Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2006

Тема номера

Укрощение строптивого

Школа неизлечима от стресса, но жить будет

Государству еще предстоит выработать системный подход к минимизации стрессов, оказывающих свое пагубное воздействие на всех, кто ежедневно связан со школой. Однако необходимость обезопасить себя уже сегодня подталкивает создавать мини-системы на местах.

«Мы живем не в безвоздушном пространстве»

Школы без стресса не может быть в принципе, полагает директор московского Центра образования «Школа здоровья» № 1317 Константин Петров. «Школа – это воздействие в процессе обучения и воспитания, – разъясняет он категоричность своей позиции, – и поэтому возникновение стрессовых ситуаций неизбежно. Следовательно, правильнее говорить о технологиях минимизации стрессов. Кроме того, мы живем не в безвоздушном пространстве, и мир за границами территории школы тоже воздействует на нее. Правильно развернутая деятельность позволяет научить наших учеников преодолевать психологические трудности».

По мнению директора Петрова, школа с минимизацией стрессовых ситуаций – это школа, в которой создана комфортная и безопасная образовательная среда, где разумно перераспределена учебная нагрузка, широко используются личностно ориентированные методы обучения, научно обосновано сочетание труда и отдыха. Так же рационально используется учебное время для организации инновационной деятельности, интегрируется базовое и дополнительное образование, созданы организационно-педагогические условия здоровьесбережения учащихся и сотрудников, используются здоровьесберегающие образовательные технологии, усовершенствовано физическое воспитание, учитывающее возрастно-половые особенности и состояние здоровья каждого школьника. Медицинское обеспечение школы более эффективно. Ведется гигиеническое воспитание родителей.

Чтобы проиллюстрировать эти теоретические выкладки, Константину Владимировичу достаточно рассказать о своем центре образования: «Мы пытаемся сформировать единую систему поддержки учеников и родителей в условиях, когда количество стрессовых ситуаций велико.

В нашем образовательном учреждении ведется индивидуальная и массовая работа с родителями и детьми при поступлении ребенка на дошкольную ступень обучения. При поступлении в первый класс дошкольнику снова помогают в период адаптации; не оставляют без внимания и новичков, попавших в другой детский коллектив.

Минимизировать стрессы позволяют: создание единого расписания первой и второй половины дня, учитывающего особенности учащихся; соединение базового и дополнительного образования для перераспределения нагрузки; преодоление перегрузок учащихся, в том числе и в рамках четкого просчитывания домашних заданий.

Мы добились снижения заболеваемости учащихся, так как у нас есть свой медицинский центр, в «Школе здоровья» комплексно выполняются СанПиНы, ведется мониторинг состояния здоровья обучающихся и сотрудников школы, формируется культура здорового образа жизни, идет профилактическая работа в области вредных привычек... Нам помогают более тридцати социальных партнеров – от всевозможных физкультурно-оздоровительных комплексов до учреждений, которые позволяют решать задачи психологической поддержки.

В школе пять психологов – один человек не может отвечать за все. У каждого из них есть специализация: один занимается коррекцией, другие закреплены за разными параллелями и, конечно, есть специалист для оказания психологической поддержки учителям и родителям, без чего невозможна современная школа».

О многом говорят заслуги и директора, и центра образования (Константин Петров – победитель московского конкурса «Менеджер года в сфере образования», его центр – лауреат конкурса «Лучшая школа Москвы», победитель в конкурсе на соискание премии президента). Но могут ли похвастать другие обладатели подобных титулов тем, что в их школах нет, как здесь, неуспешных детей и второгодничества?

В «Школе здоровья» согласованы действия медиков, психологов и учителей. Достижения находят отражение в издаваемых сборниках. Новинка 2006 года содержит материалы по планированию и проведению уроков, отражающих интеграцию здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Сохранение здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе – один из важнейших путей к минимизации стрессов.

Анализ работы педагогического коллектива показывает, что материал по здровьесберегающей тематике органически встраивается в содержание урока, он не противоречит его целям и задачам. Учителя вносят в ход урока содержательные элементы: дополнительную или замещающую информацию, упражнения, задания для самостоятельной работы и т. д.

В начальной школе элементы здоровьесбережения планомерно и регулярно включаются в уроки – таким образом, навыки здорового образа жизни прививаются детям с первых дней занятий. Эта работа усиливается благодаря тесному взаимодействию классных руководителей, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.

Учителя кафедры филологии профессионально используют образовательный потенциал дисциплин естественного и гуманитарного циклов, что позволяет сэкономить учебное время и предупредить излишнюю информационную нагрузку учащихся. Один учитель, опираясь на духовный мир школьника, использует возможности литературы, искусства для более эффективной помощи детям и подросткам правильно ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми, овладевать нравственно-этическими ценностями общества, избегать ошибок, ведущих к нежелательным последствиям. Другой педагог подготовил цикл уроков для старшеклассников по профилактике наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний. Картины гибели людей, ведущих нездоровый образ жизни, показанные Куприным, Чеховым, Шолоховым, Дж. Лондоном в литературных произведениях, потрясли подростков и добавили эмоциональную окраску в профилактику вредных привычек.

Преподаватели математики и физики тоже активно применяют разнообразные формы и методы обучения для предупреждения перегрузки учащихся и предотвращения утомляемости. Они проводят гимнастику для глаз, включают в ход урока динамические паузы, упражнения, которые снимают статическое напряжение на позвоночник и улучшают кровообращение, вместе с детьми составляют математические задачи с содержательным компонентом здоровьесбережения.

Учителя биологии и химии в здоровьесберегающей деятельности привлекают метод проектов. Тематически обращенные к вопросам охраны здоровья, проекты позволяют воспитывать у школьников многие новые качества личности, сопряженные с выработкой определенного отношения к ситуации, а также с навыками делать верные выводы и публично их представлять. После того как многие вопросы были исследованы на уровне проекта, школьники отказываются от прямого участия в тех или иных событиях и контактах, которые отрицательно влияют на их самочувствие.

Особенно четко организована работа в этом направлении учителей предметов углубленного цикла – с кафедры иностранного языка и информатики.

Учителя английского языка в авторских разработках включают элементы здоровьесбережения в работу с текстом и системой упражнений к нему, в задания для домашнего чтения. В ходе уроков уделяется внимание изучению как глобальных тем, касающихся проблем научно-технического прогресса и экологии, так и проблем, раскрывающих вопросы сохранения здоровья, правильного питания, семейных ценностей. Таким образом, происходит не только знакомство учащихся с новой лексикой и терминологией по теме, но и активизируется интерес к проблемам собственного здоровья, происходит знакомство с интересными фактами работы организма человека, развиваются коммуникативные навыки.

На уроках информатики проводится профилактика заболеваний позвоночника при работе за компьютером, вводятся минутки релаксации, регулярно включаются в ход урока комплексы упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для глаз на основе компьютерной программы. Учителя вводят в содержательную часть уроков медико-гигиенические аспекты работы за компьютером, беседы об эргономичности рабочего места, режимах работы монитора и их влиянии на зрение. Разнообразные занимательные упражнения делают урок интересным и насыщенным.

Константин Петров на достигнутом не останавливается. Несмотря на то, что его учителя хорошо разбираются в основных методических подходах к формированию здорового образа жизни в современной образовательной среде, он хочет и дальше совершенствовать у них умение учить с минимизацией стрессов.

Управление стрессом

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Именно этому запросу отвечает программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса «Школа без стрессов и насилия», носящая подзаголовок «Организация психологически безопасной образовательной среды как необходимое условие личностного роста детей и подростков». Ее авторы – профессор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) О.В. Хухлаева, директор столичной школы № 455 Н.И. Гусятина и педагог-психолог, аспирант МГППУ Э.Р. Ахмеджанова.

Программа рассчитана на включение в работу всех участников образовательного процесса:

  • детей и подростков,
  • родителей,
  • педагогов,
  • администрации.

Цель программы: обеспечение оптимальных психопрофилактических, развивающих, безопасных условий образовательной среды, способствующих минимизации стрессовых факторов в образовательном процессе, сохранению и укреплению психологического, психического здоровья всех его участников, успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.

К приоритетным для данной программы областям исследования авторы относят:

  • исследование состояние психологического здоровья учащихся, их личностных особенностей;
  • исследование уровня познавательного развития учащихся; выявление детей с отклонениями в учебной сфере (педагогически запущенные дети, интеллектуально пассивные, учащиеся с пониженной обучаемостью);
  • исследование межличностной сферы участников образовательного процесса;
  • исследование профессиональных намерений учащихся;
  • исследование мотивации к учебной деятельности;
  • исследование личностных особенностей педагогического персонала, администрации; профессиональных затруднений; уровня профессиональной тревожности; уровня стрессоустойчивости, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности школы и своими результатами в частности;
  • исследование уровня социальной фрустрированности родителей, установок воспитания, родительской тревожности;
  • исследование психофизического статуса школьника.

