Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Школа и общество

Со священником веселее, чем с учителем…

Так считают ученики многих польских школ,
где уроки религии ведутся уже более десяти лет

В Польше уроки религии проводятся только по письменному разрешению родителей и могут быть заменены уроками этики. Впрочем, отработанная система религиозного образования в польских школах подвергается критике как в церковных, так и в общественных кругах: эффективность «религии в школе» оказалась невысокой, а затраты – значительные.

Проект «Религия» был запущен в польских государственных школах в конце 80-х. Авторитет католической церкви в глазах поляков был высок: краковский архиепископ Кароль Войтыла был избран римским папой и стал Иоанном-Павлом Вторым, а польские священники активно участвовали в работе профсоюза «Солидарность», который привел к власти новое правительство Польши.

Руководители польского образования и члены национальной Конференции католических епископов (руководящего органа Католической церкви в стране) не стали тратить время на опросы общественного мнения. На территории Польши проживают около 95% католиков, для каждого поляка религия тесно связана с национальным самосознанием, и в задачу школьного курса входило рассказать учащимся об их духовных корнях, повысить нравственность и так далее…

Для введения в школе уроков религии этого показалось достаточно.

«Известие о том, через месяц священники должны начать преподавание в государственной школе, было внезапным, – вспоминает отец Раймунд Грушка, который много лет вел уроки религии в польской школе. – У нас не было ни образовательных программ, ни представления о том, как должен вести себя священник в государственной школе. Нас, священников, просто поставили перед фактом».

Отец Раймунд – один из многих католических священников, которые еще в семинарии решили стать «священниками для детей и молодежи». Во время учебы те, кто избрал это призвание, знакомятся с опытом, накопленным разными католическими орденами в воспитании и обучении детей. Магистерскую диссертацию «священник для детей» защищает на тему, так или иначе связанную с педагогикой. В школу «отцы» приходят с педагогическим опытом. Правда, иногда с чисто теоретическим.

«Работать в школе – важный опыт для священника, – считает отец Раймунд. – Именно там можно по-настоящему узнать, чем живут дети и подростки. Когда я вел уроки религии в школе, я знал 80% всей молодежи своего района. Замечу: знал про этих ребят все: как хорошее, так и дурное. Не секрет, что в храме многие дети изображают из себя настоящих ангелочков. Но в школе-то они не таковы! И на улице не таковы! Для священника очень важно узнать не только то, какой молодежь хочет казаться, но и то, какова она на самом деле».

Самым трудным оказалось определить, о чем говорить детям на уроках религии. В Польше эти уроки не регулируются стандартами и оставляются на усмотрение преподавателя.

«О чем я вел разговор? Да о множестве вещей! – делится отец Ежи Дуда, который раньше работал в польской школе, а сегодня изучает богословие в университете. – Главное, чтобы они волновали подростка и через них можно было дать ему представление об основах христианской веры».

В разных епархиях Польши исторически сложилась разная конфессиональная ситуация: в некоторых районах много протестантов, православных и евреев, строго выполняющих религиозные обряды. Родители должны дать детям письменное разрешение на посещение уроков религии. Альтернативой «религии» становятся уроки «этики», которые ведет школьный учитель. Учителю не запрещается вести и уроки религии. Для этого ему нужно получить в одном из государственных университетов Польши диплом магистра богословия. Богословские факультеты считаются престижными, и многие молодые поляки мечтают о дипломе богослова.

Священники, преподающие в польской школе религию, приравниваются к другим школьным учителям. В последние годы они даже получают в школе зарплату. Между отцами начались дебаты, на что эти деньги следует тратить.

Что предпочитают польские школьники – уроки религии или этики?

«В школе я часто наблюдал, как среди года ребята перебегали с уроков этики на уроки религии, – говорит отец Ежи Дуда. – Но по этому факту я не стал бы судить о том, что предпочитают дети. Иногда им скучно слушать учителя. Священник на уроке религии всегда выслушает их самих. Священник может отпустить их с урока, может отправиться с ними в поход, может разыграть с ними спектакль. Со священником веселее, чем с учителем».

Прошедшего десятилетия было достаточно, чтобы в Польше убедились: от уроков религии подрастающее поколение не изменилось в лучшую сторону. Для улучшения нравов знакомства с Библией оказалось недостаточно.

То же самое говорили и критики этих уроков: с религией нельзя «знакомиться», ее надо практиковать. Или выбирать моральный кодекс атеиста.

Сегодня все громче становятся речи о том, что церковь в Польше не должна распылять свои силы на государственную школу. Ей следует сосредоточить их на работе с детьми и подростками по месту их жительства – в приходах. Все дети и подростки, желающие получить полноценное религиозное образование, гораздо лучше познакомятся с основами веры в воскресных школах.

А как смотрят сами польские священники на то, чтобы Церковь в Польше покинула стены школы?

Отец Ежи Дуда: «Об этом в Польше сейчас много спорят. Я думаю, что для этих разговоров есть основания. Школа не может дать детям полноценного религиозного образования. В некоторых случаях такое образование может оказаться профанацией».

Отец Раймунд Грушка: «Я сторонник того, чтобы Церковь в Польше не теряла своих позиций в школе. Ведь она предоставляет нам, священникам, очень важную возможность: узнать, чем дети и молодежь живут в своем собственном окружении».

После более чем десяти лет успешного сотрудничества польской школы и Католической церкви общество убеждается в том, что Церковь и школа, несмотря на общность их задач, – два разных социальных института. И что в объединенную Европу им лучше идти порознь.

Подготовила Сетлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru