Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Позиция

ИПКЗС вместо духовности

Самые важные вопросы решаются не с помощью споров. Жизнь отвечает на них сама. Вопрос о преподавании истории православия, истории религий мира в школе зависит главным образом от отношения к религии граждан России. Сегодня очевидна необходимость обретения глубоких исторических традиций, без чего невозможно устойчивое развитие и просто существование общества и государства. Без опоры на опыт прошлого у нас никогда не появится действенный, созидательный патриотизм как чувство, определяющее самодостаточность отдельного гражданина и всей страны. Ритуальный, казенный патриотизм отличается от него как вкус воскового муляжа от вкуса настоящего яблока…

Деградация

Проблемы образования – это на самом деле проблемы не школы, а всего общества. Изменить ситуацию с его качеством, с перегрузкой школьников можно только за счет системного изменения содержания образования, ясного определения его смыслов и изменения методики преподавания. Беда не столько в недостатке денег, сколько в отсутствии созидательных идей. Существующие тенденции приводят к деградации образования и общественной жизни.

Какими бы ни были исторические тенденции, это не снимает индивидуальной ответственности с каждого человека. Поэтому, например, естественно рассмотреть вопрос о том, что сделано на региональном уровне теми, кто отвечает за этот уровень.

Остановимся на опыте организации преподавания православной культуры. Здесь Смоленщина – одна из первых в России. Но всегда ли это хорошо?..

К сожалению, как у нас часто бывает, не разобравшись в общих вопросах, мы уверены, что готовы разрешить какую-то частную проблему. Что такое православие и какова его роль в жизни современного общества?.. Чему и как надо учить детей в школе?.. Ответить на эти вопросы трудно. Проще реформировать школу в наивной уверенности, что как-нибудь все устроится. Сколько уже мертворожденных курсов вводилось и исчезало в школе в надежде, что это станет способом решения общественных проблем!

Много разводов в стране – нате вам курс «Этика и психология семейной жизни». Хромает уровень культуры – появляется курс «Мировая художественная культура». Это не злой умысел, но всегда явное недомыслие.

В итоге в жизни школы почти ничего не меняется. Она остается авторитарной, ориентированной на механическое усвоение знаний. Такая школа – место принудительного пребывания замученных детей и учителей. В результате школьная система все более отстает от развития современного мира и неизбежно деградирует.

Неужели это не пугает?..

ИПКЗС

Второй учебный год подряд, как, объявив на словах право свободного выбора при введении очередной новации и о ее всенародной поддержке родителями, детьми и учителями, школам области навязали в обязательном порядке новый учебный предмет – «Историю православной культуры земли Смоленской».

В школьном расписании его часто обозначают как ИПКЗС… Это самая краткая и красноречивая рецензия не столько на работу подневольных учителей и учеников, сколько на инженеров человеческих душ, не понимающих проблемы, особенности и потребности современной школы. Вместо высокой творческой свободы, глубины чувств ИПКЗС порождает скорее сон разума и души. Прямолинейность в духовной сфере следует приравнять к розгам в старой педагогике.

Учебник по ИПКЗС содержит в своем нынешнем виде общегуманитарные знания, которые изучаются в существующих школьных курсах по истории, литературе и региональным предметам (история, литература, география Смоленщины). Таким образом, образовательная цель ИПКЗС сводится зачастую к повторению, которое, как говорят, мать учения, но уровень учебной нагрузки на школьников так велик, что это уже не мать, а какая-то злая мачеха.

Впрочем, основное назначение нового предмета состоит не столько в учебной сфере, сколько в воспитательной. И вот здесь как раз к нему возникают главные претензии. Конечно же, не к православной культуре и необходимости знания ее основ. Очевидно, что невозможно понять историческое развитие, культуру, национальные традиции без знания истории православия. А превращение человека из образа и подобия Божия в винтик машины по производству светлого будущего в ходе коммунистического эксперимента стало самой большой трагедией в истории России. Поэтому современному российскому обществу еще вчера была необходима прививка чувства укорененности в мир русской и российской истории и культуры.

Следует отметить, что на Смоленщине уже имеется ценный опыт развития регионального образования. Он связан с разработкой курсов по истории, географии и литературе Смоленщины. Эта работа выходит за сферу образования и является основой возрождения традиций и исторической памяти. Она превращает культуру, историю Смоленской земли в ценный ресурс развития области. И подобная культурно-историческая работа характерна для развития большинства регионов страны. Вот ее бы и следовало поддержать как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Любовь к Отечеству – одна из главных нравственных ценностей и духовных опор общества, его основное объединяющее начало. Это и есть национальная идея, которая возникает не из научной монографии, а в сердцах граждан страны. Но любовь к России начинается с любви к малой Родине. Это принципиальная позиция. Территориальный принцип развития способствует созданию культурного каркаса государства. Цивилизованная страна, конечно же, не идеально, но умеет сочетать местные, региональные и национальные ценности с мировыми.

Но вернемся к учебнику по ИПКЗС. Сказано многократно: для детей надо писать так же, как для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее. И не вина, а беда авторов ИПКЗС, что они не смогли справиться с этой задачей.

Вначале было слово... Каждое слово в книге подобного рода должно быть на вес золота, помогать преодолению самой опасной разрухи, которая начинается в головах. Плохая книга – это как косноязычный, заумный и нечуткий учитель.

Подумайте сами, как будет восприниматься текст учебника по ИКПЗС школьниками 8(!) класса, если, например, на страницах 16–17 встречается сразу ряд сложнейших понятий: сакральный, утилитарный, секуляризация, эстетизм, стилизация, economic man… Подобных страниц немало. Материал книги важен и полезен, но его трудно понять и неинтересно читать. Даже о самых захватывающих событиях авторы рассказывают крайне сухо.

Методический уровень заданий к тексту параграфов страдает теми же недостатками. Чего стоит публикация сложнейших богословских и философских текстов с предложением ответить на вопросы, от которых растеряется и человек с профессиональным гуманитарным образованием: В чем С. Булгаков видел природу взаимосвязи культа и искусства?.. Почему про красоту Ренессанса нельзя сказать, что она могла «спасти мир»?..

Неудивительно, что для большинства детей ИПКЗС скучный, ненужный, занудный предмет. Написать книгу, а тем более учебную книгу для детей – это искусство, а не только наука. Появление таких изданий, кроме всего прочего, это расходование огромных средств, которых нам порой так не хватает в сфере культуры. Еще один смоленский учебник подобного содержания для учеников младших классов был запрещен экспертным советом при институте усовершенствования учителей. Значит, деньги на его издание были растрачены впустую.

Всякая школьная новация, тем более затрагивающая духовную сферу, требует очень тщательной подготовки. Необходима четкая система: открытый конкурс и независимая экспертная оценка, консультации с учителями-практиками, апробация, подготовка не просто учебника, а современного учебно-методического комплекса, серьезная переподготовка учителей. Дорога и к храму, и к цивилизованному обществу идет через развитие культуры!..

Владимир ПУЧКОВ,
учитель средней школы,
Смоленская область,
г. Сафоново

Рейтинг@Mail.ru