Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Опыт

«Задача сильной школы –
не отбирать способных и одаренных,
а помогать каждому»

Стало совершенно очевидным, что в борьбе за формирование ключевых компетенций школьников и соответствие запросам современного общества традиционная классно-урочная система рассталась с лидирующими позициями в пользу проектного метода обучения. Полно раскрывая индивидуальные особенности ребенка, разрешая ему «потрогать» то, что на страницах учебника выглядит сухо и непривлекательно, выводя ребенка к новым образовательным горизонтам, проектная деятельность становится все более привлекательной для педагогов.

Есть школы, у которых сама их история – повод для проекта. Московская гимназия, ныне имеющая номер 1520, зародилась почти 115 лет назад. Но имя ее создателей не забыто здесь до сих пор, да и впредь его вряд ли постигнет такая участь: от одного поколения учеников к другому передаются те знания, что были накоплены о москвичах Капцовых. Это, без сомнения, останется здесь проектом «на все времена».

…Главным подвижническим делом Александра Сергеевича Капцова, продолженным его супругой Анной Михайловной, стало строительство и организация двух начальных училищ – в Леонтьевском переулке и Шведском тупике. Училища семья подарила городу (из них потом и выросла гимназия № 1520).

5 мая 1892 года на заседании Городской думы городской голова Москвы довел до сведения собравшихся следующее заявление гласного думы – Александра Сергеевича Капцова: «Имею честь заявить Городской думе, что я желаю пожертвовать городу, в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова, капитал в 190 000 рублей для устройства городского начального училища имени Сергея Алексеевича Капцова на 200 мальчиков».

Купцу первой гильдии, члену Финансовой комиссии Городской думы необходимость устройства начальных училищ в центре Москвы была особенно ясна. Он знал, что город испытывает финансовые трудности, сдерживает развитие образования, и решил передать городу часть прибыли, полученной от производства и продажи шелковых тканей. При этом Александр Сергеевич не ограничился пожертвованием: он лично вникал в проектирование, оборудование, оснащение, обустройство училища, обеспечение его финансовой самостоятельности.

Пожертвование производилось на следующих условиях: 80 000 рублей из общей суммы отводилось на постройку здания училища по проекту архитектора Чичагова; проценты с капитала в 110 000 рублей должны были обеспечивать полное содержание училища; занятия планировалось начать сразу же, с августа 1892 года (Городская управа должна была открыть во временно снимаемом помещении младшую параллель).

Выражая глубокую и искреннюю признательность за щедрый дар на дело народного образования в Москве, Городская дума единогласно постановила: «Благодарить жертвователя, принять пожертвование на означенных условиях, совершать ежегодно в училище в день именин и в день кончины панихиды по покойном С.А. Капцове». Когда последовало разрешение на открытие с начала учебного года мужского училища, Городская дума постановила просить мецената быть здесь Попечителем и считаться избранным на три года. Попечителем он остался и на второй срок.

Согласно настоятельному желанию А.С. Капцова, здание должно было строиться «возможно скорее». А училище временно открылось в начале учебного года в наемном помещении на Бронной, в доме Гирша. В июне 1892 года приступили к постройке учреждаемого училища на месте, выбранном на городской земле, в Тверской части, по Леонтьевскому переулку. Архитектор Чичагов, возводивший здание, ориентировался на образцы скандинавской архитектуры, на «стиль Христиана IV», исторически соответствовавший этому месту. Работа, постоянно контролируемая Капцовым, шла быстро. В архивах сохранились стенограммы заседаний Комиссии по строительству. Капцов просит, настаивает, требует. Выбирает для училища лучший кирпич, пришедший в Москву по особому заказу. Почти окончательную отделку здание получило в августе 1893 года. Двухэтажная каменная постройка имела двухцветную раскраску и богатые декоративные элементы, определившие его индивидуальность. Дом-дворец стал настоящим украшением Леонтьевского переулка.

