Школа родительской активности
Введение общественного управления в школах считается одним
из главных направлений, по которому пойдут образовательные реформы будущего. О его важности свидетельствует тот факт, что субъекты РФ, разработавшие успешные механизмы общественного управления, в ближайшем будущем смогут претендовать
на президентский грант в размере 175 миллионов рублей.
В Ярославской области различные модели такого рода разрабатывались с 2001 года. Среди них – школьная управляющая команда, управляющий и попечительский советы.
Об опыте работы управляющих советов – наш рассказ.
«Моей старшей дочери 14 лет. Она окончила 8-й класс. Как сложится ее судьба? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, как пройдут ее школьные годы, – говорит мама старшеклас¬сницы из г. Тутаева Ярославской области, Эльвира Давыдова. – Чей вклад важнее? Семьи или школы? Все зависит от того, насколько согласованны будут действия родителей и педагогов».
В старинном русском Тутаеве расположена одна из четырех пилотных школ, где несколько лет назад были созданы новые структуры государственно-общественного управления образованием – Управляющие советы (УС). Эльвира Давыдова – председатель Управляющего совета средней школы № 6.
«Чем мы занимаемся? Учебный процесс, финансы, состояние школьного здания, библиотека, питание, внеклассные мероприятия, атмосфера в школе, – объясняет мама. – Несколько раз в год мы проводим общешкольную родительскую конференцию, вынося на обсуждение различные вопросы: результаты аттестации, лицензирования школы, результаты экзаменов, что сделано для здоровья и безопасности детей. Мы теперь твердо знаем, что, принимая решения, администрация школы должна будет обсудить их с нами. У родителей появилась возможность выбирать, чему учить наших детей. В учебный план школы с 5 класса для обязательного изучения введена информатика; с 5 класса, факультативно, – расширенное изучение иностранного языка; с 7 класса – второй иностранный язык. В 5–6 классах 1 час добавлен на занятия физкультурой.
Важно, что у старшеклассников появилась возможность высказать свое мнение, зачастую не совпадающее с мнением педагогов».
В ходе эксперимента по созданию структур общественного управления образованием в Ярославской области начался всплеск родительской активности. Были созданы несколько региональных общественных родительских организаций: «Родительский комитет», «Учитель года», «Маленький принц» (для родителей дошкольников). На сайте Департамента образования области этим организациям уделена страница с уважительным названием: «Наши партнеры».
«В школьный Управляющий совет входят наиболее авторитетные представители общественности, местного сообщества, трудового коллектива школы, учащиеся, – рассказывает Татьяна Степанова, директор Департамента образования администрации Ярославской области, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ. – Вопросы качества образования и условий образовательного процесса они ставят не только перед дирекцией школы, но и перед администрацией района и области. И, надо сказать, небезуспешно».
Там, где родители взяли ситуацию в свои руки, они смогли наладить охрану школьного здания, доставку в школу качественного питания, экскурсии школьников, сделали многое для организации предпрофильной подготовки.
В декабре 2005 г. при Департаменте образования Ярославской области был создан координационный центр развития воспитания и дополнительного образования детей. Вместе с родительскими общественными организациями он проводит совместные акции и запускает новые социальные проекты.
В 2006 году лидеры Управляющих советов приняли участие в экспертизе заявок инновационных школ. (Одним из условий победы в конкурсе на грант Президента РФ было создание в школе органа общественно-государственного управления.)
«Родители-активисты рассматривались как серьезные участники экспертизы, – говорит Дмитрий Курин, председатель региональной общественной организации «Родительский комитет», объединившей родителей-лидеров из разных городов и поселков области. – Да, у родителей были свои предпочтения. Например, одну из школ, которую эксперты департамента отодвигали на восьмое-девятое место, они поставили на первое. Но в целом родительские оценки десятка школ-победительниц совпали с оценками департамента».
Сегодня в областной целевой программе развития образования одним из приоритетных направлений считается общественное управление школами. Родители-активисты выделили свое приоритетное направление. Это создание банка данных успешно разрешенных родителями конфликтных ситуаций.
В созданной ими «копилке» уже хранится несколько удачных примеров. Так, в одной из школ области родители настояли на разработке и утверждении проекта по реконструкции школьного двора. Акцию назвали «Зеленая улица»: посадили новые деревья, срубили старые, увезли мусорные баки, отравлявшие воздух под окнами школы, организовали площадку для вывоза мусора далеко за пределы школьного двора.
