Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Профильное обучение

Профиль с безупречной репутацией

Интернет-школа не страдает дефицитом кадров и идей

О том, что школа у директора не профильная, он может говорить лишь потупив взор, ведь теперь наличие профилей – придуманный кем-то атрибут успешности учебного заведения. И правдами-неправдами директор добивается этой составляющей, нередко подменяя обычным углубленным изучением предмета понятие профильности с его главным козырем – индивидуальным подходом к ученику. Мы еще страшно далеки от того, чтобы профильная школа стала массовой – не хватает ресурсов. Но проблема их дефицита в собственной школе решается интернет-обучением за ее пределами. Эта база уже полностью готова к любому количеству учеников и самому широкому спектру их образовательных запросов.

Каждому по потребностям

В интернет-школе «Просвещение.ru» (одном из проектов Некоммерческого партнерства «Телешкола») без устали ищут, как сделать учебу современного школьника интересной, безопасной для здоровья, необременительной и тем не менее максимально эффективной. Ее сотрудники вооружились для этого возможностями дистанционного обучения и педагогическими идеями, переложенными на компьютерный язык (см. «УШ» №№ 20, 22/2005 и № 6/2006).

Новое предложение «Просвещения.ru» – совместный проект с НФПК, реализуемый в памках третьего займа Международного банка реконструкции и развития по заказу Минобразования и науки РФ, «Обучение школьников с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Это не дополнительное образование, а основное: ребенок, который выбирает для себя такую форму освоения профильного предмета, находится в контингенте своего образовательного учреждения; за компьютером осваивает профильные или базовые общеобразовательные предметы, постоянно получая консультации сетевого преподавателя по всем вопросам, возникающим в ходе освоения учебного материала; и его оценки из электронного журнала переносятся в классный журнал на столе у учителя.

«Мы разрабатываем программы по 14 предметам, чем закрываем все типовые профили, – рассказывает директор НП «Телешкола» Марина Кондакова. – Образовательные учреждения, владея информацией об образовательных потребностях обучающихся и родителей, могут предложить обучение по тому или иному профилю через взаимодействие с интернет-школой».

Интернет-школа создала целый ряд моделей профильного обучения. Правда, Национальный фонд подготовки кадров, отбиравший модели для участия в своем проекте, взял не все из них, и в ходу сейчас только три: «Автономная группа», «Новый профиль» и «Межшкольная учебная группа».

В «Автономной группе» класс делится на две подгруппы. Одна занимается с учителем в традиционной, классно-урочной системе, вторая – самостоятельно и с сетевым учителем. (Ребенок не учится в двух группах одновременно: он занимается либо в привычном режиме, либо в дистанционном.)

Если внутри школы находятся ребята, желающие изучать профиль, которого школа им предложить не может, тогда подходит модель «Новый профиль». Так, например, в то время когда класс идет на профильную математику, эти ученики отправляются в компьютерный класс и сетевой учитель проводит с ними занятие по выбранному ими профильному предмету.

Третья модель, «Межшкольная группа», предназначена для школ, где нет возможности выходить в Интернет – например, на селе. Детям обеспечивается доставка в Межшкольный методический центр (ММЦ), и на местном оборудовании они работают с ресурсом по своему профилю.

Как показывает опыт, вопросов с наличием техники не возникает ни у кого. Родитель пишет заявление о приеме на интернет-обучение, уверенный, что для занятий ребенок сядет у компьютера в медиатеке, компьютерном классе, дома, в интернет-кафе или ММЦ…

Приход проекта в школы серьезно меняет учебный план, расписание. Специалистами НП «Телешкола» разработаны методики составления расписания для образовательных учреждений, работающих в условиях сетевого взаимодействия с интернет-школой, которые в значительной степени облегчают работу школьным завучам. На основании школьного учебного плана выстраиваются индивидуальные учебные планы ребят. Для управленцев заранее проводятся обучающие семинары.

В свою очередь директора организуют информационные собрания для родителей. Горький опыт бесконтрольной компьютерной игромании провоцирует родителей не доверять безоговорочно Интернету, но после разъяснений они видят в дистанционном профильном обучении неоспоримые преимущества. Дети зачастую осваивают предметы быстрее, чем за год, так как более организованно относятся к учебе. А в апреле, получив итоговую отметку, спокойно готовятся к итоговой аттестации и имеют дополнительное время для подготовки в вуз. «Здесь не разговариваешь с соседом по парте, не опаздываешь на урок, не отвлекаешься, – описывает Марина Кондакова особенности обучения в Интернете. – Сидишь и планомерно занимаешься. Мы проводили анкетирование в одной московской школе. Дети сами подчеркивали, что теперь их время целенаправленно расходуется на изучение материала».

В России из всех экспериментальных школ лишь 10 процентов попробовали перейти на индивидуальные учебные планы. Прежде всего это связано с кадровым обеспечением профильного обучения, вопросами организационного и финансового характера. В альтернативном ресурсе интернет-школы «Просвещение.ru» директора видят решение проблемы с нехваткой педагогических кадров.

Незаменимые есть!

При профильном интернет-обучении ученик, выбравший эту форму, не лишен общения с учителем, как и его одноклассники. Он работает с сетевым педагогом и педагогом-куратором.

Педагог-куратор является организатором всего процесса для 30 учеников. Он собирает результаты, передает оценки классному руководителю, чтобы тот перенес их в журнал. В модели «Межшкольная учебная группа» занимается сбором детей в ММЦ из разных школ. Также в его функции входит информирование сетевого учителя о понадобившейся дополнительной консультации, проблемах технического характера и т.п.

В отличие от педагога-куратора, сетевой учитель работает с группой не более 15 человек. Это совершенно новая педагогическая технология. «В дистанционном обучении не подойдут репродуктивные методы традиционной школы, – уверена Марина Кондакова. – Учителя должны быть настроены по-другому, ориентируясь на продуктивное обучение. Это очень сложно, но педагоги, с которыми мы работаем в экспериментальном режиме, к этому готовы».

Сетевые учителя общаются с детьми из своего же региона: в Челябинской области – свой учитель, в Пермской – свой. Параллельно они преподают в обычной школе и числятся в штате именно там, а основную деятельность совмещают с участием в проекте. Пока статуса сетевого преподавателя нет. Зарплату за дополнительную нагрузку по новой специальности выплачивает организатор проекта. К 2008 году от «Просвещения.ru» ждут продуманную финансовую схему: как профильное интернет-обучение может быть профинансировано из бюджета регионов. Вопрос очень непростой…

«Сетевой преподаватель находится в непосредственном, индивидуальном контакте с каждым ребенком, – рассказывает заместитель директора интернет-школы Татьяна Рычагова. – У него есть уроки, которые проводятся в режиме on-line и off-line. В каких-то случаях четыре профильных часа делятся, к примеру, в соотношении один к трем: три часа отводятся на занятия off-line (для самостоятельных занятий) и один час – на работу on-line, когда ученик контактирует с учителем, обсуждая текущие вопросы.

Учитель готовится к каждому уроку – пишет сценарий, формирует дополнительные задания, обдумывает проблемные вопросы, проверяет присланные домашние задания.

Групповая работа ведется в форме урока-дискуссии, конференции и консультации, если трудность с материалом проявилась у большинства учащихся. В начале занятия сообщается тема, обозначаются точки, где ученик должен остановиться, осмыслить прочитанное, ответить на вопрос, вывешенный в форуме.

В момент расхождения учебных планов разных учеников учитель приступает к индивидуальному общению. Анализирует сложившуюся после проверки домашнего задания ситуацию, дает задание, оценивает выполнение тестов и предлагает рекомендации, что невозможно сделать в традиционном режиме, так как проверка и анализ работ там проводятся не раньше следующего урока.

На первом этапе непростая работа сетевого преподавателя озадачивала и пугала учителей. Но настороженность – реакция на любое новшество в образовании. Интересно, что в проекте, особенно в Челябинской области, много учителей в возрасте. Они не потеряли интереса к инновациям!» – «Это хорошо, – поддерживает коллегу Марина Кондакова. – Известно, что учительская когорта не молодеет. Средний возраст – 45–50 лет. У всех накопилось значительное количество наработок, которыми можно пользоваться в повседневной практике, но практически все они заинтересованы в инноватике».

В проекте учителя выходят на высокий уровень квалификации, овладевают новой педагогической технологией, которой мало кто владеет в целой стране, становятся востребованными и незаменимыми.

На фоне такого горячего увлечения учителей и учеников профильным интернет-обучением понятен вопрос традиционных учителей: «А мы тогда для чего?» В качестве успокоительного средства «Просве¬щение.ru» показывает им неограниченное использование ресурса в классно-урочной системе. Действует безотказно!

Кто заплатит за бензин?..

Казалось бы, все продумано до мелочей. Но директор российской школы, к сожалению, живет в шатком мире, и даже общение с твердо стоящим на ногах «Просвещением.ru» повергает его в сомнения… Со страхами и неуверенностью директоров в полной мере пришлось столкнуться директору проекта «Интернет-школа «Просвещение.ru»» Елене Подгорной, знакомившей экспериментальные регионы с проектом по организации профильного обучения с использованием Интернета.

«Всплыли проблемы как организационные, так и психологические, – вспоминает она. – Первое, что было совершенно очевидно: директора ныне существующих профильных школ в глубине души не испытывают профессиональной фрустрации по поводу того, что они чего-то не могут. И когда им говорят о внимании в профильном образовании к потребностям каждого ребенка, они отвечают: «Дети пойдут в другую школу, если у меня данного профиля нет», – хотя отдать ученика в другую школу им страшно из-за нормативно-подушевого финансирования. И тогда мы выручаем: «В другую школу идти не понадобится».

Есть директора, которые предлагают удовлетворить все образовательные потребности, сделав школу многопрофильной, с самыми разными преподавателями. Где он возьмет столько хороших учителей? Я слышу жалобу от регионального координатора: за сетевым учителем ушел целый класс, и традиционный педагог потерял нагрузку! Был ли пострадавший учитель обладателем высшей категории? Преподавал бы он профильные дисциплины, если бы не наш проект? Нет. Но директор взял бы его на преподавание профилей, потому что другого учителя не найдет. И директора не виноваты. Это не обман, а вынужденное понижение планки, несоответствие того, что делается, тому, что требуется.

Что еще было обнаружено?

Общеобразовательные школы, которые не стали профильными, хотят получить шанс дать детям профильный уровень. Он появился. Более того, эти директора (разумеется, не имеющие в печати указания на профильную школу) рьяно радеют за то, чтобы в аттестат зрелости ребенку поставили соответствующую отметку о прохождении профиля. Таким образом они привлекут детей в свое общеобразовательное учреждение.

Многие директора не знают о содержании 10-й статьи Закона «Об образовании», где говорится о возможности получать образование, используя смешанные формы: очную, заочную и другие (а если знают, то предпочитают ее не обсуждать, так как сами боятся смешивать формы обучения). Поэтому управленцу не приходит в голову информировать об этом родителей. Юный гражданин Российской Федерации имеет право учиться так, как ему удобно, и родители должны быть об этом оповещены.

Есть проблемы организации сетевого взаимодействия. Для директора его школа – закрытая субстанция: это мое. Но в сети управление осуществляется командой: ответственный человек в межшкольном методическом центре и обязательно сотрудник внутри школы (который будет нужен и после выхода за рамки эксперимента).

Такой коллегиальной работе директор не обучен. Он не умеет, не знает, как это делается. Однако, встретившись на наших семинарах с кругом людей, оказавшихся в похожих ситуациях, начинает взаимодействовать с ними и чувствует профессиональную удовлетворенность. Люди признавались мне, что испытывают неведомые ранее ощущения: управленец на время забывает и о своем начальстве, и о собственной ответственности. Здесь он учится новым вещам.

Следующий момент – вопрос трафика. Сейчас для директора это большая забота, потому что есть компьютеры, есть желание, но он боится проблем с трафиком. Хотя надежда на благополучный исход появилась: заявлено, что для образовательных учреждений по всей территории Российской Федерации будет происходить федеральная оплата трафика…

Фетиш в школе – документация на бумажных носителях. Зелено-розово-желтый журнал нависает над каждым директором, потому что у него есть КРУ. И с вхождением в систему основного образования любой, в том числе микромодернизации у директора начинается головная боль. Эта жесткость в системе учета тормозит управленца, который немного не уверен в себе. К примеру, он может испугаться, что в журнале все дети вместе, а часть из них учит преподаватель из другой школы…

Теперь об оценивании. Способ внесения отметок в журнал найти легко. Мы идем в строгом соответствии российскому стандарту, и оценки по теме «Пушкин. Лирика» у нас тоже будут по этой теме. Другое дело, что в профильной школе нужна иная форма оценивания, вбирающая в себя все элементы, функциональные системообразующие единицы профильного образования. Это важно, ведь оценивание должно выводить на новую форму учебного процесса. Директора стали задумываться о том, чтобы изменилась процедура оценивания в их школе».

«Что еще волнует руководителей ОУ? – продолжает Елена Подгорная. – Хождение денег «за ребенком». Они не знают до конца, как это будет происходить. Даже при наличии «внебюджетки» директора боятся с ней управляться. Эти деньги можно тратить на дополнительные образовательные услуги, а другое употребление средств не проработано.

Есть школьный автобус. Он возит детей в образовательные центры на очное обучение. И директор не уверен, можно ли использовать автобус, чтобы учеников возили не в те центры, где живые учителя, а в центры, где стоят неживые компьютеры, а сетевой учитель вообще находится за много километров – скажем, модель «Межшкольная группа» аккумулирует вокруг нескольких сетевых учителей детей из колоссального по территории Пермского края. Меня спрашивали, кто оплатит бензин, если понадобится ездить по новому маршруту в ММЦ.

Заботят директоров их учителя, ставшие сетевыми преподавателями будучи сотрудниками обычной школы. У учителей 34–36 часов учебной нагрузки. Директора дали бы им возможность сократить ее, а люди не хотят, потому что еще не увидели, сколько доходов принесет сетевое преподавание. Управленцы оказываются в ситуации, когда у них люди к 36 часам добавляют минимум 6 и могут начать отвлекаться от учебного процесса.

…Мне сложно подвести черту под перечислением трудностей – их целый пласт, в котором каждый вопрос притягивает следующий. Директор школы старается двигаться вперед, но многие обстоятельства объективного свойства заставляют его притормаживать. Он делает шаг, останавливается, смотрит. И его можно понять. В то время как наш проект полностью готов, «патронташ» заполнен до отказа, руководители ОУ находятся в состоянии некоторого опасения. Однако мы понимаем их и не торопим, идем рядышком или за ними, никто не натягивает вожжи.

Школы с трудом, но открываются для того, чтобы впустить что-то новое, разорвать старый кокон. Сейчас у нас собралась целая команда школ. Раньше коллеги раз в несколько лет встречались на крупных совещаниях, а создав сеть, объединились, переговариваются в электронной почте, звонят друг другу – в регионе идет бурное общение. Приятно, что такие стратегические вещи тоже как-то разрешаются с реализацией этого проекта».


1 Как построить профильную школу. – СПб., 2005.
2 Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. – М., 2003; Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М., 2003.
3 Профильное обучение: новые подходы. – Ростов-н/Д., 2004.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru