«Все считают, что директор школы хорошо живет
и только командует»
То, что на заседании «Большой восьмерки» взялись обсуждать здоровье детей в образовании, о многом говорит. Например, о том, что знания слишком дорого обходятся современным школьникам. И если к их физическому здоровью наконец-то подошли основательно,
то системность в лечении и предупреждении психологических проблем пока неочевидна, хотя известно: 30–40 процентов хронических заболеваний имеют психогенную основу. «Круглый стол» «Школа
без стресса»*, собравший членов администрации московских школ, чиновников, ученых и школьных психологов, – один из первых серьезных шагов в намерении придать этой проблеме широкое звучание. От стрессов страдают дети, учителя, директора и родители. Каждый
по-своему. О стрессовых факторах и борьбе с ними – Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета.
Первый стрессовый фактор, характеризующий образовательную среду современной школы, связан с приходом ребенка учиться. Это трудности адаптации. Они зависят от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают отличие сами дети, насколько первоклассник подготовлен к особенностям учебной деятельности, к новым по форме и содержанию отношениям с другими школьниками. Особые трудности испытывают плохо адаптированные дети.
Разрыв, связанный с переходом ребенка в школу, зафиксирован специалистами разных стран. Ими рекомендуется вести работу с детьми и родителями по адаптации. Причем не подравнивать малышей под общую планку, а понимать, что адаптационный период есть у всех, каждый ребенок проходит его с разным темпом и ритмом, неодинаково в разных пространствах.
Это очень важный фактор. Недаром его оценивают как самый существенный в сохранении «дружественной» образовательной среды.
Следующий фактор – перегрузки в школе – пришел к нам еще в прошлом веке и до сих пор остается очень значимым. Много негатива несет структура содержания учебных предметов. При многопредметности обучения для ребенка – проблема «прыгать» по содержаниям нескольких дисциплин, ему трудно переключаться. Но мало что делается по изменению этого.
Мы должны понимать: трудность усвоения содержания не всегда продиктована неумением ребенка что-либо сделать, а в основном организацией учебной деятельности. И учителя обязаны быть лояльны к тому, как подать содержание, чтобы не надрывать детей и не делать свой предмет самым важным для ребенка. Давайте понимать его возможности.
Психологические службы часто сталкиваются с травмирующим фактором давления со стороны учителя, добивающегося признания своего урока главным. Ученик ставится в позицию исполнителя отведенной ему учителем роли. И если это происходит хотя бы с двумя предметами, у ученика возникают стрессы.
Из второго фактора вытекает третий – острая нехватка времени, цейтнот. Его создают нагрузки, неэффективные методы учебной работы и ориентация на количественные показатели. Недопустимо за количественными показателями упускать возможности, способности и склонности самих детей.
В процессе обучения на ребенка неизбежно оказывается внешнее давление, которому ему приходится противостоять. Эта способность зависит от возрастного и личностного развития детей, умения ребенка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
На различных конференциях широко обсуждается соревновательность, приводящая к ориентации учащихся на высокий показатель. В таких условиях отношения между успешными и отстающими детьми могут стать враждебными, легко развивается негативное представление о собственной личности или формируется заниженная самооценка. Дети смиряются с ролью неудачников и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Нередко учителя сами подогревают эту ситуацию, что вредно сказывается на психическом развитии детей. Надо очень внимательно следить за наличием соревновательности. Я подчеркиваю исключительную значимость этого фактора: он является серьезнейшим противником эффективной образовательной среды.
Кроме того, невоспитанные и неврастеничные учителя подавляют ребенка враждебной пренебрежительностью, скептическим отношением, несдержанностью, грубым поведением.
Другой фактор тоже на виду: отсутствие дружеских отношений, неприятие детским коллективом. Оскорбления, издевательства, угрозы, принуждение к неприглядной деятельности… Подобное чаще происходит среди детей подросткового возраста. Поэтому те, кто работает в средней и старшей школе, должны учитывать взаимосвязь между происходящим в детских коллективах и состоянием психического и физического здоровья ученика.
В нашей психологической службе больше половины случаев обращения по предсуицидным ситуациям с детьми связано с потерей старых друзей или любимого человека. В детском возрасте это равносильно обрушению всего мира и ведет к серьезным расстройствам. И, следовательно, данный фактор я выделяю как особо значимый для сохранения безопасной и комфортной образовательной среды.
Взрослые участники образовательного процесса тоже подвержены стрессам. Давайте посмотрим, какие факторы влияют на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования (по результатам комплексного исследования, проводившегося Федерацией психологов России совместно с Ассоциацией психологов Германии по заданию Центра развития русского языка).
В исследованиях, проведенных среди учителей, показатели зашкаливают за 90 процентов в двух случаях. Во-первых, педагоги отмечают как стрессовый фактор отсутствие их права на ошибку. Очень часто руководитель образовательного учреждения заявляет: «Ну не может учитель ошибаться!», а для учителя это мнение разрушающее.
Второй фактор имеет корни в социально-экономической ситуации. В исследовании он назван недостатком положительного стимулирования. Причем не имеется в виду одно лишь финансовое стимулирование. Не совсем верно рассуждают те, кто говорит: «Дайте педагогам хорошую зарплату, тогда у них не будет стресса». И тем не менее положительное стимулирование учителя выделяется как весьма значимый фактор.
Серьезным фактором является неудовлетворенность профессиональным статусом. По Москве процент гораздо ниже, но при этом страх потерять работу у московского педагога гораздо сильнее выражен, то есть большинством учителей профессия ценится.
Психологические трудности испытывают, как ни странно, психологи. Из всех факторов самым негативным они назвали рутинную бумажную работу. Перегруженность всякими отчетами отрицательно влияет на их деятельность.
Кроме того, нет стандартного психологического инструментария, с помощью которого оценивается деятельность детей и вообще психологическая эффективность образовательной ситуации. Это удивительно, потому что в любой стране психологические службы имеют нормативный инструментарий. А если вы зайдете в две соседние школы в России, уверяю вас: вы найдете значительное рассогласование.
Теперь о такой забытой категории, как управленцы.
- Перегрузка – 95 %
- Конфликтные ситуации – 89 %
- Частые проверки вышестоящими организациями – 87 %
- Предъявление противоречивых требований – 67 %
- Нововведения и частые изменения в образовательных программах – 53 %
- Неудовлетворенность социальным статусом – 52 %
Все считают, что директор школы – человек, который хорошо живет и только командует. А директора тем временем ощущают перегрузку: судя по ответам, они перегружены в 95 процентах случаев. При возложенной на них ответственности и огромном объеме бумажной работы этот фактор влияет на эффективность. Кстати, нагрузка сказывается не на одних директорах, но и на начальниках рангом выше.
Точно таким же фактором для директоров школ являются конфликтные ситуации. И выход видится в распределении нагрузки совместно со школьными психологами. Например, в Москве скоро будет начата их специальная подготовка по конфликтологии в системе повышения квалификации.
Обратите внимание: работа с конфликтами – необычайно сложная и большая. И мы практически не владеем этим. В Хьюстоне прошла встреча русских специалистов с психологами, которые помогали преодолевать последствия новоорлеанской катастрофы. Выяснилось, что наибольшую пользу смогли принести именно детские психологи. Их помощь силовикам, управленцам в конфликтной ситуации имеет исключительное значение.
Она же позволяет успокаивать родителей. Поэтому необходима работа психолога в этой среде, возможно, какой-то психологический родительский всеобуч.
В чем родители видят опасность образовательной среды? Конечно, волнуют школьные перегрузки. И все равно бегут в школу и спрашивают: нельзя ли второй и третий иностранный язык выучить?.. Как родителям им жалко детей, но против запросов современного мира не пойдешь. Здесь нужно работать индивидуально, объяснять возможности ребенка и склонять родителей выйти из состояния оппозиции к школе и стать реальными участниками образовательной ситуации.
Системной работы по минимизации стрессовых факторов, к сожалению, нигде не проводится. Звучат дельные предложения: в работе по основным направлениям этой деятельности объединить чиновников всех уровней, науку, подключить систему повышения квалификации.
Подчеркну такое направление, как адресная помощь ребенку в решении актуальных задач. При всех глобальных школьных мероприятиях никак нельзя забывать о конкретном ученике. Какой учитель самый любимый в школе? Тот, кто знает всех детей по характеру, и он фактически дирижер маленького человеческого оркестра. Если педагог встанет на позицию адресной помощи, то никогда не будет называть свой предмет главным в жизни, не станет выбивать из ученика количественного показателя. Проблема оценки тогда вообще нивелируется.
Когда я был в Германии, то попросил показать школу, где минимально число конфликтов. Директор той школы, куда меня привезли, системно занимается преодолением конфликтов в образовательной среде. К примеру, у него учатся эмигранты из России, Украины и Казахстана. Специальный человек занимается организацией совместной деятельности немецких и русскоговорящих детей – и в учебное время, и после уроков. Обязательно привлечение к этому общению родителей. Я видел план такой работы. В одной ли их школе системно строят комфортную образовательную среду? Ответили, что везде. В частности, решение проблемы межэтнических отношений вылилось в целое движение.
И тогда я задал себе вопрос: есть ли у нас, где дети-мигранты частое явление, специальная работа? Нет. Каждая школа наедине с собой. А ведь во многих из них учатся мигранты. Более того, до 12 лет ребенок проявляет один характер, после – другой. Конфликты также возникают между маленьким человеком, постепенно становящимся москвичом, и его семьей… Ситуация взрывоопасна, она может вспыхнуть в любой момент.
Следующая позиция – предупреждение возникновения деструктивных проблем обучения и развития детей не только в школе, но и в семье. В школах вводятся «паспорта здоровья». Не спорю, очень полезная вещь. Но паспорт часто не учитывает многих показателей, которые связаны с самим ребенком: что с ним происходит, что у него тяжелого на душе? Ученик может быть абсолютно здоров физически и при этом находится в ситуации стресса и, возможно, близок к совсем плохому состоянию. Заметьте, от хороших учителей можно услышать фразу: «Я знаю этого ребенка по жизни».
И мы ориентируем школьных психологов на личностно ориентированные технологии. Разговор психолога с ребенком и родителем – всегда индивидуальный акт, почти психотерапия. Надо понимать, что доверительная беседа – один из важнейших методов. Мы плохо к этому приспособлены.
Я предложил бы систему модулей повышения квалификации для педагогов-психологов и управленцев по организации и развитию образовательной среды. И должна повышаться психологическая культура людей в целом. Когда тебе плохо, ты звонишь по 01, а когда тебе ТАК плохо, ты звонишь в психологическую службу. Однако пока звонящие не умеют правильно обрисовать то, что с ними происходит, не знают, что именно спросить. Также возрастает число обращений детей и родителей, особенно в начальной школе, к учителям и директорам.
А готовы ли они помочь?
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
* Организаторы «круглого стола» – Департамент образования г. Москвы, Западное окружное управление образования.
|