Однако типичные конфликтные ситуации, которые возникают в каждой школе, быстро не разрешить.
Первый и главный – конфликт ученика и учителя.
Обычно он возникает в результате авторитарного стиля преподавания.
На втором месте конфликты, связанные с введением обязательной школьной формы. В прошлом учебном году в одной из школ Ярославской области, где было решено ввести школьную форму, дошло до забастовки учеников. Теперь по телефонной линии общественной организации «Родительский комитет» продолжаются звонки: родители просят консультации, как поступить, если администрация школы требует с завтрашнего дня одинаково одеть всех детей.
Третья группа типичных конфликтов вызвана качеством школьного питания.
И лишь на четвертом месте – конфликты из-за принудительных школьных взносов. Папам и мамам не нравится, что деньги с них требуют в приказном порядке. (Большинство родителей, впрочем, готовы платить, если им дадут право решать, на что эти деньги будут потрачены.)
Раньше при возникновении любого конфликта школа предлагала родителям универсальное решение – забрать ребенка.
Теперь члены Управляющих советов рекомендуют не спешить. Многие стороны школьного уклада недостаточно продуманы, а некоторые из них никогда не обсуждались с общественностью. Вопросы школьной формы, учительской авторитарности, невкусных завтраков и мусорных баков под окнами нередко оказываются взаимосвязанными.
В школе № 6 Тутаева была открыта и уже год работает общественная приемная.
Здесь родители могут высказать свои претензии к школе, обсудить проблему, толково сформулировать свои пожелания. Оказывается, наладить «обратную связь» с родителями на проводимых по шаблону родительских собраниях было затруднительно.
«Опасения учителей и руководителей школ, что они уронят свой авторитет, выслушивая родительские мнения, были напрасными. Как только начинается совместная работа – в глазах родителей и общественности сразу улучшается имидж школы, – признают активисты Управляющих советов. – А учителя, попробовавшие работать в контакте с родителями, уже не хотят «жить по-старому».
А теперь перейдем к разговору о тех документах, которые регламентируют деятельность общественных родительских организаций.
Основной документ образовательного учреждения – устав, которым определяется роль совета в системе органов управления школой, его функции. Устав школы имеет высшую юридическую силу по отношению к локальным нормативным актам школы и является своего рода школьной конституцией.
Вопросы, требующие более детальной и объемной регламентации компетенций, порядка формирования и организации деятельности школьного управляющего совета, чем это может быть записано в Уставе, целесообразно урегулировать в одном или в нескольких локальных актах, принимаемых школой. Прежде всего рекомендуется принять и утвердить у учредителя Положение – нормативный правовой акт, т.е. обязательный, имеющий юридическую силу в пределах организации – школы.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЯЮЩЕМ СОВЕТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № _______
1. Общие положения
1.1. Управляющий совет (далее – Совет) муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы № ______ (далее – Школа) является коллегиальным органом управления Школы, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием.
Решения Совета, принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для руководителя Школы (далее – Директор), ее работников, обучающихся, их родителей (законных представителей).
1.2. В своей деятельности Совет руководствуется:
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», иными федеральными законами, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и иными федеральными подзаконными нормативными актами; Конституцией или Уставом, законами и нормативными правовыми актами _____________________ области (республики, города-субъекта РФ);
Постановлениями, решениями, распоряжениями и приказами _____________________________ города (района); Уставом Школы, настоящим Положением, иными локальными нормативными актами Школы.
1.3. Основными задачами Совета являются:
1.3.1. Определение программы развития Школы, особенностей ее образовательной программы;
1.3.2. Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Школы. Содействие рациональному использованию выделяемых Школе бюджетных средств, средств полученных от его собственной деятельности и из иных источников;
1.3.3. Содействие созданию в Школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
1.3.4. Контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Школе.
2. Компетенция Совета
Для осуществления своих задач Совет:
2.1. Принимает устав Школы, изменения и дополнения к нему.
2.2. Согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и профили обучения.
2.3. Утверждает программу развития Школы.
2.4. Согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
2.5. Устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся.
2.6. Принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства).
2.7. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогических и административных работников Школы.
2.8. Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы.
2.9. Согласовывает по представлению директора Школы бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных Школой от уставной, приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников.
2.10. Дает согласие на сдачу в аренду Школой в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности.
2.11. Заслушивает отчет директора Школы по итогам учебного и финансового года.
2.12. Осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Школе, принимает меры к их улучшению.
2.13. Дает рекомендации директору Школы по вопросам заключения коллективного договора.
2.14. Ходатайствует при наличии оснований перед директором Школы о расторжении трудового договора с работниками Школы.
2.15. Ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности информацию (доклад) о состоянии дел в Школе.
2.16. По вопросам, входящим в его компетенцию, представляет Школу, выдает доверенности членам Совета и членам комитетов и комиссий Совета, за исключением доверенностей на совершение действий, если эти действия влекут за собой возникновение прав и обязанностей имущественного характера; имеет простую круглую печать со своим наименованием и полным наименованием Школы.
3. Состав и формирование Совета
3.1. Совет формируется в составе не менее 11 и не более 25 членов с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
3.2. Члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования избираются общим собранием (конференцией) родителей (законных представителей) обучающихся всех классов по принципу «одна семья (полная или неполная) – один голос», независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в Школе.
Работники Школы, дети которых обучаются в Школе, не могут быть избраны в члены Совета в качестве представителей родителей (законных представителей) обучающихся.
Общее количество членов Совета, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся, не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета.
3.3. В состав Совета входят по одному представителю от обучающихся каждой из параллелей ступени среднего (полного) общего образования при условии, если Школа имеет такую ступень.
Общее количество членов Совета из числа обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования – 2 человека.
Члены Совета из числа обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования избираются общим собранием класса или конференцией обучающихся в соответствующих параллельных классах.
3.4. Члены Совета из числа работников избираются общим собранием работников или конференцией представителей работников Школы.
Количество членов Совета из числа работников Школы не может превышать одной четверти общего числа членов Совета. При этом не менее чем 2/3 из них должны являться педагогическими работниками.
3.5. Члены Совета избираются сроком на три года, за исключением членов Совета из числа обучающихся, которые избираются сроком на один год. Процедура выборов для каждой категории членов Совета осуществляется в соответствии с Положением о порядке выборов членов Управляющего совета Школы.
3.6. Директор Школы входит в состав Совета по должности.
3.7. В состав Совета входит один представитель учредителя Школы – в соответствии с приказом о назначении и доверенностью учредителя.
3.8. Проведение выборов в Совет Школы избираемых членов Совета организуется учредителем Школы. Приказом учредителя назначаются сроки выборов и должностное лицо, ответственное за их проведение.
Ответственное за выборы должностное лицо организует проведение соответствующих собраний и/или конференций для осуществления выборов и оформление их протоколов.
Директор Школы в трехдневный срок после получения списка избранных членов Совета издает приказ, котором объявляет этот список, назначает дату первого заседания Совета, о чем извещает учредителя.
На первом заседании Совета избирается его председатель, заместители председателя, избирается (назначается) секретарь Совета из числа работников Школы либо из числа любых лиц, выполняющих функции секретаря на общественных началах. Секретарь Совета не является членом Совета.
После первого заседания Совета его председатель направляет список членов Совета учредителю, который издает приказ о назначении представителя учредителя в Совете Школы и создании Управляющего совета. Приказ является основанием для выдачи членам Совета удостоверений, заверяемых подписью руководителя органа управления, которому подведомственно Учреждение, по установленной форме.
Совет, состав избранных и назначенных членов которого (в т.ч. входящих по должности) утвержден приказом учредителя, обязан в период до двух месяцев со дня издания приказа кооптировать в свой состав членов из числа лиц, окончивших Школу; работодателей (их представителей), прямо или косвенно заинтересованных в деятельности Учреждения или в социальном развитии территории, на которой оно расположено; представителей организаций образования, науки, культуры; граждан, известных своей культурной, научной, общественной и благотворительной деятельностью; иных представителей общественности и юридических лиц.
Кандидатуры для кооптации в Совет, предложенные учредителем, рассматриваются Советом в первоочередном порядке.
Процедура кооптации осуществляется Советом в соответствии с Положением о порядке кооптации членов Управляющего совета Школы. Процедура кооптации осуществляется Советом в соответствии с Положением о порядке кооптации членов Управляющего совета Школы.
3.9. По завершении кооптации Совет регистрируется в его полном составе органом управления, которому подведомственно Учреждение, в специальном реестре. Приказ о регистрации является основанием для внесения записи в реестр с указанием членов Совета, сроков их полномочий и выдачи кооптированным членам Совета удостоверений.
3.10. Со дня регистрации Совет наделяется в полном объеме полномочиями, предусмотренными Уставом Школы и настоящим Положением.
3.11. Член Совета Школы может быть одновременно членом Совета других общеобразовательных учреждений.
3.12. При выбытии из Совета выборных членов в двухнедельный срок проводятся довыборы членов Совета в предусмотренном для выборов порядке.
При выбытии из членов Совета кооптированных членов Совет осуществляет дополнительную кооптацию в установленном для кооптации порядке.
4. Председатель Совета, заместитель председателя Совета, секретарь Совета
4.1. Совет возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из числа членов Совета простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета.
Представитель учредителя в Совете, обучающиеся, директор и работники Школы не могут быть избраны председателем Совета.
Избрание председателя Совета откладывается по представлению должностного лица, ответственного за проведение выборов в Совет, до формирования Совета в полном составе, включая кооптированных членов. В этом случае избирается временно исполняющий обязанности председателя Совета, полномочия которого прекращаются в день избрания председателя Совета, произведенного после издания приказа органом управления образованием об утверждении Совета Школы в полном составе, включая кооптированных членов.
4.2. Председатель Совета организует и планирует его работу, созывает заседания Совета и председательствует на них, организует на заседании ведение протокола, подписывает решения Совета, контролирует их выполнение.
4.3. В случае отсутствия председателя Совета его функции осуществляет его заместитель, избираемый в порядке, установленном для избрания председателя Совета (пункт 4.1. настоящего Положения).
4.4. Для организации работы Совета избирается (назначается) секретарь Совета, который ведет протоколы заседаний и иную документацию Совета.
5. Организация работы Совета
5.1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, а также по инициативе председателя, по требованию директора Школы, представителя учредителя, заявлению членов Совета, подписанному не менее одной четвертой частью членов от списочного состава Совета.
Дата, время, место, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы доводятся до сведения членов Совета не позднее чем за 5 дней до заседания Совета.
5.2. Решения Совета считаются правомочными, если на заседании Совета присутствовало не менее половины его членов.
По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании.
Решение Совета об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения принимается в присутствии обучающегося и его родителей (законных представителей). Отсутствие на заседании Совета надлежащим образом уведомленных обучающегося, его родителей (законных представителей) не лишает Совет возможности принять решение об исключении.
5.3. Каждый член Совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
5.4. Решения Совета принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета (более половины) и оформляются в виде постановлений.
Решения Совета с согласия всех его членов могут быть приняты заочным голосованием (опросным листом). В этом случае решение считается принятым, если за решение заочно проголосовали (высказались) более половины всех членов Совета, имеющих право решающего или совещательного голоса.
5.5. На заседании Совета ведется протокол.
В протоколе заседания Совета указываются:
– место и время проведения заседания;
– фамилия, имя, отчество присутствующих на заседании;
– повестка дня заседания;
– краткое изложение всех выступлений по вопросам повестки дня;
– вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
– принятые постановления.
Протокол заседания Совета подписывается председательствующим на заседании и секретарем в заседании, которые несут ответственность за достоверность протокола.
Постановления и протоколы заседаний Совета включаются в номенклатуру дел Школы и доступны для ознакомления любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета.
5.6. Члены Совета работают безвозмездно в качестве добровольцев. Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ предусмотрено возмещение расходов добровольцев, связанных с их деятельностью (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
Школа вправе компенсировать членам Совета понесенные расходы, включая затраты рабочего времени, непосредственно связанные с участием в работе Совета, исключительно из средств, полученных Школой за счет уставной, приносящей доходы деятельности либо из иных внебюджетных источников.
Указанная компенсация предусматривается в смете расходов внебюджетных средств Школы.
5.7. Организационно-техническое, документационное обеспечение заседаний Совета, подготовка аналитических, справочных и других материалов к заседаниям Совета возлагается на администрацию Школы.
6. Комиссии Совета
6.1. Для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов постановлений и выполнения функций Совета в период между заседаниями Совет имеет право создавать постоянные и временные комиссии Совета.
Совет определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов Совета их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий.
В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Совет сочтет необходимыми для осуществления эффективной работы комиссии.
6.2. Постоянные комиссии создаются по основным направлениям деятельности Совета.
Временные комиссии создаются для подготовки отдельных вопросов деятельности Школы, входящих в компетенцию Совета.
6.3. Предложения комиссии носят рекомендательный характер и могут быть утверждены Советом в качестве обязательных решений при условии, если они не выходят за рамки полномочий Совета.
7. Права и ответственность члена Совета
7.1. Член Совета имеет право:
7.1.1. Участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу заседания Совета;
7.1.2. Инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета;
7.1.3. Требовать от администрации Школы предоставления всей необходимой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
7.1.4. Присутствовать на заседании педагогического совета Школы с правом совещательного голоса;
7.1.5. Представлять Школу в рамках компетенции Совета на основании доверенности, выдаваемой в соответствии с постановлением Совета;
7.1.6. Имеет право на возмещение расходов, связанных с его деятельностью в качестве члена Совета;
7.1.7. Досрочно выйти из состава Совета по пи¬сьменному уведомлению председателя.
7.2. Член Совета обязан принимать участие в работе Совета, действовать при этом исходя из принципов добросовестности и здравомыслия.
7.3. Член Совета может быть выведен из его состава по решению Совета в случае пропуска более двух заседаний Совета подряд без уважительной причины.
Члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся не обязаны выходить из состава Совета в периоды, когда их ребенок по каким-либо причинам временно не посещает Школу, однако вправе сделать это.
В случае если период временного отсутствия обучающегося в Школе превышает один учебный год, а также в случае если обучающийся выбывает из Школы, полномочия члена Совета – родителя (законного представителя) этого обучающегося – соответственно приостанавливаются или прекращаются по решению Совета.
Члены Совета – обучающиеся ступени среднего (полного) общего образования не обязаны выходить из состава Совета в периоды временного непосещения Школы, однако вправе сделать это. В случае если период временного отсутствия члена Совета – обучающегося превышает полгода, а также в случае выбытия из состава обучающихся, член Совета – обучающийся выводится из состава по решению Совета.
7.4. Член Совета выводится из его состава по решению Совета в следующих случаях:
– по его желанию, выраженному в письменной форме;
– при отзыве представителя учредителя;
– при увольнении с работы директора Школы или увольнении работника Школы, избранного членом Совета, если они не могут быть кооптированы в состав Совета после увольнения;
– в связи с окончанием Школы или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в Совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования, если он не может быть кооптирован в члены Совета после окончания Школы;
– в случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающихся;
– в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете;
– при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе Совета: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого уголовного преступления.
7.5. Выписка из протокола заседания Совета с решением о выводе члена Совета направляется органу управления образованием________________ города (района) для внесения изменений в реестре регистрации Управляющих советов школ.
После вывода из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выведенного члена в общем порядке.
Текст Положения предоставлен ярославской региональной общественной организацией «Родительский комитет».
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
- В программе государственной поддержки субъектов РФ, предложенной руководителям региональных органов управления образованием на ежегодном совещании в Подмосковье, указывается, что регионы, внедряющие комплексные проекты модернизации образования, в 2007 году получат около 3,5 млрд руб. Для участия в конкурсе на региональный комплексный проект модернизации образования регионы должны:
– вводить у себя новую систему оплаты труда учителей;
– перейти на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;
– развивать региональную систему оценки качества образования;
– совершенствовать региональную образовательную сеть;
– расширять участие общественности в управлении образованием.
В программе оговаривается, что государственная поддержка регионов-победителей будет продолжаться только при комплексном развитии реформ по всем направлениям. На первом этапе конкурса в 2006 году предлагается отобрать около 20 субъектов РФ.
- Сегодня разные регионы по-разному реализуют идеи общественного управления. В октябре Министерство образования и науки Самарской области приняло решение создать рабочую группу по общественному контролю за реализацией нацпроекта «Образование». В задачи рабочей группы входит инспектирование всех школ области, которые выдвигаются на грант президента. В ближайшее время члены рабочей группы составят график посещения школ, утвердят единую анкету для проведения социологического опроса директоров и педагогов. По словам министра образования и науки области Валерия Путько, общественность должна узнать и оценить, как финансируются реформы образования. В те же дни в Астраханской области был проведен масштабный референдум школьников. Идея принадлежит Астраханской общественной организации детских и молодежных общественных объединений. Среди вопросов были: введение школьной формы и создание детской передачи на местном телевидении. 50,6 процентов школьников проголосовали против введения формы и 73 процента – за детскую передачу. Губернатор области Александр Жилкин обещал исполнить решения детского референдума.
|
*В следующем номере мы познакомим вас и с другими документами.
|