Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Технологии

«Аппетитный» приказ

Модель здорового питания
советуют формировать принудительно

Невероятная по сложности задача: как обеспечить школьнику питание на… ноль рублей в день. В ряде субъектов Российской Федерации ее действительно приходится решать. На этом фоне грех жаловаться ученику, на которого удается выкраивать по 12–15 рублей. Хотя и в этом случае калории вряд ли сыплются из рога изобилия. Драматизм состоит в том, что неправильное питание в детстве – источник 80 процентов заболеваний в будущей жизни.
Но накормленный ребенок – тоже причина для волнений. Система питания в образовательных учреждениях нуждается в реорганизации. То, чем помогают школам власти, и чем школы в состоянии помочь себе сами, обсуждалось в Москве, в Центральном Доме журналиста на «круглом столе» «Чем кормят школьников?..».

«Наш опыт мог бы пригодиться…»

С нерациональным питанием традиционно связывают высокую распространенность анемии, болезней органов пищеварения, эндокринной и костно-мышечной систем. В Москве оптимизация школьного питания позволила наметиться явной тенденции к снижению заболеваемости среди детей до 14 лет.

Новшества не обошли самое главное – нормативную базу. «К сожалению, сегодня на федеральном уровне нет ни одного документа, регулирующего питание в школе», – констатировала грустный факт заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Валентина Варфоломеева. – И Москва разрабатывает их самостоятельно. Мы проявляли инициативу о проведении всероссийского совещания, потому что понимаем: проблемы, которые есть у нас в городе, наверное, в регионах усугублены. Наш опыт мог бы пригодиться».

Пока идея превратить школьное питание в часть национальной программы по здоровью нации – еще мечта, столица делает здоровее собственных юных жителей: за счет научного подхода, высокотехнологичного оборудования, строгих требований к поставщикам и организаторам питания детей…

Так, с 2003 года в рацион питания включаются продукты с высокой пищевой биологической ценностью, обогащенные витаминами и минеральными веществами. С этого года начинает действовать новое меню для детей и подростков, разработанное, в частности, Институтом питания. Оно сбалансировано, содержит разнообразный ассортимент блюд. Недавно были утверждены подготовленные большим коллективом представителей научно-исследовательских организаций новые рецептуры блюд. «Внедрение этих рецептур, иных технологических инструкций и норм питания внесут вклад в значительное оздоровление подрастающего поколения», – выразил надежду Андрей Мосов, заместитель начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по г. Москве.

Производители ради привлечения детей к «правильным» продуктам ломают голову над усовершенствованием и обновлением ассортимента. Они ежегодно меняют его на 30–40 процентов по результатам изучения спроса. Кроме того, в пакет документов, содержащий требования к поставщикам и производителям, обязательно входит акт исследования на генно-модифицированные компоненты. В школьном питании Москвы они не используются.

Чуть медленнее, чем хотелось бы, в школах сокращается число буфетов-раздаточных. Их имеют 30 процентов учебных заведений. Прекрасно оборудованные пищеблоки размещаются в школах-новостройках и в уже работающих зданиях, к которым на пришкольной территории достраиваются блоки начальных классов. В центральной же части города мало условий для расширения, строительства пристроек. По программе правительства сносятся школы старой застройки, и их заменяют современные корпуса. А проблема с улучшением питания здесь решается применением такой формы обслуживания, как предварительная упаковка завтрака и обеда на базовом предприятии. «Это сделано только для Москвы, хотя, на мой взгляд, могло бы успешно применяться в других регионах, особенно в сельской местности, для доставки на значительные расстояния», – считает Валентина Варфоломеева.

Новую дополнительную нагрузку обрел элемент проекта «Электронная Москва» – «карта учащегося». Карточка многофункциональная: среди ее возможностей – регистрация прихода ребенка в школу и ухода, пользование библиотекой, выход в Интернет, запись в кружки и секции и т.д. Теперь она поможет достичь и целевой реализации денег, выделяемых на питание из бюджета и из родительского кармана. На перечисленные деньги школьник покупает горячий обед или буфетную продукцию, то есть деньги на питание используются по назначению. С начала учебного года по такой системе работают 20 школ из Северо-Восточного административного округа и 10 из Центрального. Собираются вступить в режим эксперимента школы из трех других округов, и в 2007 году в буфет с карточкой станут приходить ученики 60 образовательных учреждений.

Три последних года усиленно ведется работа над изменением питания старшеклассников. «Мы вышли на цифру в 68 процентов учеников, – рассказывает Валентина Варфоломеева. – Причем это горячее питание, а не буфетная продукция.

Запросы данной возрастной группы несколько отличаются от запросов малышей. Нужно было чем-то привлечь их к тому, чтобы питаться правильно, ведь подростков не построишь и за ручку в столовую не приведешь. Поэтому мы открыли выносные линии раздачи на переменах. На линиях предоставляется право выбора гарниров и салатов. Буфеты оснастили оборудованием для приготовления горячих бутербродов и сосисок.

Мы считаем, что фактором привлечения семей к школьному питанию также стало широкое информирование родительской общественности о тщательном отборе продуктов и их проверке на безопасность».

Всеохватность темы питания школьника подразумевает работу с кадрами. В школьном питании Москвы задействовано около 10 тысяч работников. Их средний возраст – свыше 60 лет. Городские власти разрабатывают программу подготовки квалифицированных молодых кадров для укомплектования социальных предприятий. Еще за обучение работников школьных пищеблоков могли бы взяться хорошие рестораны и авторские школы кулинарного мастерства (преимущественно по кондитерскому производству), но массового отклика коммерчески не очень выгодное предложение не получило. Тем не менее бороться за школьных поваров власти не бросили. В Департаменте потребительского рынка и услуг считают несправедливым обходить их льготами. Работникам столовой социальная защита нужна не меньше, чем имеющему эти льготы учителю, которого они кормят в той же самой школе.

Комиссия против чипсов

Школе и семье не следует перекладывать на чужие плечи свою долю ответственности. У них самый близкий контакт с ребенком, и как никто другой учителя и родители способны влиять на вкусовые предпочтения детей.

Нерациональное пищевое поведение школьников формируется дома. В школе ребенок получает завтрак или двухразовое питание. Как показывает анализ научно-исследовательских институтов, в домашнем питании у подавляющего большинства детей и подростков сбалансированности нет. Если предложить им выбрать блюдо, то в лучшем случае предпочтение будет отдано макаронам с сосисками, в худшем – чипсам и тонизирующему напитку. Ученые сталкиваются с тем, что школьники привыкли к излишне соленой пище, любовь к которой грозит в зрелом возрасте сердечно-сосудистыми заболеваниями. Заложенные в раннем детстве вредные «вкусовые» привычки – причина атеросклероза.

Человеку, привыкшему есть неправильно, самостоятельно перестроиться сложно. На помощь ему с детских лет должны прийти разъяснительные беседы со стороны взрослых – педагогических коллективов и средств массовой информации – и полноценное школьное питание-эталон. «Модель здорового питания нужно формировать принудительно», – жестко, но метко выразился Андрей Мосов.

В образовательных учреждениях приказом директора школы создается школьная комиссия по контролю за организацией и качеством питания. Это общественно-административное объединение, куда входят родители, педагоги школы, медицинская сестра из территориально расположенной городской детской поликлиники, психолог школы. В него направляет своих представителей ученический совет и любая другая общественная или исполнительная структура, которая совместно со школой занимается организацией питания детей.

О функционале комиссии подробнее рассказала главный специалист отдела организационно-педагогической деятельности Департамента образования Москвы Любовь Машинистова: «Прежде всего она отслеживает процесс организации питания – режим, график приема пищи, часы работы столовой, соответствие санитарным нормам и правилам, проверяет качество приготовленных блюд, контролирует количество порций, санитарное состояние пищеблока и массу других вопросов о качестве и безопасности.

Комиссия курирует деятельность школы по воспитанию правильного пищевого поведения детей и в меру сил и возможностей занимается агитационно-просветительской работой о здоровом питании и образе жизни. Это серии уроков по основам здорового питания (разработки Минобразования существуют для всех возрастных групп учеников); знания даются в качестве специализированных курсов, интегрированных в разные школьные предметы.

Совместно со школьными комбинатами питания проводятся родительские конференции, где родители могут ознакомиться с организацией питания в школе, попробовать блюда из школьной столовой. На собрания в школу приглашаются медики и работники пищевой промышленности, для того чтобы донести до родителей информацию о правильном питании детей и взрослых».

Инна АЛЕЙНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке сайта пошагово иллюстрированных рецептов pojrem.ru. Здесь вы узнаете, как готовить массу вкусных первых и вторых блюд, закусок, выпечки и прочих кулинарных творений. Простота исполнения и подробные рецепты с фото дадут возможность приготовить блюда даже при полном отсутствии поварских навыков. Хотите приготовить кускус? Переходите на страницу рецепта кускуса http://pojrem.ru/vtoroe/kuskus/, подбираете необходимые продукты, выполняете инструкцию и – приятного аппетита!

Кстати…


Осенью в Ярославле состоялось выездное заседание постоянной комиссии по вопросам материнства, детства и защиты прав женщин Общественного совета Центрального Федерального округа, приуроченное к межрегиональной конференции по теме «Современные проблемы организации школьного питания». Основная цель конференции – привлечение внимания органов государственной власти к проблеме здоровья подрастающего поколения, обмен опытом. Итоговым документом этой встречи стала резолюция. В одном из ее пунктов говорилось:

«Итоги проведенной Всероссийской диспансеризации детей показали, что в последнее время состояние здоровья подрастающего поколения значительно ухудшилось: более чем на 20 процентов выросла заболеваемость школьников, на 50 – увеличилось число детей, имеющих хронические заболевания. Во многом такие негативные тенденции обусловлены несовершенством существующей системы школьного питания. Крайне мала в стране обеспеченность школьников горячим питанием. В среднем по России она составляет около 50 процентов.

Особое значение правильное школьное питание приобретает в свете того, что в последние годы дети все больше времени проводят в школе при весьма интенсивном процессе обучения. Более того, низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей необходимым питанием».



Документы


Значимость решения вопроса школьного питания неоднократно отмечалась на самом высоком уровне:

  • в Поручении Президента РФ от 10 декабря 2005 г. Пр-2065 Правительству РФ о разработке предложений по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов;
  • в Послании Президента РФ Федеральному собранию в 2006 г.;
  • на встрече за «круглым столом» «Здоровое питание в школе» в Государственной думе 13 апреля 2006 г.;
  • в постановлении Главного государственного врача РФ Г.Г. Онищенко от 31 августа 2006 г. «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»;
  • в резолюции выездного заседания секции потребительского рынка Союза российских городов от 18 августа 2005 г.

Рейтинг@Mail.ru