Четыре соглашения
Дети могут быть приручены так же, как мы приручаем собаку, кошку или любое другое животное. Чтобы научить собаку, мы наказываем ее или награждаем. Мы обучаем наших детей, которые так дороги нам, так же, как приручаем животных: через систему наказаний и поощрений.
Дон Мигель Руис. Четыре соглашения
Если вы хотите узнать больше о себе, проведите некоторое время с маленькими детьми. Мне не хотелось бы использовать слово «обучать», потому что, по моему опыту, маленькие дети противятся обучению. «Учиться» – другое дело. Маленькие дети живут, чтобы учиться. Или, иначе говоря, жизнь для них – это постоянное изучение окружающей действительности.
Дон Мигель Руис пишет, что маленькие дети – дикие, в смысле неприрученные. Они такие же дикие, как ветер. И это подсказывает нам, как достичь их внимания. Если вы знакомы с баснями Эзопа, то должны помнить, что случилось с могучим дубом. Он был вырван с корнем и разбит бурей, в то время как камыш выстоял, потому что гнулся под ветром. Имея дело с детьми, вы обязательно должны уметь гнуться, как камыш. Чем больше мы утверждаем себя с позиции силы, тем меньше мы на самом деле достигаем.
Конечно, это не вполне верно.
Взрослые – больше и сильнее детей. Мы можем использовать угрозы, устрашение и даже насилие, чтобы сдерживать и контролировать детей. Мы можем поймать их свободный дух в бутылку и запечатать там. Мы можем заставить детей подчиниться. Но взгляните на мир, и вы увидите результат этого. Данная заметка о том, как учителя должны вести себя с детьми. И поскольку книга Дона Мигеля Руиса все еще свежа в моей памяти, используя его модель четырех соглашений, я попробовал составить свою.
Соглашение первое:
будьте верны своему слову
Маленькие дети находятся в процессе познания мира. Все что угодно может стать для них источником восхищения. Естественно, они смотрят наверх и стремятся подражать взрослым вокруг них. Соответственно мы, взрослые, должны заботиться о том, какое впечатление производим. Если мы хотим, чтобы наши дети были честными и заслуживающими доверия, мы сами должны быть честными и заслуживающими доверия. Например, если мы пообещали им поиграть в какую-то игру в следующий раз, мы должны поиграть. Если мы обещаем что-то, мы должны сдержать слово. Нужно удержаться от искушения манипулировать ими и сбивать их с толку, чтобы достичь нужного нам результата. Более того, мы должны быть очень осторожными даже тогда, когда рассказываем им что-то. Если честно, идея манипулировать детьми – говоря им, что они должны вести себя хорошо, иначе Санта не принесет подарков, – кажется мне ужасной.
Соглашение второе:
не принимайте ничего на свой счет
Маленькие дети постоянно растут и меняются. Они также постоянно экспериментируют, чтобы больше узнать о мире вокруг себя. Как учитель я готовлю материал, который, как мне кажется, будет им интересен. Иногда это так, иногда нет. Это нужно принять. Не важно, как тщательно я готовился, сколько времени потратил на выбор материала: если детям это неинтересно, то тут уж ничего не поделать. Не нужно чувствовать, что ваши усилия пропали даром. Возможно, этот материал пригодится в другой раз.
Это значит, что, даже если мы планируем наши уроки, не нужно слепо придерживаться выработанного плана, если что-то идет не так. Я считаю, что лучший план содержит множество мелких независимых компонентов. Они могут складываться в последовательность, но сам план должен быть достаточно гибок, чтобы его можно было использовать, не принуждая детей делать то, что им неинтересно.
Очень важно понять, что, даже если ребенок бегает по классу, это не значит, что ему неинтересен предмет урока. Точнее, это может значить, а может и нет. Только наблюдая за детьми, лучше узнавая их, вы научитесь распознавать их истинное отношение. Так что в один день вы решите все-таки придерживаться плана, а в другой – откажетесь от него и займетесь чем-то еще. Это навык, который приходит с опытом. Но для этого нужно оставить личные амбиции в стороне.
Соглашение третье: не стройте догадок
До определенной степени любое планирование основано на догадках. Однако важно не «типизировать» детей. Когда мы отталкиваемся от предположения, что дети поведут себя так, а не иначе в определенной ситуации, мы транслируем собственные ожидания. Дети чувствительны к этому и стараются вести себя соответственно. Если мы предположим, что кто-то из детей начнет хулиганить, он скорее всего постарается не разочаровать нас. Соответственно очень важно сохранять позитивное отношение ко всем детям. Это не значит, что мы должны мириться с плохим поведением, однако всегда нужно выяснять, что стало его причиной.
Более проблематично, когда маленькие дети начинают драться из-за игрушек. Мой собственный опыт учит, что избежать этого помогает принцип временного владения. Я устанавливаю таймер на очень короткий промежуток времени – 20 секунд или около того – и убеждаю детей брать игрушку по очереди. И вновь главная идея – превратить проблему в игру. Не всегда эта стратегия работает. Как-то две девчушки поспорили из-за книги. Я выбросил ее в мусорную корзину, и тогда обе расплакались. Я достал книгу и снова попытался привести их к соглашению. Не получилось, так что я прибег к крайнему средству: предложил порвать книгу на две части. Ни одна из них не захотела этого (да и мне не хотелось тоже), но помирить их так и не удалось, и я просто удалил книгу из класса. Оглядываясь назад, я думаю, что наибольший воспитательный эффект получился бы, если бы я все-таки порвал книгу надвое.
Заметьте, что я использовал силу, что как будто противоречит моим первоначальным словам. Однако я не вынуждал их обязательно сделать по-моему. Я не делал предположений относительно их поведения и не обвинял ни одну из них; я просто попытался показать им, что такое поведение недопустимо, и предложил альтернативу.
Соглашение четвертое:
всегда делайте все, что в ваших силах
Конечно, важно понимать, что то, на что мы способны, варьируется день ото дня. То, что я могу сделать будучи простужен, совсем не то, на что я способен, когда здоров и полон жизни. Но развивая привычку делать все, что в наших силах, мы более склонны пробовать нетрадиционные решения, быть инновационными и получать удовольствие от нашей деятельности. Также мы служим примером для подрастающего поколения. В конце концов, самосовершенствование происходит не тогда, когда мы сравниваем себя с другими, а когда мы сравниваем себя с собой.
Крис ХАНТ
Перевод Юлии МИФАЕВОЙ
|