А более века спустя в гимназии № 1520 начали разрабатывать проект, посвященный 115-летнему юбилею образовательного учреждения. За несколько лет до этого события здесь широко отметили 100-летие школы, тогда же ей было возвращено имя основателей – купцов-меценатов Капцовых, открылся музей школьной истории. В 2004 году на основании собранных материалов увидела свет проектная работа о школе «И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов».

Нынешний этап работы отличается серьезными, общественно значимыми делами. Так, в результате поисковой работы открыты интересные подробности о семье московских меценатов, обнаружены новые документы. Проводится расшифровка и подготовка к публикации ряда документов из семейного архива, в частности идет работа над дневниками основателя школы. С помощью гимназии установлены ранее неизвестные семье Капцовых факты, касающиеся ее членов, а также подготовлены документы для обращения в архив ФСБ и Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о посмертной реабилитации сыновей А.С. Капцова.

Найден фрагмент его надгробия, и ведутся переговоры с наместником Новоспасского монастыря о восстановлении надгробного памятника основателю школы. Школьники организовали акцию по сбору добровольных пожертвований на памятник.

Кроме этого «проекта номер один», в гимназии действует отлаженная система по проектной работе. «Задача сильной школы – не отбирать способных и одаренных учеников, а помогать раскрывать способности каждому ребенку», – обрисовывает позицию педагогического коллектива возглавляющая его Ольга Овсейчик – директор гимназии № 1520. А чтобы ни в одном ученике не пропала творческая жилка, восприимчивость к точным наукам или интерес к культуре, проектная работа затрагивает самые разные темы и использует всевозможные формы.

Гимназическая статистика гласит: за время обучения, то есть с пятого по одиннадцатый класс, ребенок готовит в среднем от 5 до 35 проектов. К таким цифрам шли пять лет – с тех с пор, когда наметилась тенденция осваивать метод проектов в образовательных учреждениях. Уже тогда Ольга Николаевна Овсейчик взялась за дело «с дальним прицелом»: проекты – не точечные мероприятия, а планомерная работа. Первому заседанию педсовета предшествовали долгие дискуссии на предметных кафедрах: что такое проект; каким он должен стать в конкретной гимназии с ее серьезными традициями, богатой историей и высоким качеством образования; как организовать проектную деятельность. Сегодня можно сказать, что те «мозговые штурмы» велись в нужном направлении: по одному из рейтингов образовательных учреждений, расположенных в центре Москвы, гимназия – лидер в проектной работе. В прошлом году из 20 работ, выставленных гимназией в конкурсе «На Грант Префекта Центрального административного округа города», выиграли 11!

Достаточно перечислить несколько тем – и убеждаешься, сколь широко и глубоко раскидывают познавательные сети гимназисты. «Вехи истории. Ученые – фронту», «100-летию российского парламентаризма», «Фитомодуль – лечебный интерьер школы», «Учительские династии», «Решение прикладных задач по геометрии»…

Большое число проектов в нынешней гимназии связано с созданием электронных учебников. Как правило, готовятся они во второй половине дня, но с успехом применяются на уроках.

Нередко за материалом приходится отправляться далеко за пределы гимназии. Самая первая работа в проекте «Жемчужины России» готовилась в Дмитрове; шестиклассники вдоль и поперек изучили Муром; другие с интересом включились в проект «Большие Вяземы – Захарово»; а информацию по Великому Устюгу – родине Деда Мороза – собирать приехали после того, как были награждены сюда поездкой… за свою предыдущую проектную работу.

При желании проекты гимназии им. Капцовых поддаются классификации по разным признакам, что подтверждает системность в подходе (см. схему).

Скажем, в отдельную группу выделились семейные проекты. Для более чем половины из 450 гимназистов, как полагают педагоги, не тайна, как выглядит их генеалогическое древо. «Семьи хранят реликвии, изучают историю фамилии, предлагают темы и готовят проекты, – рассказывает заместитель директора по экспериментальной работе Елена Иванова. – И мы их поддерживаем, ведь с этого начинается патриотизм, гражданственность…»

Закономерно появление категории межпредметных проектов. Как правило, дополнительно к изучаемой области от детей требуются знания в смежных науках. Чаще всего таким источником становятся в самом естественном своем соединении литература и искусство. К примеру, пятикласснику для проекта «Традиции и праздники московской семьи конца XIX – начала XXI века», в котором он хотел рассказать о том, что сохранила его семья, понадобилось углубиться в историю, искусство- и москвоведение.

Многие проекты, разрабатываемые гимназистами, давно уже стали открытыми. Ученики, взрослея, прекращают работать над темой, но появляются новые дети, дополняющие собранный материал собственными наработками.

Метод проектов в московских школах развивается широко, что позволяет, в частности Центральному округу, устраивать конкурсы и научно-практические конференции ученических проектных работ. Помимо того чтобы «себя показать», гимназия № 1520 ездит туда и «других посмотреть»: «В городских конкурсах мы видим, как много интересного делается в Москве, – говорит Елена Иванова. – А когда смотришь чужие проекты, рождаются собственные идеи».

Скромничать, однако, гимназии ни к чему. Личный опыт тоже не остается без внимания: подчас результаты гимназических проектов проделывают немалый путь – московские электронные учебники стали частью уроков даже в городе Якутске.

Наряду с перспективами проектная деятельность гимназии, как живая материя, не может существовать без проблем.

«Пока в проектах участвует лишь половина педагогического коллектива, – делится наболевшим директор Ольга Овсейчик. – А нам бы хотелось, чтобы учителя были активнее. Причина – не все владеют компьютерной техникой. Но проекты обязательно в законченном виде имеют электронное воплощение, так как это основа гимназической медиатеки. Как хранить проекты, так и пользоваться ими в такой форме очень удобно.

Безусловно, хорошие учителя могут показать блестящие результаты, имея только мел и доску, и мы их поддерживаем, лелеем у себя в коллективе. Тем не менее, организуя компьютерные курсы, стараемся всех научить владеть современной техникой. И неравнодушным учителям возраст тут не помеха!

Хотя начинали мы без компьютеров. Еще не переведена в электронную форму грандиозная работа, в которой были задействованы многие классы, – проект «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» о роли московского салона княгини З.Н. Волконской в общественно-культурной жизни России первой трети ХIХ века. Салон, так же как и наша школа, находился в районе Тверской. Ребята рассматривали актуальную и для сегодняшнего дня тему гражданского мужества: ведь Волконская поощряла свободу мнений у себя в салоне в сложный для страны период.

Также дело будущего – перевод в компьютерный вид проекта «Блистательный Петербург», выполненный к 300-летию города.

…В запасе у директора всегда найдется не одна проблема, на которую она могла бы попенять. Но, к счастью, не они во главе угла в гимназии. Проектам ничто существенное не мешает жить, развиваться, давать плоды, и немалые. В них все участники образовательного процесса находят то, без чего раньше обходились, а теперь – как без рук.

«Детям проекты дарят личностный рост, – перечисляет преимущества Ольга Николаевна. – Ты автор целой работы, тебе лестна высокая оценка одноклассников, у тебя победа на конкурсе, твой проект используют в других школах! Конечно, велика роль самостоятельного получения знаний. Когда знания «пропущены» через себя, это останется с человеком надолго.

Учащимся выпускных классов мы засчитываем презентацию проекта как сдачу экзамена по выбору.

Выпускникам приятно сознавать, что они остались в школьной истории.

Проекты – мощное средство объединения: знакомятся ученики разных классов, рождаются содружества учителей, гимназистов и родителей. Семьи по-другому начинают смотреть на детей; открывают новое в учениках их учителя. Это сильнейшее единение дает нам точку опоры».

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru