Школа без педагогики
Доктрина, реформа, модернизация, национальный проект – все масштабные государственные мероприятия направлены на изменение механизма функционирования отечественной педагогики. Профильность, финансовые потоки, контроль итоговый
и периодический – вот темы педагогических раздумий последнего десятилетия. Темы интересные, но всего лишь побочные
по отношению к основной теме педагогической науки – теме воспитания. А с ней-то как раз дела обстоят особенно неблагополучно…
Теория не влияет на педагогическую практику, а практика не нуждается в теории. Положение ненормальное. Недаром так печальна судьба педагогов-новаторов. Отгремела слава. Не слыхать о последователях. Не возникли педагогические школы: говорят, что их опыт невоспроизводим. Ерунда. Просто воспроизводить никому неохота. Потому что во всех новаторских идеях в центре находится ребенок и его воспитание, т.е. собственно педагогика. А в реальной практике школы сложился и расцвел, набрав невиданную силу, предметоцентризм. Главное – физика, география, химия, математика, а теперь уже даже не они, а ЕГЭ по ним, что «две большие разницы». Ребенок при этом где-то в стороне. Школьным наукам можно выучить без всякого новаторства. Для этого должна быть книжка потолще и учительница посуровее.
Обратите внимание на то, как изменился лексикон педагогического начальства. Вместо слов «воспитание», «развитие», «родители», «школа» – слова «учреждение», «услуги», «клиент», «мониторинг», «маркетинг». Школа становится просто областью экономики. В наших педагогических кругах о педагогике даже говорить стало как-то неприлично. Тема считается банальной, бесперспективной. От нее отмахиваются, как от назойливой мухи. В обывательском сознании педагогика ассоциируется чуть ли не с шарлатанством, чему в немалой степени способствуют и СМИ.
А вопрос-то простой. Беремся ли мы целенаправленно выращивать ребенка или – что вырастет, то вырастет, как трава в чистом поле? Пока, к сожалению, больше похоже на второй вариант. Даже в садоводческом искусстве известны сроки посадки, снятия урожая, способы полива, рекомендации по обработке химикатами от вредителей и подкормки удобрениями, приемы формирования кроны и развития корневой системы. В теории садов педагогических мы ограничиваемся общими рассуждениями о красоте и философствуем на предмет всеобщей любви и дружбы. На практике ни один учитель не ставит себе цели на уроке понять, какой из себя Вася – добрый ли он, честный ли, справедливый ли. Учителя интересует лишь одно: умеет ли Вася решать математические задачки.
Так как современная педагогика не выполняет обещанного – она перестала воспитывать, а значит, и перестала быть наукой (по словарю – наука о воспитании). И мы в ответ получаем соответствующее отношение общества.
В современном мире просто научиться чему-либо можно сотнями путей помимо школы. Что по факту уже и происходит. Иностранному языку, вождению автомобиля, работе на компьютере в качестве успешного пользователя, приемам скорочтения и запоминания мы учим детей на различных курсах. А эти умения и навыки как раз и являются наиболее востребованными для современного человека. Даже к вступительным экзаменам большинство родителей предпочитает готовить детей на подготовительных курсах в вузе.
Сохранение здоровья и безопасность ребят в школе – и то обеспечить проблематично. Они поступают к нам больными, и в школе все лишь усугубляется. У первоклас¬сника рюкзак весит почти как у альпиниста. Пять-шесть часов в малоподвижной позе – не снилось и графу Монте-Кристо в заточении. Представьте, что происходит с нормальным ребенком за десять лет такой пытки. Но мы, учителя, понукаемые, подстрекаемые как прямыми руководящими указаниями, так и собственными соображениями о мифической пользе знания как такового, готовы быть все более беспощадными в борьбе за успеваемость. При этом мы обижаемся и удивляемся: за что нас не любят? Да за обман и не любят. Прикрываемся красивой доктриной, воспитание обещаем, а на деле только учим, учим и учим, как завещал… Недаром «учим» так похоже на «мучим».
Исчезновение из школы педагогики ведет к разрыву связи поколений. Отцы и дети все больше будут разделяться пропастью. Уже сейчас раздаются первые звоночки. Появляется какой-то новый подвид (!) человека. Как когда-то кроманьонец сосуществовал с неандертальцем, так сейчас, по-моему, гомо сапиенса начинает теснить гомо кайфус. «Жизнь в удовольствие!», «Кайфа и лайфа!», «Долой напряг!» – лозунги современной эпохи.
Статья подготовлена при поддержке компании «derdiedas». Если вы решили приобрести многофункциональный ранец для вашего чада, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «derdiedas». Обратившись в магазин школьных ранцев, расположенный по адресу «www.DerdiedasBags.Ru», вы сможете, не отходя от монитора, приобрести качественный рюкзак по оптимальным ценам. В компании «derdiedas» работают только высококвалифицированные специалисты.
Мне бы не хотелось, чтобы эти размышления кому-либо показались брюзжанием по поводу современной молодежи. Еще у античных авторов встречаешь сетования на дурные новые нравы. Дело не в детях. Дело в нас – взрослых. Впервые за всю историю человечества появляется технологическая возможность почти не заниматься воспитанием детей. И мы дружно за эту возможность ухватились. «Жизнь в удовольствие» – это лозунг взрослых, а дети его только перенимают от нас.
На первом этапе технической революции воспитание изгнали из семьи – пусть занимается школа. К концу советской эпохи директор головой отвечал даже за такие вещи, как прогулы и опоздания детей в школе на две-три тысячи учащихся. С новым скачком развития цивилизации – появлением компьютера и мобильного телефона в быту обычной семьи (у нас этот период совпал с перестройкой и гласно¬стью) – школа сама отказалась от воспитательных функций. Одно время даже произносить слово «воспитание» считалось недопустимым, потому что оно ассоциировалось с насилием над личностью, его стали заменять нейтральным – «образование» (слава богу, что не «новообразование»).
В большинстве школ одновременно с последним звонком с урока дети открывали и двери, устремляясь на выход. Учителя были только рады, потому что не надо сидеть «забесплатно» (ставка-то 18 учебных часов) и придумывать какие-то там географические КВНы или биологические игры по станциям. Отработал – и домой.
Кто сейчас воспитывает ребенка? Во-первых, телевизор и компьютер. Давно уже исчезли из наших дворов ребячьи компании. Канули в Лету дворовые игры с их огромным воспитательным потенциалом. У экрана среднестатистический ребенок проводит по 4–5 часов в день. Смотрит то, что стало наиболее привлекательным. Мало кто из родителей фильтрует информацию. Еще одним воспитателем остаются сверстники, сами насмотревшиеся телека или одуревшие от компьютерных стрелялок.
В одной современной книжке по педагогике вычитал интересную мысль о том, что время жизни педагогических теорий – пять-семь лет. Меняется мир (а он меняется теперь стремительно) – меняется и педагогика. Она очень социально привязанная наука. То, что работало двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад, может не работать сейчас. Сегодня наивно выглядят замечательные письма Сухомлинского сыну с призывами отдать жизнь за дело коммунистической партии.
Педагогика в последнее время перестает поспевать за изменениями в обществе. А она должна, наоборот, опережать их, поскольку является наукой прогностичной, призванной подготовить ребенка не просто для жизни «здесь и сейчас», а для жизни в будущем. И школа должна не стыдливо умалчивать о своем воспитательском бессилии, а бить во все колокола.
Педагоги, психологи, биологи, передовики-практики! Нужны новые воспитательные теории! Подчеркиваю: теории – во множественном числе! Люди разные, каждый человек – это отдельный мир. Чем больше будет конструктивных идей – тем лучше. Давайте откроем нашу педагогическую ВДНХ. Поверьте, умных голов среди учителей много. Павильоны педагогической ярмарки пустовать не будут. Для этого совсем необязательно писать толстые монографии. А вот что действительно необходимо, так это реальный опыт по воспитанию детей. Может быть, открытие такой ярмарки будет новым этапом национального проекта «Образование»?..
Алексей КАМЕНСКИЙ, директор лицея информационно-коммуникативных технологий,
г. Санкт-Петербург
|