Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2006

Коллеги

Сравнение – мать учения

В мировом образовательном пространстве Россия и в передовиках, и в отстающих. Увидеть это помогает особая отрасль научного знания – сравнительная педагогика. Она анализирует закономерности развития образования, соотношение всеобщих тенденций и национальной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, а также формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур. В Институте теории и истории педагогики РАО прошла международная научно-практическая конференция, где ученые делились результатами своих исследований в сфере основных тенденций развития образования в современном мире. Об итогах работы рассказывают некоторые из участников.

Оценка учебных успехов учащихся в зарубежных школах

– Современная гуманистическая модель школы неразрывно связана с появлением в развитых странах образовательных технологий, развивающих творчество и познавательную активность учащихся, инициативу и самостоятельность в усвоении знаний и удовлетворяющих индивидуальные потребности и интересы детей во всех сферах школьной жизни, – отмечает Елена Лысова, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО. – Между тем контроль и оценка деятельности школьников в большинстве cтран, в том числе и в России, остаются в значительной степени традиционными. Основной и зачастую единственный способ оценки результатов обучения – нормативная балльная система с определенной шкалой отметок, удобная и относительно несложная в применении. Сегодня такая оценка признается трудно совместимой с требованиями модернизации образования. Она малоэффективна, носит порой репрессивный характер, подчеркивает скорее недостатки и проблемы, чем действительный уровень знаний.

Ввиду формализованности и скрытости критериев отметка не учитывает индивидуальную творческую работу ребенка, ритм и динамику его собственного развития, не стимулирует познавательную деятельность и тем самым ограничивает его продвижение в обучении.

В поле нашего зрения – системы оценивания учебных достижений школьников в ряде европейских стран (ФРГ, Франция, Италия, Польша, Чехия), а также в США и Китае. Этим системам традиционно присущи общие черты: преимущественно словесная оценка и отсутствие отметок в начальной школе (за исключением ФРГ, где в старших классах начальной школы действует 6-балльная общепринятая система), система баллов с разными шкалами при оценке текущей успеваемости в средней школе, итоговые выпускные экзамены на аттестат зрелости в полной средней школе.

Обычно оценивание включает наблюдение за ежедневной деятельностью учащихся, образцы использования усвоенных знаний в реальной практике, в которой отражаются достижения учащихся, а также тесты или контрольные работы для проверки усвоенного материала. Оценке подлежат различные виды работ: устные ответы, письменные задания, практические работы. Их распределение как вид нагрузок строго регламентировано в зависимости от типа школы, возраста учащихся, уровня их подготовки.

Постепенно меняется предмет оценивания: многолетняя традиция оценки знаниевой составляющей образования дополняется оценкой умений анализировать, обобщать, логически и критически мыслить, сравнивать, доказывать и т. д.

Пересматриваются функции оценки, ее типология, критерии оценивания; развивается самостоятельная область дидактики, занимающаяся разработкой методологии и инструментария измерения школьных достижений.

В современном понимании функции оценивания значительно расширились. Сегодня оценивание – это процесс получения, обработки и истолкования широкого спектра информации, касающейся развития каждого учащегося. Оно дает возможность учителю диагностировать достижения и недостатки в образовании учащихся и в самом преподавании, получать информацию о качестве реализуемых школьных программ, обеспечивает сравнимость результатов обучения как внутри школы, так и в региональном, общегосударственном и международном масштабе, помогает вносить коррективы в образовательную политику.

Среди функций оценки (помимо диагностической и селекционной) все большее значение придается ее мотивационной стороне, учитывающей динамику успеха в собственном продвижении учащихся, как важному стимулу их деятельности.

В ряде стран вводится дифференцированное оценивание. Учащимся предлагаются задания различного уровня сложности, из которых они могут выбрать посильные.

Бывает, предлагаются обязательные задания, а также ряд заданий, которые учащиеся выполняют по желанию, если претендуют на более высокую оценку.

Изменения происходят и в системе выпускных итоговых экзаменов за полную среднюю школу, цель которых – оценить соответствие уровня знаний выпускников требованиям госстандарта. Делаются шаги по разгрузке – сокращению числа испытаний или переносу некоторых из них на год ранее окончания школы (например, во Франции).

Наиболее адекватным способом позитивной оценки личностного развития школьника признается в настоящее время «портфолио достижений». Его идея возникла в США и Канаде в 80-е года ХХ века. Портфолио понимается как форма и процесс отбора и анализа лучших, наиболее значимых образцов учебных работ, которые показывают не только успешность их выполнения, но и эффективность затраченных усилий, а также степень продвижения в обучении.

Система оценивания учебных успехов учащихся в зарубежных странах претерпела в последние десятилетия изменения. Вместе с тем школьная практика показывает, что имеется множество факторов, препятствующих объективному оцениванию успеваемости школьников. Но существующая система оценивания открыта оправданным преобразованиям и нововведениям.

Южнокорейский опыт модернизации содержания образования

– Одна из основных проблем нашего времени в современной педагогике – модернизация школьного образования, которая должна соответствовать уровню политико-экономического развития общества и ментальности той или иной нации. Примером педагогического поиска и попыток успешного решения является общеобразовательная школа Республики Корея. Ее успехи продолжают оставаться поучительными, дающими серьезную пищу для размышлений педагогам других стран, – считает Эльвира Лим, зав. кафедрой восточных языков Сахалинского государственного университета. – Сегодня корейская национальная система обучения и воспитания опирается на собственные вековые традиции конфуцианской культуры, философии, в основу которых заложены конфуцианский гуманизм, буддийское чувство равенства и милосердия.

Главная задача корейской школы – доступность для учащихся всех звеньев общеобразовательной системы и примерно равные шансы на получение качественного образования. Иначе говоря, корейские реформаторы выступали за эгалитарный характер общеобразовательной школы. Другим проявлением характерного для Южной Кореи эгалитарного подхода в обеспечении доступа к образованию стало минимальное влияние материальных возможностей на образование детей.

Государство периодически ведет кампании борьбы с репетиторством и частными курсами по подготовке к вступительным экзаменам в вуз. Борьба во многом безуспешная, но важна именно установка, официальная моральная норма.

Элитарность в среднем образовании особо не приветствуется, хотя существует ряд специализированных школ с углубленным изучением тех или иных предметов на средних звеньях общеобразовательной школы (один процент от общего количества школ). Здесь прослеживается конфуцианская традиция: каждое новое поколение должно заново доказывать свое право на вхождение в состав элиты и это право может за¬служить любой.

Стремясь создать идеальную модель молодого образованного соотечественника, корейские педагоги сопоставляют потребности будущего общества с недостатками сегодняшней образовательной системы, к примеру – с ее неспособностью из-за нацеленности на «массовое производство» выявлять творческих людей. Они считают, что мало уделяется внимания индивидуальности и интересам учащихся, у корейских школьников явно не хватает самостоятельности, творческой инициативы, критического мышления…

Руководствуясь представлениями об идеальной личности постиндустриального общества, южнокорейские педагоги в качестве ведущего направления называют гуманизацию образования.

Концепция демократической школы предполагает ограничение административного регулирования, введение новых форм самоуправления. При этом рост автономии означает одновременно и рост ответственности перед общественностью и социальным окружением, поскольку школа становится частью социума, развивающей самостоятельность и инициативу. Предпочтение отдается «школе открытого обучения», которое позволяет осуществить серьез¬ную подпитку учебного плана за счет использования средовых факторов, то есть переноса учебного процесса за стены школьного учреждения. Открытое обучение сочетается с развивающим, поскольку продуктивное развитие детей возможно лишь при активном взаимодействии в группе и в поиске оригинальных путей решения учебной задачи.

Гуманизация образования возможна не только на основе автономии, позволяющей соотнести социальный заказ и индивидуальный профиль школы с учетом местных условий. Она предполагает расширение прав учителей, их участие в соуправлении, представленного большим числом родителей и местной общественностью.

Идет напряженная организация дальнейших действий, призванных подготовить молодежь Кореи к жизни в ХХI веке. Формируется новая философия образования, основанная на принципах гуманизации, развития творческих возможностей личности, индивидуализации обучения.

Результатом такой ориентации стала широкая программа поддержки слабых учащихся. Главная идея – выявление и устранение трудностей в обучении на ранних этапах. Для этого в школьный персонал включаются дополнительные, прошедшие подготовку специалисты: психолог, школьная медсестра, специальный учитель, социальный работник и помощник учителя (как правило, абитуриент или студент). Через систему целенаправленной поддержки проходит свыше 20 процентов школьников!

Особенности подготовки учителей в Канаде

– Система образования Канады считается одной из лучших в мире, поэтому изучение опыта представляет большой интерес для российского образования. Несомненно, во многом успешность зависит от качества подготовки учительских кадров, и в этом Канада добилась успеха, – рассказывает Людмила Волосович, старший преподаватель Сахалинского государственного университета. – Несмотря на снижение потребности в учителях, за последние десятилетия количество желающих получить эту профессию продолжает неуклонно расти. Так, по всей стране около 50 университетов и институтов предлагают педагогическое образование. Институтов много, однако лишь примерно 10 процентов желающих могут быть приняты. При зачислении помимо оценок большую роль играют рекомендательны письма, рабочий опыт кандидата и личное собеседование.

Количество преподавателей стремительно выросло в результате государственной политики, направленной на повышение престижа профессии.

В Канаде существуют две ступени подготовки учителей: обучение по программе бакалавриата и по программе магистратуры. Профессию учителя можно получить или в колледже, или в университете. Обе модели используются для подготовки школьных учителей.

Первая ступень в обучении профессии учителя – это степень бакалавра, которая присваивается после 4 или 5 годов обучения.

С 1970-х годов колледжи стали входить в состав университетов, что позволяет им обрести высокую степень независимости в выборе содержания курсов и методов обучения.

Однако существует обязательный компонент, который должен освоить каждый студент. Например, программа в университете Британской Колумбии имеет несколько основных курсов для обязательного освоения всеми студентами. Это введение в специальность, непосредственно дисциплины учебного плана и методика обучения. Имеется также компонент по специальному, национальному и мультикультурному образованию как модуль в составе этих курсов. В университете провинции Рейджана студенты, обучающиеся профессии учителя начальной школы, одновременно изучают введение в специальность и семь дисциплин по искусству и естественному циклу за первый год обучения. Второй, третий и четвертый годы обучения включают профессиональные образовательные дисциплины, занятия по определенной специализации наряду с педагогической практикой. Практика варьируется от одного дня в школе (на втором году обучения) до целого семестра (на четвертом курсе).

Проблемы человеческих взаимоотношений разных групп населения рассматриваются в рамках занятий по социальным и межкультурным дисциплинам. Такая комбинация академического и профессионального образования в сочетании с практикой существует и в программе подготовки учителей для средней школы.

По завершении программы бакалавриата выпускники получают диплом. Тип диплома для каждой провинции свой. Поэтому, с учетом глубокой децентрализации Канады, все провинции, кроме Британской Колумбии, стараются заключить двустороннее или многостороннее соглашение с другими провинциями и территориями о признании полученных учительских дипломов и предоставлении возможности дальнейшего образования.

Большинство первоначальных сертификатов выпускаются как временные и действительны на период от двух до пяти лет. Они становятся постоянными по прошествии установленного периода успешной преподавательской деятельности (обычно двух лет).

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Come 365.Сom». Если вы решили приобрести товары из китайского интернет магазина «Taobao.com», то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «Come 365.Сom». Перейдя по ссылке: «таобао», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать все интересующие товары по выгодным ценам. В интернет магазине «Come 365.Сom» работают только высококвалифицированные специалисты.

Прежде чем выдавать диплом учителя, специальные подразделения, утвержденные государством, изучают приложение к диплому. В Британской Колумбии эта роль выполняется профессиональной правительственной структурой, которая называется Совет учителей.

Вторая, более высокая ступень педагогического образования – степень магистра, присваиваемая после одного или двух лет обучения в университете. Профессиональные аспекты образования по программе магистратуры также включают как общую теорию и теорию по узкой специализации, так и практический опыт в сфере образования. Получить степень магистра может тот студент, у которого прежнее образование по программе бакалавриата было в основном той специальности, по которой он собирается продолжить свое образование в магистратуре.

Нужно отметить, что государство заинтересовано в профессиональном росте и совершенствовании учительского состава и всячески поддерживает инициативу продолжения образования в этой сфере. И, конечно, у учителей есть определенный стимул повышать квалификацию, обучаясь в дальнейшем в университете. Так, учитель, получивший диплом магистра, стоит выше в шкале оплаты в соответствии с более высокой категорией. Есть возможность повысить профессиональный уровень посредством получения других сертификатов, которые включают профессиональное, техническое, специальное образование и сертификат на право вести директорскую деятельность. Для получения каждого их этих сертификатов существуют особые требования, разработанные государством.

Успех Канады в развитии качественной системы образования основан на совершенствовании мастерства учительских кадров, проведении различных мероприятий, направленных на профессиональный рост. Однако не существует обязательных общих требований внутрипрофессионального развития для разных провинций. Советы местных школ могут принимать внутрипрофессиональные программы повышения квалификации исходя из приоритетов провинций, рассчитанные на срок от пяти до десяти дней. В проведении этих дней участвуют все учителя и администрации школы. Дни повышения квалификации, подготовленные руководством, предлагают широкий спектр мероприятий, из которых, конечно, можно делать выбор.

Региональное содружество руководителей школ и университетов в границах провинций играет чрезвычайную роль в предложении различного рода внутрипрофессиональных программ. Многие руководители школ субсидируют часть расходов на эти курсы при условии, что учитель уже является их работником. Такое обучение обычно проводится по схеме неполного дня. Федерации учителей и другие институты предлагают мастер-классы, краткосрочные курсы, летние институты и профессиональные конференции. Некоторые из них представляют общий интерес, другие узкоспециализированы.

Предметные объединения тоже вносят значительный вклад в постоянное совершенствование своих членов посредством конференций, информационных листовок, журналов, программ повышения квалификации, особенно для учителей средней школы. С этой же целью работают образовательные телевизионные каналы в Британской Колумбии, Альберте, Онтарио и других провинциях.

В интересах совершенствования образовательного процесса большинство школьных советов выдвигают требование, чтобы директора получали дипломы магистра в сфере управления образовательным учреждением до того, как займут эту должность. В некоторых случаях они подписывают соглашение о получении степени в течение оговоренного периода.

Развитие современной сельской школы в Латвии

– В настоящий момент в Латвии наблюдается ряд тенденций, свидетельствующих о сокращении числа малокомплектных сельских школ и их учащихся. Эти настроения представляют реальную угрозу устойчивому развитию сельских общеобразовательных школ, – описывает просходящее Ирена Катане, доцент Латвийского сельскохозяйственного университета (Института образования и домоводства). – В результате анализа и оценки проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

Там, где в процессе оптимизации сети учебных заведений закрывались малокомплектные сельские школы, сами жители села ищут альтернативные решения для сохранения образовательной среды. Во многих местностях в помещениях закрытых школ формируются и предлагаются общественности народные школы и университеты, методическо-информационные центры формального и неформального образования. Это свидетельствует о том, что в сельской образовательной среде происходит процесс самообновления и трансформации в другое качество.

Исследования свидетельствуют о том, что существует многообразие взаимодействия сельской школы с внешней средой:

  1. школа сама старается влиять на происходящие во внешней среде процессы, особенно в сельской местности;
  2. образовательная среда сельской школы развивается в основном под влиянием внешних факторов;
  3. существует двустороннее взаимодействие между образовательной средой сельской школы и внешней средой.

Сельские школы анализируют спрос образования на селе. Учитывают, что у общества в разных сельских округах существуют разные потребности в образовании, зависящие от многих факторов: экономического положения и занятости людей; демографической обстановки, состава сельских жителей и возрастных факторов; уже полученного образования; ценностной ориентации, стремления к самореализации и ее возможностей…

Большинство сельских школ Латвии самоусложняются: 1) образовательное учреждение берет на себя дополнительные функции, увеличивая целевую аудиторию, расширяя возрастные рамки целевой аудитории, а также количество предлагаемых формальных (государственно признанных: лицензированных и аккредитованных) и неформальных образовательных программ (от 1 до 5 в одной отдельно взятой сельской школе); 2) в системе образовательной среды сельских школ формируются новые формальные и неформальные субструктуры (разные учебные, методические, информационные центры, клубы и т. д.). Многие сельские школы реализуют заочные программы вечерних школ, профессиональных училищ, а также программы высшего дистанционного образования (e-education) в сотрудничестве с вузами Латвии. Библиотеки сельских школ превращаются в информационные центры, которые открыты для всех жителей села.

В результате образовательная среда современной сельской школы стала «в себя включающей» образовательной средой. Она развивающая среда личности человека, всего сельского общества (сельской общины) в локальном и даже региональном масштабе.

Есть села, где общеобразовательная школа – единственная (!) образовательная среда, поэтому она отвечает за свое развитие и развитие всего местного общества. Будучи культурным центром, она в ответе и за развитие культурной среды села. Поэтому развитие сельской среды в Латвии тесно связано с развитием и долгосрочностью среды образовательной.

Растет число городских жителей, выбирающих образовательную среду малокомплектных сельских школ, находящихся вблизи городов. Это объясняется тем, что сельским школам всегда был присущ гуманистический, индивидуальный подход в процессе образования и воспитания, и ценностная (духовная, христианская) культурная среда сельских школ оказывается более приемлемой для городских родителей в воспитании детей.

В условиях конкуренции и демографического кризиса некоторые малокомплектные сельские школы в сельских волостях, где действуют две-три школы, подумывают об объединении на условиях межшкольных двух- или трехсторонних договоров, чтобы при благоприятных условиях вновь разъединиться.

Сельские школы Латвии большое внимание уделяют улучшению качества своей образовательной, в том числе педагогической, среды. Например, организуют и предлагают учителям разные курсы повышения квалификации. Школы на селе превращаются в организации, которые самообучаются.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru