Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

СОБЫТИЯ

Инновации

Территория развития

Агинский Бурятский автономный округ – земля, овеянная легендами. Так с любовью говорят о ней ее жители. А вот участники Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»*, организованной здесь почти под занавес 2006 года, пришли к выводу, что округ – это территория развития ярких и современных идей в образовании.

Директор + учитель = инновации

Двухдневная конференция собрала 230 гостей. Помимо директоров и учителей школ округа, в Агинское приехали руководители школ–лауреатов Президентской премии Читинской области, представители Ассоциации «Лучшие школы России». Международный статус встречи обеспечивали делегация управления образования г. Маньчжурия Китайской Народной Республики и делегация образования Восточного аймака Монгольской Народной Республики.

Один из типичных пейзажей Агинского

Открывая конференцию, зам. главы администрации округа, начальник Департамента образования и молодежной политики Бальжит Дамбаева заметила, что, «выстраивая инновационную политику в образовании, важно осознать, что система только тогда будет открыта новациям, когда их реализация и усвоение станут условием ее сохранения».

Сама Бальжит Балдандоржиевна и ее коллеги – директора школ округа – не понаслышке знают, что за этими словами стоит каждодневная кропотливая работа. Приятно было слышать, что на территории округа (в основном – сельской) не закрыта ни одна школа: на 50 сельских школ работают 50 автобусов, выделенных администрацией округа, а в 31 школе есть условия для проживания детей в течение учебной недели (школы-интернаты).

Также выяснилось, что в округе проведена работа по созданию «ударной» группы управленцев, которые стали проводниками инновационных идей в своих коллективах. А еще ни у одного директора школы в округе не болит голова по поводу школьного ремонта. «У нас очень слаженно работает система ЖКХ. Ремонт, отопление, уголь – все это важно, но беспокоиться об этом руководитель школы не должен, – делится Б.Дамбаева. – Все инновации в школе начинаются с директора, поэтому мы делаем так, чтобы хозяйственные проблемы его не тревожили. Директор должен заниматься развитием школы, думать о стратегии и тактике, общаться с коллегами из других регионов. Также мы думаем сейчас над вопросом обучения нашего директорского корпуса (возможно, дистанционно) по направлению «менеджер образования».

В округе вообще заметно особое отношение к учительству в целом. В частности, здесь работают над тем, чтобы растить собственные научные кадры. Уже осуществлен проект «Учитель-исследователь профильной школы»: 52 учителя Агинского Бурятского округа получили дипломы о профессиональной переподготовке и теперь могут преподавать свой предмет на профильном уровне. 30 из этих педагогов в 2006 году начали участие в проекте по целевой подготовке к защите кандидатской диссертации. Сформировать свою научную элиту – такова цель, которую ставит Департамент образования округа. «Это очень сложно, – говорят руководители ведомства, – но мы надеемся, что через 2–3 года в наших школах педагогов-ученых будет больше, чем сегодня».

Сохранить традиции и самобытность

Обрисовав в первой половине дня ситуацию в системе образования округа, хозяева конференции после обеда пригласили гостей в образовательные учреждения. Чтобы можно было и на школы посмотреть, и в мастер-классах поучаствовать. От пассивности публики в первой половине дня не осталось и следа! Да и как можно было оставаться равнодушным к увиденному и услышанному…

Скажем, Агинская средняя школа № 1 рассказала о разработанном в ее стенах национально-региональном и востоковедческом компонентах содержания образования и о воспитательной работе, основанной на этнокультурных традициях. Урда-Агинская средняя школа поделилась своими наработками в области создания уклада школьной жизни как совокупности правил, атрибутики, традиций и распорядка. Эта школа приятно удивила простором, искусно организованной пространственно-предметной средой, по-деловому оформленными кабинетами и уютными коридорами со шторами самого разнообразного дизайна и всех мыслимых пастельных оттенков.

Национальные костюмы сверкали на всех мастер-классах

На мастер-классах участников конференции учили плести панно из конского волоса, знакомили с бурятскими национальными блюдами, показывали монгольскую и китайскую чайные церемонии. Не могу не отметить и Кусочинскую среднюю школу, в которой детально разъяснили, как она работает над организацией профильного обучения в качестве малокомплектного учебного заведения. А какой потрясающий открытый урок показал учитель физики этой школы Жамьян Жамбалович Жамбуев! Он радовался, когда учил нас, взрослых, выполнять лабораторную работу, вычислять квадратный и кубический корень. В который раз он это делал! Но глаза его в буквальном смысле слова горели.

«Один день год кормит» – такой поговоркой отозвалась о первом дне конференции директор читинской гимназии Татьяна Антонова. В самом деле: картина образовательной системы округа была представлена так полно и интересно и каждая школа, дававшая мастер-класс, была настолько самобытна и самоценна, что вопросы гостей к хозяевам сыпались до самого вечера. Ведь уже не на словах, а на практике было видно, что в округе в полную силу работает программно-целевой подход в управлении образованием. Также приятно удивил тот факт, что все участники конференции честно работали в течение всего дня и как один пришли на заключительное пленарное заседание. Ведь часто на московских конференциях после обеда в зале не насчитывается и половины…

В Черемушках…

Но все увиденное накануне затмил второй день конференции, проходивший в стенах средней общеобразовательной школы № 2 поселка Могойтуй, что в 35 километрах от Агинского. Так сложилось, что я много слышала об этой школе задолго до ее посещения и была знакома с директором. Ведь в 2005 году она вошла в десятку финалистов конкурса «Лучшие школы России». Но даже заочное знакомство со школой, как выяснилось, не подготовило меня к этому визиту.

Четыре аккуратных здания, каждое со своим невысоким заборчиком – это адаптивная школа (1–2 классы), концертный зал с раздевалкой, информационный центр и собственно школа. Во дворе – замерзшие клумбы и фонтан (как должно быть тут приятно в теплое время года!). Заборчики спасают летом от вольно разгуливающих коз. Между школой и концертным залом – черемуховый сад, заложенный одним из первых выпусков. В его честь переулок, где стоит школа, и получил название одного из московских районов – Черемушки. Это то, что снаружи.

 

Первоклассники и танцевальный коллектив могойтуйской школы № 2 на юбилейном концерте

А внутри – 1200 учеников, 108 педагогов и обучение в две смены. С такой информации началась встреча. Цель, с которой второй день конференции проходил именно здесь, была двойной. Во-первых, показать собравшимся, какой может быть школа, и, во-вторых, поздравить школу с десятилетним юбилеем, который отмечался здесь как раз в эти дни.

Но вернемся к визиту. В адаптивной школе – классы для самых маленьких, в каждом – игровая зона с разноцветными коврами и массой развивающих игр. В информационном центре мы узнали о том, что тут расположилось представительство дистанционного обучения Современной гуманитарной академии (СГА). Учащиеся 10–11-х классов получают всю информацию по спутниковой связи. Сложилась цифровая библиотека и система слайд-лекций. Длительность каждой – 2 академических часа, в конце – обязательный вопросник на предмет освоения материала. Рады все: учащиеся тому, что имеют доступ к современным образовательным ресурсам, преподаватели академии – что могут получить подготовленных студентов.

Вообще с компьютером в этой школе дружат все. Во втором классе с детьми начинают заниматься информатикой. В основном же здании школы расположилось самостоятельное структурное подразделение информцентра – образовательная медиатека. Это – одно из любимых мест во всей школе. Возникает у учащихся вопрос – бегут сюда. Учителя тоже любят здесь бывать. Ведь в школе три электронные доски (причем одна – мобильная), а значит, надо придумывать уроки, изобретать нестандартные подходы, искать, чем удивлять юные умы. Но директор второй могойтуйской школы Юрий Шагдаров на этом не останавливается: «Ближайшая наша задача – выдать каждому учителю ноутбук, чтобы он мог проектировать свои уроки тогда, когда ему удобно. Благодаря президентскому гранту в миллион рублей мы сможем это сделать».

День бежал вперед, а участники конференции все бежали по школе. Медиатека сменилась зимним садом, потом были сверкающие чистотой коридоры, кабинет с новейшими лабораторными наборами по химии, располагающая к беседе зона отдыха возле гуманитарных кабинетов, настоящее модное кафе с барной стойкой – любимое место тусовки и отдыха ребят. Кто-то на бегу поинтересовался у директора, как обстоит дело с приклеиванием жвачки в баре. «Да нет у нас этой проблемы», – прозвучало в ответ.

Директор школы Ю.Б. Шагдаров и тот самый чум

Не могу не сказать два слова и о такой стороне жизни школы, как этнографические экспедиции. Каждое лето старшеклассники уходят в степи, где и реализуют какой-нибудь проект. Проект лета 2006 года – строительство традиционного бурятского чума. Ребята под руководством Артема Вадимовича Жукова (преподавателя читинского госпедуниверситета, ведущего в школе элективные курсы по философии, археологии и этнографии по пятницам и субботам) собирали бересту, сами варили ее, сшивали специальными нитками. Теперь этот чум стоит в малом спортивном зале, временно превращенном в музей. Здесь же представлена бурятская юрта и сэргэ. Последнее в переводе с бурятского означает коновязь, которая символизирует традиционную культуру бурят. И хотя директор Юрий Батоцыренович с любовью показывает каждый уголок своей школы, рядом с этими юртами его энергия словно удваивается. Что неудивительно: ведь он историк и продолжает вести у детей уроки. А нам рассказал о том, что летом 2007 года школа намерена открыть музей этнографии под открытым небом, что будет логичным результатом работы экспедиций за последние пять лет...

Завершился второй день конференции великолепным концертом в честь 10-летия школы. Вели его старшеклассники, говорили красиво, без подсказок. Были страницы истории жизни школы и бурятские национальные танцы (к слову, школьный танцевальный коллектив уже не раз завоевывал престижные награды на международных конкурсах), песни и КВН, стихи в исполнении первоклассников и презентация кадетского класса.

И чувствовалось, что за всей уверенностью, положительным зарядом выступающих, улыбками учителей, за всем развитием школы и ее новыми идеями стоит личность директора. Те участники конференции, которые это поняли и ощутили, что называется, своей шкурой, уехали домой с бесценным знанием.

...Маленький (в масштабах всей России) Агинский Бурятский АО за два дня показал гостям, какой может быть система образования, если в ней работают неравнодушные люди. Умеющие не просто изобретать что-то необычное, но сохранять традиции и учиться новому каждый день. Подобные конференции прекрасно иллюстрируют часто употребляемое ныне понятие «образовательная провинция». Это понятие благодаря таким землям и таким школам в России уже почти размылось. Скоро, видимо, и вовсе исчезнет из нашего лексикона. И я этому бесконечно рада...

Яна САРТАН,
Москва – Агинское –
Могойтуй – Москва

Автор благодарит устроителей конференции и отдельно директора Окружного института усовершенствования учителей Б.Б.Тарбаеву за высокий уровень организации мероприятия

Кстати…

Департамент образования Агинского Бурятского АО считает минувший 2006 год историческим. Впервые за последние годы детей в первые классы приняли больше, чем выпустили из одиннадцатых. Та же тенденция и в преподавательской среде: в 2006 в школы пришли работать 86 молодых преподавателей, что на 30 человек больше, чем в предыдущие годы!

Руководитель Департамента образования и молодежной политики Бальжит Дамбаева не скрывает своей радости по этому поводу (впрочем, весьма сдержанной) и говорит о серьезных обязательствах власти перед школами.

– Наш округ сейчас можно назвать большой строительной площадкой. На сегодняшний день у нас идет работа по строительству 33 объектов образования. Только за три последних года мы сдали в эксплуатацию 4 школы, 1 пристройку к школе, 4 дошкольных учреждения, два пришкольных интерната и два спортзала. А 1 сентября 2006 года в округе были открыты сразу три школы…

– Недостатка в педагогических кадрах при таких темпах строительства не испытываете?

– В целом – нет. Но у нас есть больной вопрос – вакансии преподавателей английского языка. Чтобы его решить, мы открыли в Агинском филиал Бурятского государственного университета. У меня была только одна просьба: организовать в филиале англо-китайский факультет. Два года ребята учатся здесь, в Агинском, а на третий уезжают в головной вуз Улан-Удэ. Надеюсь, когда наши 15 студентов этого факультета закончат обучение, мы точно выберем преподавателей английского для наших школ.

– А как поддерживаете молодых специалистов?

– Этому способствуют окружные целевые программы. Кроме того, мы выплачиваем первичный взнос за ипотечное кредитование, потому что если к нам приезжает семья молодых учителей, то мы предлагаем им не квартиру, а дом. Также постановлением главы администрации на 20 процентов увеличена заработная плата молодых специалистов. Если мы хотим, чтобы система образования развивалась, без финансовых вложений не обойтись. К счастью, глава нашего округа прекрасно это понимает.

– Основная масса школ округа – сельские. Как решаете вопрос профильного обучения?

– В начале 90-х годов мы отработали схему, которая была предложена в эксперименте по модернизации содержания и структуры общего образования. В начале широкомасштабного эксперимента стали работать с индивидуальными образовательными маршрутами. Изучили опыт Якутии, где тоже большие расстояния между населенными пунктами. И в прошлом году сделали шаг к сетевому взаимодействию. Например, у нас не дети ездят в разные школы, а учителя приезжают к сетевым ученикам. Это делается в конце двухнедельного блока обучения, учитель приезжает дня на два и проводит консультации, семинары. То есть идет метод погружения.

Конечно, сельские школы несколько страдают недостатком оборудования для проведения лабораторных работ, исследований. Но в прошлом году мы закупили на бюджетные средства 18 специализированных кабинетов химии, физики и биологии. А в рамках нацпроекта сейчас предполагается закупка оборудования на 2,6 млн рублей. Думаю, что вопрос с учебно-лабораторным оборудованием для профильного обучения в сельских школах мы закроем в 2007 году.

____________

* Организаторами конференции выступили Департамент образования и молодежной политики Агинского Бурятского АО и Окружной институт усовершенствования учителей.

Рейтинг@Mail.ru