В течение трех дней в самом конце октября 30 школ–участниц конкурса «Лучшие школы России-2006» раскрывали перед строгим жюри все свои секреты. Невероятно, но факт: «фишек» у школ оказалось столько, что смотреть их презентации было удивительно весело. Каждое учебное заведение старалось действительно показать что-то необычное, подчеркнуть именно свою идею, представить плюсы своей школы. Звучали со сцены и идеи классического образования, и раздельного обучения, и углубленного серьезного естественно-научного образования, и концепции школ, делающих ставку на информационные технологии.
Что дает школам участие в подобных конкурсах? Да и нужно ли им это? Ведь в последние два-три года помимо своей основной функции – учить детей – школы на ходу учатся сами. Учатся выделяться из толпы, «пиарить» идею своего ОУ, демонстрировать свои «изюминки», продуктивно общаться с родителями, бизнесменами.
Посмотрев презентации лучших школ этого года, понимаешь: подобные конкурсы школам необходимы. В «мясорубке» состязания, которое требует мобилизации всех усилий и приведения в порядок всей системы ОУ, школы меняются на глазах.
Не меньше нужны такие проекты и тем, кто в них пока еще не принимает участия. Во-первых, перед образовательным сообществом раскрываются примеры успеха школ с самыми разными идеями и их решениями. Во-вторых, глядя на победителей, другие школы начинают «подтягиваться», ездить в гости к «передовикам» и выстраивать собственную стратегию и тактику. По словам исполнительного директора «Фонда поддержки российского учительства»* Сергея Сафронова, «конкурс – это своеобразная провокация, которая заставляет всех задумываться о развитии и о том, какая школа нужна сегодня обществу. Он дает массу информации, в том числе маркетинговой, позволяет приблизиться к формированию эталона школьного образования в самых разнообразных формах».
И это действительно замечательно. Под занавес 2006 года у десяти школ нашей страны помимо Нового года появился еще один повод для праздника и радости: у всей «десятки», которую мы представляем на наших следующих страницах, есть звание финалиста конкурса «Лучшие школы России-2006», специальные памятные таблички и серебряные колокольчики. Эти 10 школ убедили всех в том, что их идеи в образовании востребованы. И мы от души поздравляем их с лидерством! Именно в эти школы, уважаемые читатели, мы рекомендуем вам поехать и пообщаться с коллегами в наступающем году. Уверены: оптимизм, бодрость духа и заряд продуктивных идей вам гарантированы!
Ведь помимо того, что они стали финалистами, на финальном этапе соревнования они еще и защищали свои проекты по воспитанию, идеями которых они с вами непременно поделятся.
Ну а лучшим проектом по воспитанию, который будет обеспечен в следующем году полным финансированием, был признан проект «Имею право» Центра образования № 548 «Царицыно». Эта школа и стала абсолютным победителем конкурса «Лучшие школы России-2006» и получила 22 ноября этого года статус «Школа школ».
Мы поздравляем директора Ефима Лазаревича Рачевского и замечательный творческий коллектив этой школы и желаем им и впредь подходить ко всем делам так же талантливо и вдохновенно!
МОУ «Лицей города Абакана»
Республика Хакасия
Директор – Петрук Лидия Андреевна
Тел.: (3902) 28-21-49
И в сентябрьский день погожий,
И когда метет февраль,
Школа, школа, ты похожа
На корабль, плывущий вдаль…
Сравнение школы с кораблем, а школьных одиннадцати лет – с бурным плаванием в открытом море не кажется сегодня никому банальным. Поэтому всем очень понравился образ, который для своей презентации выбрал лицей города Абакана Республики Хакасия, когда отстаивал честь своего учебного заведения во втором туре конкурса «Лучшие школы России».
И это здорово, если в школе сложилась команда на манер корабельной – разумная дисциплина, атмосфера трудолюбия. А если лайнер ходит неизведанными маршрутами, то все его население находится в постоянном режиме поиска.
Нелегка в таком случае и участь директора. Хотя Лидия Андреевна Петрук крепко держит в руках штурвал, а за ее спиной – доверяющие ей сто учителей и почти полторы сотни детей. Двери ее «каюты» всегда открыты для коллег и ребят. Это ли не секрет успешного управления? Немаловажно и то, что директор всегда может опереться на родителей. С их помощью в лицее был создан общественный благотворительный фонд «Ради будущего наших детей».
Лицейский «лайнер» не спешит в открытое море, иногда пристает к берегу. То к острову «Педагогический Олимп», то к острову «Одаренные дети». Юнга на этом корабле может не волноваться о своем будущем. Во время выступления «боцман» – представитель педколлектива сказала юному моряку такие замечательные слова: «Здесь, в лицее, ты не готовишься к жизни, а живешь».
В старших классах дети учатся не в привычных рамках классно-урочной системы, а индивидуально или в группах сменного состава. Это позволяет им получать те знания, умения и навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. Может быть, поэтому среди выпускников лицея есть и кандидаты наук, и руководители предприятий разных форм собственности, и специалисты органов управления.
МОУ Караваевская средняя
общеобразовательная школа
Костромская область, п. Караваево
Директор – Голованов Олег Рудольфович
Тел.: (494-2) 66-17-33
Как солнце летом освещает все вокруг, так Караваевская школа осветила жюри и коллег на конкурсе своей жизнеутверждающей презентацией. Яркость обеспечивалась «фирменными» цветами команды – желтым и зеленым, содержательность – отлично продуманным сценарием, отражающим суть деятельности школы.
А суть ее – в серьезном отношении к компьютерным технологиям. Ведь уже 10 лет школа является областной экспериментальной площадкой по темам «Непрерывный курс информатики – 2–11 класс», «Внедрение ИКТ в учебный процесс» и «Апробация модели сетевой дистанционной школы муниципального района». Более 80 процентов педагогов школы используют ИКТ в своей работе, владеют методикой проведения уроков с применением компьютера и сети Интернет. Для этого в школе существуют постоянно действующие обучающие семинары. По мнению директора Олега Рудольфовича Голованова, одно из правил руководителя школы – помогать тому, кто движется вперед, то есть поддерживать коллег, которые хотят расти профессионально.
Успешное же будущее выпускникам сельской школы, по словам директора, гарантирует знание иностранного языка (есть выбор из трех языков), владение компьютерными технологиями и такими специальностями, как «секретарь-референт офиса», «оператор-программист», «применение компьютерных технологий в экономике» (по ним в конце 11-го класса сдается квалификационный экзамен). «Почему в сельской школе столь повышенный интерес к компьютерным технологиям?» – прозвучал вопрос школе из зала. «А как же иначе? – удивились караваевцы. – К примеру, на нашем племзаводе «Караваево» все компьютеризировано. Наши ребята должны быть с компьютером на «ты» во всех отраслях».
Что же касается перспектив своей школы, то Олег Рудольфович, в частности, мечтает о новом здании для начальной школы. «Тогда мы сможем уйти от обучения в две смены и в освободившихся классах организовать хорошие лаборатории, чтобы мои ученики могли проводить все необходимые опыты и исследования в школе, а не ходить в соседнюю сельскохозяйственную академию», – говорит он.
ГОУ Центр образования
№ 548 «Царицыно»
г. Москва
Директор – Рачевский Ефим Лазаревич
Тел.: (495) 393-05-13
Репетиция прямого эфира передачи о школе «Родительское собрание» – так выглядела презентация одной из самых известных и популярных школ Москвы – Центра образования № 548 «Царицыно». В такой нестандартной форме директор школы Ефим Лазаревич Рачевский, его коллеги и дети рассказывали о себе. Главная идея этого ОУ – социально-ориентированная школа. А в качестве слогана школы директор любит повторять слова Марка Твена, которые писатель вложил в уста Гекльберри Финна: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию!»
