Сотворчество учителя и ученика
Творческий подход в решении различных проблем – необходимость, диктуемая современной жизнью. И кто, как не школа, в которой ребенок проводит значительную часть своей жизни, может помочь развить это творческое начало…
Задумавшись об этом, педагогический коллектив школы № 4
города Советский Ханты-Мансийского автономного округа систематизированно подошел к вопросу организации исследовательской деятельности учащихся. И сегодня делится своими наработками в этой области.
В 2000 году нашей школе был присвоен статус районной экспериментальной площадки по построению образовательной модели адаптивной школы. В школе для способных и одаренных детей появились классы повышенного уровня интеллектуального развития (КПУИД), которые были ориентированы на:
- достижение учащимися более высокого уровня образованности в различных областях знаний;
- подготовку каждого школьника к продолжению обучения в вузе и дальнейшему творческому применению полученных знаний в различных сферах научной и практической деятельности;
- формирование социально зрелой личности, готовой к самообразованию и самоопределению, обладающей потребностью в творческом труде.
Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности, на наш взгляд, стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Мы также считаем, что организация исследовательской деятельности в школе предполагает под собой и обучение учащихся и учителей данной деятельности. Мы пришли к мнению о том, что нам необходима специальная программа обучения, и поэтому собрали в школе инициативную группу из педагогов и членов управленческой команды для ее подготовки.
Автором этих строк была создана программа факультатива «Научно-исследовательская деятельность учащихся», рассчитанная в общей сложности на 104 часа (первый и второй год по 34 часа, третий год – 36 часов). Она была успешно реализована в работе нашей школы в Советском, а также и в работе с отдельными учениками гимназии № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга. В дальнейшем она же легла в основу программы общественной организации «Молодежь Советского района» – «Организация научно-исследовательской деятельности учащейся и работающей молодежи».
При реализации данной программы перед нами прежде всего стояла задача в принципе заинтересовать учащихся и педагогов в подобном виде деятельности. Однако мы столкнулись с проблемой: оказалось, что далеко не все учителя готовы к совместной работе с учащимися в рамках исследовательских проектов. Поэтому мы разбили процесс организации исследовательской деятельности в школе на несколько этапов:
- создание Научного общества учащихся и учителей;
- обучение учащихся исследовательской деятельности;
- обучение учителей организации исследовательской деятельности.
При этом надо понимать, что на начальном этапе большая роль отводится заместителю директора по научно-методической работе, который постепенно, по мере обучения учителей, становится координатором, консультантом по общим вопросам. Мы также создали Научное общество учащихся и учителей (НОУ), и нам кажется, что общение учащихся друг с другом и с педагогами в рамках НОУ – закономерный этап работы. Общество функционирует на основе Положения, в котором определены задачи, содержание и формы работы, членство и структура. Среди основных задач НОУ:
- расширение кругозора учащихся в области достижений науки;
- выявление одаренных детей и развитие творческих способностей;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников;
- повышение уровня знаний и эрудиции;
- активное включение в процесс самообразования и саморазвития.
Теперь об обучении учащихся исследовательской деятельности, которое, как указывалось выше, разбито на три года. Начинается обучение с 9-го класса и продолжается до конца 11-го (см. табл. 1).
ТАБЛИЦА 1
Примерный тематический план первого года занятий
ОКОНЧАНИЕ ТАБЛИЦЫ 1
Примерный тематический план второго и третьего года обучения
В состав группы-факультатива у нас вошли учащиеся, выразившие желание научиться создавать научно-исследовательские работы. При этом было сразу оговорено, что ни в коем случае не следует отказывать в приеме в группу учащимся, которые еще не определились до конца в своем решении. В любом случае умение работать с литературой и документами, умение составлять анкеты и общаться с другими людьми поможет в будущем этим учащимся проявить себя.
В первый год занятий происходит обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности: объясняются методы исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием.
На данном этапе важно воспитывать у учащихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности.
Научно-исследовательская деятельность учащихся включает в себя выбор темы, определение цели и задач, организацию подбора материала (работа с каталогами, печатными изданиями, архивными документами, встречи с очевидцами событий и запись их рассказов и т.п.), обработку полученного материала, написание научного исследования. В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.
Во второй год работы по программе учащиеся углубляют и расширяют свои знания, полученные в первый год. Большое значение придается и практической деятельности учащихся под руководством научного руководителя (или руководителей).
Третий год в основном уделяет внимание самостоятельной работе учащихся над своими проектами под руководством научного руководителя, участию молодых исследователей в научно-практических конференциях.
Особое значение придается практическим занятиям, которые проводятся с целью закрепления изученного материала. После ознакомления с правилами работы с каталогом, картотекой проводятся занятия по самостоятельному составлению картотеки, библиографической аннотации.
Изучение методов исследования можно проводить не только в форме лекции, но и при подготовке самостоятельных докладов учащихся, ролевых игр, рефлексии.
При организации исследовательской деятельности учащихся, на наш взгляд, необходимо соблюдать определенные условия, как субъективные, так и объективные.
К субъективным условиям мы относим:
- наличие интереса к собственной деятельности, любознательность;
- определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития;
- некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определенную готовность к риску.
К объективным условиям относятся:
- творческая атмосфера поиска;
- возможность посоветоваться, обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования.
Участвуя в современных исследовательских проектах, старшеклассники учатся обсуждать современные общественные проблемы. Они получают возможность критически оценивать действительность, искать пути решения серьезных вопросов.
Система подготовки, сочетающая в себе теоретические занятия с активным практическим применением полученных знаний, приносит свои плоды.
В настоящее время, в связи с переездом в Санкт-Петербург, автор статьи не занимается обширной практикой внедрения научно-исследовательской деятельности и работает с отдельными учащимися петербургской гимназии № 92. Так, одна из моих учениц в прошлом учебном году приняла участие во многих конкурсах, как районного значения, так и регионального и всероссийского («Балтийский регион», «Первые шаги», etc), в которых занимала первые и вторые места. А в этом учебном году мы с ней начинаем работу сразу над двумя исследовательскими проектами.
Из собственного опыта становится ясно, что детям, которые решили заниматься исследовательской деятельностью, важно, кто именно будет работать с ними. И если учитель сам не участвует в конкурсах, не занимается исследовательской работой, то и научить ребенка данному виду деятельности ему будет крайне сложно. Именно поэтому, думается, обучение учителей основам исследовательской работы становится одной из важных сторон процесса организации научно-исследовательской деятельности учащихся. К научному руководителю, занимающемуся этим, предъявляются особые требования:
- умение учитывать возможности учащихся при распределении работы над проектом;
- умение доступно ставить перед учащимися конкретные задачи;
- умение не сковывать инициативу, создавать творческую обстановку;
- умение владеть собой;
- умение уважать достоинства других.
Исходя из данных требований, определяются основные аспекты деятельности:
- направляющая – определение объема работы и деление его на отдельные участки по уровням сложности;
- воспитательная – создание условий для свободного выражения своей точки зрения;
- систематизирующая – действия не столько в роли руководителя, сколько в качестве партнера по совместной работе;
- образовательная – организация консультаций по вопросам.
Автором была также разработана программа для подготовки учителей к организации исследовательской деятельности, рассчитанная на 20 часов (см. табл. 2).
ТАБЛИЦА 2
Примерный тематический план работы по программе
«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»
Согласно этой программе, учителя-предметники получают представление о формах и методах исследовательской работы, разработке методики написания, правилах оформления и порядка защиты исследовательских проектов учащихся.
Но помимо обучения по данной программе, учителя, безусловно, должны активно принимать участие в различного рода конкурсах (например, педагоги школы № 4 Советского участвовали в районных конкурсах учебных программ, окружном конкурсе вариативных программ, конкурсах педагогического мастерства – «Учитель года», «Педагог дополнительного мастерства», окружном конкурсе «Золотое будущее Югры», всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» и всероссийском конкурсе «Хочу учиться!»). Некоторые педагоги начали работать над диссертациями.
Таким образом, можно сказать, что данная система организации научно-исследовательской работы в школе приводит к творческой и исследовательской активности не только учащихся, но и самих педагогов.
Разумеется, всякая школа ищет свой алгоритм проведения научно-исследовательских работ, обучения этому искусству педагогов школы и учащихся. И данный материал можно рассматривать как спорный. Но в любом случае этот опыт может быть полезен вам при создании своей программы действий.
Ольга БРЫКОВА,
методист ГОУ ДПО ЦПКС «Санкт-Петербургский центр информационных технологий
и телекоммуникаций»
|