Лес без неправильных елочек
В альтернативных школах чтут право быть собой
В Петербург съехались представители самых загадочных российских школ. Эти школы не многими принимаются, далеко не всеми понимаются, не поддерживаются государством, но в то же время не обделены учениками, учителями и сторонниками. Они – другие.
И в этом источник их существования: всегда найдутся семьи, которые по разным причинам мечтают вырваться из «школы для всех».
Однако при всей своей непохожести альтернативные учебные заведения ищут точки соприкосновения. Участники конференции «Альтернативное образование: в поисках своего качества»* рассказывали, слушали, спорили, чтобы доказать: если они
и в оппозиции, то отнюдь не дикари – их школы на лицо не ужасные
и добрые внутри.
Кто мы такие?..
– Десять лет назад мы проводили семинар, и сборник по его итогам начинался такими словами: «Что же такое альтернативное образование?» – открыл конференцию воспоминаниями директор АНО «Агентство образовательного сотрудничества» Михаил Эпштейн. – Прошли годы, а четкого ответа нет до сих пор. Альтернативное образование – дело сложное, тонкое. Явление есть, но «с чем его едят», все еще пытаются разобраться…
В энциклопедическом словаре этого понятия вы не найдете. Но мы знаем, что существуют альтернативная музыка, альтернативная медицина, альтернативная энергетика. К подобной музыке обращаются тогда, когда хотят больше «точечности», соответствия моему душевному настрою. К энергетике и медицине – когда традиционные формы уже на работают или зашкаливают побочные эффекты и становится очевидным, что нужны иные пути.
В этом смысле, наверное, и об альтернативном образовании можно говорить как об авторском, ориентированном на некоторую группу, рассчитанном на самостоятельность участников процесса образования и оттого более инициативном… Оно несет свои ценности, свои смыслы.
Как любая альтернатива, оно немногочисленно, не принято в массовом сознании, но при этом указывает одно из направлений, куда стоит развиваться образованию. Либо общество это примет, сделает массовым и альтернативным станет что-то другое, либо не примет.
В отличие от «альтернативного образования», в педагогической энциклопедии подробно описаны альтернативные школы. И раз они существуют, то, вероятно, есть и некое альтернативное образование?..
Первые альтернативные школы как явление возникли примерно 100 – 120 лет назад. Люди пытались выстроить учебные заведения, которые отличались бы от существующей традиции. Для них были важны активная роль ученика в учебном процессе, ориентация на интересы и личный опыт учащихся; участие в управлении школой и учеников, и учителей; практическая направленность учебной деятельности.
Важно, что эти школы, появившиеся в конце XIX века, начали создавать собственные объединения. Выросло целое международное движение. Тогда точно так же, как мы сейчас, педагоги пытались понять: кто же мы такие? что такое альтернативное образование, альтернативная школа?.. Один из активных деятелей того времени Адольф Ферьер, объездив весь мир, составил тридцать признаков альтернативной школы. Вполне исчерпывающие, признаки описывали состояние школ, и по ним определялось, альтернативна школа или нет. Вот некоторые из них.
- Новая школа – это лаборатория практической педагогики, то есть эти школы изначально были экспериментальными.
- Дети должны жить и воспитываться вместе – в интернате.
- Чтобы дети находились ближе к природе, школа располагается в деревне.
- Принципиально важным считалось совместное обучение и воспитание обоих полов, что для того времени считалось инновацией.
- Новая школа организует для всех учеников ручной труд.
- В школе активно используется физическое воспитание; организуются пешие и велосипедные экскурсии, туристические походы.
- Преподавание основано на фактах и опыте.
- Учителю важны личность и самостоятельность ребенка.
- Индивидуальная работа воспитанника состоит в добывании всевозможного фактического материала. Коллективная работа – в обмене им друг с другом.
- В течение одного дня дети занимаются не многими предметами, а только одним или двумя. Каждый месяц погружаются лишь в изучение нескольких предметов.
- Школы в управление вводят систему республик.
- Различного рода общественные обязанности дают возможность проявиться принципу взаимопомощи.
Пытаясь лучше понять альтернативное образование, я предлагаю дать определение образованию «неальтернативному». Наши предшественники довольно подробно зафиксировали, что им не нравилось в существующей тогда, сто с лишним лет назад, школе, от чего бы они хотели отказаться. Например, грехи традиционной школы описывались так:
- Школа не считается с психологическими особенностями ребенка.
- Школа подавляет способность ребенка к движению.
- Школа заставляет ребенка больше слушать, чем смотреть и действовать.
- Школа заставляет ребенка работать по материалам, совершенно для него безразличным.
- Ребенок не понимает смысла исполняемых в школе занятий.
- Программа воплощает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов.
И так далее…
От этих позиций отказываются наши европейские коллеги. А вот мнение российских коллег. Павел Блонский, активный деятель перестройки образования 20-х годов прошлого века, выделял ряд негативных признаков, присущих современной ему школе. Она:
- стремится внушить своим ученикам догматические истины, но воспитание посредством внушения, даже в самом лучшем случае, создает автомат, повторяющий чужую волю, чужую мысль;
- школьная работа состоит из заученных изолированных учебных предметов;
- базируется на книге и памяти ребенка, но не идет дальше пассивной наглядности восприятия ребенка;
- изучает язык, оторванный от реального мира;
- изучает математику как отдельный предмет, что и трудно, и не достигает цели;
- слишком мало говорит человеку о человеке;
- сообщает детям истины, их сознанию недоступные и потому усваиваемые только на веру;
- позволяет царствовать вопросно-ответной форме обучения;
- превращает экзамены в испытание знания учебной книги, а не чувства самого себя, как в новой школе.
В те годы истинным лидером перестройки образования была Надежда Константиновна Крупская (несмотря на мифы, которые позднее о ней создали). По ее мнению, «современная школа стала синонимом книжной школы, школы учебы, в которой ученики смирно сидят на партах и слушают, что говорит на кафедре учитель. Школа, где ничего не преподается, кроме книжных знаний, имеющих очень слабое отношение к живой действительности, где индивидуальность учеников всячески подавляется. И путем строго внешних дисциплин они превращаются в какие-то машины для восприятия бесконечного числа сообщаемых им сведений».
На мой взгляд, альтернативное образование принципиально связывает решение большинства педагогических проблем с изменением этих признаков.
Не ошибка, а лучшее проявление человека
Вопрос качества альтернативного образования значился в программе конференции как один из основополагающих. Мнением на этот счет поделился психолог Сергей Братченко:
– Мне кажется, самое главное – каким становится человек после получения образования, какой жизнью он начинает жить… Для меня это есть гуманитарное качество.
Я часто проводил с учителями и директорами семинары, где просил назвать качества, которые они считают самыми важными по жизни. Люди неизменно создавали почти один и тот же список, где значились здоровье, способность любить себя и других, интерес к жизни, ответственность, доброта… А развивает ли их у детей наша школа? Интуитивно мы понимаем, чего нам нужно от школы, но отдаем человека в систему образования, отнимающую у него детство и дающую ему то, что напрямую не связано с жизнью, которую он проживет. По моему убеждению, школа не только не развивает эти качества, а наносит им существенный урон.
Я считаю, ключевой момент, определяющий происходящее в школе, – те ценности, на которых построена данная система образования. Ценности определяют в жизни человека все. Это отправная точка любых изменений. В зависимости от ценностей мы выбираем цели.
Какие реальные ценности действуют в традиционном образовании?
Ценность нормативности. Выдвигаются определенные стандарты – знаний, поведения, внешнего вида, идей. Чем ближе ты к этому стандарту, тем лучше: тем больше тебя хвалят и тем больше ты получаешь.
Ценность управляемости – ты должен быть управляемым, послушным.
Ценность одинаковости. Многолетний крик по школе: «Ты что, лучше других?! Ты что, не такой, как все?!» И ребенок шепчет: «Нет-нет, такой же! Что вы, и в мыслях не было!»
Что для меня альтернативные ценности?
Ключевая – ценность личного достоинства: самоуважение ребенка и наше уважение к нему. Есть выражение: «Личность важнее проблемы». Даже если человек не решил задачу, я не могу его за это унизить, потому что достоинство важнее любого учебного успеха.
Вторая ценность – творчество. Чем больше ты делаешь своего, чем чаще выходишь за рамки, тем ты лучше и сильнее. У нас же уроки по творческим дисциплинам – просто смех сквозь слезы. «Ты почему елочку нарисовал не так, как нужно?» – и снижают оценку. Какой же это урок творчества!
Третье – это ценность индивидуальности, понимание своих особенностей, право быть собой. В альтернативной школе это воспринимается не как ошибка или отклонение, а как естественное, лучшее проявление человека.
Для меня качество образования прежде всего описывается через это. Дальше – стиль общения, атмосфера, используемые технологии. Они вытекают как следствие и потому вторичны. Более того, если направить их на другие цели, и работать будут по-другому: одна и та же технология совершенно в разном ценностном контексте приведет к разным результатам. То, что выдаст авторитарная система, никогда не допустит человеческая, гуманитарная.
Про другое, но со всеми
Без образовательной и иной поддержки педагогов, осознающих необходимость изменения своей практики работы с детьми, не обойтись. Открытый авторский институт альтернативного образования им. Януша Корчака предлагает коллегам-единомышленникам объединить усилия, чтобы создать образовательные условия всем желающим овладевать теорией и практикой гуманистического подхода в бизнесе, образовании и социальной политике и развивать успехи этого направления в нашей жизни.
В обращении к участникам конференции они ответили на предполагаемые вопросы:
«Почему институт?
Мы планируем, что сможем общими усилиями вести исследования в выбранной области и оказывать образовательную поддержку (различными путями) заинтересованным людям и организациям. Это будут и образовательные программы, ориентированные на детей; и различные программы дополнительного образования, повышения квалификации для взрослых – педагогов, социальных работников, управленцев... Таким образом, наш институт, не претендуя на право выдачи документов о первом высшем образовании, постарается, будучи организацией дополнительного образования, помочь коллегам профессионально расти в выбранном ими направлении.
Почему авторский?
Потому что технологии – технологиями, но при личностно ориентированном подходе важна личность не только ученика, но и Учителя. Мы планируем, что в первую очередь образовательная деятельность нашего института будет строиться на курсах, семинарах, открытых лекциях авторов – людей самостоятельно разрабатывающих свой курс, имеющих собственную практику и позицию, а не «читающих лекции» по чужим лекалам.
Кроме того, мы хотим попытаться объединить людей, хотя и близких друг другу по основным ценностям, но при этом ярких, самобытных, авторов своей «технологии» и жизни, и в этом смысле – уникальных.
Почему альтернативное образование?
Потому что традиционное образование – и в бизнесе, и в социальной сфере, и в образовании – находится в кризисе. И по своим целям и смыслам, и по формам организации. И необходим поиск путей изменения ситуации.
Потому что и то, как мы хотим выстраивать нашу работу, и то, про что мы собираемся работать, пока еще является не самым популярным, массово принятым как традиция в нашей стране, по крайней мере.
С другой стороны, в европейской традиции под альтернативным образованием давно уже подразумевается образование с иными целями и смыслами, в иных, чем общепринятые, формах и способах.
Кроме того, в стране остается огромный пласт неформальной (неформатной) педагогики, требующий как минимум «проявления», осмысления, введения в оборот общественного обсуждения.
Да и сам путь к образованию не через государственный вуз, не для бумажки или сертификата, а ради самого образования, исходя из понимания «учениками» того, что им необходимо самим что-то осмыслить, изучить, чему-то научиться, с кем-то вместе поработать над собственной квалификацией, – все еще необычен, альтернативен. В Скандинавии – с их системой высших народных и дневных народных школ – такой путь давно уже стал традиционным и обеспечивает возможность реально непрерывного образования.
Другое понимание альтернативного образования – как негосударственного – для нас также важно. Поскольку мы уверены, что принципиальное отличие частного от государственного не в том, что одни берут деньги за обучение, а другие нет (теперь уже практически все берут). Отличие в том, что «частное образование» может быть гораздо более личностным (по крайней мере, в смысле влияния личности основателей учебного заведения), а с другой стороны, гораздо более общественно нацеленным. В смысле общественного участия в образовании, возможности сообщества влиять на выстраивание образования своего младшего поколения в соответствии с собственными смыслами и целями.
Альтернатива не означает борьбы со всем другим, существующим сегодня у нас в обществе и образовании. Мы не за то, чтобы было РАЗНОЕ. Альтернатива означает, что мы – про другое, но со всеми, кому это другое интересно, рады сотрудничать.
Почему Януш Корчак?
Мы предлагаем объединяться под именем Януша Корчака потому, что он был, вероятно, первым из современных деятелей образования, кто столь четко сформулировал и реализовал в социальной и педагогической практике идею уважения к ребенку (человеку вообще), важную для всех нас».
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
Фото А.СТЕПАНОВА
Бодрая жизнь в Доме радости
|
|
Одной из первых альтернативных школ можно считать учебное заведение, созданное в 1428 году итальянским педагогом-гуманистом Витторино да Фельтре. В школе с удивительным названием «Дом радости» воплощались идеалы эпохи раннего Возрождения.
В начале ХIХ века альтернативными можно назвать опытно-экспериментальные школы И.-Г. Песталоцци, а также систему образовательных учреждений Р. Оуэна.
Во второй половине ХIХ века ярким примером стала Яснополянская школа Л.Н. Толстого, воплощавшая идеи свободного образования.
В начале ХХ века альтернативны «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля и колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого.
|
Альтернативного образования не бывает
|
|
Часть выступающих не скрывала, что их доклады – ответ на статью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игоря РЕМОРЕНКО, вошедшую в сборник материалов конференции.
«Когда я узнал о проведении конференции, посвященной альтернативному образованию, сразу вспомнил разные учительские семинары, сборы, конференции, игры восьмидесятых – начала девяностых годов. Тогда, кажется, очень многие ощущали, что делают что-то альтернативное, но вместе с тем крайне интересное и полезное. Достаточно вспомнить учителей-новаторов, множество педагогических кружков, объединений, лабораторий, настроенных решительно против сложившейся классно-урочной системы. И в этом настрое, в желании что-то коренным образом менять, скрывалась энергетика альтернативного образования. Альтернативного чему? Прежде всего – сложившемуся скучному образу школьной действительности с его непослушными учениками, нудными училками, мрачными уроками и отвязными переменами.
Однако теперь ситуация мне видится несколько иначе. Конечно, сейчас уже нет того многообразия инновационного движения, которое так бурно развивалось в прошлые годы. Эффект прошлых лет сработал по принципу: «проси больше – дадут меньше». Я имею в виду, что время полной открытости общества к педагогическим нововведениям постепенно прошло. Настолько, насколько это было возможно, мы смогли показать, презентовать, дать попробовать инновационное образование. Сейчас к таким пробам, своего рода образовательным рискам общество охладело. Инновационные образовательные сообщества сложились, существуют в привычном для них режиме, а родители выбирают школы ровно настолько, насколько это им необходимо, – без особых рисков, грозящих вызвать какую-то нестабильность. Уровень инновационной смелости учителей настолько велик, насколько он, простите за несколько неадекватное выражение, «потребляем» родителями и детьми. Ни больше ни меньше. И в этом смысле любое инновационное образование вовсе не является альтернативным. Оно просто реагирует на определенные общественные потребности.
Поэтому в восьмидесятые годы инновационное образование вполне могло называться альтерна¬тивным. Оно было направлено на то, чтобы обеспечить связь педагогических инициатив с тогда еще весьма хаотичными гражданскими потребностями. Теперь же, когда такая связь, насколько это было возможно, обеспечена, альтернативное образование становится очень странной реальностью. Образование, альтернативное чему? Самой идее передачи, освоения образов и образцов? Или, быть может, альтернатива кроется в самом содержании воспроизводимых от поколения к поколению образцов? Но тогда надо обсуждать не альтернативное, а некое нонконформистское или даже маргинальное образование. А это уже как-то не очень интересно: обсуждать образование исключительно ради тех, кто образовывает или тотально задает передающиеся образцы. Это тот случай, когда инновационное образование обращается своей противоположностью: вместо выращивания, совместной деятельности, самоопределения возникает диктат, жесткая трансляция и передача концептуальных идей, принадлежащих маргинальным группам пусть и очень талантливых мыслителей.
Помню, как в начале девяностых мы проводили в своей школе научно-фантастическую конференцию «Школа будущего». Нам тогда сильно не нравилось, что традиционные научно-практические конференции школьников, когда ребята в основной своей массе имитировали собственный интерес к науке, стали чрезвычайно заорганизованными и показушными. Поэтому мы и придумали свой вариант организации педагогического творчества ребят: каждый класс, быть может, несколько групп в классе делали сообщение о своем видении образования в будущем. Обсуждались разные аспекты школьной жизни: архитектура, новое учебное оборудование, самые смелые проекты были направлены на изменение структуры школьных уроков.
Я бы не хотел обсуждать многочисленные детали, уязвимость, положительные и отрицательные стороны проекта, но примечательны сами основания его появления. Авторы допускали, что и у учителей, и у учеников и их родителей есть вполне внятные (если могут стать предметом для переговоров) основания и представления о педагогической деятельности, возможных ее результатах. А раз у всех этих сторон такие представления могут быть, то и альтернативного образования не возникает, просто не к чему строить альтернативу. Образование может быть такое, по отношению к которому можно договариваться, такое, по отношению к которому договариваться невозможно. Первое я бы назвал искренним, второе – фальшивым.
В связи с этим задачи из области управления образованием состоят в том, чтобы делать систему образования более открытой и тем самым искренней.
А что значит альтернативное образование – теперь уже непонятно».
|
Существуют разные типы альтернативных школ. Самыми распространенными стали «свободные» школы, которые позволяют учащимся получить знания, которые пригодятся им в жизни, не обременяя детскую память ненужной информацией. Небольшие по размерам, эти школы свободно выстраивают учебный план и темп реализации учебно-воспитательного процесса. Имея разные названия («открытые школы», «школы без стен», «школы-внутри-школы», «центры по обучению», «школы с непрерывным циклом» и др.), они объединены одним принципом – свободой выбора программы действий в соответствии с пожеланиями детей и родителей.
|
*Организаторы конференции: Санкт-Петербургский Союз ученых, АНО «Агентство образовательных стратегий», Открытый авторский институт альтернативного образования им. Я. Корчака, Российский фонд по развитию образования «Сообщество», НП «Общественный институт развития школы».
|