Инновации
Территория развития
Агинский Бурятский автономный округ – земля,
овеянная легендами. Так с любовью говорят о ней
ее жители. А вот участники Международной
научно-практической конференции «Инновации в
образовании: опыт, проблемы, перспективы»*, организованной здесь почти под занавес
2006 года, пришли к выводу, что округ – это
территория развития ярких и современных идей в
образовании.
Директор + учитель = инновации
Двухдневная конференция собрала 230
гостей. Помимо директоров и учителей школ округа,
в Агинское приехали руководители
школ–лауреатов Президентской премии Читинской
области, представители Ассоциации «Лучшие школы
России». Международный статус встречи
обеспечивали делегация управления образования
г. Маньчжурия Китайской Народной Республики и
делегация образования Восточного аймака
Монгольской Народной Республики.
Один из типичных пейзажей Агинского
Открывая конференцию, зам. главы
администрации округа, начальник Департамента
образования и молодежной политики Бальжит
Дамбаева заметила, что, «выстраивая
инновационную политику в образовании, важно
осознать, что система только тогда будет открыта
новациям, когда их реализация и усвоение станут
условием ее сохранения».
Сама Бальжит Балдандоржиевна и ее
коллеги – директора школ округа – не понаслышке
знают, что за этими словами стоит каждодневная
кропотливая работа. Приятно было слышать, что на
территории округа (в основном – сельской) не
закрыта ни одна школа: на 50 сельских школ
работают 50 автобусов, выделенных администрацией
округа, а в 31 школе есть условия для проживания
детей в течение учебной недели (школы-интернаты).
Также выяснилось, что в округе
проведена работа по созданию «ударной» группы
управленцев, которые стали проводниками
инновационных идей в своих коллективах. А еще ни
у одного директора школы в округе не болит голова
по поводу школьного ремонта. «У нас очень
слаженно работает система ЖКХ. Ремонт, отопление,
уголь – все это важно, но беспокоиться об этом
руководитель школы не должен, – делится
Б.Дамбаева. – Все инновации в школе начинаются с
директора, поэтому мы делаем так, чтобы
хозяйственные проблемы его не тревожили.
Директор должен заниматься развитием школы,
думать о стратегии и тактике, общаться с
коллегами из других регионов. Также мы думаем
сейчас над вопросом обучения нашего
директорского корпуса (возможно, дистанционно)
по направлению «менеджер образования».
В округе вообще заметно особое
отношение к учительству в целом. В частности,
здесь работают над тем, чтобы растить
собственные научные кадры. Уже осуществлен
проект «Учитель-исследователь профильной
школы»: 52 учителя Агинского Бурятского округа
получили дипломы о профессиональной
переподготовке и теперь могут преподавать свой
предмет на профильном уровне. 30 из этих педагогов
в 2006 году начали участие в проекте по целевой
подготовке к защите кандидатской диссертации.
Сформировать свою научную элиту – такова цель,
которую ставит Департамент образования округа.
«Это очень сложно, – говорят руководители
ведомства, – но мы надеемся, что через 2–3 года в
наших школах педагогов-ученых будет больше, чем
сегодня».
Сохранить традиции и самобытность
Обрисовав в первой половине дня
ситуацию в системе образования округа, хозяева
конференции после обеда пригласили гостей в
образовательные учреждения. Чтобы можно было и
на школы посмотреть, и в мастер-классах
поучаствовать. От пассивности публики в первой
половине дня не осталось и следа! Да и как можно
было оставаться равнодушным к увиденному и
услышанному…
Скажем, Агинская средняя школа № 1
рассказала о разработанном в ее стенах
национально-региональном и востоковедческом
компонентах содержания образования и о
воспитательной работе, основанной на
этнокультурных традициях. Урда-Агинская средняя
школа поделилась своими наработками в области
создания уклада школьной жизни как совокупности
правил, атрибутики, традиций и распорядка. Эта
школа приятно удивила простором, искусно
организованной пространственно-предметной
средой, по-деловому оформленными кабинетами и
уютными коридорами со шторами самого
разнообразного дизайна и всех мыслимых
пастельных оттенков.
Национальные костюмы сверкали на
всех мастер-классах
На мастер-классах участников
конференции учили плести панно из конского
волоса, знакомили с бурятскими национальными
блюдами, показывали монгольскую и китайскую
чайные церемонии. Не могу не отметить и
Кусочинскую среднюю школу, в которой детально
разъяснили, как она работает над организацией
профильного обучения в качестве
малокомплектного учебного заведения. А какой
потрясающий открытый урок показал учитель
физики этой школы Жамьян Жамбалович Жамбуев! Он
радовался, когда учил нас, взрослых, выполнять
лабораторную работу, вычислять квадратный и
кубический корень. В который раз он это делал! Но
глаза его в буквальном смысле слова горели.
«Один день год кормит» – такой
поговоркой отозвалась о первом дне конференции
директор читинской гимназии Татьяна Антонова. В
самом деле: картина образовательной системы
округа была представлена так полно и интересно и
каждая школа, дававшая мастер-класс, была
настолько самобытна и самоценна, что вопросы
гостей к хозяевам сыпались до самого вечера. Ведь
уже не на словах, а на практике было видно, что в
округе в полную силу работает программно-целевой
подход в управлении образованием. Также приятно
удивил тот факт, что все участники конференции
честно работали в течение всего дня и как один
пришли на заключительное пленарное заседание.
Ведь часто на московских конференциях после
обеда в зале не насчитывается и половины…
В Черемушках…
Но все увиденное накануне затмил
второй день конференции, проходивший в стенах
средней общеобразовательной школы № 2 поселка
Могойтуй, что в 35 километрах от Агинского. Так
сложилось, что я много слышала об этой школе
задолго до ее посещения и была знакома с
директором. Ведь в 2005 году она вошла в десятку
финалистов конкурса «Лучшие школы России». Но
даже заочное знакомство со школой, как
выяснилось, не подготовило меня к этому визиту.
Четыре аккуратных здания, каждое со
своим невысоким заборчиком – это адаптивная
школа (1–2 классы), концертный зал с раздевалкой,
информационный центр и собственно школа. Во
дворе – замерзшие клумбы и фонтан (как должно
быть тут приятно в теплое время года!). Заборчики
спасают летом от вольно разгуливающих коз. Между
школой и концертным залом – черемуховый сад,
заложенный одним из первых выпусков. В его честь
переулок, где стоит школа, и получил название
одного из московских районов – Черемушки. Это то,
что снаружи.
Первоклассники и танцевальный
коллектив могойтуйской школы № 2 на юбилейном
концерте
А внутри – 1200 учеников, 108 педагогов
и обучение в две смены. С такой информации
началась встреча. Цель, с которой второй день
конференции проходил именно здесь, была двойной.
Во-первых, показать собравшимся, какой может быть
школа, и, во-вторых, поздравить школу с
десятилетним юбилеем, который отмечался здесь
как раз в эти дни.
Но вернемся к визиту. В адаптивной
школе – классы для самых маленьких, в каждом –
игровая зона с разноцветными коврами и массой
развивающих игр. В информационном центре мы
узнали о том, что тут расположилось
представительство дистанционного обучения
Современной гуманитарной академии (СГА).
Учащиеся 10–11-х классов получают всю информацию
по спутниковой связи. Сложилась цифровая
библиотека и система слайд-лекций. Длительность
каждой – 2 академических часа, в конце –
обязательный вопросник на предмет освоения
материала. Рады все: учащиеся тому, что имеют
доступ к современным образовательным ресурсам,
преподаватели академии – что могут получить
подготовленных студентов.
Вообще с компьютером в этой школе
дружат все. Во втором классе с детьми начинают
заниматься информатикой. В основном же здании
школы расположилось самостоятельное
структурное подразделение информцентра –
образовательная медиатека. Это – одно из любимых
мест во всей школе. Возникает у учащихся вопрос –
бегут сюда. Учителя тоже любят здесь бывать. Ведь
в школе три электронные доски (причем одна –
мобильная), а значит, надо придумывать уроки,
изобретать нестандартные подходы, искать, чем
удивлять юные умы. Но директор второй
могойтуйской школы Юрий Шагдаров на этом не
останавливается: «Ближайшая наша задача –
выдать каждому учителю ноутбук, чтобы он мог
проектировать свои уроки тогда, когда ему удобно.
Благодаря президентскому гранту в миллион
рублей мы сможем это сделать».
День бежал вперед, а участники
конференции все бежали по школе. Медиатека
сменилась зимним садом, потом были сверкающие
чистотой коридоры, кабинет с новейшими
лабораторными наборами по химии, располагающая к
беседе зона отдыха возле гуманитарных кабинетов,
настоящее модное кафе с барной стойкой – любимое
место тусовки и отдыха ребят. Кто-то на бегу
поинтересовался у директора, как обстоит дело с
приклеиванием жвачки в баре. «Да нет у нас этой
проблемы», – прозвучало в ответ.
Директор школы Ю.Б. Шагдаров и тот
самый чум
Не могу не сказать два слова и о
такой стороне жизни школы, как этнографические
экспедиции. Каждое лето старшеклассники уходят в
степи, где и реализуют какой-нибудь проект.
Проект лета 2006 года – строительство
традиционного бурятского чума. Ребята под
руководством Артема Вадимовича Жукова
(преподавателя читинского госпедуниверситета,
ведущего в школе элективные курсы по философии,
археологии и этнографии по пятницам и субботам)
собирали бересту, сами варили ее, сшивали
специальными нитками. Теперь этот чум стоит в
малом спортивном зале, временно превращенном в
музей. Здесь же представлена бурятская юрта и
сэргэ. Последнее в переводе с бурятского
означает коновязь, которая символизирует
традиционную культуру бурят. И хотя директор
Юрий Батоцыренович с любовью показывает каждый
уголок своей школы, рядом с этими юртами его
энергия словно удваивается. Что неудивительно:
ведь он историк и продолжает вести у детей уроки.
А нам рассказал о том, что летом 2007 года школа
намерена открыть музей этнографии под открытым
небом, что будет логичным результатом работы
экспедиций за последние пять лет...
Завершился второй день конференции
великолепным концертом в честь 10-летия школы.
Вели его старшеклассники, говорили красиво, без
подсказок. Были страницы истории жизни школы и
бурятские национальные танцы (к слову, школьный
танцевальный коллектив уже не раз завоевывал
престижные награды на международных конкурсах),
песни и КВН, стихи в исполнении первоклассников и
презентация кадетского класса.
И чувствовалось, что за всей
уверенностью, положительным зарядом
выступающих, улыбками учителей, за всем
развитием школы и ее новыми идеями стоит
личность директора. Те участники конференции,
которые это поняли и ощутили, что называется,
своей шкурой, уехали домой с бесценным знанием.
...Маленький (в масштабах всей России)
Агинский Бурятский АО за два дня показал гостям,
какой может быть система образования, если в ней
работают неравнодушные люди. Умеющие не просто
изобретать что-то необычное, но сохранять
традиции и учиться новому каждый день. Подобные
конференции прекрасно иллюстрируют часто
употребляемое ныне понятие «образовательная
провинция». Это понятие благодаря таким землям и
таким школам в России уже почти размылось. Скоро,
видимо, и вовсе исчезнет из нашего лексикона. И я
этому бесконечно рада...
Яна САРТАН,
Москва – Агинское –
Могойтуй – Москва
Автор благодарит устроителей
конференции и отдельно директора Окружного
института усовершенствования учителей
Б.Б.Тарбаеву за высокий уровень организации
мероприятия
Кстати…
|
Департамент
образования Агинского Бурятского АО считает
минувший 2006 год историческим. Впервые за
последние годы детей в первые классы приняли
больше, чем выпустили из одиннадцатых. Та же
тенденция и в преподавательской среде: в 2006 в
школы пришли работать 86 молодых преподавателей,
что на 30 человек больше, чем в предыдущие годы!
Руководитель Департамента
образования и молодежной политики Бальжит
Дамбаева не скрывает своей радости по этому
поводу (впрочем, весьма сдержанной) и говорит о
серьезных обязательствах власти перед школами.
– Наш округ сейчас можно назвать
большой строительной площадкой. На сегодняшний
день у нас идет работа по строительству 33
объектов образования. Только за три последних
года мы сдали в эксплуатацию 4 школы, 1 пристройку
к школе, 4 дошкольных учреждения, два пришкольных
интерната и два спортзала. А 1 сентября 2006 года в
округе были открыты сразу три школы…
– Недостатка в педагогических
кадрах при таких темпах строительства не
испытываете?
– В целом – нет. Но у нас есть больной
вопрос – вакансии преподавателей английского
языка. Чтобы его решить, мы открыли в Агинском
филиал Бурятского государственного
университета. У меня была только одна просьба:
организовать в филиале англо-китайский
факультет. Два года ребята учатся здесь, в
Агинском, а на третий уезжают в головной вуз
Улан-Удэ. Надеюсь, когда наши 15 студентов этого
факультета закончат обучение, мы точно выберем
преподавателей английского для наших школ.
– А как поддерживаете молодых
специалистов?
– Этому способствуют окружные целевые
программы. Кроме того, мы выплачиваем первичный
взнос за ипотечное кредитование, потому что если
к нам приезжает семья молодых учителей, то мы
предлагаем им не квартиру, а дом. Также
постановлением главы администрации на 20
процентов увеличена заработная плата молодых
специалистов. Если мы хотим, чтобы система
образования развивалась, без финансовых
вложений не обойтись. К счастью, глава нашего
округа прекрасно это понимает.
– Основная масса школ округа –
сельские. Как решаете вопрос профильного
обучения?
– В начале 90-х годов мы отработали
схему, которая была предложена в эксперименте по
модернизации содержания и структуры общего
образования. В начале широкомасштабного
эксперимента стали работать с индивидуальными
образовательными маршрутами. Изучили опыт
Якутии, где тоже большие расстояния между
населенными пунктами. И в прошлом году сделали
шаг к сетевому взаимодействию. Например, у нас не
дети ездят в разные школы, а учителя приезжают к
сетевым ученикам. Это делается в конце
двухнедельного блока обучения, учитель
приезжает дня на два и проводит консультации,
семинары. То есть идет метод погружения.
Конечно, сельские школы несколько страдают
недостатком оборудования для проведения
лабораторных работ, исследований. Но в прошлом
году мы закупили на бюджетные средства 18
специализированных кабинетов химии, физики и
биологии. А в рамках нацпроекта сейчас
предполагается закупка оборудования на 2,6 млн
рублей. Думаю, что вопрос с учебно-лабораторным
оборудованием для профильного обучения в
сельских школах мы закроем в 2007 году. |
____________
* Организаторами
конференции выступили Департамент образования и
молодежной политики Агинского Бурятского АО и
Окружной институт усовершенствования учителей. |