Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2006

Экономика образования

Подушевой доход с урока

В Самарской области опасаются, что повышение зарплат вызовет сокращения в школах

В 2006/2007 учебном году российские регионы смогут принять участие в конкурсе на грант Президента РФ по итогам комплексной модернизации образования. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, одним из индикаторов успеха в этом конкурсе станет внедрение новой отраслевой системы оплаты труда педагогов. «Эта система позволит не просто повысить зарплату учителям, но и привести ее в соответствие с качеством преподавания», – считает министр. Одной из первых эксперимент по внедрению СОТ успешно завершила Самарская область. С 1 сентября 2006 года здесь уже перешли на новые принципы оплаты труда учителей.

«Давайте будем реалистами»

Эксперимент начался в Самарской области в апреле–мае 2006 года. В качестве экспериментальных площадок были выбраны девять школ области: школы № 3 и № 106 из Самары, школа № 7 г. Новокуйбышевска, школы № 20 и № 59 г. Тольятти, школа № 2 г. Нефтегорска и три сельских учебных заведения: Утёвская СОШ Нефтегорского района, Старорачейская и Усольская школы Сызранского района. По словам министра образования и науки Самарской области Валерия Путько, новые принципы начисления зарплат были обкатаны в «наиболее типичных школах». Первые итоги эксперимента стали известны в мае.

В марте 2006 года средняя зарплата учителя Самарской области составляла 4200 руб., а в сентябре – 7860 руб. в месяц. При введении новой отраслевой системы оплаты труда средняя зарплата учителей Самары повысилась до 7736 руб., Тольятти – 7500 руб. Самые высокие показатели оказались у учителей сельских районов: Северо-Западного территориального управления Самарской области – 8446 руб. и в Центральном территориальном управлении – 8433 руб. Учительская зарплата повысилась, таким образом, на 38 %. Для сравнения: прожиточный минимум в Самарской области превышает 4 тысячи рублей. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата по области составляла в конце 2005 года 7881 рубль. Зар¬плата учителей области наконец сравнялась со средней по промышленности. Руководители области обещают довести ее в 2007 году до 10 тысяч рублей и выше.

– Почему 10 тысяч выбраны в качестве ориентира? Давайте будем реалистами, – говорит министр образования и науки области Валерий Путько. – Есть конкретный бюджет, есть прогноз бюджета на будущий год. И сумма на образование в нем жестко зафиксирована. При определении суммы средней зарплаты педагогов мы ориентировались на социально-экономическое положение в нашем регионе, на степень платежеспособности населения и на способность получения банковских кредитов. Конечно, нельзя и на 10 тысяч реально решить свои насущные проблемы. Но не следует забывать, что при увеличении зарплаты в два раза существенно возрастает кредитное доверие. Уже в этом году начинает работу программа по долговременному льготному кредитованию фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе. Но самое главное – это то, что мы произвели не повышение зарплаты. Мы внесли системные изменения в принцип оценки труда учителя.

Два сорок – за урок

Самарское ноу-хау заключается в следующем. Один урок учителя для одного ученика предполагается оценить в 2 рубля 30–40 копеек.

2,4 р. умножаются на количество уроков и детей в классе.

Таким образом, чем больше детей в классе, чем больше уроков дает педагог, тем больше его доход.

Затем начисленный «подушевой» заработок педагога умножается на повышающий коэффициент за «интенсивность труда».

Заработок учителей физики, математики, русского языка умножается на 1,15. Директор получает среднюю зарплату педагогов своей школы, умноженную на 2,5. Создатели новой областной СОТ решили, что это послужит для директоров стимулом в работе. А вот учителям физкультуры, черчения и музыки повышающего коэффициента не положено. И это вызвало немалое удивление педагогов.

– Давайте не будем лукавить, – оправдывается министр образования Самарской области Валерий Путько. – Ни в коей мере не хочу обидеть чем-либо учителей физкультуры. Но сколько человек обучается физкультурным специальностям? У нас всего одно высшее заведение, которое дает высшее спортивное образование, – педагогический университет. А сколько ежегодно принимается абитуриентов на технические специальности вузов, где физика – обязательный предмет?.. И все это кадры, которым выпало восстановить индустриальную и научную мощь нашей страны. Учитель физкультуры при новой системе оплаты труда может заработать не меньше учителя физики, несмотря на то что их предметы отнесены к разным категориям сложности. Ведь учитель физкультуры чаще всего имеет значительно больше учеников, чем учитель физики».

Эксперимент, проведенный в Самарской области весной 2006 года, показал, что при введении новой системы оплаты труда в выигрыше оказались учителя начальных классов, преподаватели информатики (у них по максимуму детей), учителя русского языка, математики. Молодые педагоги стали получать в ряде случаев даже больше, чем ветераны.

И это тоже не очень понравилось педагогической общественности.

– Новая отраслевая система оплаты труда педагогов позволяет улучшить материальное положение всех учителей, особенно молодых и талантливых, которые при использовании Единой тарифной сетки были значительно ущемлены, – доказывает руководитель Западного образовательного округа Самарской области Роза Непопалова. – Если педагог использует новые технологии, методы работы, интересно и доступно объясняет материал, то учащиеся стремятся попасть в тот класс, где он преподает.

Впрочем, теперь новой системой оплаты труда в Самарской области предусмотрены надбавки за квалификацию. Учитель первой категории получает надбавку 5 % от зарплаты. При переходе на вторую категорию его надбавка возрастает до 10 %, при переходе на высшую – до 20 %. Надбавка, что немаловажно, производится к конечной сумме зарплаты.

«Двадцать процентов надбавки опытному педагогу составят порядка двух тысяч рублей, – подсчитывает областной министр образования и науки. – Я считаю, что это не маленькие деньги. При этом у учителя появляется стремление повысить свою квалификацию. Тем самым автоматически будет повышаться и качество образования».

Кто хозяин надтарифного фонда?

Учителя Самарской области, ставшие участниками эксперимента, охотно рассказывают о своих возросших доходах.

У Марии Ивановой, преподавателя математики Утёвской средней школы Нефтегорского района, шесть классов. Школа не маленькая: в каждом из ее классов по 22–23 ученика.

Теперь Иванова зарабатывает свыше девяти тысяч, а ее коллега, преподаватель физики, – свыше 15 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата сельчан (тех, кто пристроен на работу) – пять тысяч рублей. А средний заработок учителей Утёвской СОШ прежде составлял 3–3,5 тысяч.

В Старорачейской средней школе, где сегодня 241 ученик и 18 педагогов, зарплата педагогов повысилась более чем на три тысячи. До эксперимента она составляла 5150 рублей, сейчас – почти 9 тысяч.

Валентина Маштакова, преподающая в этой школе русский язык и литературу, не скрывает своей радости: «Весомая прибавка в зарплате позволяет не только задуматься о выполнении своих обязанностей, но и творчески подходить к работе. Хочется воплощать все «задумки», изучать и применять новые методики, делиться своим опытом». С ней согласен и директор школы Алексей Прунов. Он считает, что новая система «сложна при введении», но реально улучшает положение учителей.

«Сложность при введении» заключается не только в скрупулезных бухгалтерских подсчетах, но и в том, что остается спорный момент – как теперь распоряжаться надтарифным фондом.

– Раньше практически не было правил распределения надтарифного фонда. А сейчас они появились, – напоминает министр образования и науки Самарской области. – Появились границы поощрения учителей за квалификационный разряд, за сложность предмета и так далее. Появилась система, которую может в значительной мере определять коллектив школы, ее попечительский совет. Сегодня директор школы по-прежнему может самостоятельно распоряжаться средствами, оставшимися после оплаты труда учителей. Но теперь около 70 % надтарифного фонда должно идти на стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Действительно, с внедрением новой системы оплаты появятся целые категории школьного персонала, которые будут зависеть от стимулирующих выплат.

«Глобальные сокращения уже позади»

Руководители Самарской области описывают внедрение новой СОТ с большим оптимизмом.

«Новая система оплаты труда предусматривает прямое финансирование школ – деньги приходят к директору, минуя муниципалитеты, – рассказывает о новой схеме финансирования губернатор Самарской области Константин Титов. – Это позволит руководителям школ в зависимости от количества учеников рассчитывать, какую зарплату они смогут предложить учителям, какое оборудование и учебники закупить. Правительство области выделило дополнительно 292 млн рублей для внедрения новой системы оплаты труда. На будущий год планируется выделить на эти цели 910 млн».

Однако система, базирующаяся на хорошо известных в Самарской области принципах нормативно-подушевого финансирования, порождает много сомнений.

Первое и главное сомнение – деньги не берутся ниоткуда.

Чем выше будут учительские зарплаты – тем глобальнее будут сокращения в школах.

Осенью 2006 года министр образования и науки Самарской области сделал откровенное заявление:

«Сумма, выделенная на оплату труда учителей, твердо зафиксирована в бюджете области. Следовательно, чтобы ощутимо увеличить зарплату труда педагогов, необходимо менять механизм начисления этой зарплаты. Если бы повышение зарплаты достигалось только механическим перечислением средств из областного бюджета, потребовалось бы 3,5 млрд рублей. Но отраслевая система оплаты труда позволит провести повышение зарплаты учителям при выделении из областного бюджета около 300 млн рублей».

Разница между 3,5 миллиардами и 300 миллионами рублей способна впечатлить кого угодно.

Даже губернатор области Константин Титов вынужден уверять учителей: «Значительного сокращения штатов не произойдет».

Педагогам Самарской области трудно в это поверить. Если раньше в регионе насчитывалось 1200 образовательных учреждений, сейчас осталось 774 государственные и 23 частные школы. На селе создаются крупные образовательные центры, учеников развозят по школам Самарской области свыше 400 школьных автобусов. Но количество детей школьного возраста пока сокращается.

Областной министр образования успокаивает учителей: «Внедрение новой системы оплаты труда базируется на нормативном финансировании, при котором деньги пошли за учеником в школы. Нормативное финансирование в школах нашей области было введено в 1998 году, и, по сути, прежнее руководство министерства образования уже произвело эту болезненную процедуру сокращения количества педагогов. Я считаю, что глобальные сокращения сейчас позади».

Кто заплатит бухгалтеру?

…Однако ситуация такова, что в ближайшие годы педагоги и персонал школы вынуждены будут сами расставаться со своей работой. Никакие «стимулирующие выплаты» из надтарифного фонда им не помогут. И где взять выплаты на всех ущемленных?

Например, в Утёвской средней школе, где повысились зарплаты одних учителей, снизились заработки других.

Простой пример: группы английского языка здесь полностью укомплектованы. Но всего лишь несколько человек выбрали для изучения немецкий и французский языки. Так что учителям французского и немецкого надо платить особую надбавку… или просить их написать заявление об уходе.

Эксперимент не коснулся психологов и социальных педагогов, которые теперь, возможно, предпочтут искать себе другое место.

А бухгалтер Старорачейской школы, у которого с переходом на новую систему оплаты труда значительно прибавилось работы (и прибавится еще, если школа захочет перейти в режим работы автономного учреждения), теперь получает в два раза меньше учителей. Он тоже нуждается в «стимулирующей надбавке».

Решение принято

…В мае 2006 года в Старорачейской СОШ Сызранского района (одной из старейших школ губернии, в этом году ей исполнилось 170 лет) состоялся «круглый стол». Педагоги и общественность обсудили принципы начисления новой зарплаты. Учителя немного покритиковали новую систему, признали, что стали получать на треть больше, и постановили: обратиться к губернатору с просьбой внедрить новую систему оплаты труда с 1 сентября во всех школах области. Губернатор Самарской области Константин Титов их просьбу удовлетворил. С 1 сентября 2006 года в Самарской области перешли на новые принципы оплаты труда педагогов.

По словам руководителей области, в будущем году доход учителей должен возрасти до 15 тысяч рублей. Пресс-служба губернатора заявила, что руководители школы уже в октябре 2006 года должны будут получать не менее 16–17 тысяч в месяц. Рисуя перспективу на будущее, Титов пообещал увеличить зарплату директоров до 20–25 тысяч рублей.

Министерство образования и науки РФ до конца 2006 года не смогло разработать новую концепцию СОТ, которая стала бы образцовой для регионов. В ряде субъектов РФ в 2006 году была начата разработка принципов отраслевой оплаты труда педагогов, но она еще далека от завершения. На пересмотр региональных концепций оплаты труда педагогов повлияли изменения Трудового кодекса, внесенные Федеральным законом от 30 июня 2006 года, вступившие в силу с октября этого года. По мнению многих разработчиков, во избежание правовых коллизий необходимо еще раз проанализировать, какие новшества появились в вопросах оплаты труда, и учесть все изменения, которые могли бы повлиять на краевую систему оплаты труда.

В Ярославской области, где уже перешли на нормативно-подушевое финансирование, разработанные принципы отраслевой СОТ пока не оглашаются. «Мы будем говорить об этом не раньше 2007 года», – сообщили нам в Департаменте образования администрации Ярославской области. В Красноярском крае рабочая группа по подготовке концепции совершенствования системы оплаты труда бюджетников, созданная при заместителе губернатора Александре Новаке, закончила формирование концепции новой СОТ. Осенью соответствующий закон планировалось внести в Законодательное собрание, чтобы с 1 января 2007 ввести в школах края новую систему оплаты труда. Однако красноярские юристы, изучив изменения, внесенные в Трудовой кодекс, посоветовали доработать концепцию.

Светлана КИРИЛЛОВА

Использованы материалы: пресс-службы Министерства образования и науки РФ, пресс-службы Совета администрации Красноярского края, информационных агентств Regnum и Regions, газет «Время» (Самара), «Сельская жизнь», сайта РИА Новости www.rian.ru

«При переходе на отраслевую систему оплаты, на новую систему оплаты труда, над которой мы сейчас работаем, сама идея дополнительной и достаточно высокой оплаты воспитательной работы учителя будет сохранена. Поэтому в федеральном бюджете на 2007–2008 годы эти деньги предусмотрены, в дальнейшем эта доплата будет производиться, но, может быть, в рамках каких-то других схем. Сегодня уже есть проектировки бюджета на 2007–2008 годы, и там предусмотрены доплаты за классное руководство. Что же касается дальнейшего развития, то мне представляется, что через какое-то время этот компонент нацпроекта, может быть, должен каким-то образом стать просто частью всей системы поддержки развития образования в России. Может быть, он изменит форму, но сама идея доплат, дополнительной оплаты за воспитательную работу в классе будет сохранена».

(Из интернет-конференции министра образования и науки Андрея Фурсенко 23 октября 2006 г.)

«Мне задают вопрос, насколько планируется увеличить зарплату учителям в регионах. Это будет фиксированная ставка по всей стране или будет как-то зависеть от конкретного региона? Фиксированная ставка по всей стране – это минимальная базовая ставка ЕТС. И ее повышение идет в соответствии с решениями Правительства так же, как и всем работникам бюджетной сферы. Но реальная заработная плата учителей, конечно, зависит от выбранной системы оплаты труда в конкретном субъекте РФ. Еще раз подчеркну, что она не может быть ниже базовой ставки, установленной Правительством РФ. И мне кажется, что наиболее важно, чтобы при общем росте оплаты труда учителей началось значимое повышение доходов учителей в зависимости от их квалификации и результатов работы. Хороший учитель должен получать много, нормальный – нормально, а других в школе быть не должно».

(Из интернет-конференции директора Департамента гос. политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаака Калины 29 сентября 2006 г.)

Рейтинг@Mail.ru