Как живет ресурсная школа
О том, каковы были первые шаги ресурсной школы, рассказывает Наталья ИВАНОВА, директор школы № 6 села Архангельское Буденновского района Ставропольского края.
– Школа села Архангельское – одна из самых интересных сельских школ Ставропольского края.
В каком окружении она живет?
–У нас засушливая степная зона, аграрный район, где прежде располагалось много колхозов. Если 10 лет назад в школе было 950 учащихся, то сегодня 787. Взрослое население уезжает из села в поисках работы. Когда я оканчивала школу, в вузы поступало не более 15 процентов наших выпускников. Сейчас – 80. В основном выпускники нашей школы выбирают специальности, не связанные с сельским хозяйством. У нас в селе заняться им нечем: функционируют только образование, медицина и аппарат управления. Жители перебиваются подсобными хозяйствами. Но у наших выпускников есть шанс получить хорошее образование. Это открывает им дорогу в вуз.
– Ваша школа стала территориальным образовательным центром. Как строится взаимодействие с другими школами района?
– Чтобы дети смогли успешно подготовиться к поступлению в вузы, им нужен выбор из нескольких профилей. Но с тринадцатью ребятишками в сельской школе невозможно сделать 4 профиля. Между нашей школой и школами района был подписан договор о сотрудничестве. У каждой школы остались только базовые предметы. Одна из статей договора – передать в нашу ресурсную школу 11 часов из учебного плана 10–11-х классов с целью изучения старшеклассниками профильных предметов. Сегодня в эксперименте по профильному обучению участвуют семь наших классов. Таким образом, ресурсной школе передается в совокупности 77 часов, из которых формируется сетка часов профильного обучения. Например, в химико-биологическом классе необходимы 4 часа углубленного изучения алгебры, три часа химии, три – биологии плюс два элективных курса. Для гуманитарного направления нужно 19 часов, для физико-математического – 13 часов, для занятий по оборонно-спортивному профилю – 12 часов… Так, комбинируя эти часы, мы выходим на те 77 часов, которые и были переданы нам другими школами для профильного обучения. За нашей школой остается разработка портфеля достижений и зачетной книжки.
– Как вам удалось уговорить учителей других школ отказаться от этих часов? Ведь для них это потери в зарплате…
– Мы решили так: из сетки часов в каждой школе было изъято 5 часов регионального компонента, который отдавался бы на углубленное изучение предмета или элективные курсы. Еще было изъято по одному часу от других предметов – математики, химии, биологии и т.д. Все это и составило в сумме 11 часов. Для учителей других школ потеря оказалась не очень значительной. Кроме того, лучшие учителя тех школ, из которых к нам приезжают дети, были зачислены в штат нашей школы совместителями.
– Что произойдет с этой системой, когда в крае перейдут на нормативно-подушевое финансирование? Ведь тогда средства будут перечисляться в школы исходя из количества детей. А в проигрыше окажется ресурсная школа…
– Речь идет не только о труде учителей высокой квалификации – это еще дополнительно питание и медобслуживание более чем ста детей, приезжающих к нам на занятия профильными предметами! Думаю, при введении нормативно-подушевого финансирования эту задачу должны решать экономисты. Они рассчитают процент дополнительных средств, предоставляемый ресурсной школе.
Подготовила
Светлана КИРИЛЛОВА
|