Школьный «Наполеон»
Как сделать школу открытой для родителей,
интересной для ребенка и нужной для учителя?
Уважаемые читатели! В № 4/2006 нашей газеты мы рассказали о проекте «Школа Синергия» в Южном учебном округе Москвы. После той публикации начались звонки. Люди стали интересоваться работой в рамках проекта. Как это организовано, что для этого нужно, с чего начинать…
Из ответов на вопросы у нас и родилась серия статей, которую мы начинаем сегодня. Рассказывать о проекте станет сам автор, поэтому вся информация у вас будет из первых рук. Автору также хотелось бы вовлечь вас, читателей, в обсуждение проблем проекта. Поэтому в конце каждой статьи будут сформулированы вопросы, на которые пока нет однозначных ответов. Возможно, вам интересно принять участие в их обсуждении или поделиться своим опытом.
Начнем наш сегодняшний разговор с того, как родилась идея «Школы Синергия».
Представьте, что вы у истоков большого дела. На первых порах в голове броуновское движение мыслей, и, чтобы начать действовать, нужно все расставить по своим местам. В нашем случае элементами броуновского движения были:
- школы, в которых с 2000 года стала появляться компьютерная техника (хотя пока это, конечно, капля в море: по одному компьютерному классу в школе);
- появление бесплатного выхода в Интернет, но отсутствие локальных вычислительных сетей, чтобы Интернетом мог пользоваться каждый учитель;
- программное обеспечение для учебного процесса в подавляющем большинстве случаев не ориентировано на конкретного пользователя;
- учитель приобщается к информационным технологиям в меру своего любопытства и реальных возможностей;
- рыночные отношения в стране изменили стиль жизни каждого, а школа свое отношение к этим переменам не сформировала. В итоге – семья уже живет по новым правилам, а в школе – все по старинке. И как в этой ситуации быть ребенку?
- мобильные телефоны вытеснили письма. Экономя деньги, мы общаемся очень сжато и конструктивно;
- русский Интернет растет с такой скоростью, что мы не успеваем это осмыслить и понять;
- в 80 процентах семей появились домашние компьютеры. При этом на вопрос к родителям: «Зачем вам компьютер?» – внятно и конструктивно ответят только 10 процентов. Мы проводили такой опрос.
Вот из такой «каши» мыслей, основанных на реальности, мы стали пробовать создавать что-то понятное и полезное.
Первым делом сосредоточились на поиске ответа на вопрос: как за счет домашних компьютеров, имеющихся в семьях, восполнить их нехватку в самой школе? Что первое (и некриминальное) приходит вам в голову? Дистанционное образование. Именно это пришло в голову бизнесу, который работает в сфере IT-технологий. По статистике, этой услугой воспользовались менее одного процента школьников. А сколько семей имеют компьютеры? 80 процентов! Так почему же дистанционное образование не стало массовым? Потому что этот один процент школьников – инициатива отдельной семьи в новых условиях существования. И семей таких, ясное дело, совсем не много. Таким образом, эту мысль мы развивать не стали. Но использовали некоторые выводы для дальнейшего движения.
И задали себе второй вопрос: как самая обычная общеобразовательная школа может использовать хотя бы 50 процентов домашних компьютеров? Очень просто: школа должна создать условия, при которых родители будут выполнять понятные и доступные им без лишних усилий правила. Причем желательно, чтобы они делали это не с помощью силовых методов убеждения, а мотивированно.
Отсюда – шаг третий. Ищем мотив. Все-таки большая часть родителей особенно на первых порах всерьез думает об образовании собственных детей. При этом и школа, и средства массовой информации убеждают родителей в неограниченных возможностях выбора программ, учебников. Но попробуйте провести опрос среди пап и мам, что они знают об этом. Как они могут выбрать для своего любимого ребенка ту самую нужную ему программу обучения? Мы не получили ни одного внятного ответа, проведя опрос среди 600 родителей будущих первоклассников.
В чем же дело? Родители хотят разобраться в обилии информации и услышать внятные аргументы от учителя школы, в которую они собираются отдать ребенка.
Первое (родительское) «хочу» было выявлено сразу: знать, как и чему учить ребенка. Как школа может эти знания донести до родителя? Родительское собрание раз в четверть? Консультации утром, когда учитель встречает детей? Стояние под дверью класса в надежде привлечь к себе внимание учителя?.. Оставим эти способы без комментариев. И второе (уже наше) «хочу»: предоставить эти знания родителям со стороны школы. Тут, правда, придется поработать уже с учителем, но ситуация не показалась нам безнадежной. Пробудить интерес учителя к общению с родителями – дело времени, терпения и способов воздействия (не подумайте о чем-нибудь плохом). О том, как нам это удалось, расскажем в отдельной статье.
А теперь – несколько высказываний, которые нам кажутся вполне уместными.
Современное общество – это общество, интенсивно формирующее компьютерную информационную среду обитания. Отличительной особенностью этой среды стал открытый и легкий доступ к информационным ресурсам, использование их в любой сфере деятельности, в том числе и образовательной.
Объединяя педагогические и информационные технологии, можно совершенствовать образовательный процесс.
Вовлекая родителей учащихся, наиболее заинтересованных в результатах обучения, в процесс получения детьми образования, можно сделать этот процесс наиболее эффективным, открытым и понятным.
Таким образом, выявленные нами «хочу» обеих сторон в деле образования детей могут быть реализованы на практике с помощью информационных технологий.
Вы сейчас подумали: «Все понятно, мы это уже делаем. У нас есть школьный сайт». Да, идея именно в сайте – как месте и технологии общения. НО!.. Менее одного процента школьных сайтов выполняют в той или иной степени эту задачу. Если у вашей школы есть сайт, посмотрите внимательно его материалы. И постарайтесь честно ответить себе как руководителю образовательного учреждения, для чего и кого он предназначен.
Выскажу собственную точку зрения на этот волнующий меня вопрос. Создать сайт – дело, безусловно, интересное для детей, которые могут его «построить» вместе с учителем информатики. На этом этапе главное – применение знаний в области информационных технологий. А что дальше?
Чтобы сайт отражал все сферы деятельности школы, необходимы такие человеческие и финансовые затраты, которых в подавляющем большинстве образовательных учреждений сегодня нет. Для того чтобы на сайте встретились родители и учителя и им было о чем поговорить, чтобы каждый услышал то, что ему хочется понять, – необходимо приложить серьезные усилия. Поэтому мы в своем проекте открыли сайт «Школы Синергия» не для одной школы, а для более чем 100 школ Южного округа столицы. Так, на 1 сентября 2006 года в нашем проекте участвуют 336 классов из 115 школ округа. О создании и работе сайта и о тех человеческих и финансовых затратах, которые у нас были, мы поговорим позже. А пока отметим лишь, что пошли мы на этот шаг (общий сайт для школ) потому, что при таком подходе у школ не болит голова о том, как самим сделать сайт, поддерживать его и научить родителей и учителей им пользоваться. Все эти задачи в нашем случае решаем мы – организаторы проекта «Школа Синергия». Так что можно сказать: мы выполняем социальный заказ.
Наша схема такова. Семья, имея дома компьютер, который подключен к сети Интернет, регистрируется в «Школе Синергия». Учитель имеет на своем рабочем месте компьютер, который тоже подключен к Интернету. Есть контакт!
Наш сайт, как торт «Наполеон», состоит из нескольких слоев – уровней общения. Ведь столько школ, родителей и учителей должны жить в этой огромной коммунальной квартире, не сталкиваясь в длинном коридоре, не ожидая очереди в туалет и не готовя на одной плите в одно время! Система паролей разводит всех участников по своим уровням, но при этом для всех открыты «места общего пользования», где можно обсудить проблемы, которые интересны всем.
На первый уровень сайта имеют доступ все участники «Школы Синергия». Здесь размещена информация о содержании обучения и воспитания учащихся начальной школы (наш проект пока охватывает только начальную школу). Есть общий форум, страницы специалистов – психолога, врача, логопеда, омбудсмена, методиста. Все участвуют в объявленных конкурсах. Отдельно – страница семейного досуга и многое другое. Тем, кому будет интересно познакомиться с этой частью сайта, мы предоставим такую возможность.
На втором уровне собираются родители одной, конкретной школы. На этом уровне администрация школы размещает наиболее востребованную информацию: устав образовательного учреждения; организация питания школьников; режим работы групп продленного дня; расписание работы групп дополнительного образования; меры безопасности и условия их выполнения и т.д.
Третий уровень – это информационное пространство одного класса. Здесь царь и бог – учитель. Самое главное тут – возможность общения учителя с родителями своих учеников по всем вопросам обучения и воспитания.
Четвертый уровень – конфиденциальная информация только о своем любимом ребенке. Тут и электронный журнал, в котором учитель ставит не только оценки, но и – самое главное – комментирует их для родителей (на эту тему мы обязательно поведем большой профессиональный разговор. – Прим. автора).
Но, конечно, для того чтобы общение на сайте состоялось, необходимо проделать большую работу по обучению как родителей, так и учителей. Об учителях мы поговорим позже. А с родителями одновременно и легко, и сложно. Кому-то надо помочь подключить и настроить Интернет. Кто-то идет на краткосрочные курсы в школу, где учится его ребенок. А некоторые дают нам советы, как лучше обустроить наш сайт. В течение года эти проблемы решаются по мере их поступления.
Содержание проекта не ограничивается только работой сайта. Мы учим учителей наблюдать за детьми и непременно писать письмо родителям раз в месяц. И это самое трудное во всем проекте. Ведь за месяц надо написать около 20 писем, при этом одно не может быть похоже на другое, так как нет двух одинаковых детей.
В конце прошлого учебного года к нам пришла мама первоклассника с огромным букетом цветов и со слезами радости. Она принесла красивую папку, в которой было 9 писем учителя ее ребенка. «Я перечитываю эти письма и проживаю целый год с его победами и неудачами. Я вижу его глазами нашей талантливой учительницы – написать такое, не любя ребенка, нельзя!» – это один из самых серьезных результатов работы нашего проекта.
Отдельно скажу: одно из направлений проекта связано с тем, что совместно с компанией «Кирилл и Мефодий» мы cтали создавать компьютерные диски по программе начальной школы и таким образом домашний компьютер оказался важным и для ребенка. Начав работу, мы стали понимать, какой диск нужен ребенку, как он должен и может работать с ним дома и в классе. 300 учителей наших школ приняли эти диски в качестве отличного учебного пособия!
Заканчивая наше первое общение, хочу задать вопрос, ответ на который мы пока ищем методом проб и ошибок. Как убрать у родителя чувство страха в процессе общения с учителем? Я имею в виду негативную недосказанность в адрес школы. А если этого не сделать, то страдать будет ребенок…
Для всех, кто хочет принять участие в обсуждении нашего проекта, сообщаю электронный адрес: sinergi-info@rambler.ru
Продолжение следует
Наталия ОВЧИННИКОВА, руководитель проекта «Школа Синергия», Южный учебный округ, г. Москва
|