Говорить о «Царицыно» можно много и долго. Ведь эта школа – как государство в государстве. Начальная, основная, старшая профильная школы расположены в четырех отдельных зданиях, в каждом из которых сформированы возрастно- и культуросообразные среды. Также в состав Центра входит интернат «Видное» – Центр проблемных погружений. Здания Центра фактически являются тремя школами, объединенными в единое образовательное пространство, ориентированными на общие ценности и работающими по единой образовательной программе.
А знаменитый зимний сад с пальмами, на которых растут бананы, а картинная галерея с дивными работами учеников, а теннисный корт, построенный с помощью Попечительского совета и такой любимый всеми учениками (а как же иначе – ведь уроки физкультуры частично проходят именно там)!
Помимо превосходной инфраструктуры, директору Ефиму Рачевскому удалось сделать так, чтобы все общеобразовательные программы Центра носили вариативный характер. Для каждого ученика школа предоставляет массу возможностей попробовать свои силы в разных направлениях – кружков, секций и студий здесь не сосчитать! Стоит заметить, что хотя в Центре образования обучается 1567 детей, система дополнительного образования охватывает 1848 человек – дети приходят из других школ города.
А еще «Царицыно» – это место повышения квалификации работников образования Москвы и России, региональный и федеральный ресурсный центр инноватики в образовании.
Видите, колонка уже заканчивается, а мы только начали рассказ об этой школе…
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Красноярский край, г. Железногорск
Директор – Дубровская Елена Николаевна
Тел.: (391-97) 4-40-20
Слаженно, оперативно и четко выглядела работа команды лицея № 103 «Гармония», когда она в форме съемок фильма рассказывала на конкурсе о своем образовательном учреждении. В качестве названия фильма была выбрана строка из гимна лицея: «Мы гармонией наполним все вокруг».
Со сцены прозвучал убедительный рассказ о том, чем хороша раздельная система обучения. Мальчишкам не приходится краснеть перед девчонками, если они что-то недоучили или где-то неправильно ответили, а юным дамам не приходится забивать себе голову усложненными заданиями по алгебре или скучать на уроках из-за того, что какой-то нерадивый кавалер не сразу схватывает суть урока.
Директор школы убеждена, что многие процессы в школьном образовании не учитывают разницу полов, из-за чего зачастую возникают проблемы. Ситуация усугубляется и тем, что 90 процентов учителей – это женщины, которые обучают мальчиков и девочек одинаково – по «правополушарному способу», с ориентацией на поглощение фоновых знаний, преимущественно на репродуктивном уровне. Поэтому-то школа и «теряет» учеников, прежде всего мальчиков, обучая и воспитывая их без учета «мужества». В то же время не учитывается и то, что традиционно девочки лучше учатся, они более прилежны и примерны в поведении. Поэтому здесь поставили своей целью обучать юношей и девушек адекватно полу, ориентировать на воспитание качеств, маркированных природой, генетикой, полом и тендером.
Зато встречаясь на общешкольных мероприятиях, в студиях и кружках, ребята относятся друг к другу с уважением. В рамках дополнительных занятий (студия журналистики, танцевальная студия, телестудия, флористика, фехтование, вождение, баскетбол, стилистика, etc) ребята с удовольствием встречаются и выполняют вместе массу интересных проектов.
Семнадцать учителей лицея – его бывшие выпускники. Директор лицея считает, что этот факт лучше любых других говорит о теплой атмосфере и насыщенной жизни в их школьном доме. И, несмотря на дотошность жюри, «Гармонии» удалось убедить всех, что в раздельном обучении больше плюсов, чем минусов.
МОУ Лицей № 11
г. Челябинск
Директор – Гостев Анатолий Германович
Тел.: (351) 263-33-82
Строгий черный цвет одежды лицейской команды в сочетании с поблескивающими «золотыми» шарфами-аксессуарами – все выглядело на презентации этой школы спокойно и элегантно. Да и как могло быть иначе? Ведь лицеисты серьезно занимаются наукой, а наука не терпит суеты и неряшливости.
