждались вопросы конвертирования образовательных результатов, проблемы механизма движения финансов внутри сети, позиционирования собственных образовательных продуктов. Одним из возможных рисков было названо превращение сети в некое фракционное закрытое объединение школ, получивших грант. Однако дальнейшие шаги по объединению в сеть сформулированы не были.

…Участники семинара разъехались по домам. Обсуждение проблем продолжится. Но главное – необходимость перемен осознана каждым. Где бы ты ни работал – в большой городской школе или в сельской малокомплектной, в колледже или вузе, – ситуация в образовании изменилась. Нужно принять эти перемены и участвовать в них.

Наталия БУГРОВА

Рейтинг@Mail.ru