Формулы для директора
Как сохранить и улучшить
эмоционально-психологический климат в школе
Среди существенных характеристик, которые позволяют оценить внутреннюю эффективность работы школы, есть и такая, как эмоционально-психологический климат в школе
(или школьная атмосфера).
Как понять, насколько благоприятен такой климат в школе?
Что может сделать директор для его улучшения или просто сохранения? Помимо ответов на данные вопросы, автор статьи дает в руки руководителя также и инструмент – анкету, с помощью которой можно узнать, все ли в порядке в его команде или какие-то функции «западают» и требуют срочного внимания…
Внимание!
Три «С»!
Понятие «эмоционально-психологический климат» появилось в научном языке недавно, наряду с такими интегральными понятиями, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и другие, которые получают все большее распространение в современной науке и практике.
Отечественный психолог, занимавшийся проблемами социальной психологии, Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера – все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения, очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом»1.
Данная аналогия позволяет определить характерные особенности эмоционально-психологического климата:
- это одна из сторон жизнедеятельности людей;
- он неодинаков в разных коллективах;
- он по-разному влияет на членов коллектива;
- его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.
Из наиболее важных форм проявления эмоционально-психологического климата в коллективе большинство социальных психологов в первую очередь выделяют: совместимость, сработанность, сплоченность участников совместной деятельности рабочего коллектива.
Под совместимостью принято понимать эффект взаимодействия людей, характеризующийся их максимальной удовлетворенностью друг другом. Эффективность взаимодействия определяется эмоциональным удовлетворением и сохранением или сохранностью отношений. Она формируется посредством механизма подобия и взаимного усиления имеющихся свойств и особенностей людей, входящих в рабочую группу, или возникает и формируется за счет механизмов компенсации и взаимодополнения отсутствующих или недостаточно развитых качеств личности.
Сработанность – процесс и результат взаимодействия людей, который характеризуется максимально возможным успехом деятельности при незначительных эмоционально-энергетических издержках. Эмоциональная удовлетворенность при совместимости исходит из особенностей взаимодействия между людьми, а удовлетворенность в сработанности определяется характером совместной работы («успешностью/неуспешностью» деятельности). В сработанности преобладает момент долженствования, необходимости работать вместе независимо от симпатий или антипатий. Сработанность характеризуется адекватностью понимания партнеров в сфере профессиональных знаний, умений, навыков.
Сплоченность коллектива является мерой упорядоченности, согласованности и устойчивости внутригрупповых и межгрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность (традицию) жизнедеятельности коллектива. Выделяют три аспекта коллективной жизнедеятельности:
- межличностные взаимоотношения членов рабочей группы;
- эмоциональные взаимоотношения членов рабочей группы,
- характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений лиц, объединенных в рабочие группы.
В первом случае под сплоченностью понимается привлекательность рабочей группы или ее членов, показателем которой выступает либо уровень взаимной симпатии в их отношениях, либо степень полезности рабочей группы для индивида.
Во втором случае сплоченность интерпретируется главным образом как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованности функционально-ролевого поведения членов группы при решении задачи.
Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, в частности:
- способность рабочей группы самостоятельно спланировать этапы осуществления поставленной цели и распределить предстоящую работу среди своих участников;
- степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных на них функций;
- способность рабочей группы эффективно контролировать и корректировать индивидуальные действия и подавлять дезорганизационные проявления;
- умение группы в относительно сжатые сроки синтезировать (суммировать) выполненную ее участниками работу и т.п.
В третьем случае сплоченность рассматривается как степень совпадения (согласованность, сходство) представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям и ценностям).
Анкету – в руки
Исследованиями эмоционально-психологического климата в школе занимались советские психологи Р.Х. Шакуров и Ф.К. Деак2. Они впервые представили конкретные данные о влиянии психологического климата на эффективность работы педагогического коллектива и нашли психологические показатели оптимального эмоционально-психологического климата.
Анализ исследований данных авторов и собственный практический опыт позволил нам в своей школе определить основные показатели и правила формирования эмоционально-психологического климата, влияющие на эффективность работы школы и создание здорового психолого-педагогического пространства.
Первым показателем оптимального эмоционально-психологического климата в школе является сплоченность, сработанность и совместимость директора и его заместителей.
Способность управленческого персонала влиять на психологическую атмосферу в школе зависит от:
- уровня управленческой подготовки директора школы и его заместителей;
- четкого распределения обязанностей между директором и его заместителями;
- хороших взаимоотношений между администрацией;
- отработанных навыков корпоративных (совместных) способов принятия решений;
- единой системы анализа и оценки деятельности педагогического, родительского и ученического коллективов.
Вторым показателем оптимального эмоционально-психологического климата в школе является влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения педагогов и учащихся.
Создание такого климата в школе подразумевает:
- научно обоснованный подбор педагогического состава школы;
- периодическую аттестацию персонала школы;
- комплектование первичных преподавательских, ученических и родительских коллективов с учетом психологической совместимости людей;
- применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке и закреплению у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия: переговоры, соглашения о намерениях сторон, анализ конкретных кризисных ситуаций и т.п.
