Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2006

Позиция

Жилетка с боевой раскраской

Профсоюз ушел в подполье. Чтобы попасть на «круглый стол» «Профсоюз учителей и его роль в социальной защите работников образования» в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда–2006», приходилось спускаться в глубины павильона Всероссийского выставочного центра. А если серьезно, то участие в аналогичных выставках чрезвычайно важно профсоюзу возможностью донести информацию о себе, о своей работе, о том, что еще не сделано, до самого широкого круга представителей профессионального сообщества – работников школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, студентов вузов, учащихся начального и среднего профобразования.
Делается бесконечно много добрых дел, но если никто не будет знать о них, то коэффициент полезного действия окажется слишком мал. Откровенно говоря, учителя даже не всегда точно знают, являются ли они членами профсоюза, не говоря уже о подробностях его деятельности. На форуме председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергей КУЗИН из всех мер по социальной защите остановился на трех основных областях.

«Зарплата никогда не будет заоблачной»

– Первая область применения наших сил и настойчивости – это, конечно, заработная плата. Сравнительный анализ социологических исследований последних десяти лет показал, что острота проблем с материальным положением учителя ушла. Раньше мы перекрывали улицы, останавливали автобусы и троллейбусы. Сейчас мы бросили попытки агитировать людей на активные уличные действия. Выплаты производятся, и также ушло бедственное материальное положение. Люди получают пусть небольшие деньги, некую усредненную зарплату, но стабильно.

Тем не менее вопросы заработной платы остаются. Приведу пример по Москве. Федеральный бюджет простому участковому врачу прибавил к зарплате 10 тысяч рублей. Московское правительство спохватилось тогда, когда узкие специалисты – отоларингологи, окулисты и так далее – начали бросать свою работу и переходить в районные поликлиники участковыми врачами, где заработная плата в два раза больше. Чтобы Москва не осталась без врачей-специалистов, им срочно повысили зарплату.

А учителя? Они остались при своих деньгах. И получилось, что средняя зарплата учителей вдвое ниже, чем у врачей. Правительство об этом молчало… Значит, ситуация требовала вмешательства профсоюза. В конце августа наш профсоюз перед Правительством Москвы поставил вопрос ребром: мы не говорим о двойном увеличении зарплаты учителям, но вы думайте – нужно как-то выходить из положения! Деньги есть, поэтому давайте решать эту проблему.

Несмотря на высокую степень раздражения правительства от попыток манипулировать им, мысль, судя по сигналам с разных сторон, запала в голову. А как мы знаем, к чести руководства города, когда оно проникается идеей, то начинает проблему решать.

Впрочем, какая бы ни была заработная плата у члена профсоюза – учителя, воспитателя, любого другого работника школы, – мы понимаем: она никогда не будет заоблачной и всегда потребует внимания. Задача номер один – подталкивать власть имущих к принятию своевременных решений об индексации, о введении новых доплат, надбавок… Не важно, как это называть, главное – добиться роста зарплаты работникам московского образования.

Ситуацию мы отслеживаем. На сайте Московской городской организации профсоюза по адресу www.pronm.ru, помимо архивов, фотографий, документов, информации обо всех наших достижениях и недостатках, публикуются данные об уровнях заработной платы, минимальной оплаты труда, средней зарплаты по промышленности.

Школа или казино?

– На социальное самочувствие влияет не одна заработная плата – еще и состояние правового, законодательного поля, где мы с вами существуем. Замечательные законодатели могут понапринимать такого, что мало не покажется никому. Поэтому под руководством коллег из Центрального комитета профсоюза нам приходится контролировать вопросы, решаемые в Государственной думе и Московской городской. В социальной сфере проходит бесконечное количество документов, которые затрагивают социальные и экономические интересы членов именно нашего профсоюза.

Снова небольшой пример. В течение полугода в Госдуме проталкивается так называемый закон об автономных учреждениях. Казалось бы, чем может задеть простого учителя закон о некой автономности?

А на самом деле речь идет об изменении юридического статуса учреждения образования.

Что это такое? Сегодня государственное образовательное учреждение имеет статус государственного. Государство обеспечивает бюджетное финансирование, обладает собственностью, которую оно передало в оперативное управление учреждению образования. И любые манипуляции с этой собственностью (открыть школу или вуз, закрыть, перепрофилировать, модернизировать) производятся только учредителем, то есть государством.

Когда мы прочитали закон впервые, пришли в ужас! Перемена юридического статуса подразумевает следующие слова государства: «Я разрешаю всем учреждениям заниматься коммерцией. Зарабатывайте деньги чем хотите и какие угодно – все они остаются у вас в школе. А от меня, кроме бюджета, ничего не требуйте». Школе и вузу денег, в том числе внебюджетных, на жизнь не хватит. Значит, на конец года у них, будь они автономные, накапливаются долги перед кредиторами по коммунальным платежам, по налогам на собственность, на землю и за все остальное, за что не смогли расплатиться. Такую организацию вправе объявить банкротом…

Мы считаем, что принятие этого закона – первый шаг на пути, логическим завершением которого станет распродажа собственности образовательных учреждений, приватизация и замена на казино. Раз государство умышленно снимает с себя ответственность за образовательные учреждения – значит, оно сознательно избавляется от ответственности за свое будущее. Точнее, не государство, а нынешние власть имущие. Их не волнует будущее наших детей, так как их дети уже далеко отсюда.

Политика антисоциальная, антинародная, – профсоюз постоянно об этом говорит. Мы боролись. Сначала категорически поставили вопрос о непринятии закона, о снятии его с рассмотрения. Потом выдвинули требования о введении трехлетнего моратория на применение к образовательным учреждениям.

Центральный комитет профсоюза выдвинул 100 поправок ко всем статьям. А принимались такие: запятую переставить, словечко изменить – то есть ничего принципиального. Кроме того, социальные законы уже не первый раз «мудро» принимаются летом, когда все учителя в отпусках.

В июле нам удалось снять закон со второго чтения, когда его собирались протащить. С боем сняли и перенесли на середину сентября. Понадобилось пригрозить устройством уличных акций у Госдумы и у штаб-квартиры партии «Единая Россия», которая определяет политику в области образования. Оповестили прессу, назначили публичные пикеты… Только после этого председатели профильных комитетов пошли на переговоры и приняли наши последние две поправки.

Я надеюсь увидеть в законопроекте, прошедшем второе чтение, главную поправку – дать определенные полномочия трудовому коллективу. К примеру, в законопроекте было написано: «решение принимает учреждение». А кто имеется в виду: директор, ректор, ученый совет? Мы заставили депутатов Госдумы внести следующую фразу: «Органом, принимающим решение о переходе в автономное учреждение, является собрание-конференция коллектива работающих». У людей, работающих в школе и в вузе, должно быть право самим делать выбор. Я знаю учителей, директоров школ и преподавателей вузов, которые хотят работать в автономных учреждениях. Школа примет решение осознанно.

Мы занимались и будем заниматься дальше отслеживанием всех социально значимых законов и постановлений.

Ударим кредитом по финансовому бездорожью!

– В последние годы старые формы и тематика работы профсоюза натыкаются на стену. Выдвигаем лозунг: «Хватит тупых реформ!» – а реформы идут, и с каждым годом все тупее и тупее. «Требуем прекратить внедрение платного образования!» – а оно внедряется явочным порядком. Но это не значит, что идеи выкинем на помойку. Будем продолжать бить в эту точку. И также мы стали размышлять, что еще делать для улучшения социального положения и социального самочувствия члена профсоюза: как при невеликом уровне заработной платы помочь купить путевку, пойти к платному врачу…

Если раньше существовала касса взаимопомощи, в новых экономических условиях появился ее аналог – Кредитный союз учителей. Затратный для профсоюза изначально, он и сейчас пока затратный. Наш горком взял на себя заботу о становлении новой организации, которая могла бы при необходимости кредитовать учительские нужды. Понятно, на покупку квартиры никакого кредита не предполагается. Но мы столкнулись с тем, что у учителя, воспитывающего двоих детей на зарплату в 14 тысяч рублей, вдруг ломается холодильник, а занять деньги на жизненно необходимый товар негде. Никто ему сейчас такой услуги просто так оказывать не будет. Профсоюз же за это взялся.

К сожалению, мы не имеем права давать беспроцентные кредиты, но выделяем их по минимальным ставкам. Таких ставок вы не найдете ни в одном коммерческом банке. Благодаря кредитам люди получают возможность быстро купить нужную вещь, а потом в течение полугода вернуть деньги. Это одна из программ профсоюза.

С крахом той части системы социального страхования, которая раньше отвечала за оздоровление и отдых работающих граждан, далеко не все наши члены профсоюза могут купить путевку и с семьей поехать в санаторий на 10–14 дней. Как быть в этой ситуации? Мы организовали кампанию по приобретению сразу большого количества путевок. Распространяем их через профсоюз, в том числе посредством Кредитного союза, когда путевку можно купить в рассрочку на несколько месяцев. Выдавать материальную помощь по 100 рублей бессмысленно: они практически незаметны. Нужно накапливать деньги, для того чтобы иметь возможность целевого вливания.

Мы «раскрутили» систему добровольного медицинского страхования. Никто не застрахуется через страховую компанию по цене городского комитета профсоюза: нигде нет страхового полиса за 6–7 тысяч рублей в год по полной медицинской программе (как и везде, не учитывается стоматологическое протезирование и т. п.). Мы договариваемся со страховыми компаниями, частично используем профсоюзный бюджет.

Наконец, профсоюз организует детский и студенческий отдых, отдых для членов профсоюза за границей…

Я хочу вас призвать вместе решать, какие формы применять, какими путями двигаться, что делать для того, чтобы члены профсоюза ими оставались, а к ним присоединялись молодые учителя и преподаватели вузов, студенты. Члены профсоюза должны знать: в трудную минуту их поддержат юридически, в суде; позаботятся о здоровье и отдыхе семей. В конце концов, от того, что мы с вами придумаем и сможем задействовать, зависит само существование профсоюза как такового и, естественно, права каждого из нас в отдельности. Я абсолютно убежден: развалится профсоюз – положение работающего человека станет существенно хуже, чем оно есть сегодня, даже в жилетку поплакаться будет некому. Сохраним, коллеги, «жилетку»!

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru