Мороз и солнце, день чудесный!
Российские школы выходят на лыжню
C окончанием зимних каникул на повестке дня общеобразовательных школ – вопрос о лыжной подготовке учащихся. Многие сегодняшние руководители знают, что, например, тридцать лет назад этот вопрос вообще не ставился: лыжная подготовка была в программе, а значит, являлась обязательной для всех. Исключение делалось для малоснежных районов. Сегодня исключений по разным причинам прибавилось. Поэтому вопрос: «Быть урокам лыжной подготовки
в школе или нет?» – должен в первую очередь решаться самим педагогическим коллективом исходя из реальной ситуации.
Учителю физкультуры, проводившему занятия со школьниками на лыжах хотя бы один сезон, не составит труда выделить основные моменты, при которых уроки лыжной подготовки действительно имеет смысл проводить:
- наличие необходимого территориального пространства вблизи школы;
- наличие у каждого учащегося спортивного инвентаря и возможность (хотя бы для младших классов) его хранения в школе;
- соблюдение элементарных правил гигиены после занятий на лыжах;
- гибкое расписание, прежде всего для старшеклассников (в т.ч.8–9-х классов).
А теперь по порядку и подробнее.
Для занятий с начальными классами вполне достаточно школьного стадиона, если, конечно, под ним мы понимаем площадку примерно 40x80 м. Для старшеклассников это интересным быть не может: нужен парк или снежная равнина. Удача иметь то или другое в больших городах и вблизи школ выпадает не часто и, как правило, на окраинах.
Основное требование к инвентарю – удобство и подготовленность с точки зрения техники безопасности. Удобно в лыжных ботинках тогда, когда они не жмут, когда в них не мерзнут ноги. Соблюдение техники безопасности – это в первую очередь правильно и надежно установленные лыжные крепления, подобранные по росту лыжи и палки.
Первое требование гигиены и условие не оказаться простуженным – после урока лыжной подготовки сменить влажную одежду (футболку, водолазку, свитер) на сухую, предварительно вытерев тело сухим полотенцем. В раздевалке при спортивном зале это сделать всегда можно. И если это правило одновременно воспитывают учитель физической культуры, родители и медицинский персонал, оно приживается.
Грамотное, оптимальное для оздоровления расписание уроков – самое главное, но для многих школ самое проблемное. Посмотрим на него с той точки зрения, что рекомендованные на третью четверть 12 (для начальной) и 14 (для основной) лыжных часов школа включила в свою программу. Другими словами, два часа в неделю в течение полутора месяцев ребенок будет проводить на лыжах. По понятиям оздоровления – это, конечно, минимум, но все-таки лучше, чем ничего. В северных районах вариантов у заинтересованных школ намного больше: и по числу уроков в неделю, и по продолжительности сезона. Теперь давайте разделим начальную школу и старшую. Для начальной школы спаренные уроки вообще не рекомендуются. В идеале – если у ребенка урок физкультуры в зимнем расписании последний перед уходом домой или в группу продленного дня. Но не беда, если он стоит первым или вторым. В начальной школе идет в основном обучение простейшей лыжной технике, а это не ведет к высоким нагрузкам. Иная ситуация со старшими, даже при наличии лыж и желании провести два часа в неделю на свежем воздухе. Старшим нужен простор, где можно разогнаться изо всех сил, рвануть до боли в мышцах, потому что энергия взрослых парней требует нисколько не меньшего выхода, чем у малышей. А для этого необходим спаренный урок, пусть даже один в неделю, но обязательно – последний в расписании. И неправда, что все «слиняют». Просто в день «лыжной физкультуры» надо оставить минимум других дисциплин, а после 12 часов со всем классом уйти на лыжах (предварительно, перед началом лыжного сезона, можно поручить старшим классам выбрать участок для лыжных занятий).
Но если все-таки не все оказалось возможным для организации лыжной подготовки в школе? Что тогда?
В первую очередь, учитель физкультуры вправе предложить свою программу взамен лыжных часов. В программах по физической культуре для общеобразовательных школ, допущенных Министерством образования и науки РФ к изучению в школах, как вариант, например, рекомендовано углубленное освоение упражнений из разделов «Гимнастика», «Легкая атлетика» общеразвивающих упражнений.
В свое время я работала в школе, где лыжная подготовка была только в младших классах. Для учащихся средней и старшей школы, которые не имели лыж и не вставали на них несколько лет, пришлось написать программу кроссовой подготовки. Но оказалось, мало составить грамотную программу, подкрепленную результатами наблюдений. Очень важно для каждого из учащихся ей следовать. Но одни халтурили, другие пытались быстрее выполнить задание, третьи приходили в такой одежде, в которой нельзя было бегать в холодную погоду. В результате коллективная целенаправленная подготовка рушилась. Поэтому независимо от того, что школа включает в программу уроков физкультуры на улице в зимний период, они будут на пользу. Надо только серьезно отнестись к обсуждению вместе с учащимися и самой программы (сделать это во всех классах, начиная с младших), и условий ее успешного выполнения.
Для тех, чьи школы все же оста-вили свой выбор за лыжами, напомним некоторые правила и нормативы.
Одежда
Для одежды лыжнику лучше всего подходит комбинезон или костюм, сшитый из искусственного материала с добавкой шерсти, шапочка, которая должна надежно прикрывать лобные пазухи и уши, трикотажное белье, шерстяные носки, мягкие кожаные перчатки или рукавицы. При низкой температуре, большой влажности воздуха или сильном ветре под комбинезон лучше надеть тонкий шерстяной свитер.
Погода
Наиболее подходящей для лыжной подготовки является погода с температурой от –5 до –15 °С. При сильном морозе (–15°С и ниже) одежда должна быть достаточно теплой, предохраняющей от обморожения. Особое внимание следует обратить на ботинки. Нога в них не должна быть сжата: это нарушает нормальное кровообращение и увеличивает возможность обморожения. Иногда лыжники, утепляя ноги, надевают старые носки поверх ботинок. Этот способ довольно эффективен.
Снаряжение
Для лыжной подготовки в школе нужны спортивно-беговые лыжи. В настоящее время выпускают лыжи двух видов – деревянные (многослойные клееные) и пластиковые. На деревянных лыжах хорошо держится мазь, они легко скользят в морозную погоду, удобны при передвижении по мягкому снегу. На них нетрудно установить любые крепления. Начальное обучение технике ходьбы на деревянных лыжах проще, чем на пластиковых. Пластиковые лыжи легки, обладают большей эластичностью и во много раз прочнее деревянных. Скользящая поверхность у этих лыж не разрушается от влаги, хорошо держит смазку. Пластиковые лыжи хорошо скользят по снегу и без смазки.
Выбор лыж и палок
Лыжи выбирают по своему росту и весу. Самый простой способ выбора лыж по росту таков: поставь лыжи вертикально рядом с собой и подними вверх выпрямленную руку. Подходящие для тебя лыжи должны своими носками доходить до основания пальцев вытянутой руки. Лыжи должны иметь весовой прогиб – просвет между скользящими поверхностями и плоскостью, на которой они лежат, и быть достаточно жесткими, т.е. излишне не прогибаться под весом лыжника. Длина лыжных палок должна соответствовать расстоянию от поверхности пола до подмышечной впадины.
Подготовка деревянных лыж к занятиям
Перед выходом на снег скользящую поверхность лыж отциклевывают металлической циклей или обрабатывают наждачной бумагой. Затем скользящую поверхность лыж необходимо просмолить. Древесина непросмоленных лыж легко впитывает влагу и быстро разрушается, становится рыхлой, шероховатой и волокнистой. На хорошо просмоленную лыжу лучше ложится мазь и дольше на ней держится. Специальную смолу для просмолки лыж можно купить в магазинах.
Валентина РЕПИНА
|