Меры формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в школьном коллективе:
- комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения окажется малоработоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу, или только любители командовать;
- необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5–7 человек);
- отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц;
- соблюдение служебного этикета, который начинается с внешнего вида;
- применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т.п.).
Для оценки эмоционально-психологического климата педагогического коллектива мы предлагаем анкету, работа с которой достаточно проста как в проведении, так и в обработке (см. Приложение 1). Она составлена на основе теста Е.И. Рогова. Мы в своей школе работали с этой анкетой, когда автор статьи только начинал свою деятельность в должности руководителя школы, а также провели повторную работу спустя пять лет. Этот мониторинг позволил нам проследить динамику развития педагогического коллектива, а конкретнее – тех свойств, которые заложены в данной анкете. Не открывая всех секретов, скажем лишь, что результаты второго анкетирования оказались не такими радужными, как нам всем заранее представлялось. Но это просто означает, что в коллективе еще есть над чем поработать.
Нам кажется целесообразным провести подсчет по каждому свойству, т.е. определить его индекс, и тогда будет легко проранжировать свойства, способствующие сплочению коллектива или его разобщению.
А «здоров» ли класс?
Говоря об эмоционально-психологическом климате школы, не забудем и о таких важных участниках образовательного процесса, как дети. Очевидно, что благоприятный психологический климат в школьных стенах способствует и полноценному развитию личности учащихся, и лучшему усвоению учебного материала. Дети ведь как лакмусовая бумажка – если что-то в школе не так, сразу «меняют цвет».
Напомним, что преобладающими качествами характера у ребенка, находящегося в благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода внутреннего «я». При неблагоприятном дети испытывают чувство незащищенности, леность, становятся агрессивными, пессимистичными, пассивными.
Как правило, при анализе работы школы традиционно обращают внимание на успеваемость, выполнение учебных программ, однако в традиционной информации о пропусках можно отыскать и важный показатель эмоционально-психологического «здоровья» класса. В любом классе всегда имеются так называемые «беспричинные» пропуски, т.е. прогулы, когда ребенок без всякой, казалось бы, уважительной причины не посещает школу. А причина, как правило, есть всегда. В частности, можно говорить о самозащите детского организма от перегрузки, дискомфорта, «выталкивания» учащегося за порог школы.
Показатель, отражающий разницу между количеством пропусков по болезни и «беспричинными» пропусками, характеризует степень ощущения психологического благополучия класса.
Мы предлагаем свою технологию подсчета этого показателя, которая приведена в Приложении 2.
Как показывает практический опыт нашего образовательного учреждения, данный показатель целесообразно вычислять каждую четверть (триместр) и вместе с традиционными отчетами по классу принимать и отчет по количеству «беспричинных» пропусков, которые отмечаются в сводной ведомости, в конце классного журнала. Это позволит управленческой команде проводить непрерывный мониторинг эмоционально-психологического здоровья класса.
Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901,
г. Москва
1 Социальная психология / Под ред. Г.Л. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М.: Просвещение, 1975.
2 Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. – М., 1979.
Деак Ф.К. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся: Автореф. канд. дис. – М., 1982.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для оценки эмоционально-психологического климата коллектива
Инструкция по применению анкеты
Анкету просят заполнить по возможности всех членов школьного коллектива. Предлагается оценить свойства, присущие ему, и поставить в одной из пустых клеточек любой значок: «+» или «v». Чем ближе поставлен знак к сформулированному свойству, тем ярче оно выражено в коллективе.
Обработка анкеты
1. Рассчитывается среднегрупповая оценка эмоционально-психологического климата в коллективе по формуле:
где:
С – величина, определенная из суммы баллов оцененных психологических качеств коллектива,
N – количество членов коллектива, принимавших участие в анкетировании.
2. Рассчитывается процент людей, оценивших климат как неблагоприятный, по формуле:
где:
n(С1-) – количество людей, оценивших психологический климат как неблагоприятный, т.е. они выбрали отрицательные оценки,
N – количество членов коллектива, принимавших участие в анкетировании.
Оценка результатов
анкетирования
Если С = 0–8 или С отрицательно, то имеет место ярко выраженный неблагоприятный эмоционально-психологический климат.
Если С = 8–22 – средняя степень благоприятности эмоционально-психологического климата.
Если C > 22 – высокая степень благоприятности эмоционально-психологического климата.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Эмоционально-психологическое здоровье класса
Степень психологического благополучия класса – разница между количеством пропусков по болезни и прогулов.
Технология подсчета
1. Подсчитать количество уроков, которые учащиеся должны были посетить за триместр (четверть) по формуле:
где:
U – количество уроко-учеников;
N – количество учебных недель;
n – количество учебных часов в неделю по учебному плану (пример: 2 класс – 24 часа, 6 класс – 30 часов, 11 класс – 39 часов);
K – число учащихся в классе.
2. Из классного журнала взять данные об общем количестве пропусков и пропусков по болезни:
О – общее количество пропусков;
Б – пропуски по болезни.
3. Определить индекс, отражающий состояние здоровья учащихся (ИЗ) в классе по формуле:
4. Определить индекс психологического благополучия (ИПБ) по формуле:
Данные целесообразно занести в таблицу.
Таблица подсчета эмоционально-психологического здоровья классов
|