Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Экономика образования

Учителям заплатят по таблице умножения

В Астраханской области переходят от оклада
к повышающим коэффициентам

Введение отраслевой системы оплаты труда педагогов считается одним из важнейших направлений реформы образования.
В Перечне поручений Президента РФ на 2006 год (ПР-2065 от 10.12.2005) Правительству Российской Федерации говорилось: «Предусмотреть при переходе на нормативную систему финансирования образовательных учреждений меры по увеличению размера оплаты труда и снижению учебной нагрузки учителей»…

Однако разработка соответствующих нормативных документов в 2006 году задержалась. Министр образования и науки Андрей Фурсенко был недоволен предложениями по новой системе оплаты труда и заменил команду разработчиков.

Cубъекты РФ стали разрабатывать новую модель оплаты труда на свой страх и риск. Так, тюменская модель существенно отличается от петербургской, а самарская – от ярославской и тамбовской...

«В связи с разграничением полномочий (по 184 Федеральному закону, где четко определены права Центра и субъектов Федерации) каждый регион сейчас вправе разрабатывать свою систему оплаты труда, – считают в Департаменте прогнозирования и организации бюджетного процесса Минобрнауки РФ. – Лишь бы эти системы не противоречили позициям федеральных органов власти. К примеру, норму часов и норму рабочего времени по-прежнему устанавливает правительство. Другое дело – что регионы у себя изобретают. В этом случае правоведы должны внимательно рассмотреть каждое предложение».

С 1 января 2006 года в Астраханской области перешли на нормативно-подушевое финансирование. Областное правительство утвердило соответствующее постановление. А с 1 января 2007 года Министерство образования и науки планирует перейти на отраслевую систему оплаты труда педагогов.

Итак, что предложили астраханским учителям?

Посчитаем!

Структура зарплаты педагогов Астраханской области в 2006 году была такова:

  • для учителя 1 категории (13 разряд ЕТС) – ставка 2995 рублей, надбавки и оплаты – 748 рублей, надбавки за стаж – 420 рублей;
  • для учителя высшей категории – ставка ЕТС 3226 рублей, доплаты – 806 рублей, надбавки за стаж – 460 рублей;
  • руководитель образовательного учреждения получал ставку 3774 рубля, доплаты – 943 рубля и надбавки за стаж – 520 рублей.

Таким образом, учитель первой категории не получал даже 5 тысяч рублей. Прожиточный минимум, установленный на заседании правительства Астраханской области в октябре 2006 года, составлял 2783 рубля для трудоспособного населения; для пенсионеров – 2089 рублей и для детей – 2653 рубля. Однако заложить в основу учительской зарплаты прожиточный минимум – значит унизить учителя. А среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Астраханской области составляла в конце 2005 года свыше семи тысяч рублей.

Цены в регионе растут стремительно. По данным облкомстата, с начала года инфляция составила 8,4%. В области серьезно подорожали потребительские товары, на 25% возросла стоимость одного квадратного метра жилья.

Однако новая система оплаты труда педагогов позволит – по мнению разработчиков – поднять зарплату до 8 и более тысяч рублей. Приблизительно столько же (8–10 тысяч) стали зарабатывать в текущем году и учителя Самарской области, где отраслевая система оплаты труда была введена с апреля этого года.

Жизнь за оклад?

Является ли сумма в 6200 рублей конкурентоспособной? Пока она даже ниже среднестатистической начисленной зарплаты в Астрахан¬ской области. Когда летом 2006 года эксперты критиковали нормативы новой СОТ, предложенной экономистами из Минобрнауки РФ, их главные возражения сводились именно к этому: зарплата педагога, рассчитанная новым образом, должна превышать среднюю по региону.

Правда, астраханских педагогов уверяют, что начисленная таким образом зарплата – это далеко не все. Ведь в областную систему Астраханской области идут инвестиции. Только за первое полугодие 2006 года привлечено 144,5 млн. рублей. Половина из них – средства за оказание платных образовательных услуг. Если в 1994 году суммы платных услуг, которые оказывали детям в школах некоторых районов, начинались от 4 тысяч рублей и доходили до 770 тысяч рублей, то в 2004 году они исчислялись 50 миллионами рублей в год (например, в Астрахани).

Еще в областную систему образования летом поступили 74,3 миллиона рублей – средства федерального бюджета на выплату грантов по президентским программам, 43 миллиона – на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.

Как измерить чужое мнение?

Однако самым больным вопросом для учителей области оказался – как и предвидели эксперты – расчет коэффициента качества работы учителя.

Наиболее известен тюменский вариант системы, в которой акцент делается на количество учащихся в классе. Стоимость педагогической услуги переводится в «ученико-часы». Чем выше стоимость педагогической услуги, тем больше зарплата учителя. Другое новшество тюменских разработчиков – предметы делятся по группам на 4 категории сложности. К первой группе (самые сложные) относятся русский язык и литература, математика, 1-й класс начальной школы. Вторая группа – история, география, физика, химия, начальная школа со 2 по 4 класс, еще ряд предметов… К четвертой группе сложности отнесены ОБЖ, физвоспитание. Разработчики системы уверяют, что учителя физкультуры или ОБЖ вовсе не будут обиженными: ведь «физрук» в школе обычно один и у него больше учеников, чем у математика или словесника.

В Астраханской области коэффициент качества работы учителя предполагают рассчитывать по нескольким критериям. Среди них: оценки и успеваемость учеников, мнение родителей. Эксперты уже не сомневаются: перечень субъективных критериев, по которым будет оцениваться работа педагога, вызовет споры, разногласия и даже жалобы.

А если упадет?

Начальник отдела экономики образования и инвестиций Министерства образования Астраханской области Елена Золотайкина признает: известие о переходе на отраслевую систему оплаты труда встревожило учителей.

«Люди боятся снижения заработной платы, – делится она. – Хотя в нормативно-правовой базе уже сейчас прописано, что в течение года эксперимента будет сохраняться заработная плата по тому уровню, каким он был до введения отраслевой системы оплаты труда, даже если по новым расчетам у педагога получается меньше. К тому же, несмотря на то что количество обучающихся падает, мы просим губернатора оставить нам фонд оплаты в том же объеме, каков он был на 2006 год».

Министерство образования и науки Астраханской области вынуждено было выступить с официальным заявлением. Пресс-служба заверила учителей области, что отраслевая система оплаты труда, наоборот, предполагает увеличение учительской зарплаты.

А министр образования Астраханской области Виталий Гутман заверил, что рабочая группа, отвечающая за разработку коэффициентов, посетит все муниципальные учреждения образования области, чтобы выслушать предложения педагогов.

Однако в закон области «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Астраханской области», который планируется принять к 1 января 2007 года, все же будет внесена статья: «В случае, когда установленные в соответствии с настоящим Законом… должностные оклады, тарифные ставки (оклады) с учетом доплат и надбавок оказываются ниже установленных по состоянию на 31 декабря 2006 года должностных окладов (тарифных ставок), указанным работникам на время работы в данном учреждении в занимаемой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате».

Норматив посчитали, а дальше?..

Методика расчета и величина норматива определены.

Однако по ходу введения нормативно-подушевого финансирования в школы области выяснилось: не так уж легко довести бюджетные средства до каждой конкретной школы.

Участники недавно состоявшегося регионального семинара по практике внедрения НБФ в школы области осторожно заметили: «имеет место отклонение утвержденной от фактически полученной школой суммы подушевого финансирования». Региональные и муниципальные власти парировали, что это не они виноваты: это у директоров и бухгалтеров школ не хватает знаний нормативно-правовой базы, движения финансовых потоков, основ бюджетирования.

Специалистам регионального министерства образования осталось только развести руками: действительно ли местные чиновники заинтересованы в том, чтобы школы жили лучше, а учителя получали больше?

Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

В материале использована информация: Министерства образования и науки РФ, Управления пресс-службы и информационной политики администрации губернатора Астраханской обл., министерства образования Астраханской обл., информационного портала социальной сферы администрации Астраханской обл. и газеты «Южный репортер»

Как будет рассчитываться зарплата учителя при переходе на отраслевую систему оплаты труда?


В основе расчета новой системы оплаты труда в Астрахани лежит базовый оклад, который формируется в результате произведения базовой единицы и повышающего коэффициента (именно так предлагали первоначально рассчитывать зарплату учителей экономисты Минобрнауки РФ).

Базовая единица будет ежегодно утверждаться законом «Об областном бюджете». В 2007 году, когда в области перейдут на новую систему оплаты труда педагогов, ее размер должен составлять 1100 рублей.

Базовый оклад увеличивается за счет коэффициентов, учитывающих: уровень образования преподавателя; стаж; специфику его работы; квалификацию; качество предоставляемых им образовательных услуг.

Например, при квалификации педагога «магистр» (6 лет обучения в вузах, включившихся в Болонский процесс) или «дипломированный специалист» (5 лет обучения, обычный срок подготовки учителя в России) базовый оклад будет умножаться на 1,5. При квалификации молодого учителя «бакалавр» коэффициент умножения составит 1,4. Если у учителя пока что неполное высшее или среднее специальное образование, его базовый оклад будет умножен на 1,2.

Коэффициенты

  • стажа работы могут составить от 0,35 до 0,5
  • специфики работы – до 0,80
  • квалификации – от 0,15 до 0,40
  • масштаба управления – до 0,60
  • уровня управления – 0,40–0,50
  • качества предоставленной образовательной услуги – до 0,50 базового оклада

Ниже в таблице показан расчет заработной платы учителя, имеющего высшую квалификационную категорию. Сначала – расчеты по ЕТС, затем – по отраслевой системе оплаты труда.





Статистика


В Астраханской области 372 общеобразовательные школы, из них 7 гимназий и 6 лицеев, 16 школ с углубленным изучением предметов. В системе общего образования работают 11093 учителя. В области 2469 преподавателей вузов, 2189 преподавателей ссузов, 2340 педагогических работников дополнительного образования, 4674 педагогических работника дошкольного образования.. Каждый молодой педагог, который выбрал работу на селе, в 2006 году получает от администрации области по 30 тысяч «подъемных» (в прошлом году было 10 тысяч). В 2006 году в сельскую местность отправились работать более 100 молодых учителей. В 2005-м согласились 62, хотя в 2004-м не было ни одного.

Финансирование системы образования
в Астраханской области



Рейтинг@Mail.ru