Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2006

Коллектив

Танцуют все!

Педагогический коллектив школы, как и любой другой социальный организм, зарождается, живет и развивается. А иногда – разрушается и умирает. То, что с ним происходит, зависит от всех сотрудников, но в первую очередь, конечно, от администрации учебного заведения, от умения директора подобрать нужных людей и помочь тем, кто работает в школе, лучше понять друг друга. Многие делают это интуитивно: «Просто понимаю, что этот учитель не сможет работать в моей школе, и не беру его», – говорят директора этого типа. Другие – осознанно: «Обязательно задаю вновь пришедшему человеку несколько вопросов. В зависимости от ответов принимаю или нет». Единого рецепта, пожалуй, нет…

Школы дружные и не очень

Отношения педагогов часто бывают сложными. Внешняя приветливость и доброжелательность далеко не всегда свидетельствуют о по-настоящему хорошем отношении друг к другу. Мне удалось посетить много школ и в России, и за рубежом, и я заметила, что реальные взаимоотношения ярче всего проявляются во время учительских праздников – «корпоративных вечеринок», если, конечно, школу можно назвать корпорацией.

Есть школы, в которых на праздники приходят все (или почти все) учителя. Интересно наблюдать за такими коллективами. Бурные дебаты на педагогические темы внезапно сменяются чисто дружеским общением: учителя превращаются в задорных подростков, готовых подшучивать друг над другом без устали. Вечеринки в таких школах редко сводятся к банальному застолью. Педагоги разыгрывают комические сценки, проводят веселые конкурсы, лотереи... В целом модель педагогической вечеринки в таких школах похожа на отлично организованный «огонек», который проводится в дружном классе. Только в первых рядах массовиков-затейников выступает не классный руководитель, а директор и его заместители. Они умеют смеяться над собой, а коллеги с удовольствием делают их героями только что сочиненных антре¬приз.

В других школах учителя делают все, чтобы не посещать общие мероприятия, даже те, которые сопровождаются музыкой и праздничным столом. На таких праздниках всем откровенно скучно, но самое главное даже не в этом. Дело в том, что людям трудно делать вид, что им весело и интересно рядом с теми, кто тебя контролирует и проверяет, кто в течение рабочего дня подчеркивает разницу между начальником и подчиненным. В этих школах нет коллег, отвечающих за свои участки в общем – сложном и важном – деле. Есть только начальники, которые всегда правы, и все остальные. Можно ли веселиться в такой компании? Плохо всем: и администрации, и учителям, и гостям.

Проведением учительского праздника нельзя сплотить педагогический коллектив – учителя слишком чутки к фальши в общении, к различного рода манипуляциям людьми. Не забывайте, что общение – важная (если не важнейшая) часть их профессии. И манипулировать людьми учителя тоже умеют.

Таким образом, качество школьного учительского праздника – довольно точный показатель наличия или отсутствия сложившегося педагогического коллектива.

Танцы

Замечали ли вы, насколько разнообразно ведут себя учителя на детских дискотеках? Некоторые обязательно, хоть на один танец, присоединяются к своим ученикам. Другие никогда этого не делают, ни при каких условиях, даже если их приглашают ребята.

Вполне возможно, что многие не согласятся с выводом, к которому я пришла, в течение многих лет наблюдая за тем, как танцуют учителя, – это мое личное мнение, никакими специальными исследованиями не подтвержденное: творчески работающие учителя любят танцевать, причем не просто двигаются под музыку, а создают из этих движений танец.

Другой вопрос, нравится ли их танец окружающим... Как правило, да; иногда к этому танцу другие относятся с иронией; часто – подшучивают над постоянным стремлением создавать сценические образы под поп-музыку. Бывает по-всякому. Но если несколько раз над таким человеком неудачно пошутить, это может навсегда отбить желание танцевать.

Тем не менее, если бы меня попросили быстро отобрать педагогов, претендующих на работу в инновационной школе, я не стала бы проводить долгие собеседования, а пригласила бы всех потанцевать.

По тому, как движется человек, можно многое о нем узнать. Насколько для него важно, что о нем думают окружающие? Развита ли у него фантазия? Способен ли шутить над собой? Согласитесь, все это немаловажные качества для учителя. Жаль, такой тест нельзя провести в реальности: каждый нанимающийся на работу учитель приходит отдельно, не будешь же для всех проводить дискотеки! Но вот понаблюдать за учителями во время какого-либо школьного праздника можно...

Хобби

Пожалуй, наличие хобби – еще один нестандартный признак интересного учителя. И директора, между прочим. Убеждена: человек будет интересен детям и коллегам только в том случае, если он сам по себе интересный человек, если он способен чем-то увлекаться вне школы и увлекать других. Таким хобби может быть что угодно: пение под гитару, выращивание домашних растений, приготовление оригинальных блюд. А есть и такие люди, для которых педагогика является не только работой, но и хобби, – и это бывает не менее интересно и для них, и для окружающих.

Расскажу о традиции, с которой я познакомилась в одной маленькой школе в Дании. Коллектив там действительно небольшой: около ста ребят и примерно 20 учителей. Общие сборы проводятся регулярно. В основном обсуждаются текущие проблемы, которые нужно решить демократическим путем. Но раз в месяц на этих сборах кто-нибудь из учителей рассказывает о своем хобби. Сбор длится примерно час. Казалось бы, ничего трудного для педагога: продержать внимание слушателей (и взрослых, и детей) в течение такого небольшого времени.

Однако подготовка учителя к подобному сбору бывает гораздо более серьезной, чем к уроку. Хобби – это не то, что «проходится» по программе, не материал, за знание которого можно поставить отметку. Это – твоя любовь, о которой ты можешь рассказать своим ученикам и коллегам. А они имеют полное право как заинтересоваться, так и откровенно не дослушать до конца.

Один учитель рассказал мне, что, готовя свой репортаж о знакомой музыкальной группе, которой увлекался несколько лет, он просидел в библиотеке около месяца – искал такие интересные факты биографии музыкантов, которые могли бы заинтересовать всех слушателей. Другой учитель снял целый документальный фильм о своем хобби – парусном спорте и представил его на общем сборе.

Я тоже смотрела этот фильм, сидя в спортивном зале на матах рядом с 14-летними мальчишками – учениками этого педагога. Они были заворожены тем, что увидели, и, думаю, их уважение к этому педагогу выросло за тот час, что они слушали о его морских приключениях.

А есть ли хобби у вас? Знают ли о нем коллеги? Ученики? Кстати, а на учительских праздниках вы танцуете? Поете? А может быть, еще и рисуете дружеские шаржи? Тогда учителям, работающим рядом с вами, можно только позавидовать...

Ольга ЛЕОНТЬЕВА, к.п.н.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Gold Media Group». В широкий спектр предложений компании «Gold Media Group» входит полный комплекс услуг по созданию корпоративных фильмов. Выгодные цены, использование современного оборудования и технологий, профессионализм и опыт специалистов компании «Gold Media Group» являются гарантом того, что выполненные корпоративные фильмы удовлетворят требованиям даже самого взыскательного клиента. Узнать, сколько стоит корпоративный фильм и подробно ознакомиться с другими предоставляемыми услугами можно на официальном сайте компании «Gold Media Group», который располагается по адресу www.G-MG.ru

Рейтинг@Mail.ru