Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №/



Исследовние

Вуз ищет… настройщика

В Москве состоялся семинар в рамках проекта Европейской комиссии «Настройка образовательных структур в Европе». Впервые экспертами программ европейского высшего образования выступали три российских вуза: Высшая школа экономики, российский университет Дружбы народов и Томский государственный университет.

«За последние 20–30 лет клиентурой высшего образования в Европе стала почти вся молодежь. Это породило сотни новых университетов. Однако быстрее других перестроились вузы Турции, Вьетнама, Китая. Они предложили ассортимент образовательных услуг, на который рассчитывали молодые люди. Но вскоре выяснилось, что качество предложенного образования не имеет ничего общего с тем, на что надеялись студенты. Это общая тенденция, – кратко обрисовал ситуацию проректор ГУ-ВШЭ Лев Любимов, открывая международный семинар «Методология выработки общего понимания содержания образовательных программ и результатов обучения в Европе». – Нам вместе с европейскими коллегами надо работать над подходом, позволяющим измерять качество услуг в университетах. Разумеется, – уточнил проректор ВШЭ, – в России идея разработать такие подходы восторга в университетах не вызывает».

Братья из Болоньи

В Европе проект TUNING («Настройка образовательных структур в Европейском пространстве») возник почти одновременно с Болонским процессом. Импульсом к его созданию стала Болонская декларация, подписанная в 1999 году министрами образования из 29 стран.

Сегодня в проекте TUNING принимают участие ученые более 100 европейских вузов из стран ЕС и кандидатов в Евросоюз.

Участники Болонского процесса согласуют между собой практические вопросы: как вводить двухуровневое образование, как оптимально использовать систему кредитов, как способствовать академической мобильности и, самое главное, где рядовым университетам найти деньги на эти замечательные мероприятия.

В это время «эксперты по настройке образовательных структур» занимаются главным – пытаются настроить многоголосые программы европейских университетов на один лад.

Это наталкивается на множество трудностей. В Европе нет стандартов высшего образования, подобных тем, которые созданы в России. Эксперты проекта TUNING категорически отвергают унификацию вузовских программ.

В рамках своего проекта они разрабатывают примерные «базовые учебные планы» по отдельным предметным областям: бизнес-администрирование, геология, математика, физика, химия, педагогические науки.

Одной из самых сложных оказалась «настройка» исторических наук.

Единая европейская история?

Как известно, попытка написать общеевропейский школьный учебник истории когда-то потерпела крах. Взгляды на исторические события и подходы к преподаванию истории существенно различаются в разных европейских странах.

Рабочая группа проекта TUNING по предметной области «история» попыталась для начала хотя бы определить базовый общеевропейский учебный план для студентов-историков.

Для этого по вузам были разосланы анкеты. Преподавателям предложили формулировки результатов обучения, ожидаемых от студентов разных уровней.

В результате работы выяснилось: применительно к истории даже термин «базовый план» в разных странах понимается по-разному. В одних университетах (например, в Германии) курс истории начинается с изучения больших хронологических разделов (история древнего мира, история средних веков и т.д.). Затем, через год-два, студенты начинают самостоятельно работать с историческими документами. В Италии студент-историк может проходить курсы в любом порядке, а выбор специализаций зависит от интересов преподавателей.

Напротив, в университете Роскилле (Дания) студенты с самого начала обучения должны создать самостоятельные исследовательские группы, определить тему, найти необходимую литературу и подготовить отчет.

Рабочая группа по истории провела огромную работу.

Один из выводов, который она на сегодня сделала, пока звучит как благое пожелание: «Общие элементы, которые присутствуют во всех имеющихся учебных планах по истории европейских университетов, должны присутствовать в любом предлагаемом базовом учебном плане: это будет не просто общим знаменателем, а скорее соглашением о необходимом содержании».

Это общий вывод, но не окончательный итог. Работа по согласованию образовательных планов продолжается.

Над задачей преподавания истории размышляют многие эксперты Евросоюза. Вопрос, как преподавать европейским школьникам и студентам историю Европы, находится в центре внимания Тематической сети по истории CLIOHNET и программы по разработке учебных планов, которые осуществляются 38 университетами, объединенными под названием CLIOH (КЛИО). Усилиями КЛИО готовятся различные материалы и инструменты, которые теперь могут использоваться преподавателями и студентами для создания «базовых» модулей (5 или больше общих кредитов для студентов-историков и неисториков).

Все-таки эксперты проекта TUNING остаются оптимистами. «Основой предлагаемого подхода, – утверждают они, – служит убежденность, что многообразие европейских традиций обеспечивает наилучшие условия для построения исторического знания».

Вместе с Россией

В начале третьего тысячелетия европейцы признали важность российских наработок в области высшего образования: участвовать в проекте TUNING по предметным областям «Математика» и «Европейские исследования» приглашены ученые трех российских вузов. Теперь к мнению экспертов из России будут прислушиваться ученые Европы.

У нас в стране интерес к проекту «Настройка образовательных структур» возрастает с каждым годом. И это не случайность.

«В основу этого общеевропейского проекта положена идея модульной конструкции образовательных программ. Этот опыт может быть применен по всем направлениям модернизации образования в России, – высказала свое мнение Надежда Селезнева, директор Исследовательского центра проблем качества подготовки сппциалистов МИСИС (Москва). – А многие из направлений реформы российского образования согласуются с пятью линиями проекта TUNING».

Действительно, европейские эксперты, предлагая оптимальные пути конструкции и оценки университетских программ, идут тем же путем, что и россияне. Иногда – немного впереди, иногда – следом.

«Новая европейская образовательная парадигма – переход от лекции к системе, ориентированной на студента, – заявил голландец Роберт Вагенаар, руководитель проекта TUNING в университете Гренингена (Нидерланды). – Это – система освоения компетентностей. Они могут быть освоены на разных уровнях, и мы можем оценить их освоение. Студент делается, таким образом, партнером образовательного процесса».

«Мы в России тоже перестраиваемся на компетентностный подход. Однако очень трудно сделать его частью повседневной жизни каждого преподавателя, – признала Нелли Розина, заместитель директора Департамента государственной политики в области образования Минобрнауки РФ. – В действительности, это – дело будущего как для России, так и для Европы».

«В заявках инновационных вузов, которые поступили на конкурс Президента РФ, словосочетание «компетентностный подход» употреблялось везде – оно стало конъюнктурным, – заметила Ирина Аржанова, руководитель Отдела развития программной деятельности НФПК. – Но под этим каждый вуз подразумевал свое. На самом деле нам вряд ли стоит рассчитывать, что в ближайшие 10 лет вузы смогут перейти к компетентностному подходу».

«Разработку компетентностных подходов для высшего образования надо совмещать с тем, что мы делаем для средней школы. Мы провозгласили верный путь – профилизацию старшей школы. Но тут же совершили ошибку, отдав ее школе. А между тем определять содержание профильного обучения в старших классах должна не школа, а университеты!» – заметил проректор ГУ-ВШЭ Лев Любимов.

Дискуссия продолжалась два дня. Одной из самых интересных тем оказалась… подготовка учителей.

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Бюро переводов «Дружба Народов» оказывает услуги профессионального перевода текстов и документов любой сложности, круглосуточно и семь дней в неделю. Высокая квалификация и большой опыт работы в различных узконаправленных областях, позволяют специалистам бюро переводов «Дружба Народов» качественно переводить и редактировать медицинские, технические и юридические материалы. А выгодные цены, возможность безналичного расчета платежа и заказа перевода по электронной почте, помогут сэкономить Ваши деньги и время. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Дружба Народов», который располагается по адресу http://www.druzhbanarodov.com.ua

Как готовят учителей в Европе?

Многие считают, что Болонский процесс – это переход на систему «бакалавр–магистр», унификация обучения, реформирование программ в национальных университетах…

На самом деле важной составляющей создания единого образовательного пространства является изучение педагогического образования в Европе. Но о том, как в Европе готовят учителей, инициаторам Болонского процесса с самого начала было известно не много.

Известное им сводилось к следующему: «1. На поверхностном уровне структуры, модели и программы обучения будущих преподавателей в Европе существенно различаются как в пределах одной страны, так и между странами. 2. Тем не менее некоторые базовые компоненты являются общими для всех стран» (Ф. Бухбергер «Подготовка преподавателей в Европе: многообразие против единообразия», 1994).

Мониторинг продолжительности обучения педагогов, проведенный в Европе в рамках проекта TUNING, впервые предоставил информацию к размышлению.

Выяснилось, что страны–участницы Болонского процесса готовят будущих учителей в тех системах координат, которые отвечают традициям их высшего образования. В некоторых странах сроки обучения педагогов в вузах будут сокращаться (как в Норвегии), но большинство европейских университетов планируют углубить и расширить академические программы и увеличить сроки обучения будущих учителей.

Австрия. Обучение по специальности «педагогика» сегодня длится 4 года и включает 240 кредитов ECTS. Подготовка преподавателей для старшей школы – 4 с половиной года плюс один год практики вне университета. Прогнозируемая длительность обучения педагогов, на которую собираются перейти австрийские университеты, – 5 лет, 300 кредитов ECTS.

Дания. По специальности «образование – педагогика» не планируется изменений. Датские студенты будут обучаться 5 лет, они должны освоить 300 кредитов ECTS.

Финляндия – один из лидеров Болонского процесса в Европе. Изменений в подготовке преподавателей начальной и средней школы не планируется. Чтобы получить степень магистра и право преподавать в начальной или средней школе, финнам нужно учиться 5–6 лет и набрать 320–360 кредитов ECTS.

Германия. Изменений не предвидится. Подготовка преподавателей для начального образования – три с половиной года в университете плюс два года практики вне университета, в сумме 210 кредитов ECTS. Подготовка преподавателей для младшей средней школы – четыре с половиной года плюс два года стажировки, 270 кредитов. Подготовка преподавателей для среднего образования – четыре с половиной года плюс два года стажировки, 240 кредитов. Для будущих учителей обсуждается возможность замены традиционной магистерской системы на систему «бакалавр–магистр». Некоторые германские университеты запустили пробные программы для подготовки бакалавров и магистров в системе образования. Однако большого энтузиазма эта система подготовки педагогов не вызывает.

Греция. Изменений не планируется, будущие педагоги учатся и будут учиться 6 лет.

Италия. Без изменений, 5 лет, 300 кредитов ECTS.

Нидерланды. Педагоги здесь будут учиться 4 года или 5 лет – в зависимости от выбранной специализации, 240 или 300 кредитов.

Норвегия. Время обучения по специальности «педагогика» в этой стране сокращается – от 6 к 5 годам, от 360 к 300 кредитам ECTS.

Португалия изменений не планирует. Преподаватели для начальной школы будут учиться 6 лет, преподаватели старшей школы – 7 лет. Соответственно 360 и 420 кредитов.

Испания. Срок обучения 5 лет, 240–300 кредитов.

Швеция. Тут педагоги обучаются от трех до пяти лет – в зависимости от специализации. Они должны освоить 180–300 кредитов.

Светлана КИРИЛЛОВА

Светлана Кириллова
Рейтинг@Mail.ru