Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Школа и общество

«Чтобы не путали Бога с Ван Гогом…»

Главной темой для обсуждения осенью стало введение уроков православия
в обязательную сетку часов

Как известно, с 1 сентября региональные власти Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областей по согласованию с местными епархиями Русской Православной церкви приняли решение о введении в обязательную школьную программу «Основ православной культуры». Заместитель начальника областного управления образования и науки Белгородской области Светлана Калашникова так объяснила это решение: «Цель введения такого предмета – воспитание белгородских детей в духе традиционных ценностей и в конечном счете укрепление семьи…»
Согласно Закону РФ «Об образовании», установление регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта находится в компетенции субъектов Российской Федерации и не требует согласования с федеральным Министерством образования и науки. Поэтому ОПК преподаются в российских регионах давно…

Еще в мае 2003 года губернатор Смоленской области Виктор Маслов подписал договор о сотрудничестве со Смоленской и Калининградской епархией РПЦ. Вскоре во всех областных школах стали преподавать предмет «История православной культуры земли Смоленской». Сегодня в Смоленской области ОПК изучают 16 тыс. школьников в 450 государственных школах под руководством 500 педагогов. Церковь одобрила региональный учебник.

Эксперты были в растерянности. «Идеологическая составляющая присутствует в каждой строчке нового учебника, – считает преподаватель основ православия Галина Иванова. – Чего стоят, например, фразы вроде «только в православном храме можно получить благодать Божью». В конце каждой главы школьникам задают навязчивый вопрос: «Хотели бы вы посещать православный храм?».

Впрочем, директор смоленской школы № 6 Татьяна Теслина назвала новый предмет «светским» и рассказала, что в ее школе он преподается факультативно. «Мы каждый год проводим родительское собрание, где предлагаем всем желающим написать заявление об отказе. На моей памяти таких инцидентов не было».

Сотрудник калужского министерства образования, культуры и спорта Татьяна Курская сообщила: «Новая дисциплина в калужских школах будет преподаваться с 5-го по 11-й класс один раз в неделю».

В Свердловской области ОПК преподается даже в детских садах: два года назад таких садиков было 5, сегодня – 32; рассматривается вопрос еще о 80.

В Брянске ОПК является обязательным предметом в программах 1–4 классов, а в средней и старшей школе – в форме факультатива. Это предусмотрено соглашением между администрацией Брянской области и Брянской епархией РПЦ, подписанным 11 августа. Школьники занимаются по учебникам Аллы Бородиной «Основы православной культуры». На приобретение учебных пособий губернатор Николай Денин уже выделил из резервного фонда областной администрации миллион рублей. Деталь, вызвавшая возмущение родителей: школьникам младших классов на уроках ОПК будут ставить отметки так же, как и по другим предметам.

Статистика


В середине 2005 года, по данным Фонда «Общественное мнение», православными назвали себя 59% россиян, а 59–61% граждан высказались за преподавание в школе истории религии или основ православной культуры. Отрицательно относятся к этой идее не более 15% опрошенных. В ходе исследования на тему: «Отношение молодежи к Русской Православной церкви» выяснилось, что лишь 6,8% молодых людей допускают преподавание в школах ОПК в обязательном порядке, а 39% – выступают за его факультативное изучение.



По словам начальника отдела департамента общего и профессионального образования Валентины Павлючковой, «каждая школа сама вправе решать, кто будет вести у них данный предмет. Это могут быть педагоги начальных классов, либо учителя-историки, либо приглашенные специалисты». Брянские чиновники считают, что «предмет по своему характеру культурологический, это не курс по изучению религии, его главная цель – дать детям, живущим в православном государстве, основные знания о православной культуре».

В Тверской области «Основы православной культуры» могут быть включены в качестве обязательного компонента в школьную программу с 1 января 2007 года. Основание – рекомендации областного экономического совета по поддержке Русской Православной церкви..

Тверские бизнесмены пообещали дать денег на подготовку учителей ОПК, создание и закупку соответствующих учебников. В феврале 2006 года совет ректоров Самарской области рекомендовал расширить преподавание ОПК в областных школах (пока их изучают на факультативной основе).

Тогда же проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го по 9-й класс был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В школах Мордовии с 1 сентября факультатив ОПК появится в 7–11 классах. Методическое пособие для курса было разработано совместно историко-социологическим институтом и Саранской епархией. Темой первого урока в школах республики стало тысячелетие мордовского народа в составе Руси.

Однако в ряде регионов введение ОПК по-прежнему вызывает протесты. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что считает «глубоко ошибочными попытки введения православного предмета в школах России». Глава Комитета Совета Федерации по науке и образованию Виктор Шудегов заметил, что введение ОПК приведет к необходимости «делить классы в школах по религиозному признаку, а любое разделение детей по какому бы то ни было критерию вызовет социальное напряжение».

Специальная общественная комиссия в Самарской области призвала не торопиться с введением в школах обязательного ОПК.

Сайт «Старообрядческое обозрение» призвал единоверцев «объединиться с неверующими родителями и родителями других исповеданий и требовать от прокуратуры принять меры». Белгородский обком КПРФ объявил, что будет добиваться отмены обязательных уроков православия через суд.

– В таком виде, как сейчас, – это навязывание православной религии, – считает лидер коммунистов Белгородчины Сергей Демченко. – В том числе и детям, чьи родители исповедуют другую веру.

Категорический протест выразили Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России и Совет муфтиев России.

«Нам ничего не остается, как дать нашим детям возможность изучать культуру своей религии», – заявил замглавы Совета муфтиев Марат Муртазин. В совете готовят учебник основ исламской культуры. Преподавать по нему будут в районах компактного проживания мусульман – Нижегородской, Ульяновской, Пензенской и Саратовской областях.

Представитель Президента в Конституционном суде адвокат Михаил Барщевский подвел итог полемике о введении обязательного ОПК: «Это хуже, чем преступление. Это – глупость».

Патриарх Алексий II и министр образования и науки Андрей Фурсенко сделали заявления для СМИ.

Патриарх напомнил, что любой житель России, независимо от его национальности и вероисповедания, обязан знать историю своей культуры. Фурсенко заявил, что не одобряет введения в регионах нового предмета. «В школах должна преподаваться история мировых религий. Наша страна включает в себя много конфессий, и мы должны быть толерантны», – сказал министр на межрегиональном совещании по итогам подготовки к новому учебному году. Он сообщил также, что намерен обратиться в Общественную палату для решения этого вопроса.

«Я далек от того, чтобы судить, что правильно, а что неправильно,– заявил Андрей Фурсенко.– Пусть общественный орган решает. В палате есть и представители конфессий, и эксперты по этому вопросу».

«Навязывать школьникам какое-либо одно религиозное течение антиконституционно», – согласился с министром председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.

Однако член Общественной палаты епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан высказался за введениен ОПК. «Я знаю, что многие члены Общественной палаты настроены на положительный отзыв», – сообщил он.

Данные недавнего опроса Фонда «Общественное мнение» продемонстрировали, что россияне не осознают различия между несколькими учебными курсами – «основами православия» (он же Закон Божий), «основами православной культуры», «историей православной религии», «историей мировых религий», «религиоведением» и т.д. Руководителям образования, учителям, родителям легко навязать одно вместо другого. В результате во многих школах вводится в сетку часов не история православной культуры, а Закон Божий.

Эксперты признают: введение этого предмета не противоречит европейской практике, но противоречит российской Конституции.

Анатолий Пчелинцев, директор Института религии и права, подчерк¬нул, что преждевременно вводить обязательный курс ОПК «в условиях крайне низкого уровня религиоведческой подготовки общества в целом и преподавательского состава в частности, а также низкого уровня общей и правовой культуры священнослужителей».

Протоиерей Михаил Ардов высказался более лично: «Я уже более четверти века православный священник, но кроме того – реалист. Я боюсь, что введение этого предмета может вызвать совершенно обратный эффект… боюсь дискредитации православия».

…В середине июля в Московской духовной академии прошли курсы повышения квалификации преподавателей основ православной культуры. Первый проректор курсов иеромонах Киприан (Ященко) на пресс-конференции в Троице-Сергиевой лавре сообщил, что к 2010 году запланировано подготовить более 10 тысяч преподавателей ОПК из числа учащихся духовных учебных заведений и светских педагогов, то есть увеличить их численность в 2,5 раза.

Пока в Рязанской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях, в Республике Мордовия основы православной культуры преподаются факультативно. Но надолго ли?

Подготовила Сетлана КИРИЛЛОВА

Мнения


Елена Романова, главный специалист департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ:
– Министерство образования и науки никогда не пойдет на нарушение Конституции РФ: «Основы православной культуры» можно преподавать только на факультативной основе. Сегодня в каждом регионе существует огромное количество вариаций на тему преподавания религиозной культуры. Все эти предметы могут быть введены в качестве факультатива в отдельных школах либо в качестве регионального компонента в школьную программу субъекта РФ. Вводимый предмет должен быть культурологическим.

Павел Крашенинников, глава Комитета Госдумы по законодательству:
– Такие уроки – плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки.

Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ:
– В принципе, введением ОПК закон не нарушается, но, как известно, дух нашей Конституции состоит в том, что у нас светское образование, поскольку и государство светское.

Андрей Кураев, диакон, профессор Московской духовной академии:
– Не нужно путать эти уроки с преподаванием Закона Божия. Речь идет лишь о появлении культурологических факультативов. Школы сами вправе определять, какой вводить предмет: православную культуру или культуру древних ацтеков.

Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России:
– Считаю, что курс «Основы православной культуры» будет способствовать религиозному просвещению молодежи и, таким образом, будет полезным для всего многонационального и многоконфессионального российского общества.

Борис Немцов, политик:
– Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение.

Олег Cмолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:
– Главная проблема в том, о каком именно курсе идет речь. Если о православной культуре (именно о культурологическом предмете) – это право регионов. А если о Законе Божьем, то это противоречит действующему законодательству и способно вызвать межконфессиональные конфликты в школах.

Антон Тихолесский, учитель истории, г. Владимир:
– В наших школах нужно все, что поможет вложить в головы учеников хоть какое-то представление об окружающем мире, чтобы не путали Бога с Ван Гогом, а Ван Гога с Ван Даммом.



Из истории вопроса


Подсудимый и оправданный

Учебник Аллы Бородиной «Основы православной культуры», который планируется использовать на уроках ОПК в четырех регионах, фигурировал в судебном разбирательстве 2002–2003 гг. 18 июня 2002 года Общероссийское движение «За права человека» обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой возбудить в отношении автора школьной книги уголовное дело. Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета под руководством Николая Шабурова провел экспертизу учебника и пришел к выводу, что «…рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия». «Только апологетическими задачами можно объяснить отождествление понятий «русский» и «православный», – подчеркнули рецензенты. Их вывод оказался неутешителен: «Учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни»; «удивительно, что книга рекомендована Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной церкви».

«Нам говорят, что учебник культурологический, – заявлял еще в 2002 году журналистам руководитель пресс-службы движения «За права человека» Евгений Ихлов, – но на его 112-й странице содержится антидемократический принцип коллективной вины народа, а на 114-й школьникам предлагают ответить на антисемитский вопрос «Почему иудеи распяли Христа и не могут принять Царствие Небесное?».

Прокуратура и суд встали на защиту учебника. В марте 2003 года Мещанский районный суд Москвы не нашел в учебнике признаков преступлений, связанных с возбуждением межконфессиональной и межнациональной розни. Этому решению суда способствовало положительное заключение на учебник доктора юридических наук, профессора М.Н.Кузнецова и доктора филологических наук, профессора В.Ю.Троицкого. По их мнению, выводы экспертов из Центра изучения религий РГГУ базировались «на ложных утверждениях и нелогичных умозаключениях, искажениях им смысла текста учебника…, неэтичном приписывании автору учебника положений, в действительности отсутствующих в учебнике».

Сама Алла Бородина считает, что «социальный заказ на курс ОПК давно сформировался, и система образования обязана обеспечить его изучение. В профессиональной педагогической среде и у родительской общественности претензий к моему учебнику никогда не было. Родители хотят, чтобы ребенок имел представление о традиционных ценностях, успешно социализировался в нашей культуре, а не искал, куда бы ему убежать, и не помирал здесь с тоски. Я подарила своему народу, государству вот такой прекрасный курс, обеспеченный учебно-методическими пособиями. Но я это сделала сама. А государство не предоставляет мне возможности работать более плодотворно».

Рейтинг@Mail.ru