Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Тема для педсовета

Педагогика авторитета

Мысль о всестороннем развитии личности ребенка, продекларированная во всех отечественных учебниках старого и нового образца и объявленная основной целью педагогики, на деле не просто неконструктивна, но и вредна. Приученные «брать под козырек» начальники всех мастей и уровней первым делом стремятся не дать что-нибудь школе, а побольше с нее спросить. Спросить со школы в целом и с отдельного учителя в частности, и спросить по всем статьям. Учитель в свою очередь по полной программе отыграется на ученике. Так как воспитание у нас построено по принципу запретов: «не смей», «не балуйся», «не…», то в этой схеме ребенку невозможно не быть виноватым. В результате всестороннее развитие оборачивается всесторонним недоразвитием…

Невозможно по всем статьям быть на высшем уровне, а раз не на высшем, значит, уже плохо, уже надо ругать. В такой педагогической системе достоин похвалы разве что отличник-медалист с безупречной характеристикой по поведению.

Почему у нас так распространена школофобия, когда дети даже думают об учении со страхом? Именно из-за всесторонности. Мы, педагоги, не ценим ребенка просто за то, что он есть. Вместе с нами и родители начинают прививать ему хроническое чувство вины. А как известно, если тысячу раз человеку сказать, что он «свин…», то на тысячу первый он захрюкает.

Представляется гораздо более целесообразным для современной педагогики говорить не о всестороннем развитии, а о развитии индивидуальности ребенка. Дети к нам в школу попадают уже замечательными. Наша задача – не улучшать и исправлять «подпорченную» натуру, а помочь осознать ребенку собственную уникальность и создать условия для ее развития.

Однажды в книге по психологии встретил мысль о том, что у человека не бывает плохих и хороших качеств. Одно и то же в разных обстоятельствах мы называем смелостью и безрассудством, болтливостью и разговорчивостью, жадностью и экономностью. Надо научить ребенка использовать свои качества адекватно ситуации. Если «жадный» мальчик становится рачительным завхозом туристической группы, то ничего, кроме уважения взрослых и товарищей, его «жадность» не вызывает.

Уникальность ребенка самоценна. И согласитесь, перенастройка нашего педагогического аппарата на эту волну потребует значительных преобразований, но они будут осмысленными, а не случайными и хаотичными, и направленными на изменение сущности системы, а не ее отдельных деталей.

Недавно в беседе с одним руководителем крупного петербургского вуза с удивлением узнал о сложностях, которые стоят перед нашим высшим образованием на пути интеграции в международные стандарты согласно болонским договоренностям. Из наших вузов сейчас с этими трудностями могут справиться разве что такие гиганты, как Московский и Санкт-Петербургский университеты. Оказывается, по западным меркам, вуз должен предоставить студенту возможность выбора не только учебного курса, но и преподавателя, ведущего этот курс. Вот тогда и будет развиваться индивидуальность обучающегося. Между прочим, направления развития индивидуальности прописаны почти во всех концепциях реформ образования развитых стран, с которыми мне удалось ознакомиться. Лишь у нас об этом почти ничего не говорится, хотя по факту профильность обучения и индивидуальные образовательные маршруты именно на эту идею и нацелены.

Исходя из основной цели – всестороннего развития ребенка, педагогическая теория и педагогическая практика по сей день ориентированы на количественный подход: физическое, трудовое, нравственное и т.д. воспитание. В теории это называется деятельностью, на административном языке – мероприятием. Представляется, что такой подход к достижению цели так же утопичен, как и сама цель. Проведенное за учебную четверть спортивное соревнование по баскетболу не сделает само по себе учащихся этой школы ни более здоровыми, ни более грамотными в отношении физического развития людьми. А в отчете о работе школы будет указано, что мы занимаемся физическим воспитанием.

Деятельность любая, даже самая благая и благородная, не воспитывает. Воспитывают люди, которые осуществляют эту деятельность рядом с ребенком. Если эти люди не являются для детей по-настоящему авторитетными, то факта воспитания происходить не будет, скорее даже наоборот: деятельность в своем основании дискредитируется.

Каждый школьный работник не может быть для ребенка авторитетом во всех областях, как и вообще любой человек. Само понятие авторитета не является вечным и бесконечным, иначе авторитет делается идолом. В таком случае задачей педагога становится задача поисковая и организационная. Помочь найти ученику своего учителя не только по предмету, но учителя «по жизни». Таким человеком может оказаться как взрослый, так и другой ребенок. Недаром наши мудрые бабушки и дедушки большое значение придавали тому, в какой компании находятся дети. А.С. Макаренко абсолютно справедливо придавал огромное значение в педагогической практике формированию коллектива. Но в условиях детской колонии эти коллективы были достаточно замкнутыми и самодостаточными.

В XXI веке в нормальной общеобразовательной школе ребенок не может ограничиваться общением в классе. Поэтому правильнее говорить о формировании круга (и даже кругов) общения ребенка с обязательным включением в этот круг как авторитетных для него взрослых, так и сверстников. Педагогика авторитета гораздо сложнее по исполнению, чем педагогика мероприятий, и она является педагогикой вероятностной по своей сути. Поистине «не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Для того чтобы достичь цели развития индивидуальности ученика, учитель сам должен становиться индивидуальностью. (Подчеркнем – становиться, а не быть, так как это процесс беспрерывный.) Авторитет накладывает на педагога и огромную педагогическую ответственность, поскольку вольно или невольно школьник будет брать от нас не только то, что мы хотим ему передать. С определенной степенью вероятности можно предположить, что у талантливого учителя математики, увлекающегося музыкой и приходящего в мятых брюках, ученики будут не только хорошо считать и музицировать, но и забывать гладить одежду.

На практике педагогика авторитета, основанная на формировании у ребенка позитивного круга общения, предполагает максимальную открытость школы. Учащиеся должны иметь возможность, выходя из стен школы, использовать получаемые знания на практике, на пользу не только себе, но и другим. Одновременно двери школы должны быть распахнуты для гостей – родителей, знакомых, просто интересных людей. Для такого общения у ребенка должны элементарно оставаться силы и время, чего часто нет у современного школьника.

Образование в школе необходимо сбалансировать по энергозатратам. К сожалению, сейчас у большинства педагогов явно перевешивает репродуктивное домашнее задание. Особенно заметным перекос стал после сокращения часов по ряду традиционных дисциплин без соответствующей корректировки программ и, главное, без соотнесения с требованиями всепроникающего ЕГЭ. Учитель десять–пятнадцать минут проводит опрос, десять–пятнадцать минут подводит итоги и закрепляет материал, а на само изучение нового, как правило, приходятся те же десять–пятнадцать минут. Зато домашние задания задаются такие, что обычный ученик их вынужден делать по два-три часа. И это только по одному предмету на одном уроке. А уроков в неделю больше тридцати и предметов полтора десятка.

В силу своего базового физического образования невольно сравниваю работу школы с работой двигателя внутреннего сгорания. Если ритм нарушен, то мощность потеряется. Своеобразным четырехтактным образованием может быть и ритмичное бесперебойное обучение. Первый такт (впуск смеси) – освоение базового минимума на уроке. Второй такт (сжатие) – углубление и расширение программы на дополнительных занятиях по выбору для желающих. Третий такт (рабочий ход) – освоение знаний на практике в творческих видах деятельности с выходом за школьные пределы. Именно этого такта нам всем и не хватает. А он всегда был включен в учебный процесс у творческих учителей. Четвертый такт (выпуск) – тренинг, заучивание во время домашних заданий, в т.ч. механическое освоение знаменитых ЗУНов (знаний, умений, навыков). Вот этот-то такт и дает сейчас перекос в работе всего школьного механизма.

В хорошей школе у хорошего учителя энергозатраты на осуществление каждого такта должны быть примерно равными, без проскакивания и застревания.

Наверняка многие оппоненты будут возмущены столь радикальными предложениями. Но говорят же, что в спорах рождается истина. Давайте все вместе искать эту истину, которая вполне может стать основой национального проекта «Образование». Споры гораздо лучше, чем их отсутствие. Потому что, как сказал классик, «сон разума рождает чудовищ». Лучше десять раз переругаться, чем неожиданно получить, как снег на голову, какую-нибудь новацию, о которой до этого никто ничего ни слухом ни духом не ведал, а потом долго расхлебывать последствия, на ходу пытаясь исправить ошибки, порой такие, что лучше было бы этого нового и не затевать.

В качестве творческого вклада в копилку школьных реформ предлагаю две достаточно масштабные идеи, связанные одна с другой:

  • Основная цель образования – развитие индивидуальности участников образовательного процесса.
  • Преемственность собственной отечественной культуры обеспечивается подлинным авторитетом ее носителей и открытостью школы как социального института.
Алексей КАМЕНСКИЙ,
директор Лицея информационно-коммуникативных технологий,
г. Санкт-Петербург
Фото А.СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru