Школа в зеркале
Вопросы качества образования привлекают многих исследователей. Например, в Европе создана комиссия по академической оценке качества, в России работает исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, соответствующие вопросы регулярно обсуждаются на симпозиумах по квалиметрии человека
и образования, на ежегодных конференциях. И при этом следует заметить, что концепция только складывается: определяются методологические подходы, разрабатываются модели качества, уточняются параметры и критерии оценок.
Для получения информации о качестве образования необходимо максимально использовать существующие формы контроля.
Причем проведение внешней оценки должно сочетаться
с организацией внутришкольного контроля, роль которого
в процессе управления качеством возрастает.
Под оценкой качества образования подразумевается работа с двумя составляющими – образовательным учреждением и качеством образовательных процессов. С точки зрения оценки деятельности школы можно выделить семь аспектов, требующих постоянного анализа – в частности, руководителем учебного заведения.
- Содержание образования. Для начала отслеживается соответствие используемых учебных программ государственным образовательным стандартам. Но содержание не ограничивается этим. В то время как региональный компонент еще не сложился, в рамках школьного компонента школа может развивать свое, индивидуальное содержание.
Кроме того, как отметил на «круглом столе»* заместитель директора Московского центра качества образования Александр Татур, «в отличие от прошлых, в новых образовательных стандартах прописаны так называемые общеучебные умения, помогающие человеку подготовиться ко взрослой жизни».
- Процесс обучения. Анализируется работа учителя – его квалификация, применяемые технологии.
- Образовательные достижения учащихся. Исследуется, насколько ученик усвоил то, что ему хотели дать. Немаловажна и динамика образовательных достижений. Кстати, Московский центр качества образования выпустил сборник в помощь завучам по проверке степени ученических достижений. Однако все описанное относится лишь к учебным предметам, а общеучебные умения пока не охвачены.
- Поддержка учащихся. Среди учеников всегда найдутся выдающие¬ся – и в положительном смысле, и в отрицательном. Поэтому индивидуальная работа должна быть выделена в отдельную составляющую, где уровень мотивации к обучению – ключевая позиция.
- Среда обучения. Уже при входе в школу чувствуется ее дух, ее самочувствие. В прямой зависимости от того, каковы они, находятся результаты деятельности школы.
- Ресурсное обеспечение. Очевидно, что достаточное количество техники и другого оборудования резко повышает эффективность учебного процесса.
- Управление школой. Оценивается роль каждого члена педагогического коллектива, эффективность системы повышения квалификации, удовлетворенность преподавателей собственной работой, степень привлечения общественности к деятельности школы.
О трудностях… Сейчас все более широкое распространение в образовании получает система личностно ориентированного обучения, а процесс оценки знаний учащихся остается, как правило, консервативным: школьники активно вовлекаются в добывание знаний и крайне редко допускаются к оцениванию результатов своего труда. С особой остротой эти вопросы встают при работе с учащимися классов повышенного образовательного уровня, поскольку обучение в них в большей мере связано с самостоятельной деятельностью и необходимостью индивидуального подхода к каждому.
Другой открытой проблемой остается объективность оценки. Несмотря на многочисленные попытки ее решения, до сих пор наблюдаются значительные расхождения баллов, полученных абитуриентами на вступительных экзаменах в вузы, с отметками из школьного аттестата.
Помимо внутришкольного контроля для развития учебного заведения директору необходимо получать внешнюю информацию об образовательных достижениях учеников, состоянии их здоровья, о качестве организации учебного процесса. И эту информацию, которая могла бы дать ход верному управленческому решению, сама же школа пытается исказить: «На тестировании, проводящемся заместителем директора или учителем, обязательно присутствуют внешние эксперты, – рассказывает начальник отдела Московского центра качества образования Валентина Марголина. – Их присутствие обязательно, так как получаемая информация может считаться достоверной только в случае соблюдения всех прописанных технологий. А если за учеников писали, заполняли бланки, исправляли ошибки, впоследствии у нас пойдут перекосы.
Кроме подтасовок бывают казусы. Так, после обработки результатов тестирования по чтению уровень выполненных заданий составляет 120–140 процентов. Как такое может быть? Ответ в менталитете учителя, проверяющего учеников. Из инструкции он знает, что задание оценивается максимум в два балла. Но у нас учитель не может поставить плохую, по его мнению, «двойку» там, где ученик написал ответ. Выставляет пять баллов, которые и выдают 140 процентов. Приходится фильтровать результаты, смотреть, где же возникли «пятерки». Точно так же педагоги ни за что не оценят в ноль баллов ответ, если учеником этот ответ был дан, хотя и неправильный: «Ноль? Но он же ответил!» Трудно работать с нашими учителями!»
Но, видно, не одни учителя доставляют хлопоты специалистам. Перед тестированием с завучами проводится инструктаж. На руки они получают инструкцию с комментариями. Раздается вопрос: «Это что, еще и читать нужно?!» Что говорить об учениках, не умеющих извлекать нужную информацию из текста, когда с трудом это делают их наставники?..
Трудно сегодня найти образовательное учреждение, в программе развития которого не была бы отражена проблема качества образования. Понятие сложное, многогранное: это и конкурентоспособность знаний учеников, и уровень сформированности практических умений, познавательных интересов, личностных качеств, мировоззренческих позиций.
В школе № 962 г. Москвы проблему качества прежде всего рассматривают как социальную категорию. Директор школы, Заслуженный учитель РФ Лариса Полякова считает данный факт естественным: «У нас сейчас очень много социальных заказчиков, и с каждым годом становится все больше. Удовлетворить в полном объеме всех школа, конечно, не в состоянии, но на главных всегда ориентируется. Именно в зависимости от этого выстраиваются образовательные программы. Сейчас над школой много структур, выявляющих, определяющих критерии качества образования, но мы и сами давно работаем над этой проблемой.
Стаж моей работы в школе большой, и на протяжении долгих лет всегда наблюдается один и тот же факт: считаем количество учеников, которые учатся на «4» и «5», количество отличников, количество победителей олимпиад, количество поступивших в вузы… Школа, к сожалению, оценивается только по абсолютному результату. Однако существует другая оценка, о чем я поднимаю вопрос на различных мероприятиях.
Есть такое понятие – «эффективная школа». Оно мне не очень нравится, и тем не менее я отдаю должное применяемому критерию. Критерием работы здесь является относительный успех – это развитие ученика. Обычному учителю, даже обычному директору это не под силу, и нам должна помочь наука.
Есть еще критерий, который мы должны учитывать: отрицательные последствия и эффекты образования. Слишком дорогую цену за качество образования платит хороший ученик. Это психологические и физические учебные перегрузки – словом, все то, что в прессе справедливо назвали «злокачеством образования». Ведь многочисленные мониторинговые исследования подтвердили, что наибольшее (84 процента) отрицательное воздействие на состояние здоровья детей оказывается учебными перегрузками. Поэтому первым и главным критерием качества образования в нашей школе мы считаем состояние здоровья. Я не открываю никаких истин. Думаю, все мои коллеги сейчас занимаются этой проблемой. Мы понимаем, что она социальная, но еще вкладываем и педагогические усилия. Нужно критичнее относиться к современным технологиям – иногда они употребляются совершенно бездумно, к методическому обеспечению образовательного процесса…
Следующий критерий качества образования выражен в лозунге «Качество условий – качество результата». Все мы работаем в разных условиях. Но, несмотря на различия, оценивают нас приблизительно по одинаковой шкале параметров. И особенно заметно это было на примере образовательных учреждений, участвовавших в конкурсе по Национальному проекту. Посмотрите победителей: в основном там представлены учреждения повышенного уровня – гимназии, школы с углубленным изучением предметов, – и очень мало общеобразовательных школ.
Качество образования в значительной степени зависит от условий: материально-финансовых, мотивационных, психологических и нормативно-правовых, которые обязаны обеспечить органы образования и администрация школы для нормального жизнеобеспечения образовательного учреждения и, безусловно, повышения качества квалификации учителя, его мастерства.
Человеческий фактор – тоже критерий качества образования. Качество обусловлено кадровым обеспечением. Неслучайно мы говорим, что у хорошего учителя все хорошо. Мне посчастливилось познакомиться с деятельностью компании «Мицубиси». У них есть замечательный девиз: «Сначала человек, а потом его дело». У нас этого девиза нет. Мы же, практики, хорошо понимаем, что нельзя заставить учителя быть дисциплинированным, ответственным, тем более творческим, пока он сам не захочет быть таким. А для того чтобы цели и задачи, которые ставит перед ним общество и школа, были ему понятны, учитель должен ощущать свою самость, значимость.
Следует рассматривать оценку качества образования и по образовательным услугам. Мы относим сюда набор предлагаемых услуг, разнообразие, соответствие потребностям социума, содержание образования. Это основной резерв повышения качества.
Важны качество образовательных программ и преподавания; доступность услуг – реальная возможность пользоваться ими не какой-то группе детей из гимназических классов, а всему контингенту; качество образовательного взаимодействия всех участников образовательного процесса, характер общения и отношений, то есть формирование психологически безопасной образовательной среды.
И, наконец, показателем качества образования не может служить обучение, не подкрепленное воспитанием. Во все времена школа несла гражданскую ответственность за социализацию личности. Качество образования не ограничивается глубиной и прочностью знаний, сформированностью практических умений. Оно зависит от уровня личностного, духовного, гражданского развития учеников, интеллигентности, образованности. Именно в этом мы в своей школе видим главную общественную ценность образования.
И чем больше параметров определяет для себя школа, чем разнообразнее эти оценки, тем выше уровень образованности наших выпускников.
Инна АЛЕЙНИКОВА
*«Круглый стол» «Комплексные подходы к построению системы оценки качества образования». Организаторы – Департамент образования г. Москвы, Северо-Восточное окружное управление образования, Московский центр оценки качества образования
|