Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Тема для педсовета

В воспитательной работе нет мелочей

Продолжая тему, поднятую в предыдущей статье, обратимся к позиции и опыту воспитательной работы петербургской гимназии № 441. Какие идеи стали ведущими для педагогического коллектива? Что сделали в школе, чтобы у детей были все возможности для свободного эстетического развития?

Возрождающийся интерес к воспитанию как социальному и педагогическому явлению, к воспитательной работе как повседневному воплощению этого явления требует его осознания и мировоззренческой оценки. Каким сегодня становится воспитание? На каких основах его нужно осуществлять? Есть ли в нем кричащие проблемы? Какие они? Какими могут быть формы воспитательной деятельности, соответствующие новой культурной стилистике? С какими социально-культурными институтами должна взаимодействовать школа в решении воспитательных проблем?

Вряд ли в границах одной статьи можно ответить на эти вопросы. Поэтому поставим перед собой более узкую задачу – попытаемся охарактеризовать такие формы творческой деятельности учащихся (воспитательной по самой сути своей), которые решают комплекс педагогических задач.

Воспитание личности в творческой деятельности имеет ряд преимуществ:

  • Воспитание как специальный процесс становится неявным, его смысл не очевиден для воспитанников, и это важно, поскольку они не любят быть объектами воспитательных воздействий, хотя бытует мнение, что какая-либо акция с обозначенным взрослыми названием и спланированным содержанием обязательно воспитывает.
  • Эта деятельность связана с мотивами и интересами самого школьника; важно помнить, что «принудительная» мотивация «вредит» деятельности, а интерес и другие личные мотивы делают ее более привлекательной и значимой для личности.
  • Коллективные формы творческой деятельности создают многообразные условия для решения воспитательных задач: умение объединять индивидуальные и коллективные действия, объективно оценивать себя; объединяться с другими на основе общих творческих интересов; общаться друг с другом в процессе коллективного дела; радоваться его успеху.

Нашей гимназии всего двадцать лет. Для многих питерских школ это небольшая история. Тем не менее мы можем сделать некоторые педагогические обобщения.

Какими основополагающими коллективными идеями поддерживается у нас воспитательная работа?

  1. В школе постоянно актуализируется интерес к судьбе конкретного ребенка. Просматривая свои материалы (концепции и программы развития, планы воспитательной работы, различные документы, отчеты), мы убеждаемся, что интерес к ребенку как личности был устойчивым. Еще в начале 90-х наша первая концепция развития строилась на создании школы личностной педагогики. Убеждены: можно декларировать, что школа ориентирована на гуманистические ценности, что ребенок – высшая ценность, но если это не станет поддерживаться постоянно и неуклонно ежедневной работой, связанной с реальным поведением, жизнью детей в школе и семье, реальной помощью и заботой, ориентацией педагогов на такую ежедневную работу, – слова останутся словами. Мы верны принципу открытости школы для всех детей.
  2. Школа несколько лет работала над проблемой интересов детей (познавательных, художественно-эстетических, творческих и т.д.). Интересно – значит привлекательно. Именно поэтому необходимы такие формы работы, которые привлекают, а не загоняют в класс или зал на мероприятие. Интерес становился проблемой не только учебного, но и воспитательного процесса. Именно поэтому в школе длительное время существуют разновозрастные творческие коллективы разной направленности.
  3. Деятельность должна поощрять активность детей, их инициативу, творчество, а сфера творчества удивительно многообразна. Мы шли путем, известным многим школам. Написание ученических рефератов, затем – выполнение простых учебно-исследовательских заданий, первые попытки экспериментальных и поисковых исследований, Дни науки, которым предшествовали чтения, устные журналы, даже ученические симпозиумы.
  4. Неизбежно вставал вопрос о руководителях и организаторах такой многообразной деятельности учащихся. Конечно, ими становились в первую очередь учителя-предметники. Однако постепенно возникали такие формы творческой деятельности, которые требовали профессионального руководства. И администрация школы нашла среди родителей своих учащихся писателя, художника, режиссера. Ушли из школы их собственные дети. А руководители остались на годы. Они стали педагогами, увлекшись работой с детьми.
  5. Ясно прослеживается устойчивая идея коллектива школы еще в одном важном для воспитания вопросе. В проведении любого воспитательного дела важен не только его очевидный эффект, обеспеченный содержанием (встреча с ветеранами, проведение различных акций, трудовых дел), но и эффект скрытый: он связан с детальной проработкой плана (в любом деле нет мелочей), с организацией самого дела (четкость, ответственность, согласованность в существенном и деталях, во внимании, казалось бы, к формальным моментам: началу, концу, общей завершенности, эстетике проведения и др.).
  6. В организации творческих форм деятельности важна позиция педагога, руководителя. Только учитель, сам склонный к творчеству, может находить и развивать творческие возможности детей. 12 лет назад в книге о школе мы писали: «Одной из идей концепции развития нашей школы является идея раскрытия творческого потенциала каждого учителя» («Рассказ о петербургской школе № 441». – СПб., 1994). Мы стремились разглядеть этот потенциал в каждом из учителей.

Как начиналась работа в этом направлении? Какие идеи необходимо было сделать позицией всего коллектива?

  • Творчество – это такая деятельность, которая объединяет обучение и воспитание в единый процесс.
  • Побуждение к творчеству – это сверхзадача педагогической деятельности в любом ее проявлении, масштабе, на любом ее уровне.
  • Одной из наиболее приемлемых форм организации деятельности детей творческого характера являются коллективные формы (клубные, студийные).
  • Важно создавать педагогические условия для пробуждения интереса к творчеству в самых разных видах деятельности (в области познания, науки, исследования, в сфере разных видов искусства, досуга, спорта, культуры, в игре, общении, в туризме и экскурсионном деле, в краеведении и др.).
  • Развитие творческих возможностей школьников – это не частная или «модная», а «вечная» идея в образовании, осуществление которой помогает решить и образовательные задачи, и воспитательные.
  • В обнаружении творческих возможностей у детей чаще всего надо идти от учебного процесса, от создания ситуаций творческой деятельности на уроке. В опыте работы вначале были использованы такие предметы, содержательный и деятельностный компоненты которых позволяли в большей степени, чем привычные «академические» предметы, реализовать подобную идею (шахматы, ТРИЗ, краеведение, МХК и др.).

На основе этих идей у нас появились в свое время художественная студия «Спектр», литературный клуб «Гадкий утенок», театр «Седьмая перемена», музыкальная школа и студия спортивных бальных танцев. Анализируя двадцатилетний путь гимназии, можно вспомнить многое, что в ней происходило, перечислить успехи, достижения, количество грамот, дипломов, участников, победителей. Все как в любой школе… Но дело не только в этом. Все устойчивые достижения – всегда результат повседневной работы всего коллектива. А эту повседневную работу поддерживает система управления и научно-методического сопровождения.

Остановимся на этом.

Выше мы говорили о выборе руководителей творческих коллективов, то есть – об управленческом (кадровом) решении. Надо было найти не просто представителей творческих профессий, а профессионалов, имеющих свою творческую идею в воспитании. При этом идея выступает не сама по себе (к примеру, для реализации амбиций человека), а в приложении к детям, к их воспитанию. Именно поэтому мы искали людей, ориентированных на творчество в воспитании, которые и направления творческой деятельности выбирают, сообразуясь с интересом к детям, с их запросами, с проблемами конкретной школы.

В трудные 90-е годы мы искали идею для развития школы в новых условиях, думали над актуальным решением в новой ситуации. Мы нашли ее в концепции Г.И. Щукиной об интересах детей, о познавательном интересе, о деятельности как основе учебного и воспитательного процесса. Эта концепция действительно была исполнена веры в возможности развития ребенка на основе его интересов и включения его в разнообразные виды деятельности.

В школе была проведена масштабная диагностика познавательных и творческих интересов. Мы увидели, что представления некоторых учителей о направленности детских интересов весьма неточны, приблизительны, а иногда и далеки от истинного положения дел. Обработанные материалы создали объективную картину детских интересов (учебных и внеучебных). На несколько лет определяющим направлением коллективной работы стало изучение и формирование ценностной мотивации учения и деятельности наших учащихся. Администрация была придирчива в оценке этого аспекта в работе каждого учителя.

Затем определилось следующее направление, связанное с прежней проблемой: «Взаимосвязь профессионализма учителя и достижений детей». В самом деле: если ты профессионал, то почему успехи твоих учеников незаметны, почему они никак себя не проявляют? Достижения детей в учении и в других видах деятельности стали рассматриваться как основной показатель профессиональной работы.

Бывает так: коллектив работает над какой-то проблемой, затем оставляет ее и переходит к следующей. Но в образовании как процессе такого разрыва быть не должно. Любая проблема не может оказаться исчерпанной. Поэтому мы всегда устанавливаем связь новой проблемы с предыдущими, интегрируем их, возвращаемся к прежним идеям. Идея интересов детей получила новое развитие уже в начале ХХI века. Школа стала инициатором проведения Купчинских чтений в районе (Купчино – это значительная часть Фрунзенского района города). Именно в нашей школе был создан проект таких чтений. В программу была заложена идея многообразия форм творческой, поисковой, исследовательской деятельности детей и подростков, идея демократизма (свобода участия и выбора форм презентации своего творчества, расширение возрастных границ участников), широкий «набор» направлений (секций).

Вряд ли в школе сложится устойчивая, долговременная система работы, если она будет поддерживаться только директивными указаниями. Важна общность позиции коллектива, которая начинается с определения позиции управленческого аппарата, с согласования взглядов директора, завучей, психолога, научного руководителя на одну и ту же проблему. Это обязательное условие в разработке наших общих направлений деятельности, выборе концептуальных идей развития гимназии и проведении конкретных дел. Любая новая идея, возникшая в самой школе, а также привнесенная из опыта других школ, должна пройти обсуждение внутри управленческой команды, подвергнуться экспертизе с точки зрения ее соответствия образовательному процессу нашей гимназии, возможности ее переноса, адаптации, принятия коллективом. Способы простого заимствования приводят обычно к формализму деятельности, а следовательно, и к формальным результатам.

Общая позиция руководства должна перейти в позицию коллектива. Одним из способов ее формирования стал педагогический совет. Принципом проведения педагогических советов явилось сочетание научности, практичности и информативности их содержания и формы. Педагогический совет может привлекать внимание к новым научным идеям, но развитие этих идей и возможность их осуществления должны быть раскрыты в контексте реальной деятельности своих учителей и своей школы. Лишь исходя из реального положения дел можно увидеть перспективу дальнейшего развития образовательно-воспитательной системы школы.

Обращаем внимание на проведение в коллективе своеобразной «работы над ошибками». Общий успех коллективного дела порой затмевают недоработки, слабые или ошибочные решения. В дальнейшем они могут проявиться более отчетливо. Поэтому останавливаемся и на «проколах» в коллективной работе – организационных, содержательных, методических, управленческих.

Ведь в воспитательной работе нет мелочей. Скрытая от глаз посторонних, жизнь школы развертывается не только на уроках, в коллективных воспитательных делах, но и во всем ее пространстве: на лестницах, в коридорах, гардеробе, столовой, рекреациях, школьном дворе. Предметом коллективного анализа становятся и практические вопросы, связанные с укладом жизни гимназии, с организацией жизнедеятельности, и глубокие вопросы, направленные на понимание воспитательных проблем в целом.

Повседневная педагогическая реальность должна стать комплексной проблемой, предметом обсуждения в педагогическом сообществе. Но для этого мы должны стать открытыми к профессиональному дискурсу, по-новому осмыслить новые проблемы. Мы думаем, что нам необходимо более широко изучать педагогическое влияние на детей не только школы, но и семьи, религии, развлекательно-досуговых учреждений, свободного общения, массовой культуры, СМИ и т.д. Школа и система дополнительного образования не могут сегодня решить всех проблем ребенка. Эти проблемы возникают в разных сферах и при разных обстоятельствах, и они должны стать предметом интереса и согласованных действий разных общественных институтов.

У нас, как и у всех, далеко не все получается. Но в ценности воспитательного влияния творческой деятельности во вновь созданных и существующих в течение многих лет коллективах мы не сомневаемся… В воспитательном процессе невозможно слепое подражание, простое заимствование идей. Поэтому мы искали свой путь и продолжаем совершенствовать его.

Галина ОПАРИНА,
директор гимназии № 441,
Алевтина РОБОТОВА,
научный руководитель гимназии,
профессор кафедры педагогики РГПУ им. Герцена,
г. Санкт- Петербург

Рейтинг@Mail.ru