Предметные научно-исследовательские лаборатории, семь патентов на изобретения в области инженерных наук, полученные учащимися, 10 малых научных медалей в области инженерных наук в рамках программы «Шаг в будущее», инновационная структура управления педагогическим процессом, включающая 4 факультета, 12 кафедр и несколько лабораторий, – это 11-й лицей города Челябинска.
Основанное в 1990 году как экспериментальная площадка по созданию модели лицея, за 15 лет это образовательное учреждение выросло (и в прямом и в переносном смысле) настолько, что потребовало достройки двух корпусов. Так что теперь здесь есть свой блок у начальной школы (несмотря на статус лицея, начальная школа в нем присутствует), свои учебные, лекционные и лабораторные классы у физиков, химиков и биологов, великолепная столовая с буфетом, прекрасные помещения для занятий художественно-эстетическими дисциплинами.
В лицее считают, что именно многопрофильность помогает им сохранять контингент детей, которые могут попробовать свои силы в разных направлениях и видах деятельности. В течение двух лет (8 – 9 классы) ребята имеют право менять профили и, таким образом, к 10 классу точнее представляют себе свое будущее.
Помимо занятий в рамках физико-математического, естественно-научного, социально-экономического и филологического профилей, особое внимание здесь уделяют дизайну и интерьеру кабинетов и коридоров. «У любой школы должна быть внутренняя культура, – убежден директор Анатолий Германович Гостев. – Когда три года назад мы начали ставить в коридорах цветы и кожаные диваны, организовывать альпийские горки, многие отнеслись к этому скептически, говоря, что дети все равно все испортят. Конечно, всякое бывало за эти три года. Но сейчас цветы у нас на месте, на диванах сидят лицеисты. Все в порядке. Уверен, когда дети видят вокруг все красивое, они ведут себя по-иному».
МОУ Лицей № 1 «Классический» при Ростовском государственном университете
г. Ростов-на-Дону
Директор – Кащенко Наталья Сергеевна
Тел.: (863) 240-61-39
Как и многие другие образовательные учреждения, этот лицей в нынешнем году отметил свое 15-летие. Начало 90-х было богато на рождение новых школ и новой педагогики России. Вот только удержать планку, взятую тогда, удалось до сегодняшнего дня не всем. Но к данному лицею это не относится. Став первым образовательным учреждением инновационного типа в Ростове-на-Дону, классический лицей №1 всегда считал своей миссией развитие системы личностно ориентированного образования детей с высоким уровнем интеллекта и стремлением к познанию.
Жизнь в лицее всегда насыщена разнообразными событиями: регулярные заседания Совета лицея, проведение методических советов, семинаров и конференций с участием университетских преподавателей, встречи в Региональном центре по работе с одаренными детьми, созданном на базе лицея совместно с международным интеллект-клубом «ГЛЮОН».
Обучение по направлениям: информационные технологии, естественно-научное, физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное, психологическое, экономическое, театральное – строится на принципах научности, фундаментальности, гуманитаризации.
«Брать» столь высокие планки лицеистам помогает особая программа лицея по сохранению и укреплению их здоровья. Особенно привлекательна она для родителей, которые отдают сюда детей, о чем и рассказала одна из родительниц лицея на конкурсной презентации. Выяснилось, что лицей входит в рабоче-экспертную группу Минобрнауки РФ по вопросам педагогической валеологии, в общероссийскую группу «Здоровье и образование», а также в российское отделение Европейской сети Школ укрепления здоровья.
Здесь также любят делиться своим опытом: на базе лицея открыт Центр повышения квалификации педагогов Академии творческой педагогики России.
МОУ СОШ № 39
г. Воркута, Республика Коми
Директор – Гужавина Надежда Анатольевна
Тел.: (82151) 6-69-80
Единственная общеобразовательная городская школа, вошедшая в десятку «Лучших школ России– 2006», – из города шахтеров Воркуты. Город за полярным кругом значительную часть календарного года живет в холоде и темноте. Не удивительно, что еще семь лет назад, когда директором в школе стала Надежда Гужавина это образовательное учреждение, считалось самым криминогенным в округе. Но с ее приходом случилось обыкновенное педагогическое чудо. Сначала в школе расцвел чудо-сад с диковинными растениями, которые мало кто видел за полярным кругом. В школьном парке сегодня 1700 деревьев и кустов. Удивительно, что до молодого директора никто не замечал, что проект школы специально приспособлен для создания такого чуда. Все бы легко объяснялось, если Гужавина была биологом, но она филолог и педагог, понявший, что, изменив атмосферу в школе, можно изменить и отношение к жизни и учебе.
Потом в школе возникло «Подворье» – этнокультурный центр с мобильной двигательной зоной для учащихся 1-5 классов. Действительно, даже в менее суровых частях России двигательная активность учеников младших классов ограничена и приводит к быстрой усталости и потери внимания на уроках. Воркутинцы решили эту проблему красиво и изящно. Кстати, такой же была и презентация их школы, наполненная искрометным творчеством не в ущерб рассказу об образовательной деятельности развернутой в школе.
Но прежде чем вступить в эксперимент по профильному обучению, педагогический коллектив школы сумел заинтересовать ребят историей своего края. Вместе с ребятами педагоги разыскали Георгия Александровича Чернова, геолога, открывшего Воркутинское угольное месторождение, основателя трех северных городов, доктора геолого-минералогических наук, живую легенду крайнего Севера и сделали в школе музей, посвященный ему. Земляк стал для учащихся школы ориентиром, живым примером с которого хочется «делать жизнь». Может быть, поэтому в школе всегда царит дух единения и есть стремление раскрыть и найти применение талантам каждого…
МОУ Лицей города Троицка
Московская обл.
Директор – Кучер Николай Петрович
Тел.: (495) 334-00-56
Образовательную «репу» вытянуть не просто. Но все возможно, если за спиной директора команда. Это доказало выступление команды лицея города Троицка Московской области. Их презентация называлась «Репка, или У каждого свой национальный проект». Тянул директор – не вышло... Пришел на подмогу родитель – маловато сил... Прибежал на зов учитель – не вытягивается репка... Примчался на аромат сенсации журналист – никак. И только с учеником – победителем олимпиады, губернаторским стипендиатом – дружной компании удалось вытянуть корнеплод. «Да так мы все национальные проекты осилим!» – улыбается лицейская команда.
Этот лицей – образовательное учреждение со «стажем» – 30 лет исполнилось в этом году с момента закладки его фундамента. И все эти годы и учителя, и дети здесь трудятся, не забывая о своем лозунге: «Не ради славы – ради совершенства!»
Лицейские классы формируются на параллелях 8–11 классов на основе тестирования по профильным предметам и по русскому языку. На каждой параллели существуют также и общеобразовательные классы. В настоящее время есть классы физико-математического, естественно-математического, технического, гуманитарного и кадетского профилей.
В лицее существует и система дополнительного образования, и школьное самоуправление. Углублением лицейского образования по избранному учащимся направлению может являться работа в соответствующей секции Научного общества учащихся «Лицеист». НОУ имеет три отделения: физико-математическое, естественно-научное и гуманитарное. Традицией стало ежегодное проведение научных конференций отделений, а также годичной итоговой конференции всего НОУ. Работу отделений и секций, на которые они подразделяются, курируют преподаватели лицея.
Наверное, именно такая комплексная работа помогла лицею показать высочайшие результаты в международном исследовании PISA-2003 (четвертый результат среди всех школ России). И, конечно же, не последнюю роль в успехах лицеистов играет позиция директора лицея – Николая Петровича Кучера: «Лицей для нас – не место работы, а состояние души».
МОУ Брянский городской лицей № 1
им. А.С.Пушкина, г. Брянск
Директор – Курасова Антонина Семеновна
Тел.: (4832) 72-21-42
Кто бы мог подумать, что Брянск – кузница студенческих кадров для… Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Во всяком случае, одно учебное заведение этого города – точно. А именно – городской лицей № 1 им. А.С.Пушкина. 184 его выпускника учатся сегодня в МГУ.
Два года назад с официальным визитом и вместе с тем с огромным удовольствием здесь побывал ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Ребята вспоминают: «Он оставил формулу счастья в кабинете математики. Доску после этого не мыли неделю».
На каком фундаменте, каких китах стоит «крепость» под названием лицей № 1? Во-первых, имя Александра Сергеевича Пушкина. Это и религия, и поэзия, и образ жизни, и кумир для лицеистов. Во-вторых, пять профилей – это залог развития каждой личности, переступившей порог лицея. И, конечно, языковая подготовка.
На конкурсе «Лучшие школы России» ученики рассказывали о «новом уникальном государстве – Брянском лицее №1» не только на русском, но и на английском, немецком, французском. Весело и с хорошим произношением. На радость учителям, которыми в лицее тоже гордятся.
Директор Антонина Семеновна Курасова говорит о своих педагогах так: «96 учителей – золотой фонд лицея». Она – строгий директор и сначала не хотела участвовать в конкурсе, мол, «дел много, некогда играть». Но потом приняла решение: «Хватит вариться в собственном соку». Они приехали в Москву. Чтобы спеть лицейский гимн для коллег со всей России. И вызвать гром аплодисментов у зала…
ГОУ Гимназия № 1520 им. Капцовых
г. Москва
Директор – Овсейчик Ольга Николаевна
Тел.: (495) 629-60-71
Александр Сергеевич Капцов – из «порядочных купцов» (так поется в гимназической песне) – более ста лет назад основал начальное училище на двести мальчиков, которое за долгие годы существования превратилось в гимназию. Сегодня выпускники гимназии в совершенстве владеют двумя иностранными языками, на «ты» с компьютером и без труда поступают в самые престижные вузы Москвы на бюджетное отделение. Без преувеличения – здесь выращивают отечественную элиту. Так повелось. Ведь среди выпускников «Капцовки» известные актеры, писатели, драматурги, композиторы, ученые и педагоги. И как-то не сразу верится, что сюда, пройдя собеседование, может поступить любой ребенок, но это так.
Залог собственного успеха директор гимназии Ольга Николаевна Овсейчик видит в атмосфере творчества и сотрудничества, которая царит в школе и объединяет педагогов, детей и родителей. С одной стороны, атмосферу руками не пощупать, а с другой – она на удивление способствует не только стабильности, но и развитию гимназии.
Здесь понимают, что стоять на месте, не принимая и не чувствуя времени, губительно. Ведь меняются дети, меняется мир вокруг, появляются новые педагогические технологии и условия хозяйственной деятельности. В гимназии знают, что отстать – значит проиграть, чего-то недодать детям. Здесь готовы к оправданным изменениям и развитию, но и сохраняют традиции, ставшие неотъемлемой частью образовательной среды. Так, педагогический коллектив не только сильный, но и стабильный, а ученики не только получают фундаментальное гуманитарное образование, но и буквально купаются в активной внеурочной жизни. Это и проектная деятельность, и заседания дискуссионного клуба, куда приходят политики самого высокого ранга, и исторический театр «Клио», где ребята делают все сами – от сценария до костюмов. А школьные праздники, которые проходят в самых культовых местах Москвы, например – в расположенном рядом с гимназией МХАТе им. Горького!..
Здесь отвечают за всех, кого приручили, и всегда с теплотой рассказывают обо всех своих учениках, их огорчениях и удачах.
* Фонд является одним из учредителей конкурса «Лучшие школы России».