Школьный «Наполеон»
Как выстроить финансовую схему для виртуальной школы
Мы продолжаем разговор о проекте «Школа Синергия», который
уже второй год развивается в школах Южного учебного округа столицы (начало см. в № 20/2006). Цель нашей публикации сегодня – раскрыть условия, при которых проект «Школа Синергия» может начать жить, что необходимо для поддержания этой жизни на самом начальном этапе, как рассчитать бюджет.
Начнем со схемы, которая поможет представить «Школу Синергия».
В прошлый раз мы говорили о том, что одна-единственная школа родить такого «монстра» не может, поскольку нужны усилия достаточно большого коллектива единомышленников.
Изначально нам казалось, что систему взаимодействия многих во имя одного – ребенка – можно создать на внебюджетной основе, т.е. на деньги родителей. Именно родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего порой единственного чада. И многие руководители образовательных учреждений наверняка согласятся со мной, что для первого шага самой благодатной категорией являются родители будущих первоклассников.
Мы провели огромную работу в апреле–мае 2005 года, еженедельно встречаясь с родителями на собраниях, явку на которые обеспечивали школы по утвержденному графику.
По нашим расчетам, бюджет Проекта – 12 000 000 рублей – должны были обеспечить 2000 семей из 100 будущих первых классов – иными словами, годовой взнос каждого родителя равнялся 6000 рублей.
Эта сумма в смете Проекта планировалась на покрытие следующих расходов:
- Создание в сети интернет-сайта.
- Оплату работ по прокладке части локальной сети в школах (до класса учителя), чтобы компьютер учителя подключить к бесплатному Интернету, который сейчас есть в каждом образовательном учреждении.
- На обучение 100 учителей основам компьютерной грамотности (курс был рассчитан на 50 часов аудиторных занятий).
- Ежемесячную доплату одному учителю (примерно 1500 рублей).
- 250 000 рублей должны были уходить ежемесячно на зарплату специалистов, которые работали в Проекте, в том числе и сопровождали работу сайта.
- Достаточно большую сумму мы хотели инвестировать в производство компьютерных дисков для первоклассников по математике, обучению грамоте и окружающему миру.
Прибавьте к этим цифрам налоги, и стоимость затеи отпугнет многих уже на первом этапе.
Скажу еще об одной серьезной сумме в 1 500 000 рублей, которая по решению начальника округа Н.Г. Минько была выделена из бюджета для приобретения 100 компьютеров – по одному для каждого класса.
Чтобы закончить эту грустную тему с подсчетом денег, скажу сразу, что вместо 2000 родителей, которые весной дали свое согласие на участие в Проекте, реально заплатили деньги только 800 семей. Оглядываясь назад, могу сказать, что и это было серьезным успехом. По большому счету, они платили собственные деньги за кота в мешке.
В середине учебного года, когда нам не стало хватать денег, но о прекращении Проекта не могло быть и речи, мы поступили следующим образом.
Директора школ вместе с Н.Г. Минько решили вопрос доплат учителям, а мы получили заем на очень льготных условиях в благотворительном фонде «Просвещение».
Благополучно дожили до конца учебного года, но уже в марте изменили схему финансирования Проекта. К этому моменту стало ясно, что идея Проекта близка, понятна и востребована семьей и школой, и потому необходимо сделать ее общедоступной.
Напомню, ежегодный платеж родителей 6000 рублей – это не все затраты. В Москве абонентская плата за услуги провайдера, который предоставляет доступ в сеть Интернет, составляет примерно 20 долларов США. Прибавьте к этому традиционные расходы на обучение в школе – и сумма получится не такой безобидной.
Новая схема финансирования Проекта заключалась в отказе от родительских средств и переходе на бюджетное финансирование.
Управление образования, директора школ заключили с нами договоры на оплату следующих услуг:
- обеспечение работы сайта,
- обучение учителей,
- оказание технической помощи родителям в работе с компьютером в рамках Проекта.
Если кого-либо из читателей заинтересует договор, я готова выслать его по электронной почте. Но самое главное, за 3000 рублей в месяц (36 000 в год) школа могла продолжать участие в Проекте с неограниченным количеством семей и классов. Арифметика очень простая: 100 школ ежемесячно платят по 3000 рублей, что в сумме составляет 300 тысяч рублей. Этих денег достаточно для фонда оплаты труда специалистов, которые осуществляют сопровождение проекта. Эти 36 000 рублей стало возможным заложить в смету бюджетного финансирования образовательного учреждения.
Таким образом, мы сделали Проект общедоступным, социально значимым и стабильно развивающимся. Результат – в этом учебном году 336 классов и более 3000 участников на начало учебного года. Мы стали задумываться о распространении опыта и на учащихся средней школы.
Теперь понятно, почему за 3000 рублей школа самостоятельно все это сделать не может, а коллективу такой Проект по силам. Но дело не только в деньгах. Самое главное, что коллективно значительно проще и психологически комфортнее решать многие задачи.
Мы, руководители Проекта и управленцы учебного округа, понимали, что для школы, учителя начальных классов вся эта деятельность является во многих аспектах новаторской: работа в сети Интернет, наполнение страниц сайта, электронные письма родителям. А если к этому добавить все технические аспекты и, самое главное, ежедневные публикации на сайте по широкому кругу проблем, которые вызывают интерес у родителей, то становится понятным, почему Проект – дело большого коллектива.
Хочу отметить и мнение родителей, с которыми мы специально обсуждали эту тему. Вопрос стоял так: «Как вы считаете, нужны ли вам публикации на общие темы воспитания и обучения детей или достаточно только информации учителя вашего класса?» Речь, естественно, шла о работе сайта.
Подавляющее большинство родителей высказалось следующим образом:
- «На сайте нам интересны публикации специалистов окружных структур управления образования, т.к. мы можем сравнить их точку зрения с тем, что делается в нашей школе».
- «Мы можем задать свой вопрос психологу, врачу и получить квалифицированный ответ».
- «Нам интересны материалы для самостоятельной проверки знаний наших детей дома, которые публикуют специалисты окружного методического центра».
- «У нас появилась возможность участвовать в организованном руководителями Проекта семейном досуге с детьми в субботние и воскресные дни. Раньше это всегда было проблемой».
- «Хотим отметить очень интересную форму проектов и конкурсных работ для наших детей. Мы впервые весь месяц наблюдали за собственным котом и написали вместе с ребенком удивительный Проект. Читая работы других семей, например про муху, которая всю зиму жила на теплом балконе, мы открыли в собственном сыне неожиданные способности наблюдать и делать серьезные выводы».
Это – лишь маленькая часть мнений об участии в Проекте. Я выбрала именно эти высказывания, т.к. они наиболее точно отражают те грани Проекта, которые и мы считаем наиболее значимыми.
Но это только одна сторона. Необходимо сказать и о мотивации учителя, без которой невозможно вообще существование этого Проекта.
Совместно со специалистами лаборатории начального обучения окружного методического центра, которую возглавляет Татьяна Ивановна Ушакова, мы открыли на сайте виртуальную учительскую. Учителя получили прямой доступ к полезной для них информации:
- Методические разработки по всем типам образовательных программ.
- Материалы творческой мастерской стали пополнять и сами учителя. Всегда приятно прочитать работы коллег и попытаться добавить в общую копилку и что-то свое.
- Самым востребованным стал учительский форум. Спроси, и тебе обязательно ответят – это поняли все.
- Мы уделяем
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Zaimisrochno.Ru. Если Вы решили взять краткосрочный заём, но не знаете где лучше всего это сделать, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Zaimisrochno.Ru. На сайте вы сможете, не потратив много времени, прочитать отзывы о «Живые Деньги». Компания «Живые Деньги» предоставляет услуги по выдаче денежных займов на короткое время. Все что вам понадобиться это документ, удостоверяющий личность.
большое внимание публикациям обзора периодической печати – журналу «Начальная школа» и книжным новинкам. Учитель стал экономить время и деньги.
А самое главное – мы научили наших коллег самостоятельно получать информацию из сети Интернет, затрачивая на это минимум сил и времени, пользуясь интернет-ссылками, которые размещаем на сайте мы.
Родители, участвующие в Проекте, это тоже не какая-то среднестатистическая аудитория. Они все разные. Оказалось, что если дома стоит компьютер, это совсем не значит, что мама или бабушка умеют на нем работать (хотя бы набирать текст). А как завести и настроить почтовый электронный ящик, написать и отправить электронное письмо… Проблема в самом начале показалась нам неподъемной. Первая мысль – открыть курсы, но на них пошли единицы, т.к. это далеко от дома и возможно только по субботам и воскресеньям. Во втором полугодии мы вопрос решили очень просто и, что важно, эффективно.
Каждая школа для своих родителей открыла двери компьютерного класса и посадила за парты родителей. Все получили удовольствие. Школа была горда тем, что показала родителям, как работает учитель информатики и чему он может научить их, а значит, в дальнейшем и их детей. Родители получили необходимые им навыки рядом с домом, в родной школе.
Таким образом, мы решили проблему. Решение еще одного технического аспекта мы взяли на себя. В штате организаторов Проекта есть технический персонал, который в вечернее время по заявкам родителей выезжает к ним домой и помогает настроить программные средства на персональном компьютере. Эта услуга бесплатна для семьи.
Я думаю, после всего сказанного вы другими глазами посмотрите на схему «Школы Синергия», с которой мы начали статью. Надеюсь, я смогла объяснить, как работает этот механизм и какой труд стоит за каждой стрелочкой схемы взаимодействия.
…В первой статье нашей серии мы с вами договорились, что я буду заканчивать свой рассказ вопросами, на которые мы пока не можем ответить однозначно, и потому нам интересно услышать мнение коллег. Мы были бы благодарны, если бы вы поделились с нами своими рассуждениями по такому вопросу: может ли все-таки школа самостоятельно начать и в течение длительного периода поддерживать такой проект? Писать можно на адрес редакции «Управление школой».
Наталия ОВЧИННИКОВА,
руководитель проекта «Школа Синергия»,
Южный учебный округ, г. Москва
|