Задачи:

1. Соорганизация, гармонизация процесса сопровождения всех субъектов образовательной среды в целях создания полноценных условий для их психологически комфортного, безопасного сотрудничества:

  • оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (формы работы: тренинги, «круглые столы», организация совместного досуга – музыкальные, поэтические гостиные, творческие мастерские);
  • способствование улучшению форм толерантного, ненасильственного общения педагогов с учащимися и родителями, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой (формы работы: проведение совместных творческих мероприятий, соревнований, ролевых игр, конкурсов);
  • апробация форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования (формы работы: «круглые столы», дискуссионный клуб, проблемные семинары, психолого-педагогические консилиумы).

Развитие содружества всех участников образовательного процесса предполагает проведение совместных игровых мероприятий, направленных на повышение культуры общения, снижение его коммуникативных барьеров, соучастие в радостном диалоге.

2. Реализация многоуровневого мониторинга исследования состояния психологического здоровья учащихся в целях вероятностного прогнозирования, своевременного предупреждения возникновения личностных проблем учащихся, а также исследования стрессогенных факторов, нарушающих психологическое здоровье учащихся.

Следует отметить, что подзадачей этого аспекта деятельности является обеспечение профессионального доступа к полученным с помощью мониторинга данным и использование их специалистами всех звеньев системы сопровождения; контроль за соблюдением мер безопасности и ответственности при выполнении данной работы.

3. Реализация физиолого-гигиенического мониторинга.

Его основные задачи – контроль за динамикой функционального состояния учащихся, своевременное выявление и коррекция неблагоприятных сдвигов в организме учащихся; анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья каждого участника.

4. Обеспечение оптимального формирования непрерывного взаимодействия между дошкольной и начальной ступенями образования.

Данная задача реализуется за счет предшкольной адаптации детей к новым условиям, которая включает в себя диагностику функциональной готовности к школе, развитие творческих, познавательных способностей на базе образовательного учреждения. Это способствует снижению страхов, риска возникновения адаптационного синдрома у будущих первоклассников.

5. Обеспечение поддержки детей с трудностями в обучении:

  • участие специалистов системы сопровождения в специализированном сопровождении учебных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся классов коррекционно-развивающего обучения;
  • внедрение развивающе-коррекционных программ для детей с отставанием в обучении (педагогически запущенные дети, интеллектуально пассивные, учащиеся с пониженной обучаемостью);
  • организация консультативно-рекомендательной работы с родителями, воспитателями, учителями.

6. Создание условий для формирования, сохранения, укрепления психологического здоровья учащихся.

В рамках реализации этой задачи разрабатываются, подбираются профилактические, развивающие программы, ориентированные:

  • на профилактику возрастных трудностей (программа социальной адаптации первоклассников, программа адаптации учащихся при переходе на среднюю ступень образования, программы профилактики личностных трудностей младших и старших подростков и др.);
  • на формирование установок на здоровый образ жизни, способности противостояния негативным социальным влияниям (профилактика табакокурения, алкоголизма, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом);
  • на активное использование в воспитательном процессе тренингов личностного роста, уверенности в себе, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности, развития критического мышления.

7. Создание психолого-педагогических условий для оздоровления межличностной сферы (развитие атмосферы терпимости, взаимоуважения в классных коллективах, снижение факторов стресса в межкультурном общении) и профилактика жестокого обращения с детьми.

Специалист сопровождения призван решить особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности, низкого статуса в группе и др. Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются: внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей (она обостряется в период подросткового кризиса); недостаточный уровень развития коммуникативных навыков; общий психоэмоциональный фон учреждения, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности; система взаимоотношений внутри классного коллектива; особенности взаимоотношений педагогов со школьниками. Исходя из этого, реализация данной задачи предполагает:

  • внедрение развивающих программ, тренингов, ролевых игр, направленных на развитие толерантности учащихся, эмпатии, сотрудничества, критического мышления, навыков бесконфликтного общения, культуры диалога; преодоление стереотипов восприятия, и др.;
  • использование индивидуальной, групповой форм работы с агрессивными учащимися (снятие психологических установок агрессивного поведения, выработка навыков саморегуляции, формирование опыта сотрудничества);
  • организация совместной деятельности школьников и педагогов (ролевые игры).

8. Обеспечение условий для безопасного самовыражения и самоутверждения личности, формирования социальной успешности, которое предполагает:

  • проведение интеллектуальных марафонов;
  • развитие проектной деятельности учащихся;
  • проведение викторин, конкурсов, соревнований различной тематики.

9. Реализация программы психологической поддержки педагогов включает в себя:

  • внедрение психологических методов работы с педагогическим персоналом, администрацией в целях укрепления психологического здоровья персонала;

В целом авторы опирались на следующие критерии психологического здоровья педагогов: эффективное восприятие и комфортные взаимоотношения с реальностью, понимание и принятие себя, свежий взгляд на вещи, креативность, творческая адаптивность, искреннее служение делу, которым они занимаются; воля и активность, социализированность, целостность, динамичность и др.

  • внедрение психолого-педагогических методов повышения психологической компетентности педагогов (формы работы: организационно-деловая игра, профессиональные студии с элементами тренингов, тренинги, бинарная лекция, научно-практический семинар, дискуссия, открытый психологический анализ урока); (Предлагается обратить внимание на такие важные аспекты этого направления, как совершенствование толерантных технологий педагогического общения; овладение здоровьесберегающими и психосберегающими педагогическими технологиями; выработка умения выявлять и изучать особенности ученика, его учебных затруднений, строить учебно-воспитательный процесс с их учетом.)
  • профилактика педагогического «сгорания» учителей;
  • организация психологического консультирования педагогов, администрации.

10. Создание полноценных условий для профессионального самоопределения учащихся:

  • разновозрастная диагностика интересов, профессиональных намерений учащихся; раннее выявление интересов и способностей школьников, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с профессиональными намерениями;
  • включение в образовательный процесс профориентационных программ (формирование профессиональных намерений учащихся, формирование способности к сознательному ответственному выбору), тренингов, обучения учащихся навыкам снятия эмоционального напряжения, управления стрессом во время подготовки и сдачи экзаменов;
  • консультационная работа со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения в связи с его дифференциацией;
  • проектирование «индивидуальной траектории профессионализации»;
  • осуществление профилизации обучения; (Реализация внутренней дифференциации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно ориентированного обучения, позволяющего раскрыться и реализоваться каждому учащемуся.)
  • просветительская работа с родителями по вопросам профессионального выбора.

11. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

12. Создание благоприятных условий для успешной адаптации молодых специалистов:

  • оценка педагогического статуса молодого учителя;
  • осуществление психологического сопровождения молодых учителей, ознакомление их с основами психологической защиты и методами повышения стрессоустойчивости.

13. Организация работы с родителями учащихся.

В рамках общеобразовательной школы с родителями могут использоваться следующие формы работы:

  • семинар-тренинг по особенностям и методам воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы;
  • социально-психологический тренинг (тренинг партнерского общения);
  • совместные занятия для детей и их родителей;
  • лектории для родителей (развитие психолого-педагогической компетентности родителей);
  • родительские клубы;
  • психологическое консультирование.

14. Внедрение психолого-педагогической программы социальной адаптации к образовательной среде детей-сирот, воспитанников интерната в рамках творческого сотрудничества и совместного обучения с учащимися школы.

Реализация задачи способствует воспитанию у учащихся толерантности, сочувствия, взаимопомощи, развитию социальных навыков.

«Моя» проблема


В Москве действует Центр психолого-медико-социального сопровождения «Живые потоки». В числе прочих услуг он оказывает экстренную и реабилитационную помощь детям, учителям, родителям и образовательным учреждениям. Специалисты выезжают в школы, осуществляют психодиагностическую и индивидуальную психотерапевтическую работу и т. д. Опыт центра позволил классифицировать тех специалистов и должностных лиц в образовательном учреждении, кто при определенном виде проблем должен «бить тревогу» и направлять запрос о помощи.





Рекомендации «круглого стола» «Школа без стресса» (извлечение)


Участники считают необходимым:

  • рекомендовать руководителям образовательных учреждений при организации учебно-воспитательного процесса постоянно учитывать необходимость создания комфортной образовательной среды школы, гуманизации отношений всех участников образовательного процесса;
  • эффективно применять личностно ориентированный метод работы в условиях стресса;
  • повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, самих детей;
  • оказывать адресную помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, в том числе шире использовать индивидуальные учебные планы как средство преодоления стрессов обучающихся;
  • распространять опыт «школ здоровья» по организации работы школьных кабинетов мониторинга здоровья с целью отслеживания результатов медико-психологического сопровождения детей в школе;
  • расширять межведомственные связи системы образования и здравоохранения: по взаимодействию психолого-медико-педагогических консилиумов с учреждениями здравоохранения; созданию в учреждениях образования города служб охраны здоровья.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru