Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Книжная полка


Воспитательная система класса: теория и практика
Методические рекомендации

М.: ТЦ Сфера, 2005

Атмосферу современной школы все чаще характеризуют как воспитательный вакуум, который небезуспешно пытаются заполнить циничная рыночная идеология и сомнительные стандарты поп-культуры. Конкурировать с их влиянием школе очень трудно, но это еще не значит, что не стоит и пытаться. В последнее время это все лучше осознают как ученые-педагоги, так и практики школьного дела: деструктивный этап «до основанья мы разрушим…» давно пора завершить и приступить к конструктивному «а затем…».

Новая книга, созданная совместными усилиями ученых и практиков, представляет собой важный шаг в этом направлении. В ней предпринята попытка сформулировать основные принципы построения воспитательной системы школьного класса, причем именно системы, определяемой авторами как «комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества». Правда, подобные несколько суховатые формулировки могут поначалу насторожить потенциальных читателей – классных руководителей, студентов педагогических вузов и колледжей, слушателей центров повышения квалификации работников образования, методических работников, то есть всех тех, кому, согласно издательской аннотации, книга и адресована. Их опасения необходимо развеять – книга с подзаголовком «теория и практика» на самом деле сухим теоретизированием отнюдь не грешит: теоретические основания представлены в ней в той мере, которая необходима для построения эффективной практической работы. Верно замечено: «То, что ненаучно, – это плохая практика, то, что непрактично, – это плохая наука». В этом смысле данная книга, безусловно, очень хороша, то есть и научна, и практична.

Обозначив основные ориентиры построения модели воспитательной системы класса, авторы основное внимание уделяют приемам реализации этой системы на реальных примерах из практики педагогов Псковской области. Примеры описаны сугубо конкретно и детально, что позволяет читателю проникнуться ощущением их абсолютной реальности, жизненности и рельефности. Но региональная конкретика вовсе не выступает самодовлеющей – вдумчивый читатель взамен Псковской области и некоего 11-го «Б» легко представит область хоть Воронежскую, хоть Саратовскую и свой собственный класс, в котором приведенные приемы могут быть осуществлены с не меньшим успехом. При этом многое из предложенного авторами можно непосредственно позаимствовать (их методические рекомендации отличает подробность, четкость и доходчивость), что-то – творчески переработать, а что-то и выстроить самостоятельно, с учетом специфики своей конкретной школы и класса. В любом случае основанием для этого послужит детально изображенная модель воспитательной системы класса, которая не столько загоняет педагога в рамки жестких нормативов, сколько указывает необходимые вехи и ориентиры на пути воспитания школьников.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru