Педагогическое одиночество: как с ним бороться?
Профессиональное одиночество учителя… Это чувство иногда возникает у педагога, хотя, казалось бы, откуда ему взяться?
В каждой школе работают люди той же профессии. С кем же еще обсуждать возникающие сомнения и вопросы, если не с коллегами?..
Как понять, что твой урок ничем не хуже «звездных» уроков,
которые показывают на конкурсе «Учитель года»? Что можно выносить на обсуждение и как это делать, организуя открытые или модельные уроки? Думаем, что завуч по воспитательной работе, прочитав эту статью, не просто вспомнит о некоторых приемах такой работы, но и попробует организовать что-то подобное.
А материал, следующий за этим и затрагивающий частично тот же круг проблем, поможет сформулировать вопросы для очередного педсовета по теме «воспитание».
Педагогика – наука, которая в школе не нужна
В институте будущих преподавателей учили и педагогике, и методике преподавания конкретной учебной дисциплины. В рамках предмета «педагогика» знакомились с трудами Руссо, Коменского, Песталоцци, Дьюи, Макаренко, Штайнера и многих других. Мысли этих людей были интересны, значимы... для общего развития. На «методике» рассматривали варианты проведения уроков по программным темам.
Идеи великих философов образования до сих пор используются только в системе воспитания, во внеурочной и внеклассной работе. Когда речь идет о том, как можно научить тридцать человек, сидящих на уроке, математике или английскому языку, не до философии.
В педагогике – поиск, философия, мировоззрение, дискуссия.
В методике – технология, шаги по намеченному государством плану, по программе, которая учителями не подвергается сомнению.
Однако в школе обычно оценивают учителя именно как предметника, то есть как преподавателя, умело использующего частную методику. Кто оценивает? Администрация, коллеги-предметники, ученики, родители. Конечно, есть еще и проблема воспитания учащихся, но за воспитанность и сплоченный классный коллектив учителю никто высшую категорию не присвоит и зарплату не повысит.
И тогда учитель принимает решение. Либо смиряется с явно отрицательным результатом своей работы и продолжает выполнять устаревшие (читай: чужие) инструкции. Либо что-то изменяет, изобретая свою собственную методику, начинает работать изолированно, стараясь скрыть от чужих глаз то, что происходит на его занятиях. Кто сможет понять, что делает учитель? Коллеги-предметники? Но они исходят из своего опыта преподавания того же учебного предмета, из частной методики, которая для них оказалась наиболее приемлемой. Чужую работу они, как правило, анализируют как похожую (читай: правильную, эффективную) на свою или непохожую (неправильную, неэффективную).
В результате большинство учителей не имеют возможности с кем-то обсудить новые собственные методы преподавания, отточить их, сделать более эффективными.
Многие так привыкают к профессиональному одиночеству, что даже самим себе в этом не признаются и рассуждают примерно так: только бы никто не лез в мою работу, тогда все будет нормально.
На самом деле желание пообщаться с коллегами есть у каждого. Именно пообщаться, выяснить чье-то мнение, а не провести узкометодический разбор «правильности» того или иного урока.
Когда гость проверяет
сам себя...
Есть ли в школе возможность обсуждать собственно педагогические действия, а не узкие предметные методики? Бесспорно. Только эта возможность редко используется. Для этого нужно попробовать показать свой урок коллегам, близким по пониманию целей образования, но преподающим другие учебные дисциплины. Тогда в фокусе совместного анализа урока будет не частная методика, а общепедагогические принципы, приемы, подходы, которые педагогу удалось (не удалось) использовать на своем уроке.
Это начинаешь понимать, например, когда посещаешь урок, проведенный на иностранном, незнакомом тебе языке. Так как смысл слов учителя тебе, гостю, совершенно непонятен, обращаешь внимание на то, как учитель заходит в класс, как общается с детьми, организует работу, откликается на вопросы учеников. После посещения такого урока идет обсуждение педагогических процессов, замеченных гостем, а не слов учителя и его предметной методики. При этом важно помнить: вы – гость, а не инспектор. Фактически это некоторый экзамен именно для наблюдающего урок, своеобразный экзамен по педагогике: хватает ли у тебя педагогического опыта, чтобы увидеть весь процесс, и педагогического такта, чтобы проанализировать увиденное конструктивно.
Во многих школах специально ставят в расписание спаренные уроки для двух учителей, чтобы они могли поучиться друг у друга. Это – другой вариант выхода на серьезный анализ того, что делает учитель.
Как трудно быть учеником...
Но часто сам факт прихода коллег разрушает ход урока. Да и как организовать потом обсуждение? Разговаривать на перемене? Времени явно не хватит. Этот вариант хорош только тогда, когда учителя, во-первых, уже абсолютно доверяют друг другу и, во-вторых, если они привыкли говорить о педагогике.
Есть и другой вариант обмена опытом внутри одной школы. Можно провести модельный урок, работая с коллегами как со своими учениками, а потом всем вместе обсудить: каких целей хотел добиться учитель, используя на уроке тот или иной прием, что при этом чувствовали учителя-ученики, каков результат этой работы.
К модельному уроку можно и подготовиться заранее, и сделать его более динамичным, включив в одно занятие несколько приемов, которые учитель хочет вынести на обсуждение.
При подготовке такой методическо-педагогической работы следует помнить:
- Перед началом модельного занятия учитель, ведущий его, должен иметь время для формулировки собственных целей, для пояснения тех моментов, которые он считает нужным отметить.
- Обсуждение урока следует начинать с вопросов к учителю. Это очень важный этап, во время которого люди занимают позицию равноправных сотрудников, выходят из ситуации «старший – младший».
- Суждения, построенные по принципу «хорошо – плохо», следует заранее исключить. Вместо них можно предложить использовать конструктивные фразы, типа: «Для достижения поставленной учителем цели можно было бы использовать и другой прием, например...» Тогда все мнения гостей-учеников превратятся в идеи, которые каждый из участников модельного урока сможет в дальнейшем использовать.
- Быть ведущим такого урока очень полезно. Без всякого риска для реального учебного процесса учитель получает возможность увидеть себя со стороны, лучше понять, что у него действительно получается, а что – нет, и использовать идеи коллег в дальнейшей работе.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Когда у меня шла переаттестация, коллеги из других школ приехали ко мне на урок. Надо сказать, что мы давно знаем друг друга: вместе проверяем олимпиадные работы, обсуждаем возникающие проблемы на методических объединениях. Поэтому я решила не проводить образцово-показательное занятие, а устроить обобщающий урок по только что пройденной теме, на котором сразу будет видно, чему научились дети и в чем у них пробелы, а после обсудить с коллегами результат. Но... Одна учительница позвонила и сказала, что приезжать ей некогда, она знает, что я хорошо работаю, и напишет все заочно, для чего ей нужен лишь план урока. Вторая сразу стала проверять документацию, посидела на уроке десять минут, похвалила ребят и убежала – дела...
Аттестация «прошла успешно», но осадок остался: моя работа никому не интересна. Получается, что педагогика – не творческая специальность и уж тем более не искусство. Это рутина, монотонность, однообразие. Мы малоинтересны себе и друг другу. Разве в таком случае мы можем быть интересны своим ученикам?
Наталья А., Московская область
|
|