Лекция 8
Педагог в позиции автора образовательной системы школы
Мы говорили о тех идеях и теоретических положениях, которые лежат в основе антропологической педагогики; выстраивали общую схему работы школы, ориентированной на задачи развития. Подробно рассматривали деятельность различных специалистов такой школы в контексте задач развития учащихся и основные формы их взаимодействия…
В завершение разговора нам представляется важным обсудить еще один вопрос. Школа, выстроенная на антропологических принципах, – особая школа. И выстроить ее могут только особые люди. Люди, для которых гуманистические идеалы – не пустой звук, а реальная платформа их профессиональной практики. Люди, умеющие занимать в отношении своей деятельности позиции аналитика, проектировщика, эксперта. Люди, занимающие по отношению к школе и процессу ее становления и изменения активную, авторскую позицию. Помочь ученику стать Человеком, творящим свою личную жизненную историю, может взрослый, знающий, как это делается, и ценящий такую жизненную позицию. Старающийся реализовать подобную позицию в собственной жизни, собственной профессии. Без таких людей антропологически ориентированная школа не разовьется в устойчивый жизнестойкий организм.
Одна из задач, стоящих перед руководством школы, начинающей заниматься антропологической педагогикой, – помочь сотрудникам занять активную, творческую позицию соавторов, соразработчиков. Решение этой задачи – дело небыстрое и серьезное. И мы надеемся, что определенную помощь в обсуждении с педагогическим коллективом этих вопросов может оказать сценарий проектно-аналитической игры, разработанной нами непосредственно под такую задачу.
У этой игры несколько фривольное и острое название. Звучит оно так: «Мой выбор: я строю свою работу или работа «строит» меня?» Игра рассчитана на 4,5–5 часов (или может быть проведена в два дня, что очень хорошо и продуктивно) и направлена на решение следующих задач:
- Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении школы как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции.
- Определение и заявление собственной профессиональной позиции в отношении школы и возможных путей ее изменения, развития.
- Анализ факторов школьной системы, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и тех, что препятствуют этому.
- Определение ресурсов развития активной профессиональной позиции педагогов школы.
Таким образом, игра осуществляется в 4 «такта»:
- Получение и осмысление информации
- Самоопределение
- Анализ ситуации в школе
- Проектирование
Теперь подробно рассмотрим содержание игры в целом и каждого ее этапа.
1. Вызов-разминка
Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников к теме, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого мы предлагаем использовать следующие процедуры:
Игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных сторонах помещения, в котором проходит работа, прикрепляются таблички с надписями: «Да или Согласен», «Нет или Не согласен», «Не знаю».
Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: «Если участник согласен с произнесенным утверждением, он встает рядом с табличкой «Да»; если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».
Далее участникам предлагаются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, контактов с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3-х до 6-ти утверждений. Например:
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
Марк Аврелий
Чтобы хорошо мыслить – надо хорошо жить.
Евгений Богат
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Владимир Даль
Люди различаются на осуждающих и творящих.
Николай Рерих
Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать.
Генри Форд
Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит.
Бернард Шоу
Создание скульптуры «Я и моя работа». Ведущий делит участников на несколько групп. Это могут быть случайные группы, можно объединить людей по некоторому важному признаку (например, группа классных руководителей, педагогов-предметников, учителей начальной школы, администрации; или – по числу лет, отданных педагогике, и школе в частности). Задача каждой группы придумать, а затем показать остальным скульптуру (вариант – динамическую скульптуру) под названием «Я и моя работа». На подготовку дается буквально несколько минут. Затем группы по очереди показывают свою скульптуру и – при желании или наличии вопросов у других участников – комментируют. К результатам не нужно относиться как к серьезной диагностике, однако сделать некоторые выводы и обобщения необходимо.
2. Позиции педагога
в отношении школы – анализ
Ведущий обращает внимание участников на название семинара. Самой своей формулировкой оно побуждает задуматься о своем отношении к работе, процессам, происходящим в школе в целом, и позиции педагога в отношении этих процессов.
Разговор о позиции педагога в отношении школы, ее развития начинается с небольшого теоретического фрагмента, в рамках которого освещаются следующие вопросы.
1. Что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации? Вводятся понятия «полевое поведение», «стереотипное поведение» и «позиция». «Полевое поведение» – это непосредственная, неосознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. Так, в ответ на повышение голоса учеником учитель автоматически повышает голос (хотя иногда педагогически это не только не оправданно, но и вредно для разговора). «Полевые реакции» берут свое начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках.
«Стереотипное поведение» родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования. Каждый молодой педагог, попадая в сложившееся сообщество, невольно присваивает эти шаблоны, в чем неуловимо становится похожим на «учителя вообще», на стереотипное представление о нем. Морализаторские реакции, жесткие и однозначные оценки, вообще стремление все оценить, которое прорывается в поведении педагога, – родом из профессиональных стереотипов.
Позиция – осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор и т.д.
2. Отличительные признаки «позиции» как формы поведения. Отличительными признаками личностной позиции являются: 1) наличие у человека собственных целей и ценностей; 2) осознанность; 3) знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в ее предъявлении; 4) наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям; 5) устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.
3. Виды педагогических позиций. Участникам предлагается рассмотреть возможные позиции педагога в отношении школы и ее развития, используя следующие параметры: широта–узость решаемых профессиональных задач, установка на исполнительство – установка на творчество (авторство).
Таким образом, можно говорить о четырех различных позициях:
Для понимания участниками игры сути каждой позиции обязательно нужно описать проявления каждой из них в реальной педагогической практике.
Позиция «А»: педагог готов включиться в развитие школы, в происходящие инновационные процессы, но ему требуется четкая задача, с понятными границами, сроками, результатами. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный факультативный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Его место в системе инновационных задач, решаемых школой, должно быть строго определено. Причем за него и до того, как он приступит к работе.
Позиция «В»: педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы школы, готов включаться в несколько разных проектов (от разработки программы этнографической экспедиции до создания тестов проверки ОУНов по предмету в 7 классе), но в позиции исполнителя. То есть он запрашивает конкретной формулировки цели, задачи и даже инструкций по выполнению. В ситуации, когда эти цели и задачи еще расплывчаты, неопределенны, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной, и сам педагог не удовлетворен своим трудом. Деятельность по выработке идеи, постановки задач не привлекает такого педагога.
Позиция «С»: педагог склонен к самостоятельному, творческому профессиональному делу. Однако сфера его профессиональных интересов четко определена, и на многое сразу он распыляться не хочет и не может. Если он и школа окажутся единомышленниками (то есть договорятся о целях, общих принципах, ценностях), он готов взять на себя определенный пласт, определенное направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга. На него можно положиться, он будет отслеживать эффективность своей работы, сотрудничать с другими, во время корректировать планы и ситуацию, но не стоит ожидать от него видения системы в целом, критичной оценки места и роли его работы во всей системе деятельности школы.
Позиция «D»: педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в школе, понимать общую линию развития, а еще лучше – принимать участие в ее определении и разработке. Его профессиональные интересы широки, поэтому он может включаться и в деятельность своего методического объединения, и в группу, разрабатывающую межпредметный образовательный проект, и в подготовку какого-либо внеучебного мероприятия. Включаться с самого начала, быть инициатором создания группы, входить в ее актив.
Для дальнейшей работы семинара важно, чтобы у участников возник не только умозрительный образ каждой позиции, но чтобы эти позиции были внутренне освоены и эмоционально прожиты.
Для этого организуется следующая процедура, а точнее – Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций. Ведущий разбивает участников на 4 группы (жребием). Каждая группа должна сначала придумать какое-то образное название той профессиональной позиции, которую ей назвал ведущий. Это может быть знакомый для данной культуры образ, метафора и др. Каждая группа обязательно представляет свое название и при необходимости комментирует его.
В результате этой работы позиции, заданные ранее ведущим, приобретают живые черты, становятся ближе и понятнее людям, которые их обсуждают и «обживают». Так, представитель первой позиции получал у нас имя «Пуговичник» (помните, у Райкина: «К пуговицам претензии есть?»), «Исполнитель», «Специалист» или просто «Спец». Носителя узкой по интересам, но творческой позиции довольно часто называют «Левша». Третья позиция – «Мастер» или «Данила-мастер», «Профессионал», «Профи», «Прораб». Представитель позиции «D» – «Автор», «Соавтор», «Проектировщик», «Архитектор» и др.
Мы никогда не предлагаем участникам уже придуманные до них названия. Важно, чтобы в школе сложился свой «сленг» на эту тему. Далее ведущий предлагает участникам несколько вопросов и каждый раз просит группы, посовещавшись, сказать, чем характеризовалось бы поведение педагога, стоящего на той или иной позиции, в данной ситуации. Возможные вопросы:
- При каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции?
- Школа решила принять участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в школе, чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию поставленных планов?
- Канун нового учебного года. Как готовится к началу года человек из вашей профессиональной позиции?
- Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными?
Все позиции по-своему понятны и важны. Каждая имеет свои преимущества и недостатки как с точки зрения ее носителя, так и с точки зрения управленца, взаимодействующего с педагогом. Очевидно, что для разных школ, различно строящих свою деятельность, оптимальное соотношение данных позиций будет разным. Школе и каждому педагогу в школе важно определиться по следующим вопросам:
- В каких позициях находятся сегодня педагоги?
- Какие позиции запрашивает сегодня школа?
- Что нужно сделать для того, чтобы педагоги были заинтересованы занять те профессиональные позиции, в которых заинтересована сегодня школа?
Об этом – дальнейшая работа в ходе игры.
3. Самоопределение
Каждый участник получает листочек бумаги, на котором его просят написать название той позиции, которую он, как ему кажется, сейчас в школе занимает и, если у него есть об этом представление, к какой позиции он стремится, в какую позицию хотел бы встать. Подписывать листочки не надо. После процедуры объявляется перерыв, во время которого подсчитывается общее число листочков и на основе процентного соотношения позиций рисуется круговая диаграмма.
Пришедшие с перерыва участники могут увидеть эту диаграмму на доске (ватмане). Ведущий рассказывает результаты, называя число участников, занимающих ту или иную позицию, а также те намерения, которые есть у отдельных представителей по смене профессиональной позиции. «Диагноз» – что означает данная расстановка сил для развития школы, насколько эта ситуация конструктивна – может обсуждаться всем коллективом, может «выставляться» директором школы.
Очевидно, что для школы, находящейся в режиме развития, и особенно для школы, ориентированной на гуманистическую, антропологическую педагогику, важно, чтобы большинство педагогов занимало авторскую позицию и было достаточно для продвижения людей, стоящих в позиции соавторов, проектировщиков. Если ситуация хороша, если в коллективе много педагогов с такими позициями, игра на этом может быть закончена. Если же есть куда расти, игра продолжается…
4. Анализ факторов,
помогающих удерживать АПП
(авторскую педагогическую позицию)
Для проведения этого этапа мы предлагаем использовать две процедуры. Первая – очень важная, интересная, но вспомогательная. Ею можно пожертвовать в том случае, если времени не так много, как хотелось бы, или коллектив уже проявляет признаки усталости.
Игра «Преимущества и трудности» – это и есть первая процедура. Участники работают в 4 группах. Каждой группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в школе (она уже не разделяется по широте интересов), ее плюсы и минусы под таким углом зрения:
- Для самого педагога, реализующего данную позицию.
- Для его коллег, сослуживцев.
- Для школьной управленческой команды.
- Для учеников (воспитанников) педагога.
Игра позволяет посмотреть на профессиональную позицию с разных сторон, увидеть ее сильные и слабые стороны «объемным» зрением. Это очень важно для того, чтобы глубоко и продуктивно решить следующую задачу семинара.
Анализ факторов школьной среды – это уже обязательная процедура. Работа продолжается в тех же группах. Участникам предлагаются бланки анкет, на которых перечислены факторы, которые а) могут способствовать проявлению авторской педагогической позиции в школе и б) могут препятствовать. Две группы получают «способствующие» факторы, две – «препятствующие». Задача групп: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. По отношению к ним группы прописывают и затем докладывают: что необходимо сделать для того, чтобы а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов.
Группы докладывают результаты своей работы.
Затем аналогичный опросник предлагается каждому участнику для индивидуального заполнения. На этом этапе участники оценивают действие данных факторов по отношению к самим себе. Анкеты собираются, их данные анализируются после завершения семинара инициативной группой. Примеры бланков анкет для работы групп и индивидуального заполнения прилагаются в конце данной лекции.
5. Запросы школы на АПП
Это последний и очень важный этап проектно-аналитической игры. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы для поддержки и развития авторской профессиональной позиции педагогов, и проектирование новых возможностей.
На данном этапе работают другие группы. Возможно следующее деление:
- Административная команда
- Классные руководители
- Педагоги-предметники гуманитарного цикла
- Педагоги-предметники естественного и технического цикла
- Педагоги дополнительного образования
- Психолого-медико-социальная служба школы
Задача группы: составить перечень тех форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в школе, в которых уже сегодня возможно проявление представителями данной группы АПП. Затем – оценка по пяти (семи-) балльной системе, насколько эта форма сегодня реально работает на эту задачу. И, наконец, предложения группы по расширению или углублению создаваемых школой возможностей для проявления ее представителями авторской профессиональной позиции.
Таким образом, работа группы осуществляется в три этапа. Возможна остановка после двух первых этапов (перед предложениями по развитию) и презентация результатов другим группам. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы с педагогическим коллективом школы по развитию его авторской позиции.
Завершается игра подведением итогов и определением перспектив работы. Мы возвращаемся к задачам семинара и к его названию… Как теперь оно звучит для участников? Важно дать возможность педагогам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе работы.
Сама по себе работа педагога в семинаре является развивающей ситуацией. Проектно-аналитическая игра помогает задуматься о своей профессиональной деятельности, сравнить свою позицию и позицию коллег, понять запрос школы и определиться с теми перспективами собственного профессионального развития, которые возможны и желательны в данной школе. Вместе с тем данная игра – непростое, ответственное дело.
В ходе обсуждения административная команда может получить довольно острую и болезненную по содержанию (а то и по форме) обратную связь, столкнуться не только с поддержкой, но и непониманием. Ко всему этому нужно быть готовым, равно как и к тому, что работы у администрации после такой игры существенно прибавится: нужно будет развивать идеи, выработанные в процессе совместной работы педагогического коллектива.
Конечно, одной проектно-аналитической игрой позицию педагогов не изменить и команду единомышленников не создать. Но вместе с тем его проведение может стать в школе событием, открывающим новую страницу сотрудничества, запускающим процессы развития профессионального и личностного развития педагогов, а вслед за ним – развитие самой школы как образовательной системы нового, современного типа.
Задание для самопроверки
1. Заполните предложенную ниже анкету от своего собственного имени.
2. Проанализируйте результаты и сформулируйте вывод: какие факторы лично вам помогают удерживать авторскую профессиональную позицию и что еще вы сами могли бы сделать для ее укрепления и развития?
АНКЕТА
Для индивидуального заполнения
Факторы, влияющие на мою профессиональную позицию в данной школе
Оцените каждый фактор (его выраженность) по пятибалльной шкале, от одного до пяти:
5 – да (препятствует или стимулирует)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет
Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.
Препятствующие авторской педагогической позиции:
1. Собственная инерция
2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…»)
3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны школьной администрации
4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового, авторского в коллективе
5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении
6. Состояние здоровья
7. Недостаток времени
8. Стесненные жизненные обстоятельства
9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег
10. Потеря интереса к педагогической деятельности
11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться
12. __________________________________
13. __________________________________
Способствующие авторской педагогической позиции:
1. Налаженная система методической работы в школе
2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться
3. Пример и влияние коллег
4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя
5. Интерес к педагогической деятельности
6. Личный пример руководителя школы
7. Возможность признания в коллективе
8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать
9. Система материального стимулирования
10. Потребность в саморазвитии
11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе
12. __________________________________
13. __________________________________
Для групповой работы
Факторы, влияющие на профессиональную позицию педагогов в данной школе
_______________________________________
Оцените каждый фактор (его выраженность) по пятибалльной шкале, от одного до пяти:
5 – да (препятствует или стимулирует)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет
Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.
Препятствующие авторской педагогической позиции:
1. Собственная инерция
2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…»)
3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны школьной администрации
4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового в коллективе
5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении
6. Состояние здоровья
7. Недостаток времени
8. Стесненные жизненные обстоятельства
9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег
10. Потеря интереса к педагогической деятельности
11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться
12. __________________________________
13. __________________________________
Способствующие авторской педагогической позиции:
1. Налаженная система методической работы в школе
2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться
3. Пример и влияние коллег
4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя
5. Интерес к педагогической деятельности
6. Личный пример руководителя школы
7. Возможность признания в коллективе
8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать
9. Система материального стимулирования
10. Потребность в саморазвитии
11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе
12. __________________________________
13. __________________________________
Литература:
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: «Смысл», 2002.
- Ямбург Е. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. – М.: «ПЕР-СЭ», 2000.
Итоговая работа
по курсу «Разработка и внедрение в школе гуманистической (антропологической)
модели образовательной системы»
Уважаемый коллега!
Итоговая работа предполагает обобщение и систематизацию знаний, полученных в результате изучения данного курса. Выслать итоговую работу необходимо до 28 февраля в Педагогический университет «Первое сентября». К выполненной работе необходимо приложить справку (Акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении.
В рамках итоговой работы вам предлагается осуществить первичную антропологическую экспертизу ситуации, сложившейся в вашем ОУ, и на ее основе наметить ближайшие шаги по развитию (внедрению) антропологического подхода. Предлагаемые вами меры, действия, мероприятия должны быть адекватны результатам проделанного вами анализа. Анализ необходимо осуществить на основе сформулированных ниже критериев.
Антропологическая экспертиза образовательной системы школы
Концептуальные документы школы:
- Цели и задачи школы прописаны четко и «на языке» антропологических качеств и способностей человека
- Описан эталонный портрет выпускника школы (для различных школьных возрастов)
- Сформулированы основные принципы построения образовательного процесса на основе концептуальных положений; четко прописано, что в образовательной среде и других компонентах школьной системы обеспечивает реализацию концептуальных положений
- Сформулированы антропологические критерии эффективности
- Прописаны формы, методы и возможности работы различных специалистов школы в решении задач развития учащихся, а также формы сотрудничества
Антропологические цели и задачи на уровне управления:
- Продуманы процедуры постановки и удержания антропологических задач в процессе планирования
- Есть процедуры мониторинга эффективности образовательной деятельности и – соответственно – критерии оценки результатов мониторинга
- Есть процедуры оперативной коррекции задач и планов на основе мониторинга
- Есть процедуры рефлексии деятельности по решению задач учащихся
- Психологическая информация о детях активно используется в процедурах постановки и коррекции педагогических задач
Антропологическая культура профессиональной деятельности педагогов:
- Педагоги знают, на какой эталонный портрет человека ориентирована деятельность школы, формулируют его
- Педагоги соотносят задачи, ценности, эталонные качества со своей практической деятельностью, владеют профессиональными средствами решения задач развития учащихся
- Педагоги умеют воплощать развивающие задачи в конкретных сценариях и мероприятиях на уровне их содержания, методики, стиля взаимодействия с участниками
- Педагоги решают сиюминутные проблемы и задачи обучения и воспитания на основе антропологических принципов и установок
- У педагогов развиты навыки рефлексии собственной деятельности и деятельности коллег (команды)
- Педагоги владеют системой психологических знаний: психология развития, обучения, общения и др.
Антропологическая направленность проводимых мероприятий и проектируемых событий:
- Есть система традиционных мероприятий
- Выделяется «линия» мероприятий и событий года, работающих на решение основных задач года
- Есть тема года, и она имеет ценностно-целевое обоснование
- Решение основных задач года обеспечивается и через содержание, и через формы проводимых мероприятий
- В разработку, проведение и анализ мероприятий включены все специалисты школы
- Школа осознанно и продуманно реагирует на актуальные мировые и российские события социальной жизни и культуры
- Для решения воспитательных задач используются разнообразные и адекватные задачам методические средства
Включенность учащихся в постановку и решение задач развития:
- Знание, понимание учащимися ценностей и антропологических приоритетов школы, эталонного портрета
- Существуют процедуры участия школьников в проектировании и планировании, рефлексии и коррекции задач
- В школе существуют разнообразные детские и детско-взрослые сообщества (временные и постоянные), объединенные общими целями и ценностями
Выводы по экспертизе и предложения:
Какие предпосылки реализации антропологического подхода сложились в школе:
_____________________________________________________________________________________
Что необходимо развивать:
________________________________________________________________
Ближайшие шаги и их обоснование:
______________________________________________________________
Предполагаемые формы работы:
______________________________________________________________
Марина БИТЯНОВА, Татьяна БЕГЛОВА